Микробиоживопись

Микробиоживопись. Но открытие Флеминга опять как и в случае с лизоцимом не вызвало интереса, поскольку явление антибиоза было уже давно известно, причем все предыдущие опыты показали, что любое вещество, губительное для микробов, разрушало также и ткани человека.

Казалось, это не подлежало сомнению. Раз вещество токсично для определенных живых клеток, почему же оно не будет столь же токсично для других клеток, таких же хрупких Тем не менее, упрямый шотландец не сдавался. Он выделил раствор, который был мало токсичен, но обладал огромной антибактериальной силой, задерживая рост стафилококков, однако, не нарушая функций лейкоцитов. Теперь необходимо было выделить чистый пенициллин.

И здесь-то возникли проблемы. Это оказалась задача, которую Флеминг сам решить был не способен. Требовались серьезные исследования в области химии и биохимии, но собственных знаний не хватало, и, к сожалению, он не мог найти заинтересованных исследователей, готовых сотрудничать с ним Флеминг писал статьи, выступал с докладами, но все было тщетно. Научный мир не заинтересовался его чудодейственной плесенью.

В 1936 г. состоялся 2-й Международный конгресс микробиологов. Флеминг рассказал о пенициллине и проделал на глазах у своих коллег соответствующий опыт. Но, как и ранее, сообщение вызвало очень слабый интерес. В результате Флеминг использовал пенициллин не для инъекций, а в виде бульона для наружного применения. Эффективность подобного лечения была не слишком большой. Кроме того, Флеминг использовал пенициллин в своих живописных опытах. Всякий британский джентльмен, как известно, должен иметь хобби, и у Флеминга оно появилось.

Картины, которые он создавал, привлекали внимание публики не столько благодаря своим художественным качествам, сколько потому, что были написаны разноцветными штаммами микробов. Трудившийся овсом и другими сельхозкультурами художник Феофан Мухин из Золотого теленка явно был творческим собратом Флеминга, хотя и не стал нобелевским лауреатом. Флеминг шел в ногу со временем и был настоящим авангардистом, умело сочетавшим различные цвета.

Картины, правда, были недолговечны, поскольку микробы не желали лежать в том месте полотна, которое отводил для них живописец, и переползали на соседнюю территорию, нарушая весь творческий замысел. Рассказывают, что впоследствии к визиту королевы, вознамерившейся как-то посетить его лабораторию, Флеминг даже написал сине-красный британский флаг. Однако Елизавета восторга не проявила, возможно, задумавшись о том, насколько патриотично создавать национальный флаг в подобной технике.