Развитие медицинских знаний

Развитие медицинских знаний. В доколумбовой Америке не было единой медицинской традиции. У каждого народа, в каждой цивилизации или культурной группе вырабатывались свои представления о болезнях и их лечении, свои приемы и средства врачевания. В то же время все они имели и общие черты, отражающие особенности разви¬тия континента. К периоду конкисты медицина великих цивилизаций доколумбовой Аме¬рики была на уровне основных достижений медицины развитых рабовладель¬ческих обществ Древнего Востока.

По ряду положений она сравнима с медици¬ной Древней Греции и Древнего Рима, а в некоторых отношениях даже пре¬восходила современную ей медицину феодальной Европы. Строение человеческого тела Строение человеческого тела было наиболее изучено ацтеками. В их языке было несколько сотен терминов для обозначения частей человеческого тела, тогда как в языке майя было около 150, а у инков — около 60 анатомических терминов.

Большинство исследователей связывают эти познания ацтеков с их традицией ритуальных жертвоприношений, которые приобрели особый раз¬мах в правление Монтесумы I (1440—1469 гг.). Согласно идеологической кон¬цепции ацтеков, почитание верховного божества — Солнца сопровождалось принесением ему в жертву крови плен¬ников. С этой целью они постоянно вели «войны цветов» для добычи плен¬ников. Все ннопленные, предназначен¬ные для жертвоприношений, обрета¬ли особыи статус: они являлись соб¬ственностью государства, содержались в хороших условиях, но не имели ни¬какой собственности.

В установленные дни у большого количества людей, приносимых в жер¬тву богам вскрывали грудную клетку и вынимали сердце. В 1519г. пирамида черепов в столице ацтеков Теночтитлане состояла из 62 тыс. (по другим ис¬точникам — из 120 тыс.) человеческих черепов. Позднее был введен новый обычай жертвоприношения — «гладиаторские бои», в которых незащищенный плен¬ник с мнимым оружием должен был сражаться с четырьмя хорошо воору¬женными ацтекскими воинами.

У майя человеческие жертвоприношения имели место лишь в постклас-сический период (после X в.) и в крайне редких случаях. Языческие религии майя, ацтеков, инков и других народов были тесно свя¬заны с верой в жизнь после смерти. Это привело к почитанию мертвых, пыш¬ным ритуалам погребения знатных особ и практике бальзамирования умерших. Инки знали химические методы сохранения трупов, которые использова¬лись при мумификации умерших правителей и знатных людей.

Техника вскры¬тия у инков напоминает древнеегипетскую. После извлечения внутренностей и мозга (часто через большое затылочное отверстие) тело обрабатывалось баль¬замом толу, состав которого определен благодаря успехам современной химии. В него входили: перуанский бальзам, древесная мола, соли, алкалоиды, мен¬тол, таннин, многие другие местные природные вещества. При захоронении мумии придавалась поза сидячего человека. Ее одевали в лучшие одежды, заворачивали с головой в покрывала и помещали в специаль¬но построенные здания со множеством помещений или в вырытые под землей высокие песчаные пещеры, или в естественные высоко¬горные пещеры, холодный и чистый воздух которых способствовал сохране¬нию трупов.

Вместе с мумиями погребали вещи, которыми человек пользо¬вался при жизни, полагая, что они будут необходимы ему и после смерти. Мумии аборигенов обнаружены также на территории Центральной и Северной Америки: в Долине мумий (штат Кентукки, США), в Пещере мумий (штат Аризона, США) и т.д. Изучение захоронений майя и ацтеков показало, что в обычаи этих народов входило намеренное изменение отдельных частей тела людей из опре¬деленных слоев общества: заострение верхних зубов, инкрустация зубов не¬фритом, обсидианом, яшмой и золотом, изменение формы черепа, прокалывание носовой перегородки, мочки уха, языка и других членов (в целях жертвенных кровотечений). Понятие красоты у майя включало плоский лоб, вытянутый череп и косоглазие.

В связи с этим сразу же г осле рождения голову ребенка закрепляли между двумя досками, а на лоб между глаз веша¬ли заметную бусину.