рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальное

Социальное - раздел Транспорт, Главы, написанные данными авторами, подготовлены нри поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФФИ №99-06-80513 Что Отличает Любое Человеческое Взаимодействие, Любую Чело­веческую Форму Кол...

Что отличает любое человеческое взаимодействие, любую чело­веческую форму коллективности от других сложных систем, от животной стаи в том числе? Чем отличается любое социальное де­яние человека от любого действия животного? В данном параграфе мы постараемся разъяснить и по возможности описать понятие «со­циальное» — то, что является первопричиной, постоянно присут­ствующей в каждой клеточке, фрагменте социальной жизни.

Проблема социального проходит через всю историю социаль­ной мысли. При ее рассмотрении чаще всего делается акцент на

99


том, что социальное — это эффект, возникающий в результате вза-* имодействия индивидов. Но, как мы уже упоминали, совместные действия присущи и стадным сообществам животных. По этой же причине можно усомниться в корректности и другого мнения, со­гласно которому социальное обусловлено природой человека, яв­ляется своеобразным эквивалентом проявления чувства привязан­ности, притяжения. В этом случае, к тому же, размывается разли­чие между социальным и животно-инстинктивным. Справедливо усматривая серьезные упущения, некорректность предыдущих под­ходов, представители «социологизма» (прежде всего Э. Дюркгейм) трактовали социальное как особую суть, особую внеживую реаль­ность.

Как видим, описать социальное полно и точно — задача слож­ная. Сознание, как отмечалось, способствует формированию соци­альной формы регуляции жизни благодаря способности человека про­гнозировать последствия для себя и других планируемых действий, способности побуждать себя к действиям или воздерживаться от них и т.д. Что же дает синтез этих эффектов, пронизывающий, как всепроникающий эфир, всю социальную жизнь?

На наш взгляд, М. Вебер, выделив в качестве квинтэссенции социальной жизни «ожидание» (т.е. ориентацию на ответную реак­цию), а еще точнее, «ожидание ожидания ожидания», в большей мере, чем другие, приблизился к пониманию социального как не­кого эмерджентного (т.е. внезапно возникающего) эффекта «маг­нитного поля*.

Что же такое «ожидание ожидания ожидания» и что оно порож­дает?

Ежедневно, входя в различные взаимодействия с людьми, мы осознанно или неосознанно постоянно реализуем собственные ожидания того, что другие люди будут выполнять определенные обязательства и соответствующие действия. А они, в свою очередь, ожидают, что от них ожидают выполнения данных действий. Идя на работу, мы надеемся (точнее, настолько уверены, что даже не задумываемся над этим), что работники общественного транспор­та выполнят свои профессиональные обязанности. Ученый, созда­вая книгу или проводя эксперименты, ожидает, что его усилия будут оценены коллегами по достоинству. Более или менее значи­мое действие не может состояться, если человек не ожидает (пер­вое ожидание) с достаточной уверенностью, что другие люди ожи­дают (второе ожидание) от негр подобного действия и готовы от­реагировать на его действия так, как ожидает (третье ожидание) сам человек. Именно сопряженность взаимных ожиданий как свое­образных обязательств порождает «магнитное поле», особый «эфир», который обеспечивает конкретной личности предсказуемость по-

100


ведения окружающих, партнеров по социуму. Тем самым создают­ся необходимые стабильные, надежные условия для его существо­вания и развития в социуме.

Именно в сети таких сопряженных взаимных ожиданий можно строить и реализовывать реальные планы, не ожидая ни от кого подвоха или неожиданностей, поскольку реакции, действия окру­жающих индивида людей ожидаемы, предсказуемы.

• Итак, благодаря регуляции жизнедеятельности на основе вза­
имных (многократных) ожиданий-обязательств возникают: а) пред­
сказуемость, прогнозируемость; б) стабильность, надежность по­
ложения субъекта в среде себе подобных. И наоборот, при отсут­
ствии предсказуемости утрачиваются те преимущества, на которые
рассчитывает индивид в социуме. Люди чувствуют себя неуверен­
но, теряя стимулы к активной деятельности, им трудно планиро­
вать свои действия, на что-то рассчитывать, они ощущают упадок
моральных и творческих сил. '*

Конечно, даже в достаточно стабильной сети взаимных ожида­ний-обязательств возникают причины для неуверенности, беспо­койства, тревоги. Но мера непредсказуемости зависит от того, на­сколько велика «брешь» в данной сети. Социальные потрясения общества (революции, глубокие реформы), сопровождающиеся изменением сети взаимных ожиданий-обязательств, влекут за со­бой массовую непредсказуемость, неуверенность. Человеку трудно найти социальную поддержку. То же происходит и с отдельными людьми, которые разрывают систему своих ожиданий-обязательств по отношению к близким, сослуживцам и т.д. Подобные люди рез­ко дестабилизируют свою социальную ситуацию, лишаются тех преимуществ, на которые могли бы рассчитывать. Образно говоря, результаты реализации преимуществ социального — это не беспо­койный взгляд в неизведанное, а уверенность в предсказуемом, договоренном, отрегулированном.

• Каким же образом социум создает такую сеть взаимных ожи­
даний-обязательств, делающих возможными вероятностные про­
гнозы поведения партнеров? Что такое мораль, закон? Это, по сути,
правила игры в социуме, которые представляют собой своеобраз­
ные договоренности, разделяемые всеми взаимные обязательства,
в соответствии с которыми люди строят свою жизнь. Их наличие, с
одной стороны, направляет деяния человека в определенное рус­
ло, а с другой стороны, позволяет ему делать вероятностные про­
гнозы по поводу того, как оценят его поведение окружающие его
люди. Иначе говоря, мораль, закон1, традиции и т.д. — это своеоб­
разные узлы систем взаимных ожиданий, взаимных обязательств,
благодаря которым жизнь среди себе подобных становится пред­
сказуемой и надежной.

101


Что еще важнее в данном случае, социальное — это особый тип, форма регуляции поведения на основе опережающего прогноза поведе­ния окружающих (в том числе по отношению к самому субъекту дей­ствия), который возможен благодаря взаимным обязательствам, дого­воренностям.

Это суть социального.

• Взаимность ожиданий-обязательств составляет своеобразное невидимое «магнитное поле» социальной действительности, без которого невозможна экономика, политика и т.д. Деньги превра­щаются в простые бумажки, не имеющие никакой ценности. Ведь, по словам М. Вебера, человек принимает деньги потому, «что ори­ентирует свои действия на ожидания готовности со стороны мно­гочисленных незнакомых и неопределенных «других» в свою оче­редь принять их впоследствии в процессе обмена»*.

Итак, мы в экономику «впускаем» сознание, хотя еще недавно у нас не было сомнений, что в нее не может проникнуть что-то духовное, осмысленное, преднамеренное, т.е. ожидания, обязатель­ства и т.д. Но приглядимся повнимательнее. Казалось бы, отноше­ния собственности не зависят от сознания и сами определяют по­ведение людей. Однако все оказывается гораздо сложнее.

Рассмотрим собственность на землю — здесь никак не связана с сознанием лишь сама земля. Но в ней нет ни грана социального, поэтому она не интересует социологов, а является скорее предме­том исследования биологов, почвоведов и т.д. Что же касается соб­ственности по поводу земли, то это своеобразная система взаим­ных ожиданий, воплощающая признание другими людьми прав на эту землю, взаимно согласованных, регламентированных правил,, ко­торые люди сами разработали и обязались соблюдать. Собствен­ность придает человеку уверенность, что он может ею распорядиться, порождает ожидания, что другие люди защитят его от посягательств на его землю.

«Ожидание ожидания ожидания», или сознательная регуляция поведения людей на основе взаимных обязательств, делающих воз­можными взаимные вероятностные прогнозы поведения окружаю­щих, — казалось бы, незначительная, неприметная особенность человеческой жизни. А между тем именно она оказалась тем «золот­ником» («мал золотник, да дорог»), который породил эффект пред­сказуемости, прогнозируемости, что сделало возможным упорядо­ченность, интегрированность, сплоченность и т.д., т.е. новое со­стояние жизни — социальную жизнь. Именно взаимные ожидания-обязательства создали стабильную основу для личного творчества, сделали возможными целеполаганиё, а вместе с ним деятельность человека. Все эти свойства развивались, закреплялись, удержива-

* Вебер М. Избранные произведения, с. 625. 102


лись, передавались и могли быть востребованы лишь в «магнитном поле» взаимного притяжения людей и лишь на основе взаимных ожиданий-обязательств. Человек не сделал бы ни шага на пути сво­его развития, оставшись в плену инстинктов, если бы не возникло «магнитное поле» социального — система взаимных ожиданий-обя­зательств. На нем основаны социальные связи, государство, обра­зование, культура и экономика. Человеческая цивилизация, наука, искусство, техника, способы и навыки теоретической деятельнос­ти — все это было выработано, приобретено, передано одним по­колением другому благодаря этому незатейливому «золотнику».

* * *

Социальное качественно преобразует общие начала жизни че­ловека — они социализируются.

• Социализируется система потребностей человека, у которо­го природная программа жизнедеятельности (программа обмена ве-ществг сохранения и продолжения рода и т.д.) дополняется социо­культурной программой, обеспечивающей включение индивида в социум и его развитие в социуме, которая тоже жизненно неотвра­тима, т.е. формируется более богатая, в качественном отношении система потребностей.

Потребности, порожденные социокультурной программой, ни­
чуть не менее жизненны, естественны, чем витальные. Чувство го­
лода по своим естественным механизмам побуждения к действию в
общем мало отличается от чувства стыда, угрызений совести, ущем­
ленного достоинства — все эти чувства имеют и материальное про- *
явление: начинается активное поступление адреналина в кровь, в
результате чего мы испытываем раздражение, и т.д. _-

Существенные изменения претерпевают и материально-виталь­ные потребности, которые также социализируются, содержатель­но меняются (например, современный человек предпочитает есть не сырое мясо, а подвергнутое кулинарной обработке). При этом витальные потребности в определенной степени становятся под­властными моральным, эстетическим регуляторам. К тому же воз­никают материальные потребности, возможные лишь в социуме (приобретение телевизора, книг и др.).

Потребности человека многообразны, одна из лучших их клас­сификаций принадлежит А. Маслоу, известному американскому социальному психологу, который разделил потребности на базис­ные и производные (метапотребности). К числу последних он отнес потребность в справедливости, порядке и т.п. Метапотребности цен­ностно равны (т.е. не подвержены иерархии). Базисные потребнос­ти, напротив, располагаются, по убеждению А. Маслоу,.в соответ­ствии с определенной иерархией: 1) физиологические (потребнос­ти в продолжении рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отды-

103


хе); 2) потребности безопасности и качества жизни — так называ­емые экзистенциальные (в стабильности условий своего существо­вания, уверенности в завтрашнем дне, безопасности своего суще­ствования, гарантированной занятости и т.д.); 3) социальные по­требности (в привязанностях, принадлежности к коллективу, об­щении, заботе о других и внимании к себе, в участии в совместной трудовой деятельности); 4) потребности престижа (в уважении со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, признании и в высокой оценке); 5) потребности самореализации, творческо­го самовыражения.

Однако «пирамида потребностей» А. Маслоу подвергается серь­езной критике — в основном в силу того, что она пытается предло­жить универсальную иерархию потребностей, при которой выше­стоящая потребность во всех случаях не может стать актуальной, пока не удовлетворена предыдущая. Между тем данные социологи­ческих исследований свидетельствуют о том, что, к примеру, на­учными работниками потребность в самореализации рассматрива­ется как приоритетная, другим же потребностям может придавать­ся различное значение, а некоторые из них вообще на время могут выпасть из числа значимых ценностей.

Кроме того, многие другие вопросы могут быть объяснены лишь в том случае, если признать, что действия человека реализуют сра­зу несколько его потребностей. Следует также учесть, что иерархия потребностей определяется как культурой, общества, так и конк­ретной социальной ситуацией, в которую вовлечена личность, и, наконец, типом личности, ее приоритетами.

Становление системы потребностей современного человека — процесс длительный. В ходе эволюции поэтапно происходит пере­ход от безусловного доминирования витальных потребностей, при­сущего дикарю, к целостной многомерной системе потребностей современного человека. Личность все чаще не может, да и не хочет пренебрегать ни одной из своих потребностей в угоду другой. П. Сорокин усматривал в этом признаки становления новой циви­лизации, социокультурной суперсистемы.

Между тем формирование целостной многомерной системы по­требностей — это общая тенденция, которая довольно настойчиво пробивает себе путь, но проявляется сложно и противоречиво.

Так, на разных этапах развития личности степень ее ориентиро­ванности на удовлетворение материальных потребностей различна. Очень многое зависит, как уже отмечалось, от конкретной соци­альной ситуации, в которую вовлечена личность.

Своеобразным доказательством того, что в определенных соци­альных ситуациях люди определенного возраста вынуждены уде­лять первоочередное внимание удовлетворению материальных по-

104


требностей, являются результаты проведенных нами в 1997 г. со­циологических исследований московских учителей и преподавате­лей вузов. При опросе 1300 учителей (всех типов государственных школ) выявлено существенное различие в уровне их жизни в зави­симости от их возраста. Наиболее низкие показатели уровня жиз­ни семей опрошенных были выявлены у учителей в возрасте 31 года — 55 лет: 20,2% из них отметили, что им «часто не хватает средств на самое необходимое, даже на нормальное питание», а 51% — что питаются нормально, но могут приобрести только самую необходимую одежду, а приобретение бытовой техники уже ставит семью в достаточно затруднительное положение. Тем самым сум­марный показатель неудовлетворительного уровня жизни в этой возрастной категории составил 71,2% (среди учителей в возрасте до 25 лет — 47,6%, в возрасте от 25 до 30 лет— 57,2%). При этом углубленный анализ показал*, что именно учителя в возрасте 31 года — 55 лет имеют самую большую учебную нагрузку, получают более высокую зарплату, больше всех устают за рабочую неделю (60% отметили, что за неделю они так устают, что им не всегда в выходные дни удается восстанавливать силы, —сравним: среди тех, кому до 30 лет, так ответили до 40%).

Почему же у учителей этой возрастной категории, которые больше всех работают и имеют самые высокие заработки, отмечаются са­мые низкие показатели уровня жизни? Дело в том, что, к&к показал дополнительный анализ полученных данных, именно у учителей этого возраста постоянно нарастают затраты на детей. Подобная карти­на была выявлена и при опросе преподавателей московских ву­зов**.

Проведенные социологические исследования показывают, что материальное положение людей, создающих и содержащих семью, достаточно напряженно, поэтому у людей данного возраста можно ожидать повышенную ориентацию на удовлетворение материаль­ных потребностей. Сама социальная ситуация обусловливает подоб­ное положение.

Особую значимость приобретает влияние, которое оказывает культура общества на реализацию потребностей человека. Потреб­ности должны быть осознанны и осмысленны как цели деятельно­сти. На процесс осмысления потребностей решающее влияние ока­зывает принятая в данном обществе иерархия ценностей.

Известно, что бедность в рамках европейской культуры — это чаще всего признак жизненных неудач, вызывающий презрение, однако в рамках многих восточных культур бедность истолковывается иначе и вызывает сожаление. В современном мире все сильнее проявля­ется тенденция к целостной многомерности системы потребнос­тей личности. Но влияние базовой культуры (к примеру, западной

* См.: Эфендиев А.Г. Московский учитель: штрихи социологического портре­та. — М., 1997. ** См.: Эфендиев А.Г. Преподаватель московского вуза. — М., 1996, с. 25—26.


или восточной) весьма ощутимо, особенно в ситуации конфликта ценностей, конфликта потребностей.

В рамках культуры российского общества вполне естественное желание материального благополучия в течение многих десятиле­тий рассматривалось как классовый пережиток. Сегодня, когда идет становление новой системы ценностей, подчас происходит абсо­лютизация другой крайности — ориентации на материальное бла­гополучие на фоне нарастания бездуховности, неустроенности, ни­щеты и преступности. Причем наша культура как- целостность еще не создала соответствующих балансов и противовесов.

• Формируется новый тип ухилий по удовлетворению потреб­
ностей — целенаправленная деятельность во имя цели, которая пред­
ставляет собой осознанную потребность.

• Возникает новый тип скоординированных усилий индиви­
дов — социальное сообщество, которое характеризуется осмыс­
ленной координацией, регламентацией поведения. Каждый член
сообщества, осуществляя свои действия, учитывает реакцию дру­
гих, сознательно ориентируясь на принятые в сообществе ценно­
сти, нормы, принципы, законы.

Благодаря этому развитая форма социального сообщества обла­дает уникальной целостностью, интегрированностью, устойчивос­тью и вместе с тем мобильностью, потенцией к саморазвитию. Та­кое сообщество способно адаптироваться к самым сложным усло­виям, мобилизоваться для решения жизненно важных для сообще­ства проблем, предотвращать внутренние раздоры, регулировать взаимоотношения внутри сообщества, преодолевая конфликты, а каждое новое поколение благодаря наличию уникального механиз­ма передачи накопленного опыта избегает необходимости начи­нать все сначала.

* * *

Проделанный нами анализ позволяет уточнить базовый термин «социальное», который мы будем использовать в дальнейшем. «Со­циальное» в отечественной социологии имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают определенную сферу общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются необходимые жизнен­ные потребности членов общества, происходит взаимодействие различных общностей людей, различающихся по возрастному, иму­щественному, национальному и другим признакам.

Данное определение социального основано на соответствующих научных традициях и используется в документах, юридических ак­тах, названиях учреждений и т.д.

Когда говорят о явлениях, связанных с социальной сферой, имеют в виду проблемы заработной платы и социальной защиты, национальные и классовые отношения, проблемы здравоохране­ния, образования, пенсионного обеспечения и т.д. Однако при та-


ком употреблении термина «социальное» многие явления социаль­ной жизни (в частности, политика, экономические отношения, институты) не рассматриваются как формы социальных связей и выходят за рамки социальной жизни.

В этом контексте термин «социальное» мы в данной работе не используем.

Во-вторых, термины «социальное» и «общественное» зачастую используются как полностью идентичные. При такой трактовке со­циальное корреспондируется лишь с общественным. Конечно, об­щество — высшее образование, детище социального. Только в об­ществе как целостности социальное как особое свойство приобре­тает наиболее развитые формы. Но социальное шире общественно­го, оно может характеризовать и межгрупповое взаимодействие, взаимодействие в малых группах и т.д. Поэтому для обозначения процессов, явления, эффектов, возникающих лишь в рамках всего общества, мы используем термин «общественный» (в научной ли­тературе есть его аналог — «социетальный»).

Мы рассматриваем термин «социальное» в третьем — самом широком — смысле, как качественно новую, особую, специфи­ческую для человека форму регуляции поведения и порождаемые ею свойства человеческой жизни. Социальное пронизывает все яв­ления особого (социального) состояния жизни — как его элемен­тарные формы, так и сложные образования и системы.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Главы, написанные данными авторами, подготовлены нри поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФФИ №99-06-80513

УДК ББК я О... ОГЛАВЛЕНИЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальное

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Главы, написанные данными авторами, подготовлены нри поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФФИ №99-06-80513
Общая социология:Учебное пособие/Под общ. ред. проф. О 28 А.Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2000. - 654 с. - (Серия «Выс­шее образование»). ISBN 5-16-000176-Х В учеб

ВВОДНЫЙ

Метод социологии: его возникновение и становление
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ Приступая к изучению той или иной.науки, И МЕТОД научных пытаясь понять ее специфику, прежде всего мы исследовании определяем объект, предмет и метод данной науки. Объек

Социальные условия
Ксередине XIX в. потребности социального развития и внутрен­няя логика эволюции науки об обществе обусловили острую по­требность в новой модели, типе социальных знаний. Со

Научно-теоретические предпосылки
Эволюцию от умозрительно-философской к рационально-опыт­ной модели научного знания в первую очередь претерпели есте­ственные науки. Напомним, первая (натурфилософская) модель в свое время породила

Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии
Наша характеристика метода социологии скорее касается тен­денций, перспектив социологического знания в целом. Мы «рису­ем» некий идеальный образ социологической науки, подчас труд­нодостижимый, но

Идеологическая нейтральность
Социология ориентируется на получение тип знания,идеологически нейтрального знания, незави- добываемогосимого от социальной позиции исследователя

Принцип квалификации
Принцип квантификации, т.е. количественного измерения ка­чественных признаков, — это один из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии. С одной стороны, колич

Теория и эмпирия как основные элементы современного социологического знания
Существуют два основных способа получе­ния социологического знания: эмпирический (способ получения конкретных фактов о со­циальной действительности) и теоретический (способ описания и

Ведущая роль теории
Ведущая роль теории сказывается прежде всего в следующем. • Факты, даже тщательно отобранные, самые яркие и неожи­данные, сами по себе бессмысленны; они не более чем статистика. Лишь теоре

ИСТОРИЯ
Социологию и историю объединяет опора на факты. Социология, и это убедительно показал М. Вебер в своих работах по истории хо­зяйства, религии и ее влиянии на тип хозяйственной деятельно

О риске социологического поиска
История социологии по жанру близка к трагикомедии. Попытки познать природу общества и законы его жизни соседствуют здесь с добродушной улыбкой, иногда самоиронией, а порой откровен­ным разочаровани

История социологии или история социологии?
/. Дух естествознания в социологии Оставив в стороне дискуссии о времени возникновения социо­логии, напомним, что название новой сферы познания — «пози­тивная» система знания

Общая социология
Итоги эксперимента, предпринятого Парсонсом, можно было предвидеть. Тем более что уже первые

Модель общества и модель человека: грани единого
Возможно, именно ощущение бездонности межчеловеческого бытия обусловило возникновение наиболее сильной тенденции со­временной социологии: стремления «снять» проблему человека за счет повышен

Когда познание социального становится самопознанием
Итак, диалог неизбежен и необходим — и не только с едино­мышленниками, но (может быть, даже в большей степени) с оп­понентами. В первую очередь, нас обязывает к этому элементарная профессиональная

Постановка проблемы
Социальная жизнь — это не что иное, как жизнь людей, жизнь человека среди себе подобных. Но человек — явление биосоциаль­ное. С одной стороны, нельзя не видеть, что это элемент живой природы, котор

Основные социологические традиции решения вопроса о соотношении природного и социального
В социологической науке сформировалось три основных подхо­да к решению проблемы соотношения природно-биологического и социального в общественной жизни. 1. Тяготение к абсолютизации природн

Природно-географические условия социальной жизни
Общество погружено в природно-географическую среду, кото­рая является средой обитания социума и оказывает разнообразное воздействие на социум — об этом свидетельствует связь уровня жизни, обычаев,

Особенности биологии человека как предпосылка социальной жизни
Биологические особенности проявляются в двух аспектах: • биологические особенности человечества, сделавшие воз­ можной социальную жизнь; • биологические особенности

Начала социальной жизни
Важно, на наш взгляд, различать понятия «живое» и «живот­ное». Живое —это то, что противостоит неживой, мертвой природе. Животное-f~■■это то, что не рефлексируется сознани

ИСХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Проблема родового понятия в социологии
Приступая к научному описанию социальной жизни, необходи­мо прежде всего выделить ее своеобразные «первокирпичики», «скла­дывая» которые, можно «выстроить» такие сложные социальные зда­ния, как гру

Специфика социального действия
Проанализированная схема характеризует любые действия — и человека, который хочет заложить свой сад, и политического лиде­ра, и предпринимателя, и отца семейства и т.д. Однако действия последних ор

Что такое социальная реальность?
Вычленив социальное действие из всей совокупности челове­ческих действий, его поведения, выделим еще одно фундаменталь­ное понятие социологии, на наш взгляд, производное от понятия «социальное дейс

Социальная реальность — «парадоксальная» реальность
Социальная реальность — это во многом невидимый, мысленно вычленяемый мир, это пронизывающая реально осязаемый мир, улавливаемая лишь мысленно сеть взаимоотношений между Акто­рами, — межчеловечески

J Общая социология
Эта парадоксальная логика создает свое, если так можно выра­зиться, «физическое пространство». Последнее наделяется социально символическими измерениями, социальными критериями, кото­р

Что и в какой степени обусловливает соци­альные явления? Взаимодействие социальной реальности и внесоциальных условий, сил
Проанализируем взаимодействия внесоциального и социально­го. Насколько организация социальных взаимодействий, критерии, нормы, которыми регулируются взаимоотношения акторов, обу­словлены внесоциаль

Постановка проблемы
Социальные мыслители на протяжении многих веков стремятся установить способ определения основного своеобразия того или иного обустройства социальной действительности, сути организации со­циа

От «общины» к «обществу», от механической солидарности к органической
Первую довольно удачную попытку предложить подобный об­ щий знаменатель социальных связей, социальных действий (это понятие вошло в научный оборот позже) и на основе этого выде­ лить со

М. Вебер: от мира традиций к миру рациональных действий
М. Вебер, сделавший существенный акцент на социологическом анализе мотивации социального действия, сфокусировал свое вни­мание на степени участия рациональных элементов в процессе мо­тивации социал

К универсалистски-достиженческому обществу
Достаточно комплексную и емкую систему критериев социальных действий, их мотиваций предложил классик мировой социологии Т. Парсонс, который, по его собственному признанию, разрабаты­вая типовые пер

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ФОРМЫ, ТИПЫ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛЯЦИИ

Социальная связь
Вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что человек множе­ством невидимых нитей связан с другими людьми, обществом. Но в чем смысл этих связей, каково их внутреннее строение? В сложной сети социа

Разновидности социальных взаимодействий
Представляя социальную жизнь как социальный обмен, следует сделать ряд существенных уточнений. Принципы, которые мы собираемся анализировать, регулиру­ют обмен в процессе самовозобновляемы

Принципы регуляции социальных взаимодействий
/. Принцип личностной целесообразности (так называемый прин­цип «минимакса»): Актор (индивидуальный или групповой) в ходе взаимодействия стремится максимизировать вознафаждение и ми­нимизиро

Социальная регуляция поведения личности в обществе
Рассматривая проблемы социальной регуляции, нельзя не ви­деть и тех существенных различий, которые обнаруживаются при сопоставлении механизмов социальной регуляции на микро- и мак­роуровне, прямой

Средства обмена и их иерархия
Рассматривая социальные взаимодействия как обмен услугами, ресурсами, мы уже указывали, что в качестве затрат, или платы (со стороны того, кому оказана услуга), или вознаграждения (тому, кто оказал

Формы социальных взаимодействий. Власть
«Ассоциация— диссоциация» как основной тип социальных взаи­модействий воплощается в конкретных формах интеракций. Рас­смотрим наиболее важные из них, представив формы социальных взаимодейств

Институты: их роль в обществе и значение для социологии. Постановка проблемы
Социология — наука рациональная, лишенная мистики и чуждая фантастики, но чаще всего она призвана распознавать, объяснять чудеса, которыми наполнена социальная жизнь. Главное чудо, с которым мы име

Основные признаки институтов
Социальные институты — это исторически сложившиеся и зак­репленные, устойчивые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные удовлетворять те или иные челове­ческие нужды.

Социальные последствия (эффекты) институализации
Институализация социальных связей, обретение последними свойств института приводит к глубочайшим преобразованиям соци­альной жизни, которая приобретает принципиально иное качество. Перв

ИиЦИАЛЬНАЯ
структурамналичие предуказывающих социальных структур личностьv ■'' (статусов, ролей) обусловливают проблему «лич­ность и общество», «личность

Основные принципы функционирования сис­темы социальных институтов
Очевидно, что учреждения социального института образования предназначены для обучения, института здравоохранения — для 232 заботы о нашем здоровье и т.п. Но это лишь п

СПЕЦИФИЧНОСТЬ
социальныхляется как внешнеорганизационно, так и внут- институтовреннерегулятивно. Внешняя (организационная) автономия институ­тов выражается п

Анализ социальных институтов: основные принципы
О функциях того или иного социального института, как указы­вает вслед за Э. Дюркгеймом Р. Мертон, судят не по тому, какие цели преследуют люди, взаимодействуя с партнерами, а по тому, какие последс

Проблема устойчивости-изменчивости социальных институтов
Благодаря наличию социальных институтов будничная жизнь приобретает вид своеобразной «машины», в которой все функции расчленены, предуказаны обязанности, права, поведение, а успех общего дела завис

Социально-исторические типы социальных институтов
Современная социология, продолжая терминологическую тра­дицию, заложенную М. Вебером и Т. Парсонсом, выделяет два основных типа социальных институтов: традиционные (образую­щие традиционное

Общая социология

ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖЕНИИ СЕБЕ ПОДОБНЫХ: СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

Солидаризация (интеграция) как способ повышения эффективности социальных ■ взаимодействий. Постановка проблемы
Человек повсеместно и каждодневно общается с себе подоб­ными — решая бытовые проблемы, воспитывая детей, развлека­ясь в кругу друзей, посещая лекции, выполняя рабочие обязан­ности и т.д. С

Проблема общностей в социальной науке
Общности стали объектом научного анализа гораздо раньше, чем институты. Но особое внимание общностям, и прежде всего таким

Социальная общность как феномен. Разновидности общностей
Общность как целостность (как единое целое) представляет со­бой не какое-либо новое, особое телесное образование, а опреде-

Множества
На улице, в транспорте, на работе — везде человек ощущает присутствие других людей, что нередко создает впечатление общ­ности. И первый образ коллективности, сообщности, который предстает в нашем в

Социальные группы в жизни людей
В целях повышения эффективности своих действий человек стремится вступить в сеть отношений, которая объединяет усилия людей, делает их способными выступать как единое целое — такое ^устойчив

НЕОБХОДИМЫ шГ u _i_ 1
социальные * Каков критерии эффективности социаль- ГРУППЫ? н°й группы, в каком случае она привлекатель- на для Актора, а значит, и устойчива? - • Нужно ли Актору ст

Основные признаки групповой общности: специфика групповых целей и духовно-культурной жизни
Способность группы выступать как единое целое достигается благодаря тому, что основные атрибутивные свойства социальной общности (целевая, духовно-культурная, солидарно-интеракцио-нистская) в ней п

Внутренние и внешние
факторы интеграции группы* Группа развивается как живой организм: взрослеет, крепнет, бо­леет, деградирует, рассыпается. К примеру, семья во всех учебниках рассма

Многообразие социальных групп
Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего раз­нообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности — профессиональные

Общая социология

КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Культура и природа
Термин «культура» произошел от латинского слова cuttura и пер­воначально означал возделывание, облагораживание земли. Слова «возделанное человеком», «облагораживание» определяют один из глав

Культура — сознание — деятельность
КУЛЬТУРА И СОЗНАНИЕ: МЕНТАЛИТЕТ Что же является источником внеприродного, что в действительности делает возможным надын-стинктивное в жизни людей? Все, что

Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
Культуру изучают многие науки — философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт человеческой деятельности, высшее проявление сознания, челове­ческого творчест

ИЦИАЛОПЬ1С .
Функции годаря культуре, ее символическим феноменам культуры (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возмож- ны интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействий

Культура: преемственность и социализация
В мировой социологии, антропологии еще в первой половине XX в. было введено трехчастное деление культуры: материальная, социальная и духовная культура. Под материальной культурой по­н

Культуры. Язык, типы социокультурной регуляции
Культура любого народа — это целостная сложноорганизован-ная система, основу которой составляют неизменные и воспроиз­водимые структурные элементы. Каждый элемент играет свою роль, выполняет свою ф

Основные социально-исторические типы
социокультурной регуляции • ■ г Культура по своей структуре — крайне сложная и многообраз­ная система. Но нас интересуют лишь те структурные элементы

Обществе
•„-г ••&#.,, '■*£•.' ■ t-~: . : Шаблонный тип социокультурной регуляции не случайно на­зван нами социально-историческим, -^он возник на

Социального поведения
-^ МИФ КАК Первой собственно человеческой формой ори- СОЦИАЛЬНОЕ ентации человека среди себе подобных была ми- ЯВЛЕНИЕ фология. Она представляет интерес для м

Особенности и социально-историческая роль религии
Примерно с VIII по II в. до н.э. произошел важнейший перево­рот в духовной жизни человечества* — формирование качественно иной, религиозной системы представлений о мире. Это не только пред

Идеология
Внутренняя рационализация религии, секуляризация управле­ния общественной жизнью, десакрализацйя духовной сферы неук­лонно и неумолимо приводили, с одной стороны, к снижению авторитета и значимости

Ценности
В современном обществе духовные регуляторы социальной жиз­ни имеют разнообразные конкретные формы: ценностные ориен­тации, идеалы, социальные установки, нормы, принципы поведе­ния, непосредственные

Порядок. Отклоняющееся (девиантное) поведение
В ежедневном будничном ритме жизни все кажется знакомым, привычным, надежным. Мы не задумываемся над тем, что обеспе­чивает эту надежность, предсказуемость повседневной жизни, пока все соответствуе

Типология девиации Р. Мертона
  Способ адаптации Одобряемые обществом цели Одобряемые обществом средства 1. Конформизм

Общая социология
о Q)

Целостность культуры и механизмы
ее воспроизводства ;; Термин «варвар», который широко использовался еще в Древней Греции, для греков и римлян имел как бы двойной смысл: чужезе­мец и дикарь, невежественны

Многообразие культур
Говоря о культуре, мы обращаем внимание прежде всего на многообразие ее конкретных вариантов. Человеку, наверное, про­ще было бы взаимодействовать с другими людьми, если бы в мире утвердилась одна

Общая социология
               

Личность в социологии: социальный робот или автономный субъект социальной жизни. Постановка проблемы
Раздел гуманитарной или социальной науки, посвященный изу­чению личности, всегда вызывает повышенный интерес читателей. И это понятно — человек стремится получить сведения, которые помогут ему лучш

Мир социальных статусов
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обу­словливают пониман

ЛичнииIи
дый раз различные функции. Это свойство любого индивида — например, первоклассник имеет статус ребенка с определенными правами и обязанностями по отношению к своим близким, статус

Социальные роли и поведение личности -
Одна из главных проблем социологии личности — определение степени влияния общества на личность, обусловливания ее внут­реннего мира, желаний, стремлений и т.д. Может быть, справедли­во утверждение,

ОБЩЕСТВО

Признаки общества
Признаки общества — это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (от социальной реальности, социальных отношений, ин

Структурная композиция общества
Изучение общества требует рассмотрения его элементов сквозь призму их значимости для целого. Иными словами, необходимо не просто констатировать множественность структурных элементов общества, а выч

Общество как система
Моделируя структурную композицию, мы невольно начинаем рассматривать общество как систему, т.е. как целостность, элемен­ты которой определенным образом упорядочены и связаны между собой. Однако объ

Как целостности
Функционирование общества — это его постоянное самовос­производство, устойчивый процесс воссоздания базовых элемен­тов, структур, функциональных связей, определяющих каче

Разрушение общества. Аномия
Разрушение общества — это утрата им способности воспроиз­водить себя, утрата своей качественной определенности, иден­тичности. Распад Австро-Венгрии в начале XX в. и Советского Союза в кон

Развитие общества
Параметры, свидетельствующие о развитии общества, должны относиться к основным структурным уровням общества-системы, 526 быть необратимыми и устойчивыми. Можно выделит

Типология общества
Различия обществ проявляются как явно (язык общения, куль­тура, географическое положение, политический строй, уровень благосостояния), так и не столь открыто (уровень стабильности, степень социальн

Основные черты традиционного и индустриального (современного) общества
  Основные черты Традиционное общество Индустриальное (современное) общество Доминирующий тип мот

Социальная дифференциация и социальное неравенство
Известно, что люди различаются по полу, возрасту, темпера­менту, росту, цвету волос, уровню интеллекта и многим другим признакам. Различия между людьми, обусловленные их физиологи­ческими и психиче

Социальное пространство
Социальное неравенство в обществе обусловливает восприятие людьми социальных явлений и процессов в терминах пространствен­ ного соотнесения: «высшие и низшие классы», «продвижение по со

Основания социальной стратификации
Теории, призванные в рамках социологии дать научное объяс­нение основным принципам иерархического строения общества, называются теориями стратификации. Термин «стратификация» происходит от л

Профиль стратификации
Рассмотрим вертикальную последовательность положения соци­альных слоев в обществе. Сколько надо выделить социальных сло­ев, чтобы стратификационный анализ общества был по возможно­сти наиболее полн

Социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры общества
Современные социологические опросы показывают, что люди остро ощущают неравенство, имеют сложившееся мнение о соци­альной иерархии, достаточно определенно указывают на свое мес­то в иерархической с

Социальная мобильность
Незыблемость иерархической структуры общества не означает отсутствия внутри ее какого-либо движения. Как уже отмечалось, на различных этапах возможно резкое увеличение одного и сокра­щение другого

Индивидуальная социальная мобильность
В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертика­ли носят не групповой, а индивидуальный характер, т.е. поднима­ются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономи­ческие, политич

СОЦИОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ ЯВЛЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Социология организаций как специальная социолого-управленческая теория
социология ОРГАНИЗАЦИЙ В РЯДУ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В наиболее общем виде социология организа­ций может быть определена как специальная со­

Условия и предпосылки возникновения организации
и условия возникновения организации. процессы, Организации Хотя сфера деловых взаимодействий не являет- ся

Схемы наиболее распространенных структур организации
Рис. 1. Линейная структура организации 1 — руководитель высшего звена; 2

Внешняя среда организации и ее модели
представление Организация не может действовать изолирован-0 внешней СРЕДЕ но от внешнего окружения, от характеристик которого во многом зависят ее структура, формы и направления деятельности. Орган

Основные характеристики экономического поведения: социологический анализ
Традиция социологического анализа экономических процессов общества базируется на поведенческом подходе. В центре исследова­тельской деятельности находится категория «экономическое поведе­

Типы и виды экономического поведения и их особенности
В социологической науке отсутствует строгая классификация различных видов экономического поведения. Это объясняется, с нашей точки зрения, неразработанностью самой категории «эко­номическое поведен

Общая социология

Институализация политической жизни
Становление политических институтов — процесс длительный. Его начало восходит к постепенному появлению качественно но­вого вида взаимодействия — политической власти, институализа­ция которой и поло

Общество
затрат на обеспечение различных общественных работ, для созда­ ния страхового фонда, персонального потребления правителей и их приближенных. Необходимость в централизованных фондах был

Дифференциация политической власти
На ранних ступенях развития общества отношения политичес­кой власти были синкретичными, т.е. внутренне не разделялись на специфические сегменты, сферы управления. Князья в Киевской Руси са

Легитимность власти
В политической истории можно наблюдать немало, на первый взгляд, парадоксальных явлений. Одним из них является покорность масс тираническим, тоталитарным режимам, которую трудно объяс­нить страхом

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги