рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Причины болезней

Причины болезней - раздел Медицина, Медицина народов Америк. континента Причины Болезней. Причинами Болезней Считались Особенности Календарного Года,...

Причины болезней. Причинами болезней считались особенности календарного года, дурные по¬ступки, отклонения от принятых норм этического, религиозного и сексуаль¬ного поведения, несовершение жертвоприношений, а также внеземные и ма¬гические силы, не зависящие от человека. У каждого народа были свои боги, за которыми признавалось управление здоровьем: одни насылали болезни; другие, наоборот, охраняли от них. Так, майя поклонялись богине деторождения Иксчель и бон смерти Ах-Пуч, а бо¬лезни (лихорадки, желтуху, кровавую рвоту, геморрой и др.) связывали с младшими божествами — обезьянами.

У северных племен здоровьем управлял великий дух Маниту. Главным божеством инков был Инти — бог золотого Солнца; считалось, что именно от него инки ведут свое происхождение. Его сын — бог Имайяну «указывал» травы, пригодные для лечения, а бог Мамакоча почитался как покровитель здоровья и защитник от болезней. Важным объектом поклонения инков были захоронения предков, духи которых, как полагали, влияли на судьбы и здоровье людей.

Однако самый многочисленный на континенте пантеон божеств, связанных с врачеванием, был у ацтеков: матерью всех богов почиталась Тетеоинан — покровительница медицины и врачевателей; Цапотлатена была богиней лекарств; Хипетотек «распоряжался» кожны¬ми заболеваниями и болезнями глаз; богиня любви Хочикецаль «насыла¬ла» бубоны и кожные сыпи; бог дож¬дя Тлалок — болезни ног, язвы и простуды и т.д. Был у ацтеков и бог смерти, изображение которого сохра¬нилось в произведениях искусства.

В то же время у всех народов при¬знавались и вполне естественные причины заболеваний связанные с природой и жизнью самого больно¬го. Имелись и определенные пред¬ставления о заражении от больного человека. В дошедших до нас кодек¬сах приведены описания массовых заразных болезней. Многие из них сопровождались кровавой рвотой и поносом.

Предполагают также, что на континенте издавна существова¬ла болезнь, которая впоследствии получила название малярии ( плохой воздух). Для обозначения разных болезней и болезненных состояний (симптомов) существовало множество названий: у инков — около 70, у майя — более 200, что значительно превышало число аналогичных терминов, имевшихся к тому времени (период конкисты) в Западной Европе. В языке майя были слова для обозначения болезней зубов, глотки, состояний несварения пищи и разной кислотности желудка, запора и поноса (кровавого, сходного с дизентерий¬ным, холерным и т.п.), пульсирующей боли в кишечнике, кишечной и почеч¬ной колик, гортанного и бронхиального кашля, насморка, воспаления носог¬лотки, дифтерии, чахотки, одышки, асцита, сердечного приступа, кровоте¬чений разных видов, болезненного мочеиспускания и тема гурии и т.п. Майя различали несколько видов лихорадочных состояний, эндемические лихорадки и кожные заболевания.

Инки определяли признаки сифилиса — первичный шанкр, бубон и пять видов кожных проявлении.

Особое значение придавалось лечению «нервных» и душевных болезней и состояний, для обозначения которых имелись специальные термины, соответ¬ствующие современным понятиям: паралич лицевого нерва, гемиплегия, потеря сознания, эпилепсия, бред, галлюцинации, меланхолия, помешательство и др. В то же время до конкисты на континенте не было натуральной оспы, кори, коклюша, дифтерии, гриппа. Эти болезни были завезены колонизаторами.

Первая крупная эпидемия оспы на континенте была отмечена в 1520г. Лечением болезней занимались на¬родные врачеватели — знахари. Назывались они по-разному. Лекарственное врачевание Лекарственное врачевание на континенте основывалось на многовековом эмпирическом опыте аборигенов и в то же время было тесно связано с маги¬ческими ритуалами и верованиями. Врачеватели доколумбовой Америки располагали богатейшим арсеналом лекарственных средств растительного происхождения, подавляющее большин¬ство которых не было известно в Восточном полушарии.

Среди них хорошо знакомые сегодня кактусы. В современной Мексике произрастает более 55 ви¬дов и 550 разновидностей кактусов, многие из которых издавна используются при лечении болезней. Главный среди них — нопаль, огромный, похожий на дерево (изображен на мексиканском гербе). Он широко используется в пищу в сыром, вареном, жареном, маринованном и соленом виде, а также для пони¬жения артериального давления и уровня глюкозы в крови; его мясистые лис¬тья прикладывают к ранам как противовоспалительное средство.

Другое лекар¬ственное растение — американская агава, или магея, используется при лече¬нии туберкулеза, болезней суставов и почек. По мнению ученых, ацтекские врачеватели знали около 3000 целебных ра¬стений. Созданные ими сады лекарственных растений поразили испанских ко¬лонизаторов (Западная Европа того времени еще не знала аптекарских садов и огородов). Достаточно представить заросли кактусов нопаля, где каждое расте¬ние по размерам превосходило большую яблоню.

В Кодексе Бадиано (записанном со слов ацтекского тиситля Мартина де ла Круса) описано 285 лечебных растений, из них 185 изображены в цвете. Все они расположены в строгом порядке с указанием правил сбора, приготов¬ления лекарств и их использования при всевозможных болезнях. Некоторые из целебных растений доколумбовой медицины изучены и вве¬дены в мировую медицинскую практику. Это ипекакуала и наперстянка, кора хинного и гуаякового деревьев, наркотические средств, перуанский бальзам, листья коки и многие другие лекарства. Однако большинство лечебных средств аборигенов Америки остаются неизвестными современной науке.

О некоторых приемах народной пе¬руанской медицины писал инка Гар-силасо де ла Вега. В своей «Истории государства инксж» он сообщает о применении кровопусканий и промы¬вании желудка местными слабительны¬ми и рвотными средствами, изгнании глистов и очищении диетой, лечении ран и укреплении десен, а также о дей¬ственном эффекте травы, при¬кладывание которой излечивало острые воспалительные заболевания глаз и в те¬чение двух суток растворяло бельмо.

Попав в высокогорные районы Анд (на высоты более 4000м), конкистадоры стол¬кнулись с непонятным явлением: «тонкий» высокогорный воздух причинял европей¬цам ужасные страдания — так они впервые столкнулись с острой горной болезнью, ко¬торую местные жители называли «soroche». В течение столетии инки знали средство ее профилактики — листья коки, которые они жевали, поднимаясь в горы. Это растение ценилось очень высоко: «тот, кто жует его листья, не чувствует ни холода, ни голо¬да, ни жажды». О щако кока давала лишь временный эффект, приглушая проявления этой болезни: головную боль, тошноту, рвоту, потерю аппетита, бессонницу и усталость.

Более того, ее длительное употребле¬ние часто было причиной злокачественных новообразований на губах и в ротовой по¬лости. У инков не было письменности, и первое в истории Америки описание горной болез¬ни дал испанский монах-иезуит Хосе де Ахоста (1540—1600 гг.). В период конкисты он провел в Перу почти 20 лет (между 1569 и 1589г.). В 1590г. он закончил книгу о Новом Свете, которая вскоре была пере¬ведена на многие европейские языки.

В 9-й главе Акоста описывает трудности перехода через Анды, который он совершил в 1572г пройдя через самый высокий перевал Эскалерас (ок. 4800м) в горах Париакака (Анды): «В Перу есть очень высокий горный хребет Париакака. Я лышал о болезни, которая приключается в горах, и поэтому подготовился к переходу как можно лучше, следуя наставлениям тех, кого здесь называют гидами или следопытами.

И несмотря на все мои приготовления, когда я взошел на перевал Эскалера — самую высокую часть хребта Париакака, я почти мгновенно почувствовал такие ужасные боли, что был готов свалиться с коня на землю. Нас было много, и каждый бросился бежать, не дожидаясь компаньонов, лишь бы поскорее исчезнуть из этого дьявольского места. Я остался один с индейцем, которого уговорил остаться помочь мне удержаться в седле.

Немедленно началась тошнота и такая рвота, что я думал, душа покинет меня, ибо меня рвало тем, что я съел, слизью, желчью, и опять желчью желтой и зеленой, и, наконец, кровью при жутких спазмах желудка. Должен сказать, если бы это продол¬жалось дольше, я бы наверняка умер, но это длилось не более трех или четырех часов, пока мы не спустились туда, где воздух был более приятным потом мне говорили, что некоторые умерли после этого перехода.

Париакака — одно из самых высоких мест Юнивёса; место это абсолютно нео¬битаемо: там нет ни животных, ни птиц, кроме викуньи, и воздух там более тон¬кий, чем тот, которым может дышать че¬ловек Болезнь эта возникает не только на горном перевале Париакака, но повсю¬ду вдоль всего этого горного хребта». Это первое исторически достоверное описание высотной болезни на Американ¬ском континенте, сделанное в 1590г. Ин¬тересно отметить, что местные жители были хорошо адаптированы к условиям высокогорья.

Приплыв к берегам Нового Света, европейцы поднимались в Анды с од¬ной лишь целью — завоевать абориге¬нов и их земли. Именно по этой при¬чине монах Акоста в 1572г. покорил высоту в 4800 м, практически равную той вершине, с которой в 1786г. нача¬лась всемирная история альпинизма. Родовспоможение. Родовспоможение в доколумбовой Америке было предметом особого культа. В этой области ацтекская медицина не уступала современной ей европейской. Принимали роды женщины, кото¬рые уже рожали.

Они пользовались всеобщим уважением и приглашались в семью сразу же после заключения брака, чтобы дать необходимые советы по гигиене и правилам поведения во время предстоящей беременности. В то же время аборигены Америки знали специальные растения, которые использова¬лись в качестве абортивных средств. За несколько месяцев до родов беременной устраивали паровую баню, во время которой ощупывали живот, определяли положение плода и при необхо¬димости исправляли его. При появлении первых признаков родов роженицу мыли в бане, давали ей лекарство для предотвращения разрывов и поили соками, настоями и отварами растений, которые способствовали обез¬боливанию и стимуляции родов.

Рожали в положении на корточках. Как правило, роженице помогали две женщины: одна поддерживала ее сзади, а другая принимала новорожденного ребенка. Тут же отмечался гороскоп новорожденного, согласно дню и часу его рождения. Кормление детей грудью начинали со второго-третьего дня после рождения и продолжали до трех-четырех лет (так как домашних млекопитающих — коз, коров, лоша¬дей в доколумбовой Америке не было). Для стимуляции выделения молока использовали специальные лекарственные растения.

При патологических родах применяли эмбриотомию. Достоверных сведений о прижизненной операции кесарева сечения не имеется. Женщины, которые умирали во время родов, обожествлялись. Интересно, что в первые годы колонизации Южной Америки европейцы неожи¬данно столкнулись с проблемой рождаемости в условиях высокогорья.

У аборигенов рож¬дение ребенка, его рост и развитие протекали нормально. Их дети били крепкими и выносливыми. У жен колонистов, недавно поднявшихся в горы, беременность проте¬кала патологически, а родившиеся дети умирали в течение первых недель. Европейцы не сразу поняли, что причина заключалась в неблагоприятном воздействии воздуха высокогорья на репродуктивную функцию. Решение проблемы было найдено не сразу: испанские женщины из г. Потоси стали до родов спускаться вниз в равнинные местно¬сти и там рожать и растить детей в течение первого года их жизни.

Так продолжалось более 50 лет, и только в 1584г. у пришельцев выжил первый ребенок, рожденный высоко в горах. Это лишний раз подтверждает тот факт, что адаптация к обитанию на больших высотах — длительный процесс, «для которого может быть недостаточно жиз¬ни одного поколения». Высокогорье долгое время оставалось загадкой. Уровень знаний того времени не позволял понять сущность этих явлений, так же как и ужасных страданий, которые причинял людям «тонкий» высокогорный воздух.

Истинное понимание этих явлений стало возможным лишь спустя столетия, после открытия кислорода, сделанного независимо двумя учеными — шведским аптекарем и химиком К.Шееле (1771г.) и английским теологом и химиком Дж. Прис¬тли (1772г.), а также после блистательных опытов А.Лавуазье с «кислоторождающим» газом (1774—1786 гг.), которому он и дал это название. (1779г.). Лечение женских болезней Лечение женских болезней в доколумбовой Америке также достигло высо¬кого уровня и было весьма эффективным благодаря многочисленным лекар¬ственным средствам, которые готовились из местных растений, минералов и частей животных со строгим соблюдением их доз. Некоторые средства медицины доколумбовой Америки используются се¬годня в акушерско-гинекологической практике.

Однако большинство из них неизвестно современной науке. В частности, это касается средств контрацеп¬ции и регуляции беременности. Так, если женщина современного бразильско¬го племени решает воздержаться от деторождения, она выпивает настойку из известной ей местной травы, после чего перестает рожать. Может пройти не¬сколько лет, и, если женщина вновь захочет родить ребенка, она отыскивает другую траву, которая снимает эффект первой.

Тайна об этих травах строго сохраняется внутри племени и передается устно из поколения и поколение Оперативное врачевание. Оперативное врачевание на континенте получило наивысшее развитие у инков и их предшественников — пре-инков (культура Паракас). В то же время наи¬большее число «узких специалистов» было у ацтеков. Это костоправы, кровопускатели, зубоврачеватели, врачеватели глаз. При лечении ран и переломов при¬меняли «шины» из перьев крупных птиц, пластыри из растений, которые обладали заживляющими и антибио¬тическими свойствами, а также иглы из шипов, колючек агавы или костей.

Шовный материал также был необыч¬ным и часто заимствовался у природы. Инки и ацтеки использовали нити из волос и волокон агавы, а аборигены Бразилии — больших муравьев с сильными челюстями, которых подносили к сближенным краям раы. Кода муравей захватывал челюстями и «сшивал» края раны, туловище его отсекали а голову оставляли в ране до полного заживления.

При этом имел место двойной эффект:механическое сближение краев раны и обеззараживание за счет муравьиной кислоты (о существовании и действии которой тогда еще не имели представления). Инки осуществляли операции ампутации верхних и нижних конечностей, делали протезы, производили трепанации черепов.

Следы трепанации сохранили 2% ископаемых черепов, обнаруженных в районах Куско и Паракаса. Трепанационные отверстия имели, как правило, квадратную или полигональную форму и в ряде случаев закрывались золотыми пластинами. Твердая мозговая оболочка, как правило, не повреж¬далась. Около 65 % оперированных выздорав¬ливало, о чем свидетельствует образование ко¬стной мозоли по краям операционного отвер¬стия. Кропотливое изучение трепанированных че¬репов учеными Перу, Франции, Испании, США и других стран показало, что трепана¬ции проводились не только в ритуальных, но и в лечебных целях (при ранениях и травмати¬ческих повреждениях черепа, воспалительных процессах в костных тканях, сифилитических язвах и т.д.). Хирургические инструменты для трепана¬ции — туми— изготовлялись из обси¬диана, золота, серебра, меди. Обезболивание, как полагают, было общим и достигалось применением настоя трав, обла¬дающих наркотическим, опьяняющим или гал¬люциногенным эффектом, а также сока какту¬сов и других растений, настои которых действовали в течение нескольких суток (что поразило испанских конкистадоров XVI в прибывших из Европы, где еще не знали обезболивания).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Медицина народов Америк. континента

К трем древним центрам цивилизаций Старого Света — Средизем¬номорскому, Центрально-Азиатскому (включая Индию) и Дальневосточному (включая Китай) —… Пер¬вый, длившийся около 30 тыс. лет, был эпохой самобытной истории… В эпоху Европейского Средневековья на Американс¬ком континенте процветали три главных очага великих культур: майя — в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Причины болезней

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Источники по истории и медицине
Источники по истории и медицине. Письменные памятники. Возможность изучения древних текстов аборигенов Америки появилась лишь в середине XX века, когда советский ученый Ю.В. Кнорозов расшифровал ие

Археологические данные
Археологические данные. Целенаправленные археологические исследования на Американском континенте начались около 100 лет назад. Пирамиды майя, мумии инков, клады Чичен-Ицы, произведени

Развитие медицинских знаний
Развитие медицинских знаний. В доколумбовой Америке не было единой медицинской традиции. У каждого народа, в каждой цивилизации или культурной группе вырабатывались свои представления о болезнях и

Организация медицинского дела
Организация медицинского дела. В государствах доколумбовой Америки (ацтеков и инков) выработались чет¬кие формы организации медицинского дела. В Государстве ацтеков существовал специальный орган, к

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги