рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные направления активного обучения

Работа сделанна в 2001 году

Основные направления активного обучения - Реферат, раздел Медицина, - 2001 год - Характеристика и значение деловых игр в медицине Основные Направления Активного Обучения. Исходя Из Вышеперечисленного, Выдели...

Основные направления активного обучения. Исходя из вышеперечисленного, выделились три важнейших направления, улучшающих качество обучения в сравнении, как с традиционными методами, так и со всеми перечисленными методами и средствами обучения это оптимизация профессионального мышления посредством обучающих алгоритмов оптимизация профессиональных умений и навыков с помощью программированного обучения моделирование профессиональной деятельности, наивысшая форма которого дидактические игры, как новый эффективный метод подготовки врача.

Речь идет не только о высшем медицинском образовании, но именно о медицине.

Игровая имитация врачебной деятельности широко доступна и целесообразна не только в условиях мединститута, но и в рядовой больнице и поликлинике.

Высшее медицинское образование построено на нозологическом принципе мышления и обучения, когда в основе темы лекции, практического занятия, экзаменационного билета лежит название нозологической единице, т.е. собственно заведомо известный диагноз, например, рак легкого, язвенная болезнь желудка, болезнь Боткина и т.п. Смысл учебной игровой имитации заключается в том, чтобы воспитать у студента и врача практическое умение безошибочной дифференциальной диагностики, клинически сходных заболеваний, экономного установления достоверного диагноза и оптимального лечения больного в кратчайшие сроки.

Если назвать клинические игры по нозологической единице, то никакой игры в принципе не получится, ибо уже из самого названия игры всем играющим заранее ясны диагноз и лечение.

Принципиально важно подчеркнуть, что клинические игры, в основе которых лежит дифференциальная диагностика, а уже потом лечение, должны обязательно называться по ведущему клиническому синдрому или синдромокомплексу. Например, не острый инфаркт миокарда, а больной с жалобами на боль в груди.

Игра предусматривает только лечение той или иной нозологической единице и призвана отработать у играющих оптимальную систему лечения при уже установленном диагнозе.

Такую игру можно называть с указанием диагноза. Выше сказанное справедливо для клинических учебных игр. Очевидно, в медицине появляются игры не клинического характера. В подобных случаях название игры должно соответствовать ее фактическому содержанию защита годового отчета больницы, заседание МСЭК. Учебные игры в медицине не должны замыкаться в своей профессиональной скорлупе. Разработчики и потребители игр обязаны следить за тем, что делается в соседних ведомствах, чтобы взять все полезное, что может сформировать соответствующие качества мышления профессиональной деятельности врачей.

Цель учебных игр нужно рассматривать в общем комплексе целей, методов активного обучения. Сгруппировав эти цели, уровни, методы и средства высшего медицинского образования, соотношения их можно выразить следующим образом Этап обученияЦель обученияУровень обученияОптимальные методы обучения, обеспечивающие достижение целиОптимальный комплекс методов и средств обучения и контроля1.Овладение информационной базой учебного предметаУсвоить описание болезней, с которыми врач должен иметь дело в своей профессиональной деятельности. I-IIТрадиционное обучение с использованием ТСО на основе выделенной главной информации в учебной теме, курсе, целом предмете1.Выделение главной учебной информации 2.Логическая структура учебной темы, курса, предмета по синдромному принципу. 3.Методическая разработка-установка для студента на предстоящее практическое занятие. 4.Тестовый контроль усвоения знаний.2.Методический инструмент практического использования информационной базы.быстро и правильно распознавать конкретные болезни у каждого больногоIIIАлгоритмизация программирования, моделирования профессиональной деятельности на основе оптимальных принципов мышления.1.Обучающий алгоритм. 2.Программированное обучение. 3.Профессиональные задачи. 4.Проблемные ситуации. 5.Учебные игры.3.Формирование навыков профессиональной деятельности. Быстро и безошибочно распознавать все болезни и успешно лечить всех больныхIIIМоделирование профессиональной деятельности на основе оптимальных принципов мышления и алгоритмов.1.Обучающий алгоритм. 2.Учебные игры.5. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЛОВЫХ ИГР В МЕДИЦИНЕ. Общие цели деловых игр в медицине погружать учащихся в атмосферу интеллектуальной деятельности, предельно близкую к профессиональной практической работе врача в распознавании болезней и лечении больных создавать играющим динамически меняющуюся картину в зависимости от правильных и ошибочных действий и решений нести ответственную воспитательную функцию умение проводить дифференциальную диагностику кратчайшим путем минимальное время и назначать оптимальную тактику лечения наиболее простыми и доступными методами лечения сформировать оптимальный психологический климат общения с больными и коллегами по работе эффективно действовать не в условиях богато оснащенных клиник, кафедр, институтов, а первичной врачебной сети на амбулаторном приеме в поликлинике, на скорой помощи, в роли участкового врача в качестве контроля профессиональной подготовки служить барьером на пути к постели больного, пропуская к больному только профессионально подготовленных учащихся.

Что такое учебные игры в медицине Ответ на этот вопрос весьма сложен, потому что в литературе нет ни общего понимания, что такое игры, ни единого подхода к этой проблеме.

По определению Р.Ф. Жукова, В.И. Рыбальского и др. деловая игра это моделирование конкретной ситуации или избранных ее аспектов, выполняемая в соответствии с заранее определенными правилами, исходными данными и методиками. Из приведенной формулы видна сложность даже установления понятия деловая игра. Существует два образца учебных игр, принципиально отличающихся между собой.

Первая из них Больной с жалобами на боль в груди представляет собой игру контролирующе-обучающего характера.

Обратная связь, которую получает играющий в виде текста на карте в ответ на свое решение на предыдущем шаге игры. констатирует лишь объективное состояние больного вследствие предпринятых действий. Играющий должен самостоятельно оценить информацию о состоянии больного и предпринять шаги для оптимизации этого состояния.

Следовательно, этот первый этап игры погружает учащегося в реальную обстановку интеллектуальной врачебной деятельности.

Вторая игра Раненый на поле боя и МПП имеют преимущественно обучающий характер.

После принятия решения на данном этапе, в зависимости от правильности или ошибочности своего решения, играющий получает карточку, на которой уже заранее в тексте написано, правильным или ошибочным является его решение.

Здесь же прогнозируется последствия допущенной ошибки. Теперь можно перейти к формулировке понятия учебная игра. Д.Р. Карсон дает следующее определение деловой игры Деловая имитация или игра может быть определена как упражнение в цепочечном принятии решения, основанное на некоторой модели управленческой деятельности и на исполнении участниками игры этой имитируемой деятельности.

Д.Р. Карсон рассматривает два основных класса деловых игр общие управленческие игры и функциональные. Из сказанного ясно, что медицинские клинические игры являются функциональными и неинтерактивными, что касается индивидуальных или групповых, то они могут применяться в любом из этих вариантов. В классификации методов активного обучения перечислены семь признаков деловой игры Первый признак имеется моделируется профессиональная деятельность врачей.

Поскольку главной целью и смыслом клинических учебных игр является моделирование умственной профессиональной врачебной деятельности, клинические игры не рассматривают проблемы управления руководящих работников. Клиническая игра должна моделировать, прежде всего, интеллектуальную, а кое-где и профессиональную мануальную деятельность врача. Второй признак налицо потому что перед игровым коллективом учебной группой, независимо от количества участников поставлена общая цель оптимальная диагностическая и лечебная работа с моделью больного.

Третий признак так же полностью соблюден, поскольку играющий назначается на роль врача. То обстоятельство, что в игре по принципу врач больной каждый из участников играет роль одного лечащего врача непринципиально. Следует все время помнить о цели и смысле учебной игры в медицине сформировать у каждого играющего профессиональное умение и навык работы с больным в своей профессиональной основной роли лечащего врача.

В игре по принципу консилиум и других более сложных игр из перечисленных ниже участники игр назначаются на роли разных врачей специалистов терапевта, хирурга, гинеколога и т.д но это опять не принципиально, ибо главной ролью для участников медицинской клинической игры является роль врача. Четвертый признак для всех производственных, экономических, военных и прочих деловых игр различие интересов участников определяется той реальной профессиональной деятельностью, моделью которой является игра. В силу специфики профессиональной деятельности врача клинические медицинские игры не могут и не должны отвечать требования четвертого признака, ибо различие интересов участников клинической игры нет и быть не может.

Клинические игры полностью отвечают и пятому признаку деловых игр. В игре по типу Консилиум состояние больного неизбежно меняется в зависимости от действий разных участников консилиума. Так, если хирург, гинеколог, невролог и др. специалисты настаивают на своей тактике, то игра коренным образом меняется в зависимости от решения принятым каждым консультантом.

Шестой признак система стимулирования. Для клинических медицинских игр характеризуется состояние больного выздоровление при правильных решениях или ухудшение, вплоть до летального исхода при ошибках. Седьмой признак объективность оценки результатов игровой деятельности. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных семи признаков не позволяет считать занятия деловой игрой, а требует отнести его к одному из других методов активного обучения.

В клинических медицинских играх есть борьба между врачом и болезнью. И если врач не в состоянии победить болезнь, то она побеждает больного, нанося тем самым поражение врачу. Исходя из выше изложенного, принята следующая формулировка понятий деловой игры. Деловая имитационная, операционная, учебная, дидактическая игра это метод обучения профессиональной деятельности посредством ее моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным разветвленным динамическим развитием решаемой ситуации, задача или проблемы в строгом соответствии последующих событий с характером решений и действий, принятых играющими на предыдущих этапах.

Исследователи проблемы игровой имитации считают, что ситуации, закладываемые в основу каждой игры, должны быть актуальными, реальными, типичными, полными, способными к росту и развитию ситуаций. Н в медицине нужно учесть проблему редких больных. Клиницисты всех профилей знают, что многие болезни, предусмотренные учебной программой, встречаются редко и показать студентам реальных больных часто не возможно.

И здесь учебная игра на эту тему компенсирует отсутствие больного. Проблема практического здравоохранения вовсе не в том, что врачи плохо распознают и не умеют лечить самые редкие болезни, главная беда в том, что они довольно часто плохо диагностируют и не всегда хорошо лечат самые частые, важнейшие заболевания, составляющие основной удельный вес показателей заболеваемости, пораженности и смертности населения.

Поэтому смысл учебного моделирования посредством диагностических и лечебных задач, проблемных ситуаций и особенно учебных игр обеспечить высокую профессиональную подготовку, именно на этом уровне, жизненно важном для каждого врача безупречно работать в довольно характерной и типичной обстановке. В медицинских учебных играх нужно предусмотреть полноту ситуаций. Разрабатывая игру, следует стремиться к тому, что бы помимо информации, необходимой и достаточной для диагностики был обязательно включен и информационный шум избыточные сведения, которыми, тем не менее, всегда пользуются большинство врачей.

Это сложные лабораторные анализы, многочисленные инструментальные исследования. Деловые игры бывают исследовательскими, производственными и учебными. Главная цель и смысл последних подготовка специалистов, их тренировка и развитие профессиональных умений и навыков до уровня высокой квалификации. Разные формы игр преследуют различные цели. Исследовательские игры служат для проверки гипотез, накопления статистических данных, поиска новых форм организаций.

Производственные игры применяются для совершенствования, отработки и корректировки организационных, управленческих, технологических и других приемов и процессов. Учебные игры используются для подготовки и тренировки работников, формирования узких знаний и развития умения и навыков. Деловые игры бывают односторонние, когда все играющие стремятся к достижению единой определенной цели двухсторонними, когда все противостоящие стороны пытаются разрешить ситуацию в свою пользу многосторонними, когда приходится организовывать сложные взаимодействия игроков с конкурирующими и взаимоисключающими интересами.

Очевидно, что все клинические игры по самому своему замыслу и цели могут быть односторонними, ибо все они преследуют единственную цель быстрейшую оптимальную диагностику и эффективное лечение. Различают возрастающие по сложности несколько вариантов клинических игр. Первый тип игры врач больной.

Это основная форма клинической игры, моделирующей условия интеллектуальной профессиональной деятельности врача, направленной на распознавание болезней и лечение больного. Эта форма наиболее проста, она является основой всех клинических игр. Учебная игра врач больной организационно и методически чрезвычайно широка, мобильна и может применяться в диапазоне от единственного играющего с преподавателем студента до применения этой методики на лекции, когда лектор ведет игру со студентами целого потока или даже всего курса.

Второй тип Консилиум. Эта игра отличается тем, что кроме лечащего врача в игре участвуют консультанты. Формально эта ролевая игра, где разные играющие выполняют роли врачей разных специальностей и уровня подготовки. По своей сути она односторонняя. Третий тип клинической игры это Палатный врач. Отличие этого варианта в том, что палатный врач ведет несколько больных. При этом для моделирования наиболее реальной ситуации каждый из этих больных находится на разных стадиях обследования и лечения, на разных стадиях своих заболеваний.

Эта игра может быть проще или сложнее, в зависимости от того, будет ли палатный врач иметь дело с многопрофильными больными, скажем, кардиологическими, пульмонологическими, либо разнопрофильными, когда в палате общего отделения концентрируются больные с разной патологий разных органов и систем. Второй вариант гораздо сложнее для студентов и требует более серьезной подготовки.

На последнем различии могут строиться еще два варианта игр специализированное отделение стационара, когда врач имеет дело с однопрофильными больными, и общее, например, общетерапевтическое, общехирургическое отделение больницы, где врач лечит больных с поражением разных органов и систем. Эти две игры отличаются от игры Палатный врач с несколькими больными тем, что здесь помимо чисто клинических задач, возникает организационные проблемы взаимодействия с разными специалистами заведующим отделением, с вспомогательными, клиническими, инструментальными и лабораторными службами.

Наиболее сложными, притом не только клиническими, но и организационными играми могут стать учебные игры Поликлиника, Больница, Больнично-поликлиническое отделение. III ЗНАЧЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР. Лечебное учреждение, получающее молодое врачебное поколение, часто жалуется, что выпускники медицинских институтов не владеют профессиональными элементарными навыками, особенно плохо они подготовлены к взаимодействию со своими коллегами и различными службами столь сложного современного механизма, каким сегодня является поликлиника, стационар, больнично-поликлиническое объединение. Многосторонние связи лечащего врача с регистратурой, с кабинетами функциональных и специальных инструментальных исследований, с консультантами различных специальностей и рангов, различными врачебно-контрольными экспертами, санаторно-курортными комиссиями, в реальной жизни оказываются слабым звеном.

Моделирование профессиональной работы врача в коллективе лечебно-профилактического учреждения посредством учебной игры в принципе позволит лучше подготовить студента и врача к оптимальной деятельности. Иными словами, медицинские игры должны моделировать сложные проблемы типа Врачи системы здравоохранения.

Главное назначение деловых игр уменьшить для учащихся степень новизны и неожиданности вероятных производственных ситуаций. Стоит ли напоминать, что производственная сфера врача это больной человек. И неожиданность ситуации для врача в сложных случаях оборачивается вполне реальной гибелью больного. Поэтому главное это моделирование клинической работы врача и здесь наиболее оправданы клинические игры, смысл которых создать максимально реальную модель профессиональной работы врача с больным.

Учебная игра в высшем медицинском образовании должна стать тем интегральным методом обучения и контроля, который в условиях приближенных к реальным, объективно выявит способность студента к реальной конкретной профессиональной деятельности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Характеристика и значение деловых игр в медицине

Благо везде и всюду зависит от соблюдения двух условий правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и отыскания соответствующих… Генрих Торо. Научиться делать трудное привычно, привычное легким, легкое… Каждый знает, что долгие тысячелетия обучения шло по системе один учитель один ученик Ремесла наследовались от отца к…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные направления активного обучения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Современное состояние проблемы
Современное состояние проблемы. Общеобразовательная школа ориентирована на формирование у учащихся знаний об окружающем нас мире. Профессиональная школа ставит главную задачу подготовки для обществ

Преимущества активного обучения
Преимущества активного обучения. К методам активного обучения относятся те, при которых каждый учащийся вынужден активно добывать, перерабатывать и реализовывать учебную информацию, представленную

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги