рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Государство и церковь. Церковный раскол

Государство и церковь. Церковный раскол - раздел Транспорт, От авторов К Середине Xvii В. Церковь Являлась Одной Из Немногих Политических Организаци...

К середине XVII в. церковь являлась одной из немногих политических организаций общества, нарушающих принцип централизации. Поэтому очередным вопросом было подчинение церкви государству, светской власти.

Образование патриаршества в Москве в 1589 г. подняло авторитет и усилило политическую роль церкви в государстве. Резкое возвышение церкви произошло при патриархе Филарете (1619-1633): в церкви появился патриарший двор (по образцу царского), суд, административно-финансовые приказы. Филарет принял даже титул «великого государя». При Филарете — отце царя — все это возвышало светскую власть, помогало проводимой политике централизации государства. Но при других патриархах такое положение могло еще более укрепить политическое влияние церкви. Это особенно ярко проявилось во время патриаршества Никона (1652-1667), когда проблема взаимоотношений светской и церковной властей вылилась в серьезный политический конфликт.

Никон, будучи много старше Алексея Михайловича, имел большое влияние на молодого царя и первоначально сумел убедить его признать приоритет церкви над государством.

Став патриархом по желанию царя, Никон приобрел такую власть, какой до него не имел ни один церковный деятель ни при одном русском государе. Он сразу же повел наступление на законы, ущемляющие права и привилегии церковных организаций, выступил против создания Монастырского приказа, передающего в руки светской власти управление церковными землями, потребовал прекращения посадской реформы (ибо от нее, в первую очередь, страдали именно церковные землевладельцы) и ликвидации Сыскного приказа (производящего сыск беглых людей, многие из которых скрывались в монастырских вотчинах).

Свою деятельность патриарха Никон начал с церковной реформы («Память о поклонах и троеперстии» 14 марта 1653 г.), необходимость которой признавалась всеми политическими деятелями. Суть реформы — в унификации богословской системы (прежде всего в исправлении богослужебных книг) и формально-обрядовой практики: замена обычая креститься двумя пальцами «троеперстием»; введение троекратного произношения слова «аллилуия» вместо двукратного, а также движения вокруг аналоя не по солнцу («посолонь»), а против него; замена земных поклонов поясными и т.д. В 1654 г. на церковном соборе было принято постановление исправлять богослужебные книги по древним греческим (византийским) и славянским рукописям.

О необходимости преобразований говорили уже давно. Правда «Стоглавый» церковный собор 1551 г., занимаясь проблемами церковных обрядов, принял постановление об их незыблемости в православном варианте. Но к середине XVII в. произошли большие изменения: Россия более активно входила в систему международных отношений, и все более проявлялись «искажения» как по форме осуществления обрядов, так и по существу используемых текстов. Разночтения в богослужебных книгах, используемых в обрядовой практике, с их древнегреческими оригиналами были настолько явными, что уже в 40-е годы обсуждался вопрос об их «исправлении» по греческим оригиналам. Тогда же при патриархах Иоасафе I (1634-40) и Иосифе (1642-1652) началась эта трудоемкая работа.

Однако формальные в своей основе реформы Никона встретили решительное противодействие не только в среде русского духовенства, в большинстве своем неграмотного и консервативного, но и среди его недавних сторонников. Тогда Никон в 1656 г. собрал новый церковный собор, на котором предал проклятию всех противников проводимых преобразований, наиболее активные из которых (протопопы Неронов, Аввакум, Логгин, Даниил) были подвергнуты ссылке или заточению.

Решительные, а зачастую и грубые действия Никона вскоре привели к расколу русской православной церкви на сторонников преобразований и их противников (их стали называть «старообрядцами» или раскольниками). Одновременно возникал и конфликт Никона со светской властью.

Сразу же после своего избрания патриархом (посвящен 25 июля 1652 г.) Никон стал решительно вмешиваться в светские дела, требовать участия церкви в решении всех государственных вопросов. Он открыто заявлял, что патриарх по своему значению стоит выше царя. «Священство царства преболее есть», — говорил он. Никон демонстративно принял титул «великого государя» (наподобие Филарета). Патриарший двор он старался наполнить царской пышностью. Решительно вмешивался в государственные дела (особенно в период отсутствия царя в Москве во время военных походов 1654-1658 гг.). В приговорах Боярской думы в это время стала часто появляться формула: «Святейший патриарх указал и бояре приговорили».

Вначале это привело к личному конфликту между Алексеем Михайловичем и Никоном (в 1658 г. произошел открытый разрыв отношений между ними), но вскоре это противостояние переросло в крупную государственную проблему. Итогом стало так называемое «дело Никона». В 1660 г. царь с помощью собора русских епископов попытался оформить отстранение Никона от власти и избрать нового патриарха, но это ему удалось далеко не сразу.

Напряженная борьба между царем и патриархом продолжалась в течение более чем восьми лет и завершилась лишь после созыва в Москве «вселенского» церковного собора (из четырех зарубежных патриархов на собор прибыли двое: александрийский и антиохийский с полномочиями от константинопольского и иерусалимского). Дипломатическими действиями царь сумел добиться согласия восточных патриархов со своей позицией. Собор осудил действия Никона и лишил его (в декабре 1666 г.) патриаршего сана.

Новым патриархом был избран архимандрит Троице-Сергиева монастыря Иоасаф II (1667-1672). Никон был сослан в Белоозерский край (Ферапонтов, затем Кирилло-Белоозерский монастырь), где провел 15 лет. В следующее царствование он был переведен в основанный им Воскресенский монастырь под Москвой, но умер (17 августа 1681 г.), не доехав до него.

Таким образом, попытка Никона поставить церковь над государством окончилась неудачей. Следующие патриархи уже не вмешивались в государственные дела. Это было большой победой светской власти и означало еще один крупный шаг в утверждении абсолютизма в стране. Еще ранее, в начале 50-х годов, правительство Алексея Михайловича запретило монастырям и архиерейским домам приобретать новые земли, что положило предел росту церковного землевладения.

Борьба официальной церкви со старыми обрядами привела к жестким репрессивным мерам по отношению к старообрядцам. Ответом стали их массовые протесты, в том числе и в виде самосожжений (с начала 70-х годов), а также в форме активного участия в широких народных движениях 60-70-х годов.

Среди идеологов старообрядцев выделялись протопоп Аввакум, Петр, Иван Неронов, Никита Пустосвят и др. Особенно яркой личностью был Аввакум. Именно его проповеди придали движению социальную окраску. Он проповедовал о том, что в Москве воцарился антихрист и что патриарх Никон и царь Алексей — «два его рога»: они пьют кровь честных людей (старообрядцев) и пьяны от нее. За свои проповеди Аввакум был арестован и заключен в тюрьму, но не сдался и продолжал свои призывы уходить из мира антихриста, не служить ему. В 1671 г. (после жестокого подавления движения под руководством Степана Разина, в котором приняли участие многие сторонники старообрядчества) начались самосожжения в Заволжье. Особенно эта форма протеста против политики властей распространилась при патриархе Иоакиме (1673-1690), начавшем решительную борьбу с расколом в русской церкви. В 1682 г. (14 апреля) был казнен (сожжен) Аввакум вместе со своими единомышленниками — Федором, Ивановым, Лазарем, Епифанием. Через несколько месяцев (6 июля) последовала казнь одного из наиболее талантливых последователей Аввакума — Никиты Пустосвята. Пострадали и многие другие старообрядцы.

При оценке раскола в русской церкви надо учитывать социальную «многослойность» этого явления в русской истории. Нельзя сводить старообрядчество к чисто социальному явлению, имеющему исключительно классовую основу. Социальные противоречия, недовольство народных трудовых масс существующими порядками, в том числе и церковными, разумеется, сыграли немалую роль в становлении старообрядчества. Но основные корни раскола все же религиозные. Среди сторонников старых обрядов оказались не только широкие слои крестьян и посадских людей, низшие слои служилых людей (стрельцов) и низшее духовенство, но и представители верхов общества — бояр (боярыни Феодосия Морозова и Евдокия Урусова, князь Иван Хованский и др.).

Раскольники оказали заметное влияние на общественное самосознание русского общества конца XVII - начала XVIII в. Многие народные движения, имея в своей основе социально-экономические и политические мотивы, оказались связанными и с поддержкой старообрядцев. Такими были Соловецкое восстание 1668-1676 гг., стрелецкие восстания 80-х годов и др. Разделение православного населения страны по религиозному признаку наложило огромный отпечаток на общественную мысль, нравственную атмосферу и культуру последующих веков.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

От авторов

Россия В XVI Веке Конец XV начало XVI в властные структуры С образованием единого... Глава вторая... РОССИЯ В КОНЦЕ XVI НАЧАЛЕ XVII вв СМУТНОЕ ВРЕМЯ В конце XVI...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Государство и церковь. Церковный раскол

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От авторов
  XVI-XVII века — важная веха в истории России, веха, насыщенная значительными событиями с далеко идущими последствиями и деятельностью лиц крупного государственного масштаба.

Конец XV - начало XVI в.: властные структуры
В правление великого князя владимирского и московского Ивана III (1462-1505) фактически завершилось объединение русских земель под властью Москвы. Произошло поистине выдающееся политическое событие

Правление Василия III
После смерти в 1505 г. великого князя Ивана III великокняжеский престол занял Василий III. Он родился в 1479 г. в Москве и был вторым сыном Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византи

Боярское правление
В 1533 г. Василий III неожиданно занемог на осенней охоте под Волоколамском. Узнав от врачей, что положение его безнадежно, великий князь сделал последние важные распоряжения, касающиеся управления

Реформы Ивана IV
В конце 40-50-х гг. из приближенных Ивана IV образовался круг лиц, который постепенно оформился в качестве неофициального правительства, вошедшего в историю как Избранная рада. Польский термин «Изб

Покорение Казани
Наряду с решением внутренних проблем, правительство Избранной рады разработало обширную внешнеполитическую программу. Центральным пунктом ее была активная восточная политика. В выборе восточного на

Кризис власти
Весна 1553 г. сложилась крайне неудачно для молодого царя. 1 марта этого года он внезапно заболел «тяжким огненным недугом». Он бредил в жару, перестал узнавать близких людей. Смерти его ожидали со

Последние реформы
Добившись полного успеха в осуществлении восточной политики, правительство Ивана IV в январе 1555 г. вернулось к государственным преобразованиям. Был принят ряд законов, продолжавших совер

Начало Ливонской войны
Достигнув серьезных положительных результатов на восточных рубежах страны, Иван IV и Избранная рада обратили свои взоры на запад, к Балтике. В связи с этим были разработаны планы покорения Ливонии

Опричнина
В обстановке внешних и внутренних политических неудач соратники царя настоятельно советовали ему установить в стране диктатуру и сокрушить оппозицию путем террора и насилия. Однако в Русском госуда

Окончание Ливонской войны
На последнем этапе Ливонской войны наряду с литовской армией в борьбу вступили войска Польши. Напомним, что Речь Посполитая, в состав которой входили Польша и Литва, Украина, Белоруссия и Курляндия

Присоединение Сибири
При Иване IV началось присоединение Сибири. Ее огромные необжитые или слабо освоенные просторы манили предпринимателей, ремесленников, крестьянских беженцев из Европейской России. Населени

Иван Грозный: трагедия личности
Иван Грозный и как личность, и как государь — фигура бесспорно трагическая. Осмысливая его жизнь и деятельность, трудно отделаться от впечатления, что он как бы сошел со сцены самых потрясающих тра

Русская средневековая культура
Хронологически история средневековой культуры русского народа охватывает почти четыре столетия: со второй половины XIII - до первой трети XVII вв. За это длительное время она прошла в своем развити

В конце XVI века
После смерти Ивана Грозного в марте 1584 г. на престол вступил его сын Федор, болезненный и слабоумный человек. Управление государством сконцентрировалось в руках нескольких человек, составивших та

Правление Бориса Годунова
Борис Годунов начал свое правление при беспомощном царе и при жестокой разрухе, в которой находилась страна после опричной политики Ивана Грозного. О степени хозяйственного разорения говорят такие

Начало Смутного времени. Лжедмитрий I
Смутным временем в России принято называть события начала XVII в., когда острейшие политические и социальные потрясения нанесли стране огромный ущерб и даже угрожали самому существованию Российског

Гражданская война в России
Царствование Василия Шуйского началось явно неудачно. Сразу же стали распространяться слухи о спасении «царя Дмитрия» от рук убийц и о скором его возвращении в столицу. Летом 1606 г. на юго-западно

Освобождение Москвы от поляков
Переговоры с Сигизмундом начались 10 октября 1610 г. и продолжались 6 месяцев (до 12 апреля 1611 г.). Сигизмунд требовал прежде всего сдать Смоленск, а потом уже договариваться о деталях правления

Завершение Смутного времени
Временное правительство созвало в Москве Земский собор (открылся в январе 1613 г.), на котором в феврале 1613 г. российским царем был провозглашен Михаил Федорович Романов. Причины такого выбора об

Михаил Федорович: первый из дома Романовых
Хозяйственное состояние страны. Царствование первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича (1613-1645) началось в очень трудный момент социально-экономического и политическ

Начало царствования Алексея Михайловича
Правительство Б.И.Морозова и его политика. Царь Михаил Федорович умер в июле 1645 г. в возрасте 48 лет. Его наследником стал старший и единственный сын от брака с дочерью незнатног

Внутренняя политика Алексея Михайловича в 50-70-е годы
Алексей Михайлович был умным и высокообразованным человеком. Однако, по отзывам современников, он производил далеко не однозначное впечатление. В жизни, быту это был мягкий, благодушный человек (не

Формирование элементов абсолютизма
Особенности российского абсолютизма. Особенностью царской монархии при Алексее Михайловиче было формирование элементов абсолютизма, то есть формы феодальной монархии с неограниченн

Народные движения в 60-70-е годы XVII века
Резкое ухудшение положения народных масс в этот период связано прежде всего со значительным увеличением налогов, трудовых и воинских повинностей в годы русско-польской войны 1654-1667 гг. Определен

Внешняя политика России во второй половине XVII века
Внешняя политика России в это время оказалась весьма насыщенной как дипломатическими демаршами, так и прямыми военными действиями и конфликтами с западными, южными и восточными соседями.

Освоение Сибири
XVII век стал временем быстрого расширения границ России на восток за счет освоения Сибири. Продвижение в Сибирь началось еще в XVI в. с похода Ермака. В 80-90-е годы были созданы первые города: Тю

Культура и быт в XVII веке
Развитие культуры в XVII в. определяли две тенденции. Первая состояла в том, что культура становилась более светской как по формам и жанрам, так и по содержанию. Вторая — в преодолении этнической з

Накануне петровских преобразований
Правление Федора Алексеевича (1676-1682). Федор Алексеевич унаследовал власть своего отца в январе 1676 г., будучи 14-летним болезненным юношей. Его готовили к царствованию специал

Источники
Акты присутственного дела 60-х - 80-х годов XVII века / Сост. С.Б.Веселовский; Под ред. В.И.Буганова и др. М., 1990. Акты Русского государства, 1505-1526 гг. М., 1975. Акты социал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги