рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

К универсалистски-достиженческому обществу

К универсалистски-достиженческому обществу - раздел Транспорт, Главы, написанные данными авторами, подготовлены нри поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФФИ №99-06-80513 Достаточно Комплексную И Емкую Систему Критериев Социальных Действий, Их Моти...

Достаточно комплексную и емкую систему критериев социальных действий, их мотиваций предложил классик мировой социологии Т. Парсонс, который, по его собственному признанию, разрабаты­вая типовые переменные ценностных ориентации действий, обоб­щил идеи своих ранее упомянутых предшественников*. К сожале­нию, в отечественной социологии идея Т. Парсонса (на наш взгляд, наиболее в содержательном отношении плодотворная из всех его гипотез, теоретических схем) не получила серьезного осмысления. Между тем сам Т. Парсонс утверждает: «Я думаю, что самой важ­ной нитью, поддерживающей преемственность в моей научно-тео­ретической деятельности, была так называемая схема переменных образцов ценностной ориентации, которая выступала в качестве главного теоретического каркаса для анализа социальных систем»**.

В науке принят термин «типовые переменные социального дей­ствия», которые позволяют вскрыть (под определенным углом зре­ния, конечно) существенные, содержательные характеристики мотивов, имеющих принципиальное, фундаментальное значение для понимания организации социальной жизни у того или иного народа, позволяют уловить сущность социально-исторической ре­альности в ту или иную эпоху.

Основу этой системы мотивационных показателей составляет анализ способов ориентации Актора на другого: на что (какие свой­ства, принципы, критерии) он ориентируется, строя свои отно­шения с другими (в ситуациях, требующих выбора). Эти способы представлены как альтернативы.

Соответственно, система данных альтернатив позволяет не только более многосторонне охватить единичное действие Актора, но и глубже уяснить специфику организации социальной жизни.

Эти пары характеризуют возможности альтернативы:

1) ориентация индивида при оценке поведения другого на ка­кое-то общее универсальное правило или на некие партикулярные (частные, обособленные, неофициальные, субъективно-произволь­ные) критерии, являющиеся1 неким исключением из этих общих правил («универсализм— партикуляризм»);

* См.: Парсонс Т. Система современных обществ. — М., 1997, с. 210, 227. "Там же, с. 227, 229.

154


 

2) ориентация индивида при оценке поведения другого на дос­
тижения,
квалификацию, профессионализм последнего или при­
обретенное им от рождения
(пол, нация, возраст, положение в се­
мье), приобретенное недостиженческими путями — связи, дружес­
кие отношения («достижения — приписывания»; вслед за Р. Линто-
ном, который ввел в научный оборот понятия «приписанный» (от
рождения) или «достигаемый» статус, Т. Парсонс называет припи­
сывание «аскриптивностью», и ныне это понятие широко исполь­
зуется в социологии); !

3) ориентация Актора в своих действиях на личную выгоду, лич­
ный интерес или на интересы коллектива, членом которого он яв­
ляется («ориентация на себя — ориентация на коллектив»). В даль­
нейшем, кстати, Т. Парсонс эту альтернативу исключил;

4) принятие Актором на себя широких (диффузных) обязаннос­
тей в данной ситуации или выполнение специфических, специализи­
рованных
обязанностей («диффузность — специфичность»);

5) использование Актором в своих действиях по отношению к
другому эмоциональных (аффективных) или рациональных (аффек­
тивно нейтральных) критериев, оценок («эффективность — аф­
фективная нейтральность»).

Достаточно скрупулезно выделенные Т. Парсонсом основные альтернативы (в реальной жизни их гораздо больше) свидетель­ствуют о предельной многомерности мотивации конкретного со­циального действия.

Представим, что молодой талантливый ученый обратился к дирек­тору своего НИИ с просьбой выделить ему средства для продол­жения перспективных исследований. Сегодня финансирование на­уки резко ограничено. На всех денег не хватает. Нужен выбор. Как будет рассуждать директор? Из каких критериев, аргументов будет исходить? «Да, у данного ученого неплохие показатели в.разработ­ке крайне нужной темы (достиженческие критерии),' и по всем об­щим правилам именно его следовало бы поддержать (критерий уни­версализма). Но вышестоящий руководитель просил выделить сред­ства на проект, разрабатываемый его сыном (аскриптивный крите­рий), который работает в этом же институте и у которого, если су­дить по общим правилам, мало шансов получить без директорской поддержки эти средства (партикуляризм). А мне очень нужна под­держка этого руководителя в ходе выборов в академики («ориен­тация на себя»). Да и молод этот «гений» (аскриптивный критерий), дерзок, независим, поэтому не очень мне симпатичен (аффектив­ный критерий). Но все-таки, может быть, не стоит обращать внима­ние на личную неприязнь, обиду, возраст, другие «нюансы», если эти исследования наверняка принесут успех, весомый результат («ори­ентация на достижения»)?

Какие из этих ориентации возьмут верх? Каждая из предложенных альтернатив, как видим, вносит свою лепту в выбор мотива.


Борьба мотивов — так называют социологи ситуацию, анало­гичную этой, — порождает довольно мучительные, чаще всего не­видимые со стороны, внутренние переживания. На выбор Актором конкретного варианта мотивации влияет ряд обстоятельств: ситуа­ция, собственная нравственная культура и, что самое главное, при­нятая в данном институте (или еще шире — в данном обществе) система ценностей, приоритетов. Последнее обстоятельство во мно­гом определяет (предопределяет) наиболее вероятный, типичный для данной системы социальных взаимодействий выбор.

Временно отклонимся от темы, чтобы сделать некоторые уточ­нения, разъяснения.

Первое. «Аскриптивность — достиженчество», как и «универса­лизм — партикуляризм», -г- это крайние позиции различных векто­ров социального континуума. Они имеют множество промежуточ­ных форм, исторических вариаций.

В своей крайней, исторически ранней форме аскриптивность проявляется в предпочтении, которое отдается родственнику, со­седу, земляку, человеку той же национальности и т.д.

В процессе социального развития возникают иные варианты ас-криптивности: предоставление привилегий, наследуемых детьми (сословная организация общества, престолонаследие монаршей власти и т.д.). Аскриптивность приобретает все более яркий отте­нок, который и ранее в ней присутствовал, — оттенок «близости к тебе, верности», предоставление привилегий людям, продемонст­рировавшим личную преданность (принцип личного служения), и др. Приобретают новый оттенок и вариации проявления аскрип-тивности: ориентация на связи, кумовство, а не на способности, квалификацию.

Современные вариации аскриптивности препятствуют успеху дела, достижениям — это подбор и выдвижение кадров по крите­риям не профессионализма, а личной преданности, родственных, дружеских связей, стремление окружить себя не профессионалами, а верными «слугами». Часто употребляемое ныне слово «команда» в одном обществе воспринимается как группа проверенных в деле, морально честных и порядочных профессионалов, а в другом — как несколько особо доверенных людей, которые не выдадут, ко­торые служат не делу, а «хозяину», которые дружат домами и т.д.

Универсализм прежде всего предполагает применение единого (универсального) критерия при оценке деятельности любого чело­века, при его нравственной (все должны быть честными, порядоч­ными) и юридически-правовой оценке (все должны подчиняться закону и нести одинаковую ответственность).

156


В современной жизни партикуляризм проявляется в наличии двойной морали (к подчиненным одни требования, к начальни­ку — другие), в предоставлении исключений, привилегий, экск­люзивных прав своим приближенным и т.д.

Аскриптивность тесно связана с партикуляризмом. Соответствен­но универсализм чаще всего тяготеет к ориентации на достижения.

Второе. Сами по себе альтернативы нейтральны, ни один из этих вариантов не является безусловно хорошим или безусловно плохим —- все зависит от конкретных условий, ситуации.

Так, есть обоснованный партикуляризм — предоставление льгот инвалидам, ветеранам, пенсионерам. Ориентация на такие аск-риптивные свойства, как детский или, наоборот, преклонный возраст партнера, плохое состояние его здоровья, является безус­ловным основанием для социальной поддержки больных, инва­лидов, детей, молодежи, стариков, предоставления им социальных льгот. Поэтому абсолютизация универсалистски-достиженческих критериев, полное пренебрежение аскриптивными началами мо­гут стать причинами цинизма и «бездушия» общества. В то же вре­мя безусловного порицания заслуживает практика, когда аскрип-тивные свойства (близкий родственник, знакомый) становятся основанием для приема на работу, выдвижения на ответственный

ПОСТ И Т.Д. МН-.- !;;,

Не может быть однозначно положительно или негативно оце­нена и ориентация на достижение. Конечно, исторически именно данная ориентация в своей неотвратимости оказалась способной уничтожить кровно-родственные, клановые предрассудки. В цент­ре ее находится индивид, способный и желающий достигнуть в жизни многого своими руками. Идеологическое выражение дости-женческой ориентации приобрело в США статус «американской мечты». Т. Парсонс, пытаясь найти «господствующую ценность», которая могла бы рассматриваться в качестве идейно-нравствен­ной основы существующей социальной системы, указывал (как и многие другие социологи, политологи, философы, журналисты, политики) на стремление к достижению успеха. Американская культура характеризуется упором на достижение личного успеха. В США стал традиционным и приобрел большую популярность и идеологическую значимость образ-символ «человека, сделавшего самого себя».

Но подобная ориентация таит и серьезные нравственные и со­циальные негативные последствия.

Так, М. Мид, известный американский социальный антрополс+i пос­ле многолетних исследований пришла к выводу, что стыд, пожалуй, сильнее всего ощущаетсяв связи с неудачей... родителей,: кото­рые не преуспели. Жизненная неудача осуждается нами как не-

157


простительный грех. Осуждение этого «греха» у нас сильнее, чем осуждение нарушения десяти заповедей. Неудача становится без­жалостным социальным прессом. Конечно, американское общество оказывает разностороннюю поддержку тем, кто аскриптивно не может достигнуть равного с другими успеха — инвалидам, больным и т.д.

Но вместе с тем осуждение жизненной неудачи очень ощутимо
давит на человека. Страх получить «клеймо» неудачника становит­
ся одной из наиболее распространенных причин девиантного (от­
клоняющегося) поведения, в том числе преступности. Автор одной
из самых известных концепций девиантного поведения Р. Мертон
считает, что причиной девиации является расхождение между на­
вязываемой обществом цели достижения личного успеха и тех воз­
можностей, средств, которыми могут воспользоваться люди раз­
личных слоев общества. Моральный мандат на достижение успеха
осуществляет давление, принуждающее к тому, чтобы всячески до­
биваться успеха, побуждает к использованию не только честных, но,
если необходимо, и нечестных средств*. '-^ *-

Или другой пример. Патернализм, безусловно, является вариа­цией кровно-родственной аскриптивности по отношению к тем, кто служит тебе верой и правдой. На нем, в частности, организова­но (и достаточно эффективно) производство в Японии. Патерна­лизм рождает во многом бескорыстную заинтересованность хозяина в благополучии своих работников и заинтересованность работни­ков в успехах хозяина. Не патернализмом ли объясняется японское качество, для достижения которого, как показал опыт, необходи­мы особая моральная ответственность, чувство профессионально­го или иного долга?

Этот пример не только еще раз подтверждает идеологическую нейтральность рассматриваемых критериев, но и свидетельствует об относительности дихотомии, противопоставления аскриптив­ности и достижения. В определенных ситуациях ориентация на аск-риптивность является достаточно приемлемым средством для полу­чения высоких достижений. Опыт Японии позволяет выдвинуть предположение, что клановость, общинность подчас могут удачно соответствовать требованиям достиженческой ориентации.

Тем самым эффективная адаптация аскриптивных форм к инду­стриальному и постиндустриальному развитию позволяет предпо­ложить, что в некоторых ситуациях и некоторых культурах аскрип-тивность и достиженчество могут дополнять друг друга.

То же касается и альтернативы «эффективность — аффективная нейтральность». Казалось бы, желательно, чтобы Актор принимал решения аффективно нейтрально. Но зачастую чувства (гордость за

* См. подробнее: Мертон Р. Социальная теория и социальная структура// СОЦИС. — 1992. — № 2—4.

158


свою профессию, чувство долга, призвания и др.), т.е. аффекты, становятся основой высокозначимых действий подлинных профес­сионалов. Включая в систему альтернатив пару «аффективность — аффективная нейтральность», Т. Парсонс, по его собственному признанию, руководствовался стремлением оценить профессиональ­ную ориентацию, которая была бы «незаинтересованной», беско­рыстной (исключающей, например, рациональные расчеты врача относительно богатства пациента), желанием уместить в «одной аналитической схеме» и рационализм, и свойственные человеку нерациональные эмоции или аффект*.

Идеологическую нейтральность этой альтернативы следует рассмат­ривать и в более широком контексте. Так, известно, что у народов Востока считается приоритетным эмоционально-чувственное отно­шение к объекту. Это отнюдь не значит, что Восток лишен рациона­лизма, однако он не является приоритетным. И подобное отноше­ние к объекту в реальной практике нередко может быть более эф­фективным, целесообразным (пример, приведенный Т. Парсонсом, — тому подтверждение).

Вернемся к директору НИИ. Мы оставили его в раздумьях. Если для него важнее всего достиженческие и универсальные ха­рактеристики, то способный (хотя и не очень симпатичный дирек­тору) молодой ученый может надеяться на поддержку. Более того, все работники этого НИИ будут ориентированы на развитие своих профессиональных качеств, стремясь завоевать признание среди коллег, руководства благодаря не знакомствам, подхалимажу, а сво­им профессиональным успехам. Иначе говоря, утверждение дости-женческих и универсалистских критериев стимулирует профессио­нальную активность, инициативу, уверенность в наличии равных уни­версальных условий.

Если же в данном НИИ (или более широко — в обществе) процве­тает кумовство, отсутствуют единые универсальные требования, то такой нравственный климат вряд ли будет способствовать росту профессиональной активности и инициативы...

Подобные выводы вполне правомерны применительно и ко все­му обществу.

Тем самым мы получаем возможность начать анализ типов со­циально-исторической реальности на основе переменной мотива­ции социального действия Т. Парсонса. Определяющими, решаю­щими для выявления собственно социального содержания действий Т. Парсонс считал первые две из перечисленных альтернатив: «уни­версализм — партикуляризм»; «достижения — приписывания». Имен­но их вариаций и сочетания позволяют вскрыть наиболее важные черты организации социальной жизни на том или ином историчес­ком отрезке времени.

* Парсонс Т. Система современных обществ, с. 227, 228.

159


В качестве базовых имеются два типа социально-исторической реальности.

Первый тип характеризуется доминированием партикуляристс-ки-аскриптивной мотивации социальных действий. Это, как пра­вило (по европейским меркам), традиционное общество (родовая община, раннефеодальное общество и т.п.). В центре ее биологи­ческая (кровно-родственная) и территориальная связь (совместное проживание родовой общины). Ведущая ориентация — принадлеж­ность человека к группе «своих» людей (а не его навыки, умения) и, соответственно, различные требования к «своим» и к чужакам.

Второй (идеальный) тип социально-исторической реальности характеризуется доминированием .«универсализма» и «достижения». Это, по мнению Т. Парсонса, характерно для организации соци­альной жизни в современных западных странах.

Этот- тип социально-исторической реальности формируется на , основе признания всеобщего значения этических ценностей (хрис­тианства). Данные ценности и, что не менее важно, закон имеют универсальный характер, любые проявления партикуляризма, как правило, исключаются, и никто на них, как правило, не рассчи­тывает.

Этический и правовой универсализм тесно связан с достижен-ческой ориентацией, которая формирует деловитость, инициатив­ность, надежду на собственные силы, успех, а с другой стороны, уважение к людям, проявляющим инициативу, их поддержку или (по крайней мере) толерантное к ним отношение. Формируется здоровый индивидуализм (расчет на собственные силы, личная от­ветственность за себя, отсутствие социального иждивенчества). Ут­верждается идеология жизненного успеха. Но достиженческая ори­ентация должна быть вписана в рамки строгих морально-этических и правовых норм, приоритетов в целях предотвращения игнориро­вания интересов других, проявления открытого воинствующего эгоизма.

Партикуляристско-аскриптивная мотивация не исчезает, но об­ласть ее распространения резко сужается, она вытесняется в сферу малой семьи (значения более широких структур родства приобре­тают преимущественно символический характер), проявляется в социальной благотворительности.

Рассмотренные два базовых типа социально-исторической ре­альности — это идеальные типы, в которых сконцентрированы лишь наиболее важные переменные, признаки. В реальной социальной жизни они наполняются многими^новыми краскам и оттенками, существуют как в более совершенных, так и в переходных формах.


Как видим, по мнению Т. Парсонса, партикуляризм и аскрип-тивность представляют собой архаичные, а достиженчество и уни­версализм — более развитые, современные (модерные) способы «ориентации на другого». Но реальная жизнь намного противоречи­вее, чем идеальные схемы, которыми пользуется ученый.

И еще несколько слов. Аскриптивно-партикуляристский тип со­циальных действий и соответствующая организация общественной жизни в наибольшей мере характерна для традиционного общества как на Востоке, так и на Западе, т.е. характерна для всех стран на определенной ступени их развития. Вот почему не совсем правы те, кто приписывают черты традиционного общества (общинность, к примеру) только Востоку. Это общечеловеческая форма истори­ческого развития организации социальной жизни. В странах Даль­него, Среднего и Ближнего Востока, Латинской Америки она со­хранилась, но надолго ли — это еще вопрос. -

Некоторые элементы аскриптивности эффективно приспосаб­ливаются (по крайней мере пока) к новым условиям и развивают­ся (например, патернализм в японском обществе). Однако во мно­гих странах на фоне современных промышленных технологий зри­мо проявляются клановость, отсутствие универсализма в примене­нии закона, льготы, исключения для приближенных к власть пре­держащим, подбор и выдвижение кадров не по профессиональным и деловым качествам, а по степени знакомства, родства, личной преданности и т.д.

Каково же российское общество с этой точки зрения? Одно­значно ответить крайне сложно.

В проведенном нами социологическом исследовании «Московс­кий студент: проблемы и настроения» (опрошено более 1300 сту­дентов 2-х и 4-х курсов всех типов вузов Москвы) изучалась, в час­тности, мотивация учебной деятельности студентов. Базовым был вопрос: «Что, по вашему мнению, более всего необходимо сегодня молодому человеку для жизненного успеха? Подчеркните не более трех ответов». Ответы представлены в табл. 1.

Анализируя результаты, мы сделали следующие выводы: «Сле­дует учесть, что мотивация достаточно сложное и, самое главное, чуткое духовное образование. Она аккумулирует жизненные наблю­дения человека, его размышления, как живут люди, что сегодня важнее, а что отступает на задний план. Являясь же побудительной силой деятельности человека, его конкретных социальных действий, мотивация определяет устремления человека, смысл его активнос­ти, практических выборов.

Данные, приведенные в таблице, есть своеобразный результат нашей современной жизни, ее изгибов, тенденций, прокладываю­щих себе путь через зигзаги, отступления и т.п. Не является ли тот факт, что безусловным лидером среди условий жизненного успеха


 


160


6 Общая социология



Таблица 1

Мнения студентов о факторах жизненного успеха, % (сумма больше 100%, так как возможно несколько ответов)

 

  Проценты Рейтинг
1. Природная одаренность, способности 37,5 IV
2. Связи, поддержка влиятельных лиц 57,9 I
3. Предприимчивость, находчивость 43,1 III ••-
4. Трудолюбие, добросовестность 31,5 V
5. Качественное образование 43,4 II
6. Везение, удачное стечение обстоятельств 23,8 VII
7. Умение устраивать свои дела 15,6 VIII.
8. Материальная поддержка родителей 10,0 IX
9. Перспективная специальность 24,7 VI

студенческая молодежь считает «связи, поддержку влиятельных лиц, знакомства» отражением нашей сегодняшней жизни? Кстати, от­метим, что во всех наших предыдущих исследованиях, о которых мы упоминали, данный фактор никогда не опускался ниже «почет­ного» второго места. Причем всегда с небольшим (незначимым) отрывом от лидера, который менялся в зависимости от времени исследования, места исследования, профиля подготовки студентов. И это своеобразный символ нашей реальности»*.

Итак, по мнению студентов, в нашем обществе наиболее эф­фективный и разумный путь к успеху — это связи, которые важ­нее, чем трудолюбие или качественное образование. Те, у кого этих связей нет, как показывают результаты исследования, более пес­симистически относятся к своему будущему; те, у кого эти связи есть, скорее всего, не ориентированы на то, чтобы прилагать осо­бые усилия, упорство для достижения поставленной цели. Вряд ли кто-либо из читателей станет утверждать, что мнения студентов не соответствуют духу нашего времени. Результаты других исследова­ний подтверждают это. В частности, в ходе исследования, прове­денного Н. Римашевской с целью выяснить мнение людей о том, кто такие новые русские и откуда у них деньги, 79% опрошенных ответили, что большинство современных богачей имели влиятель­ных покровителей, и лишь 15% — что эти люди добились успеха самостоятельно. Условиями вхождения в богатое сословие практи­чески все опрошенные эксперты считали связи, блат (94%); спо­собности (85%); должность, занимаемую до начала реформ (69%); связь с криминальными структурами (52%)**. Для сравнения: по-

* Эфендиев А.Г. Московский студент: проблемы и настроения, с. 48—49; см. также: Эфендиев А.Г., Дудина О.М. Московское студенчество в период ре­формирования Российского общества//СОЦИС. — 1997. — № 9. ** См. подробнее: «Известия» от 22 апреля 1998 г.

162


давляющее большинство американских богачей (сейчас в США насчитывается 3,5 млн. миллионеров) закончили обычные государ­ственные (бесплатные) школы и заработали свои миллионы тяж­ким и честным трудом, работая по 55 часов в неделю*.

Согласитесь, по общему признанию, провалы в экономике, политике за последние годы во многом были вызваны предостав­лением льгот, привилегий фирмам, банкам,, которые имели дос­туп к верхам (вспомните альтернативу «партикуляризм — универ­сализм»). И если задуматься, в чем природа тех неимоверных труд-* ностей преобразований в нашей стране, то мы вынуждены будем признать, что главная сложность, главная проблема — сами стан­дарты, образцы социальных действий, в которых велико влияние аскриптивно-партикуляристской ориентации. Вспомним звучащее как предупреждение высказывание М. Вебера о том, что капита­лизм возникал много раз и в разных местах планеты; каким он становился — .авантюристическим, бюрократическим и т.д., — зависело от типа социальных действий, «ориентации на другого», из которых «соткана» социальная жизнь того или иного общества.

И последнее. Социально-исторические типы мотивации соци­ального действия, предложенные классиками мировой социологии, дают лишь общие ориентиры для понимания особенностей органи­зации социальной жизни у того или иного народа на определенном отрезке его истории. Специфика общества, в частности российско­го, не всегда может точно и корректно соответствовать этой выра­ботанной на основе западноевропейского исторического опыта клас­сификации. На наш взгляд, самая ответственная и важная задача нашей социологической науки — разработка на основе опыта ми­ровой социологии более гибкой, точной системы признаков соци­альных действий, которая давала бы более точное понимание орга­низации социальной жизни в России. Но есть ли у нас свои веберы,

парсонсы?..

* * *

Мы закончили анализ исходных элементов социальной жизни... Реальную социальную жизнь можно сравнить со своеобразным жи­вым ковром, в котором сплетаются узоры и фрагменты, состоя­щие, в свою очередь, из элементарных узоров, в основе которых — нити. Мы попытались изучить первооснову «ковра», понять, что, как и в какой степени может оказать воздействие на него.

Особое внимание мы уделили социальному действию, своеоб­разному элементарному «узлу» этого ковра, в котором, образно говоря, сплелись нити, начала социальной жизни. Теперь становит­ся ясным и путь дальнейшего анализа:

* См.: АиФ, 1997, №24.

163


а) взаимодействие как сцепление социальных действий; систе­
мы социальных действий (социальные системы).

Мы постараемся изучить выработанные и отобранные обществен­
но-исторической практикой функционально целесообразные прин­
ципы, тенденции интеграции л^одей в простые, и сложные соци­
альные формы;' iJ ' *svl- •

б) культура — с одной стороны, как система «изобретений»,
способствующих удовлетворению потребностей людей, с другой
ртороны, как символическое средство интеграции, объединения
людей на основе разделяемых стандартов поведения;

в) личность как единственное реальное действующее лицо со­
циальных процессов, вдыхающее жизнь в социальные структуры.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Главы, написанные данными авторами, подготовлены нри поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФФИ №99-06-80513

УДК ББК я О... ОГЛАВЛЕНИЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: К универсалистски-достиженческому обществу

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Главы, написанные данными авторами, подготовлены нри поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФФИ №99-06-80513
Общая социология:Учебное пособие/Под общ. ред. проф. О 28 А.Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2000. - 654 с. - (Серия «Выс­шее образование»). ISBN 5-16-000176-Х В учеб

ВВОДНЫЙ

Метод социологии: его возникновение и становление
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ Приступая к изучению той или иной.науки, И МЕТОД научных пытаясь понять ее специфику, прежде всего мы исследовании определяем объект, предмет и метод данной науки. Объек

Социальные условия
Ксередине XIX в. потребности социального развития и внутрен­няя логика эволюции науки об обществе обусловили острую по­требность в новой модели, типе социальных знаний. Со

Научно-теоретические предпосылки
Эволюцию от умозрительно-философской к рационально-опыт­ной модели научного знания в первую очередь претерпели есте­ственные науки. Напомним, первая (натурфилософская) модель в свое время породила

Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии
Наша характеристика метода социологии скорее касается тен­денций, перспектив социологического знания в целом. Мы «рису­ем» некий идеальный образ социологической науки, подчас труд­нодостижимый, но

Идеологическая нейтральность
Социология ориентируется на получение тип знания,идеологически нейтрального знания, незави- добываемогосимого от социальной позиции исследователя

Принцип квалификации
Принцип квантификации, т.е. количественного измерения ка­чественных признаков, — это один из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии. С одной стороны, колич

Теория и эмпирия как основные элементы современного социологического знания
Существуют два основных способа получе­ния социологического знания: эмпирический (способ получения конкретных фактов о со­циальной действительности) и теоретический (способ описания и

Ведущая роль теории
Ведущая роль теории сказывается прежде всего в следующем. • Факты, даже тщательно отобранные, самые яркие и неожи­данные, сами по себе бессмысленны; они не более чем статистика. Лишь теоре

ИСТОРИЯ
Социологию и историю объединяет опора на факты. Социология, и это убедительно показал М. Вебер в своих работах по истории хо­зяйства, религии и ее влиянии на тип хозяйственной деятельно

О риске социологического поиска
История социологии по жанру близка к трагикомедии. Попытки познать природу общества и законы его жизни соседствуют здесь с добродушной улыбкой, иногда самоиронией, а порой откровен­ным разочаровани

История социологии или история социологии?
/. Дух естествознания в социологии Оставив в стороне дискуссии о времени возникновения социо­логии, напомним, что название новой сферы познания — «пози­тивная» система знания

Общая социология
Итоги эксперимента, предпринятого Парсонсом, можно было предвидеть. Тем более что уже первые

Модель общества и модель человека: грани единого
Возможно, именно ощущение бездонности межчеловеческого бытия обусловило возникновение наиболее сильной тенденции со­временной социологии: стремления «снять» проблему человека за счет повышен

Когда познание социального становится самопознанием
Итак, диалог неизбежен и необходим — и не только с едино­мышленниками, но (может быть, даже в большей степени) с оп­понентами. В первую очередь, нас обязывает к этому элементарная профессиональная

Постановка проблемы
Социальная жизнь — это не что иное, как жизнь людей, жизнь человека среди себе подобных. Но человек — явление биосоциаль­ное. С одной стороны, нельзя не видеть, что это элемент живой природы, котор

Основные социологические традиции решения вопроса о соотношении природного и социального
В социологической науке сформировалось три основных подхо­да к решению проблемы соотношения природно-биологического и социального в общественной жизни. 1. Тяготение к абсолютизации природн

Природно-географические условия социальной жизни
Общество погружено в природно-географическую среду, кото­рая является средой обитания социума и оказывает разнообразное воздействие на социум — об этом свидетельствует связь уровня жизни, обычаев,

Особенности биологии человека как предпосылка социальной жизни
Биологические особенности проявляются в двух аспектах: • биологические особенности человечества, сделавшие воз­ можной социальную жизнь; • биологические особенности

Начала социальной жизни
Важно, на наш взгляд, различать понятия «живое» и «живот­ное». Живое —это то, что противостоит неживой, мертвой природе. Животное-f~■■это то, что не рефлексируется сознани

Социальное
Что отличает любое человеческое взаимодействие, любую чело­веческую форму коллективности от других сложных систем, от животной стаи в том числе? Чем отличается любое социальное де­яние человека от

ИСХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Проблема родового понятия в социологии
Приступая к научному описанию социальной жизни, необходи­мо прежде всего выделить ее своеобразные «первокирпичики», «скла­дывая» которые, можно «выстроить» такие сложные социальные зда­ния, как гру

Специфика социального действия
Проанализированная схема характеризует любые действия — и человека, который хочет заложить свой сад, и политического лиде­ра, и предпринимателя, и отца семейства и т.д. Однако действия последних ор

Что такое социальная реальность?
Вычленив социальное действие из всей совокупности челове­ческих действий, его поведения, выделим еще одно фундаменталь­ное понятие социологии, на наш взгляд, производное от понятия «социальное дейс

Социальная реальность — «парадоксальная» реальность
Социальная реальность — это во многом невидимый, мысленно вычленяемый мир, это пронизывающая реально осязаемый мир, улавливаемая лишь мысленно сеть взаимоотношений между Акто­рами, — межчеловечески

J Общая социология
Эта парадоксальная логика создает свое, если так можно выра­зиться, «физическое пространство». Последнее наделяется социально символическими измерениями, социальными критериями, кото­р

Что и в какой степени обусловливает соци­альные явления? Взаимодействие социальной реальности и внесоциальных условий, сил
Проанализируем взаимодействия внесоциального и социально­го. Насколько организация социальных взаимодействий, критерии, нормы, которыми регулируются взаимоотношения акторов, обу­словлены внесоциаль

Постановка проблемы
Социальные мыслители на протяжении многих веков стремятся установить способ определения основного своеобразия того или иного обустройства социальной действительности, сути организации со­циа

От «общины» к «обществу», от механической солидарности к органической
Первую довольно удачную попытку предложить подобный об­ щий знаменатель социальных связей, социальных действий (это понятие вошло в научный оборот позже) и на основе этого выде­ лить со

М. Вебер: от мира традиций к миру рациональных действий
М. Вебер, сделавший существенный акцент на социологическом анализе мотивации социального действия, сфокусировал свое вни­мание на степени участия рациональных элементов в процессе мо­тивации социал

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ФОРМЫ, ТИПЫ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛЯЦИИ

Социальная связь
Вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что человек множе­ством невидимых нитей связан с другими людьми, обществом. Но в чем смысл этих связей, каково их внутреннее строение? В сложной сети социа

Разновидности социальных взаимодействий
Представляя социальную жизнь как социальный обмен, следует сделать ряд существенных уточнений. Принципы, которые мы собираемся анализировать, регулиру­ют обмен в процессе самовозобновляемы

Принципы регуляции социальных взаимодействий
/. Принцип личностной целесообразности (так называемый прин­цип «минимакса»): Актор (индивидуальный или групповой) в ходе взаимодействия стремится максимизировать вознафаждение и ми­нимизиро

Социальная регуляция поведения личности в обществе
Рассматривая проблемы социальной регуляции, нельзя не ви­деть и тех существенных различий, которые обнаруживаются при сопоставлении механизмов социальной регуляции на микро- и мак­роуровне, прямой

Средства обмена и их иерархия
Рассматривая социальные взаимодействия как обмен услугами, ресурсами, мы уже указывали, что в качестве затрат, или платы (со стороны того, кому оказана услуга), или вознаграждения (тому, кто оказал

Формы социальных взаимодействий. Власть
«Ассоциация— диссоциация» как основной тип социальных взаи­модействий воплощается в конкретных формах интеракций. Рас­смотрим наиболее важные из них, представив формы социальных взаимодейств

Институты: их роль в обществе и значение для социологии. Постановка проблемы
Социология — наука рациональная, лишенная мистики и чуждая фантастики, но чаще всего она призвана распознавать, объяснять чудеса, которыми наполнена социальная жизнь. Главное чудо, с которым мы име

Основные признаки институтов
Социальные институты — это исторически сложившиеся и зак­репленные, устойчивые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные удовлетворять те или иные челове­ческие нужды.

Социальные последствия (эффекты) институализации
Институализация социальных связей, обретение последними свойств института приводит к глубочайшим преобразованиям соци­альной жизни, которая приобретает принципиально иное качество. Перв

ИиЦИАЛЬНАЯ
структурамналичие предуказывающих социальных структур личностьv ■'' (статусов, ролей) обусловливают проблему «лич­ность и общество», «личность

Основные принципы функционирования сис­темы социальных институтов
Очевидно, что учреждения социального института образования предназначены для обучения, института здравоохранения — для 232 заботы о нашем здоровье и т.п. Но это лишь п

СПЕЦИФИЧНОСТЬ
социальныхляется как внешнеорганизационно, так и внут- институтовреннерегулятивно. Внешняя (организационная) автономия институ­тов выражается п

Анализ социальных институтов: основные принципы
О функциях того или иного социального института, как указы­вает вслед за Э. Дюркгеймом Р. Мертон, судят не по тому, какие цели преследуют люди, взаимодействуя с партнерами, а по тому, какие последс

Проблема устойчивости-изменчивости социальных институтов
Благодаря наличию социальных институтов будничная жизнь приобретает вид своеобразной «машины», в которой все функции расчленены, предуказаны обязанности, права, поведение, а успех общего дела завис

Социально-исторические типы социальных институтов
Современная социология, продолжая терминологическую тра­дицию, заложенную М. Вебером и Т. Парсонсом, выделяет два основных типа социальных институтов: традиционные (образую­щие традиционное

Общая социология

ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖЕНИИ СЕБЕ ПОДОБНЫХ: СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

Солидаризация (интеграция) как способ повышения эффективности социальных ■ взаимодействий. Постановка проблемы
Человек повсеместно и каждодневно общается с себе подоб­ными — решая бытовые проблемы, воспитывая детей, развлека­ясь в кругу друзей, посещая лекции, выполняя рабочие обязан­ности и т.д. С

Проблема общностей в социальной науке
Общности стали объектом научного анализа гораздо раньше, чем институты. Но особое внимание общностям, и прежде всего таким

Социальная общность как феномен. Разновидности общностей
Общность как целостность (как единое целое) представляет со­бой не какое-либо новое, особое телесное образование, а опреде-

Множества
На улице, в транспорте, на работе — везде человек ощущает присутствие других людей, что нередко создает впечатление общ­ности. И первый образ коллективности, сообщности, который предстает в нашем в

Социальные группы в жизни людей
В целях повышения эффективности своих действий человек стремится вступить в сеть отношений, которая объединяет усилия людей, делает их способными выступать как единое целое — такое ^устойчив

НЕОБХОДИМЫ шГ u _i_ 1
социальные * Каков критерии эффективности социаль- ГРУППЫ? н°й группы, в каком случае она привлекатель- на для Актора, а значит, и устойчива? - • Нужно ли Актору ст

Основные признаки групповой общности: специфика групповых целей и духовно-культурной жизни
Способность группы выступать как единое целое достигается благодаря тому, что основные атрибутивные свойства социальной общности (целевая, духовно-культурная, солидарно-интеракцио-нистская) в ней п

Внутренние и внешние
факторы интеграции группы* Группа развивается как живой организм: взрослеет, крепнет, бо­леет, деградирует, рассыпается. К примеру, семья во всех учебниках рассма

Многообразие социальных групп
Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего раз­нообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности — профессиональные

Общая социология

КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Культура и природа
Термин «культура» произошел от латинского слова cuttura и пер­воначально означал возделывание, облагораживание земли. Слова «возделанное человеком», «облагораживание» определяют один из глав

Культура — сознание — деятельность
КУЛЬТУРА И СОЗНАНИЕ: МЕНТАЛИТЕТ Что же является источником внеприродного, что в действительности делает возможным надын-стинктивное в жизни людей? Все, что

Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
Культуру изучают многие науки — философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт человеческой деятельности, высшее проявление сознания, челове­ческого творчест

ИЦИАЛОПЬ1С .
Функции годаря культуре, ее символическим феноменам культуры (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возмож- ны интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействий

Культура: преемственность и социализация
В мировой социологии, антропологии еще в первой половине XX в. было введено трехчастное деление культуры: материальная, социальная и духовная культура. Под материальной культурой по­н

Культуры. Язык, типы социокультурной регуляции
Культура любого народа — это целостная сложноорганизован-ная система, основу которой составляют неизменные и воспроиз­водимые структурные элементы. Каждый элемент играет свою роль, выполняет свою ф

Основные социально-исторические типы
социокультурной регуляции • ■ г Культура по своей структуре — крайне сложная и многообраз­ная система. Но нас интересуют лишь те структурные элементы

Обществе
•„-г ••&#.,, '■*£•.' ■ t-~: . : Шаблонный тип социокультурной регуляции не случайно на­зван нами социально-историческим, -^он возник на

Социального поведения
-^ МИФ КАК Первой собственно человеческой формой ори- СОЦИАЛЬНОЕ ентации человека среди себе подобных была ми- ЯВЛЕНИЕ фология. Она представляет интерес для м

Особенности и социально-историческая роль религии
Примерно с VIII по II в. до н.э. произошел важнейший перево­рот в духовной жизни человечества* — формирование качественно иной, религиозной системы представлений о мире. Это не только пред

Идеология
Внутренняя рационализация религии, секуляризация управле­ния общественной жизнью, десакрализацйя духовной сферы неук­лонно и неумолимо приводили, с одной стороны, к снижению авторитета и значимости

Ценности
В современном обществе духовные регуляторы социальной жиз­ни имеют разнообразные конкретные формы: ценностные ориен­тации, идеалы, социальные установки, нормы, принципы поведе­ния, непосредственные

Порядок. Отклоняющееся (девиантное) поведение
В ежедневном будничном ритме жизни все кажется знакомым, привычным, надежным. Мы не задумываемся над тем, что обеспе­чивает эту надежность, предсказуемость повседневной жизни, пока все соответствуе

Типология девиации Р. Мертона
  Способ адаптации Одобряемые обществом цели Одобряемые обществом средства 1. Конформизм

Общая социология
о Q)

Целостность культуры и механизмы
ее воспроизводства ;; Термин «варвар», который широко использовался еще в Древней Греции, для греков и римлян имел как бы двойной смысл: чужезе­мец и дикарь, невежественны

Многообразие культур
Говоря о культуре, мы обращаем внимание прежде всего на многообразие ее конкретных вариантов. Человеку, наверное, про­ще было бы взаимодействовать с другими людьми, если бы в мире утвердилась одна

Общая социология
               

Личность в социологии: социальный робот или автономный субъект социальной жизни. Постановка проблемы
Раздел гуманитарной или социальной науки, посвященный изу­чению личности, всегда вызывает повышенный интерес читателей. И это понятно — человек стремится получить сведения, которые помогут ему лучш

Мир социальных статусов
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обу­словливают пониман

ЛичнииIи
дый раз различные функции. Это свойство любого индивида — например, первоклассник имеет статус ребенка с определенными правами и обязанностями по отношению к своим близким, статус

Социальные роли и поведение личности -
Одна из главных проблем социологии личности — определение степени влияния общества на личность, обусловливания ее внут­реннего мира, желаний, стремлений и т.д. Может быть, справедли­во утверждение,

ОБЩЕСТВО

Признаки общества
Признаки общества — это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (от социальной реальности, социальных отношений, ин

Структурная композиция общества
Изучение общества требует рассмотрения его элементов сквозь призму их значимости для целого. Иными словами, необходимо не просто констатировать множественность структурных элементов общества, а выч

Общество как система
Моделируя структурную композицию, мы невольно начинаем рассматривать общество как систему, т.е. как целостность, элемен­ты которой определенным образом упорядочены и связаны между собой. Однако объ

Как целостности
Функционирование общества — это его постоянное самовос­производство, устойчивый процесс воссоздания базовых элемен­тов, структур, функциональных связей, определяющих каче

Разрушение общества. Аномия
Разрушение общества — это утрата им способности воспроиз­водить себя, утрата своей качественной определенности, иден­тичности. Распад Австро-Венгрии в начале XX в. и Советского Союза в кон

Развитие общества
Параметры, свидетельствующие о развитии общества, должны относиться к основным структурным уровням общества-системы, 526 быть необратимыми и устойчивыми. Можно выделит

Типология общества
Различия обществ проявляются как явно (язык общения, куль­тура, географическое положение, политический строй, уровень благосостояния), так и не столь открыто (уровень стабильности, степень социальн

Основные черты традиционного и индустриального (современного) общества
  Основные черты Традиционное общество Индустриальное (современное) общество Доминирующий тип мот

Социальная дифференциация и социальное неравенство
Известно, что люди различаются по полу, возрасту, темпера­менту, росту, цвету волос, уровню интеллекта и многим другим признакам. Различия между людьми, обусловленные их физиологи­ческими и психиче

Социальное пространство
Социальное неравенство в обществе обусловливает восприятие людьми социальных явлений и процессов в терминах пространствен­ ного соотнесения: «высшие и низшие классы», «продвижение по со

Основания социальной стратификации
Теории, призванные в рамках социологии дать научное объяс­нение основным принципам иерархического строения общества, называются теориями стратификации. Термин «стратификация» происходит от л

Профиль стратификации
Рассмотрим вертикальную последовательность положения соци­альных слоев в обществе. Сколько надо выделить социальных сло­ев, чтобы стратификационный анализ общества был по возможно­сти наиболее полн

Социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры общества
Современные социологические опросы показывают, что люди остро ощущают неравенство, имеют сложившееся мнение о соци­альной иерархии, достаточно определенно указывают на свое мес­то в иерархической с

Социальная мобильность
Незыблемость иерархической структуры общества не означает отсутствия внутри ее какого-либо движения. Как уже отмечалось, на различных этапах возможно резкое увеличение одного и сокра­щение другого

Индивидуальная социальная мобильность
В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертика­ли носят не групповой, а индивидуальный характер, т.е. поднима­ются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономи­ческие, политич

СОЦИОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ ЯВЛЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Социология организаций как специальная социолого-управленческая теория
социология ОРГАНИЗАЦИЙ В РЯДУ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В наиболее общем виде социология организа­ций может быть определена как специальная со­

Условия и предпосылки возникновения организации
и условия возникновения организации. процессы, Организации Хотя сфера деловых взаимодействий не являет- ся

Схемы наиболее распространенных структур организации
Рис. 1. Линейная структура организации 1 — руководитель высшего звена; 2

Внешняя среда организации и ее модели
представление Организация не может действовать изолирован-0 внешней СРЕДЕ но от внешнего окружения, от характеристик которого во многом зависят ее структура, формы и направления деятельности. Орган

Основные характеристики экономического поведения: социологический анализ
Традиция социологического анализа экономических процессов общества базируется на поведенческом подходе. В центре исследова­тельской деятельности находится категория «экономическое поведе­

Типы и виды экономического поведения и их особенности
В социологической науке отсутствует строгая классификация различных видов экономического поведения. Это объясняется, с нашей точки зрения, неразработанностью самой категории «эко­номическое поведен

Общая социология

Институализация политической жизни
Становление политических институтов — процесс длительный. Его начало восходит к постепенному появлению качественно но­вого вида взаимодействия — политической власти, институализа­ция которой и поло

Общество
затрат на обеспечение различных общественных работ, для созда­ ния страхового фонда, персонального потребления правителей и их приближенных. Необходимость в централизованных фондах был

Дифференциация политической власти
На ранних ступенях развития общества отношения политичес­кой власти были синкретичными, т.е. внутренне не разделялись на специфические сегменты, сферы управления. Князья в Киевской Руси са

Легитимность власти
В политической истории можно наблюдать немало, на первый взгляд, парадоксальных явлений. Одним из них является покорность масс тираническим, тоталитарным режимам, которую трудно объяс­нить страхом

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги