Структурная композиция общества - раздел Транспорт, Главы, написанные данными авторами, подготовлены нри поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФФИ №99-06-80513 Изучение Общества Требует Рассмотрения Его Элементов Сквозь Призму Их Значимо...
Изучение общества требует рассмотрения его элементов сквозь призму их значимости для целого. Иными словами, необходимо не просто констатировать множественность структурных элементов общества, а вычленить устойчивое, повторяющееся из эпизодического, малозначимого, случайного, т.е. те элементы, которые структурируют, воспроизводят общество как целостность. Выделяя устойчивое, повторяющееся в социальных взаимодействиях, указывая способ организации устойчивых элементов, мы как бы строим каркас общества, моделируем его структурную композицию.
Как уже упоминалось, в социуме неизбежно происходит стандартизация определенных видов взаимодействий, что выражается в появлении статусно-ролевых стандартов поведения. Роли существуют не сами по себе, они всегда связаны с соответствующим статусом. Статус — это структурная единица в рамках социальной реальности, попадание в которую неизбежно ведет к изменению поведения индивида в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами.
Статусно-ролевые позиции представляют собой базовые составляющие устойчивых социальных взаимодействий. В совокупности они составляют первый уровень общества. На рис. I, на котором представлена графическая модель общества, статусные позиции изображены в виде кружков, а исходящие из них векторы являются условным изображением ролей. Базовый, первичный уровень общества охватывает не все многообразие конкретных социальных действий и взаимодействий, составляющих сложную, по-своему уникальную в каждый временной интервал картину социальной жизни, а лишь те из них, которые носят устойчивый, нормативно фиксируемый и воспроизводимый характер.
Например, учитель как статусно-ролевая позиция, по поводу которой в социуме существует конвенциональная договоренность (все знают, кто такой учитель и что он должен делать), является состав-
507
ляющей первого уровня общества, а конкретное исполнение роли
учителя каким-либо педагогом, предполагающее неизбежную ин
дивидуальную интерпретацию ролевого поведения (методика пре
подавания учителя М отличается от методики преподавания учите
ля N), относится уже к социальной жизни как к реальному воплоще
нию статусно-ролевой позиции учителя. Иными словами, в поведе
нии разных учителей будут воспроизводиться как своеобразный
общий знаменатель неизменные, устойчивые элементы, которые и
составляют ролевой стандарт учителя, принятый в данном обще
стве. .-^.
Любое общество можно представить в виде множества статусно-ролевых позиций, причем чем их больше, тем сложнее общество Однако статусно-ролевые позиции не являются простым нагромождением, лишенным внутренней гармонии. Они организованы, соединены между собой бесчисленными нитями. Организованность v упорядоченность обеспечиваются благодаря более сложным структурным образованиям — социальным институтам, общностям, организациям, — которые связывают статусно-ролевые позиции межд} собой, обеспечивают их воспроизводство, создают гарантии их устойчивости и составляют второй, институциональный уровень обще ства. На рис. 1 этот уровень организации социальных взаимодействий изображен в виде прямоугольников.
Социетальный уровень
Институциональный уровень
|
Рис. 1. Структурная композиция общества 508
|
Главная трудность в «объяснении» общества сопряжена с поиском ответа на вопрос, почему общество является<щелостностью. почему оно не распадается на отдельные группы, институциональные образования. Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы поднимемся на третий уровень нашей модели общества и попытаемся объяснить основные принципы его организации.
Третий уровень является социетальным, он обеспечивает воспро
изводство связей, значимых для общества в целом, — в этом его
главное отличие от институционального уровня,1 который регули
рует групповые или специализированные виды взаимодействий.
Нормативно-регулирующее воздействие социетального уровня ха
рактеризуется: '-..,-,. оэгг.г ■:../ :.- -м
• универсальностью, т.е. всеобщностью. На этом уровне регу
ляция осуществляется не в отношении специализирован
ных видов взаимодействий (возникающих, например, в се
мейной жизни, в области образования, финансов или про
изводства обуви). Это сфера институциональной регуляции.
В зону упорядочивающего воздействия социетального уров
ня попадают практически все институциональные образо
вания и социальные группы, а следовательно, и практичес
ки все статусно-ролевые позиции; i'l.■•
• интегративностью. Этот уровень обеспечивает «удержание»
институциональных образований в едином комплексе. Он
подчиняет своей логике не только ранее сложившиеся со
циальные институты, группы, но и каждый новый их вид,
не позволяет распадаться обществу как целостности на со
ставляющие его структурные элементы, сдерживает цент
робежные тенденции. ,и;ь,
Социетальный уровень состоит из двух взаимодополняющих способов организации связей между институтами и общностями: культуры и политической власти. Именно культура и политическая власть способны задавать социальным взаимодействиям такие алгоритмы, которые сдерживают центробежные тенденции в социальной жизни, препятствуют распаду общества, обеспечивают его целостность.
Рассмотрим логику влияния, воздействия культуры и политической власти на другие уровни общества. Начнем с культуры и для начала сравним развитие общества с генеалогическим деревом. Единый ствол обозначает исходную, практически однородную по своему социальному составу общность людей, связанных узами родства и соседства. Первое разветвление — начало внутренней дифференциации, появление, внутри социума-монолита относительно автономных социальных образований — общностей и институтов, переход, используя терминологию Ф. Тенниса, от Gemeinschaft (общины) к Gesellschaft (обществу). Чем интенсивнее разветвляется дерево, тем сложнее становится.общество и тем больше дистанцируются друг от друга его сегменты. Особенность генеалогического дерева заключается в том, что жизненная энергия каждый раз сосредоточивается в верхних слоях кроны, ибо появление каждого нового слоя означает уход предшествующего слоя в историю.
509
Мы наблюдаем каждый раз лишь конкретный набор социальных институтов и общностей. Их многообразие, противоречивость не могут не наводить на мысль о хаосе, случайном нагромождении. Но если использовать предложенную аналогию, то становится очевидно, что связь между разнообразными социальными образованиями все же существует: создавая новые институты, общности, люди не могут освободиться от сформировавшихся в течение веков представлений о ценностных образцах и нормативных предпочтениях. В силу этого неизбежно происходит своеобразное удержание старого в новых социальных образованиях. Непрерывность этого процесса, на наш взгляд, делает допустимой сравнение влияния культуры на совокупность институализированных отношений в обществе с генетическим кодом, который задает тождественность, закладывает основы принадлежности к одному виду многочисленных особей. Однако будем помнить, что это лишь метафора, ибо в социальной жизни природа «наследственности» качественно иная — социализация.
Итак, культура задает определенный алгоритм действиям инди
видов, воспроизводящих институализированные отношения или
солидарные связи. Она незримо присутствует, когда человек вы
полняет роль покупателя, предпринимателя, учителя и т.д. Однако
специфика культурной составляющей институализированных отно
шений заключается в том, что человек ее не ощущает, находясь в
привычной социокультурной среде. И только приехав в чужую стра
ну, он начинает понимать, что функции покупателя, предприни
мателя, учителя и т.д. можно исполнять иначе, чем принято у него
на родине. ,Ч{;.
Вот как описывает, например, Дж. Сэлэкьюз ведение переговоров арабскими правительственными чиновниками и бизнесменами е их западными партнерами: «Западные бизнесмены, ведущие переговоры в Египте или Саудовской Аравии, вынуждены терпеть частые перерывы на телефонные разговоры, обсуждение текущих вопросов с секретаршами и визиты посетителей, желающих сообщить что-то важное правительственному чиновнику или бизнесмену. В то время как западные бизнесмены, скорее всего, расценят подобные помехи как признак невежливости или отсутствия заинтересованности со стороны своих арабских коллег. Но арабы сочтут непростительной грубостью отказ поговорить по телефону или принять своего друга или коллегу»*.
Общие культурные образцы, постоянно воспроизводимые в сознании и поведении людей, объединенных исторической судьбой и территорией проживания, являются символическими связующими звеньями многочисленных институциональных и солидарных объе-
* Сэлэкьюз Дж.Ч, Секреты заключения международных сделок. — М., 1994, с. 76.
510
динений в обществе. Благодаря им тип взаимодействия в рамках определенного института или общности приобретает форму не уникального, принципиально отличающегося, а специализирующегося, т.е. отличающегося в силу специфики решаемых задач, но воспроизводящего наряду с этим наиболее общие нормы поведения и нравственные принципы.
Влияние культуры на институализированную систему отношений проявляется и в том, что именно культура помогает человеку сформировать целостный взгляд на окружающий его социальный мир, объединить в своем миропонимании различные социальные институты, группы, в которых всегда найдется место для каждого индивида. Создавая мифы, ценностные представления, идеологические концепты, научные парадигмы, люди не только познавали и объясняли окружающий мир, но и вырабатывали приемлемые суждения о необходимости существования различных институтов, классов и групп — в виде научных теорий, обосновывающих влияние разделения труда и социальной диференциации на ускорение социального прогресса, в виде идеологических концептов, утверждающих необходимость единства народа или в виде наивных суждений.
Культура, таким образом, задает общую тональность институционального развития как бы изнутри, из внутреннего мира человека, сформировавшегося в определенной культурной среде. Усваивая сложившиеся ранее коллективные представления о целесообразности, необходимости или неизбежности институционального многообразия, человек воспринимает его как естественное состояние общества. Наличие культурного кода, т.е. опривыченных ценностных образцов поведения, помогает ему постоянно и довольно безболезненно переходить от одной статусной позиции к другой, выполняя в течение дня, например, последовательно роли сына, студента, покупателя, пассажира и т.д.
Однако возможности культуры ограничены. Одна культура не может обеспечить единства общества. Инновационные процессы на некоторых этапах становятся настолько интенсивными, что появляются социальные образования, противостоящие ранее сложившемуся ценностно-нормативному порядку. Обычно процесс радикального обновления провоцируется резко возросшим влиянием других культур, что происходит в условиях объединения разных народов или развития коммуникационных сетей. И если в нашей метафоре культура — это своеобразный генетический код общества-дерева, то политическая власть — каркас, поддерживающий ослабленные ветви, направляющий их и не позволяющий им при этом разлетаться слишком далеко.
Политическая власть из всех видов власти в обществе отличается всеобъемлющим характером, являясь универсальным взаимодей-
ствием, включающим всех его членов (подробнее см. раздел X, главу XXVII «Социология политики»). Решения статусной группы, осуществляющей политическую власть, становятся обязательными для индивидов, вовлеченных в социетальные отношения. Достигается это как институализацией властных взаимодействий, предоставлением политической верхушке права на легитимное насилие, так и использованием ею многообразных ресурсов, прежде всего материальных, силовых, для проведения своей воли. Благодаря политической власти в обществе всегда есть рычаги для сдерживания де-зинтеграционных процессов, подавления групповых конфликтов, инициирования новых процессов, создания новых институтов, организаций, переструктуризации норм. Не случайно распад общества всегда начинается с кризиса политической власти.
В рамках политической власти складываются нормы права — общеобязательные правила, установленные законами, указами и другими решениями государственных органов управления, соблюдение которых подкрепляется принуждением со стороны государства.
Например, институт семьи в современном обществе регулируется не только внутренними механизмами, но и поддерживается предоставлением соответствующим государственным органам законной возможности принуждать людей к соблюдению установленных норм и правил институционального взаимодействия.
Государство, таким образом, выступает в роли внешней силы, наделенной правом кодифицировать, контролировать и развивать институциональные отношения в обществе.
Благодаря нормам права становится возможным не только контролировать процесс воспроизводства определенного института, но и фиксировать функциональное назначение тех или иных институциональных образований, определять их зоны действия. Государство, таким образом, формирует и контролирует единое правовое пространство, обеспечивающее функциональную целостность всего общества.
Таким образом, благодаря культуре и политической власти обществу удается поддерживать связь социальных институтов, общностей, организуя их целостность и укрепляя тем самым общество.
Культура задает ценностные образцы поведения людей в виде нравственных норм, морали, традиций, стилей жизни и ценностные ориентации в виде суждений, мифологем, идеологий, идеалов, которые, влияя на мотивацию людей, пронизывают инситу-циональный и статусно-ролевой уровни общества. Политическая власть через государственное регулирование скрепляет связи между институтами, общностями прежде всего там, где воздействие культуры оказывается уже недостаточным, где нормы морали требуют подкрепления в виде права, закона, принуждения.
512
Все темы данного раздела:
Главы, написанные данными авторами, подготовлены нри поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФФИ №99-06-80513
Общая социология:Учебное пособие/Под общ. ред. проф. О 28 А.Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2000. - 654 с. - (Серия «Высшее образование»).
ISBN 5-16-000176-Х
В учеб
ВВОДНЫЙ
Метод социологии: его возникновение и становление
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ Приступая к изучению той или иной.науки, И МЕТОД научных пытаясь понять ее специфику, прежде всего мы исследовании определяем объект, предмет и метод данной науки.
Объек
Социальные условия
Ксередине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе обусловили острую потребность в новой модели, типе социальных знаний.
Со
Научно-теоретические предпосылки
Эволюцию от умозрительно-философской к рационально-опытной модели научного знания в первую очередь претерпели естественные науки. Напомним, первая (натурфилософская) модель в свое время породила
Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии
Наша характеристика метода социологии скорее касается тенденций, перспектив социологического знания в целом. Мы «рисуем» некий идеальный образ социологической науки, подчас труднодостижимый, но
Идеологическая нейтральность
Социология ориентируется на получение
тип знания,идеологически нейтрального знания, незави-
добываемогосимого от социальной позиции исследователя
Принцип квалификации
Принцип квантификации, т.е. количественного измерения качественных признаков, — это один из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии.
С одной стороны, колич
Теория и эмпирия как основные элементы современного социологического знания
Существуют два основных способа получения социологического знания: эмпирический (способ получения конкретных фактов о социальной действительности) и теоретический (способ описания и
Ведущая роль теории
Ведущая роль теории сказывается прежде всего в следующем.
• Факты, даже тщательно отобранные, самые яркие и неожиданные, сами по себе бессмысленны; они не более чем статистика. Лишь теоре
ИСТОРИЯ
Социологию и историю объединяет опора на факты. Социология, и это убедительно показал М. Вебер в своих работах по истории хозяйства, религии и ее влиянии на тип хозяйственной деятельно
О риске социологического поиска
История социологии по жанру близка к трагикомедии. Попытки познать природу общества и законы его жизни соседствуют здесь с добродушной улыбкой, иногда самоиронией, а порой откровенным разочаровани
История социологии или история социологии?
/. Дух естествознания в социологии
Оставив в стороне дискуссии о времени возникновения социологии, напомним, что название новой сферы познания — «позитивная» система знания
Общая социология
Итоги эксперимента, предпринятого Парсонсом, можно было предвидеть. Тем более что уже первые
Модель общества и модель человека: грани единого
Возможно, именно ощущение бездонности межчеловеческого бытия обусловило возникновение наиболее сильной тенденции современной социологии: стремления «снять» проблему человека за счет повышен
Когда познание социального становится самопознанием
Итак, диалог неизбежен и необходим — и не только с единомышленниками, но (может быть, даже в большей степени) с оппонентами. В первую очередь, нас обязывает к этому элементарная профессиональная
Постановка проблемы
Социальная жизнь — это не что иное, как жизнь людей, жизнь человека среди себе подобных. Но человек — явление биосоциальное. С одной стороны, нельзя не видеть, что это элемент живой природы, котор
Основные социологические традиции решения вопроса о соотношении природного и социального
В социологической науке сформировалось три основных подхода к решению проблемы соотношения природно-биологического и социального в общественной жизни.
1. Тяготение к абсолютизации природн
Природно-географические условия социальной жизни
Общество погружено в природно-географическую среду, которая является средой обитания социума и оказывает разнообразное воздействие на социум — об этом свидетельствует связь уровня жизни, обычаев,
Особенности биологии человека как предпосылка социальной жизни
Биологические особенности проявляются в двух аспектах:
• биологические особенности человечества, сделавшие воз можной социальную жизнь;
• биологические особенности
Начала социальной жизни
Важно, на наш взгляд, различать понятия «живое» и «животное». Живое —это то, что противостоит неживой, мертвой природе. Животное-f~■■это то, что не рефлексируется сознани
Социальное
Что отличает любое человеческое взаимодействие, любую человеческую форму коллективности от других сложных систем, от животной стаи в том числе? Чем отличается любое социальное деяние человека от
ИСХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Проблема родового понятия в социологии
Приступая к научному описанию социальной жизни, необходимо прежде всего выделить ее своеобразные «первокирпичики», «складывая» которые, можно «выстроить» такие сложные социальные здания, как гру
Специфика социального действия
Проанализированная схема характеризует любые действия — и человека, который хочет заложить свой сад, и политического лидера, и предпринимателя, и отца семейства и т.д. Однако действия последних ор
Что такое социальная реальность?
Вычленив социальное действие из всей совокупности человеческих действий, его поведения, выделим еще одно фундаментальное понятие социологии, на наш взгляд, производное от понятия «социальное дейс
Социальная реальность — «парадоксальная» реальность
Социальная реальность — это во многом невидимый, мысленно вычленяемый мир, это пронизывающая реально осязаемый мир, улавливаемая лишь мысленно сеть взаимоотношений между Акторами, — межчеловечески
J Общая социология
Эта парадоксальная логика создает свое, если так можно выразиться, «физическое пространство». Последнее наделяется социально символическими измерениями, социальными критериями, котор
Что и в какой степени обусловливает социальные явления? Взаимодействие социальной реальности и внесоциальных условий, сил
Проанализируем взаимодействия внесоциального и социального. Насколько организация социальных взаимодействий, критерии, нормы, которыми регулируются взаимоотношения акторов, обусловлены внесоциаль
Постановка проблемы
Социальные мыслители на протяжении многих веков стремятся установить способ определения основного своеобразия того или иного обустройства социальной действительности, сути организации социа
От «общины» к «обществу», от механической солидарности к органической
Первую довольно удачную попытку предложить подобный об щий знаменатель социальных связей, социальных действий (это понятие вошло в научный оборот позже) и на основе этого выде лить со
М. Вебер: от мира традиций к миру рациональных действий
М. Вебер, сделавший существенный акцент на социологическом анализе мотивации социального действия, сфокусировал свое внимание на степени участия рациональных элементов в процессе мотивации социал
К универсалистски-достиженческому обществу
Достаточно комплексную и емкую систему критериев социальных действий, их мотиваций предложил классик мировой социологии Т. Парсонс, который, по его собственному признанию, разрабатывая типовые пер
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ФОРМЫ, ТИПЫ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛЯЦИИ
Социальная связь
Вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что человек множеством невидимых нитей связан с другими людьми, обществом. Но в чем смысл этих связей, каково их внутреннее строение? В сложной сети социа
Разновидности социальных взаимодействий
Представляя социальную жизнь как социальный обмен, следует сделать ряд существенных уточнений.
Принципы, которые мы собираемся анализировать, регулируют обмен в процессе самовозобновляемы
Принципы регуляции социальных взаимодействий
/. Принцип личностной целесообразности (так называемый принцип «минимакса»): Актор (индивидуальный или групповой) в ходе взаимодействия стремится максимизировать вознафаждение и минимизиро
Социальная регуляция поведения личности в обществе
Рассматривая проблемы социальной регуляции, нельзя не видеть и тех существенных различий, которые обнаруживаются при сопоставлении механизмов социальной регуляции на микро- и макроуровне, прямой
Средства обмена и их иерархия
Рассматривая социальные взаимодействия как обмен услугами, ресурсами, мы уже указывали, что в качестве затрат, или платы (со стороны того, кому оказана услуга), или вознаграждения (тому, кто оказал
Формы социальных взаимодействий. Власть
«Ассоциация— диссоциация» как основной тип социальных взаимодействий воплощается в конкретных формах интеракций. Рассмотрим наиболее важные из них, представив формы социальных взаимодейств
Институты: их роль в обществе и значение для социологии. Постановка проблемы
Социология — наука рациональная, лишенная мистики и чуждая фантастики, но чаще всего она призвана распознавать, объяснять чудеса, которыми наполнена социальная жизнь. Главное чудо, с которым мы име
Основные признаки институтов
Социальные институты — это исторически сложившиеся и закрепленные, устойчивые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные удовлетворять те или иные человеческие нужды.
Социальные последствия (эффекты) институализации
Институализация социальных связей, обретение последними свойств института приводит к глубочайшим преобразованиям социальной жизни, которая приобретает принципиально иное качество.
Перв
ИиЦИАЛЬНАЯ
структурамналичие предуказывающих социальных структур личностьv ■'' (статусов, ролей) обусловливают проблему «личность и общество», «личность
Основные принципы функционирования системы социальных институтов
Очевидно, что учреждения социального института образования предназначены для обучения, института здравоохранения — для
232
заботы о нашем здоровье и т.п. Но это лишь п
СПЕЦИФИЧНОСТЬ
социальныхляется как внешнеорганизационно, так и внут- институтовреннерегулятивно.
Внешняя (организационная) автономия институтов выражается п
Анализ социальных институтов: основные принципы
О функциях того или иного социального института, как указывает вслед за Э. Дюркгеймом Р. Мертон, судят не по тому, какие цели преследуют люди, взаимодействуя с партнерами, а по тому, какие последс
Проблема устойчивости-изменчивости социальных институтов
Благодаря наличию социальных институтов будничная жизнь приобретает вид своеобразной «машины», в которой все функции расчленены, предуказаны обязанности, права, поведение, а успех общего дела завис
Социально-исторические типы социальных институтов
Современная социология, продолжая терминологическую традицию, заложенную М. Вебером и Т. Парсонсом, выделяет два основных типа социальных институтов: традиционные (образующие традиционное
Общая социология
ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖЕНИИ СЕБЕ ПОДОБНЫХ: СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
Солидаризация (интеграция) как способ повышения эффективности социальных ■ взаимодействий. Постановка проблемы
Человек повсеместно и каждодневно общается с себе подобными — решая бытовые проблемы, воспитывая детей, развлекаясь в кругу друзей, посещая лекции, выполняя рабочие обязанности и т.д.
С
Проблема общностей в социальной науке
Общности стали объектом научного анализа гораздо раньше, чем институты. Но особое внимание общностям, и прежде всего таким
Социальная общность как феномен. Разновидности общностей
Общность как целостность (как единое целое) представляет собой не какое-либо новое, особое телесное образование, а опреде-
Множества
На улице, в транспорте, на работе — везде человек ощущает присутствие других людей, что нередко создает впечатление общности. И первый образ коллективности, сообщности, который предстает в нашем в
Социальные группы в жизни людей
В целях повышения эффективности своих действий человек стремится вступить в сеть отношений, которая объединяет усилия людей, делает их способными выступать как единое целое — такое ^устойчив
НЕОБХОДИМЫ шГ u _i_ 1
социальные * Каков критерии эффективности социаль- ГРУППЫ? н°й группы, в каком случае она привлекатель-
на для Актора, а значит, и устойчива?
- • Нужно ли Актору ст
Основные признаки групповой общности: специфика групповых целей и духовно-культурной жизни
Способность группы выступать как единое целое достигается благодаря тому, что основные атрибутивные свойства социальной общности (целевая, духовно-культурная, солидарно-интеракцио-нистская) в ней п
Внутренние и внешние
факторы интеграции группы*
Группа развивается как живой организм: взрослеет, крепнет, болеет, деградирует, рассыпается.
К примеру, семья во всех учебниках рассма
Многообразие социальных групп
Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности — профессиональные
Общая социология
•
КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Культура и природа
Термин «культура» произошел от латинского слова cuttura и первоначально означал возделывание, облагораживание земли. Слова «возделанное человеком», «облагораживание» определяют один из глав
Культура — сознание — деятельность
КУЛЬТУРА И СОЗНАНИЕ: МЕНТАЛИТЕТ
Что же является источником внеприродного, что в действительности делает возможным надын-стинктивное в жизни людей? Все, что
Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
Культуру изучают многие науки — философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт человеческой деятельности, высшее проявление сознания, человеческого творчест
ИЦИАЛОПЬ1С .
Функции годаря культуре, ее символическим феноменам
культуры (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возмож-
ны интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействий
Культура: преемственность и социализация
В мировой социологии, антропологии еще в первой половине XX в. было введено трехчастное деление культуры: материальная, социальная и духовная культура. Под материальной культурой пон
Культуры. Язык, типы социокультурной регуляции
Культура любого народа — это целостная сложноорганизован-ная система, основу которой составляют неизменные и воспроизводимые структурные элементы. Каждый элемент играет свою роль, выполняет свою ф
Основные социально-исторические типы
социокультурной регуляции •
■ г
Культура по своей структуре — крайне сложная и многообразная система. Но нас интересуют лишь те структурные элементы
Обществе
•„-г ••&#.,, '■*£•.' ■ t-~: . :
Шаблонный тип социокультурной регуляции не случайно назван нами социально-историческим, -^он возник на
Социального поведения
-^
МИФ КАК Первой собственно человеческой формой ори-
СОЦИАЛЬНОЕ ентации человека среди себе подобных была ми- ЯВЛЕНИЕ фология. Она представляет интерес для м
Особенности и социально-историческая роль религии
Примерно с VIII по II в. до н.э. произошел важнейший переворот в духовной жизни человечества* — формирование качественно иной, религиозной системы представлений о мире.
Это не только пред
Идеология
Внутренняя рационализация религии, секуляризация управления общественной жизнью, десакрализацйя духовной сферы неуклонно и неумолимо приводили, с одной стороны, к снижению авторитета и значимости
Ценности
В современном обществе духовные регуляторы социальной жизни имеют разнообразные конкретные формы: ценностные ориентации, идеалы, социальные установки, нормы, принципы поведения, непосредственные
Порядок. Отклоняющееся (девиантное) поведение
В ежедневном будничном ритме жизни все кажется знакомым, привычным, надежным. Мы не задумываемся над тем, что обеспечивает эту надежность, предсказуемость повседневной жизни, пока все соответствуе
Типология девиации Р. Мертона
Способ адаптации
Одобряемые обществом цели
Одобряемые обществом средства
1. Конформизм
Общая социология
о
Q)
Целостность культуры и механизмы
ее воспроизводства ;;
Термин «варвар», который широко использовался еще в Древней Греции, для греков и римлян имел как бы двойной смысл: чужеземец и дикарь, невежественны
Многообразие культур
Говоря о культуре, мы обращаем внимание прежде всего на многообразие ее конкретных вариантов. Человеку, наверное, проще было бы взаимодействовать с другими людьми, если бы в мире утвердилась одна
Общая социология
Личность в социологии: социальный робот или автономный субъект социальной жизни. Постановка проблемы
Раздел гуманитарной или социальной науки, посвященный изучению личности, всегда вызывает повышенный интерес читателей. И это понятно — человек стремится получить сведения, которые помогут ему лучш
Мир социальных статусов
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обусловливают пониман
ЛичнииIи
дый раз различные функции.
Это свойство любого индивида — например, первоклассник имеет статус ребенка с определенными правами и обязанностями по отношению к своим близким, статус
Социальные роли и поведение личности -
Одна из главных проблем социологии личности — определение степени влияния общества на личность, обусловливания ее внутреннего мира, желаний, стремлений и т.д. Может быть, справедливо утверждение,
ОБЩЕСТВО
Признаки общества
Признаки общества — это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (от социальной реальности, социальных отношений, ин
Общество как система
Моделируя структурную композицию, мы невольно начинаем рассматривать общество как систему, т.е. как целостность, элементы которой определенным образом упорядочены и связаны между собой. Однако объ
Как целостности
Функционирование общества — это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания базовых элементов, структур, функциональных связей, определяющих каче
Разрушение общества. Аномия
Разрушение общества — это утрата им способности воспроизводить себя, утрата своей качественной определенности, идентичности.
Распад Австро-Венгрии в начале XX в. и Советского Союза в кон
Развитие общества
Параметры, свидетельствующие о развитии общества, должны относиться к основным структурным уровням общества-системы,
526
быть необратимыми и устойчивыми. Можно выделит
Типология общества
Различия обществ проявляются как явно (язык общения, культура, географическое положение, политический строй, уровень благосостояния), так и не столь открыто (уровень стабильности, степень социальн
Основные черты традиционного и индустриального (современного) общества
Основные черты
Традиционное общество
Индустриальное (современное) общество
Доминирующий тип мот
Социальная дифференциация и социальное неравенство
Известно, что люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, уровню интеллекта и многим другим признакам. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психиче
Социальное пространство
Социальное неравенство в обществе обусловливает восприятие людьми социальных явлений и процессов в терминах пространствен ного соотнесения: «высшие и низшие классы», «продвижение по со
Основания социальной стратификации
Теории, призванные в рамках социологии дать научное объяснение основным принципам иерархического строения общества, называются теориями стратификации. Термин «стратификация» происходит от л
Профиль стратификации
Рассмотрим вертикальную последовательность положения социальных слоев в обществе. Сколько надо выделить социальных слоев, чтобы стратификационный анализ общества был по возможности наиболее полн
Социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры общества
Современные социологические опросы показывают, что люди остро ощущают неравенство, имеют сложившееся мнение о социальной иерархии, достаточно определенно указывают на свое место в иерархической с
Социальная мобильность
Незыблемость иерархической структуры общества не означает отсутствия внутри ее какого-либо движения. Как уже отмечалось, на различных этапах возможно резкое увеличение одного и сокращение другого
Индивидуальная социальная мобильность
В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер, т.е. поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политич
СОЦИОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ ЯВЛЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Социология организаций как специальная социолого-управленческая теория
социология
ОРГАНИЗАЦИЙ В РЯДУ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В наиболее общем виде социология организаций может быть определена как специальная со
Условия и предпосылки возникновения организации
и условия возникновения организации. процессы,
Организации
Хотя сфера деловых взаимодействий не являет- ся
Схемы наиболее распространенных структур организации
Рис. 1. Линейная структура организации
1 — руководитель высшего звена; 2
Внешняя среда организации и ее модели
представление Организация не может действовать изолирован-0 внешней СРЕДЕ но от внешнего окружения, от характеристик которого во многом зависят ее структура, формы и направления деятельности. Орган
Основные характеристики экономического поведения: социологический анализ
Традиция социологического анализа экономических процессов общества базируется на поведенческом подходе. В центре исследовательской деятельности находится категория «экономическое поведе
Типы и виды экономического поведения и их особенности
В социологической науке отсутствует строгая классификация различных видов экономического поведения. Это объясняется, с нашей точки зрения, неразработанностью самой категории «экономическое поведен
Общая социология
Институализация политической жизни
Становление политических институтов — процесс длительный. Его начало восходит к постепенному появлению качественно нового вида взаимодействия — политической власти, институализация которой и поло
Общество
затрат на обеспечение различных общественных работ, для созда ния страхового фонда, персонального потребления правителей и их приближенных. Необходимость в централизованных фондах был
Дифференциация политической власти
На ранних ступенях развития общества отношения политической власти были синкретичными, т.е. внутренне не разделялись на специфические сегменты, сферы управления.
Князья в Киевской Руси са
Легитимность власти
В политической истории можно наблюдать немало, на первый взгляд, парадоксальных явлений. Одним из них является покорность масс тираническим, тоталитарным режимам, которую трудно объяснить страхом
Новости и инфо для студентов