Новые методы преодоления бесплодия

Новые методы преодолениябесплодияКогда экстракорпоральноеоплодотворение и перенос гамет в маточную трубу стали обычными процедурами, аиспользование донорских яйцеклеток превратилось из теоретической возможности вфакт медицинской практики см. гл. 5 , возникло много щекотливых вопросов. Вряде случаев дискуссии по этим вопросам приводили к серьезным разногласиямвнутри католической церкви.Так, некоторые католические медицинские учреждения объявили,что они будут игнорировать наложенный Ватиканом запрет на все формыискусственного оплодотворения и переноса зародышей, так как считают своимдолгом помочь бесплодным парам Lewis, 1987 . В других случаях успехи медицинынеожиданно породили ряд непредвиденных проблем, как видно из приводимого нижепримера.

В настоящее время внескольких медицинских центрах производят аборты с необычной целью - не дляпрерывания беременности, а для ее сохранения.Эта на первый взглядпарадоксальная ситуация возникает в случаях многоплодной беременности, прикоторой у женщины образуются больше плодов, чем она может благополучно доносить к такому результату нередко приводит применение препаратов, стимулирующиховуляцию . Например, у одной женщины в матке оказалось восемь плодов, и еепредупредили, что они все погибнут. если не принять надлежащих мер. С согласияпациентки был произведен так называемый селективный аборт - шесть плодовэлиминировали, так что осталось только два. Беременность удалось сохранить, иженщина родила здоровую двойню.

Селективный абортосуществляют с помощью миниатюрной иглы, вводимой под контролем ультразвука вгрудную полость плода, когда тот еще не достиг размеров большого пальца.

Черезиглу вспрыскивают вещество, останавливающее работу сердца, в результате чегоплод гибнет и впоследствии рассасывается. В случае восьмизародышей особой проблемы не видно ясно, что все они погибнут, если их нетрогать.Однако были и такие случаи, где речь шла о селективном аборте радиудобства родителей - например, желательно бьшо уменьшить число близнецов счетырех до двух. По иронии судьбы подобные ситуации иногда возникали убесплодных женщин, вынужденных прибегнуть к экстракорпоральному оплодотворению,в этих случаях в маточные трубы для повышения шансов на успех переносят сразунесколько эмбрионов и большинство из них обычно не выживает. Если в отдельныхситуациях считать селективный аборт морально оправданным, то где провести чертудопустимого.

Предположим, женщина в результате процедуры оплодотворения invitro зачинает двойню, а потом решает, что ей нужно только одного ребенка этично ли будет абортировать один из развивающихся плодов? А что, если женщина,беременная двумя или тремя близнецами, захочет избавиться от плодов женскогопола и родить только мальчика? Возникает также близкийпо сути вопрос о судьбе неиспользованных оплодотворенных яйцеклеток,сохраняемых в замороженном виде вплоть до успешного завершения беременностипосле оплодотворения in vitro.

Если супруги не собираются больше иметь детей,то подлежат ли эти оплодотворенные яйцеклетки предэмбрионы уничтожению? Одни рассматривают такую практику как род убийства, другие жевидят в ней единственное разумное решение вопроса.

Есть также мнение, чтозамороженные предэмбрионы следует предлагать другим супружеским парам,неспособным осуществить зачатие даже с помощью современных методов. В случаеразвода супругов ситуацию может еще больше усложнить спор о том, кому принадлежат такие эмбрионы сейчас подобного рода конфликты уже рассматриваютсяв судах . В прошлом мало ктовыдвигал этические возражения против использования донорской спермы дляискусственного осеменения хотя католическая церковь и ортодоксальный иудаизмосуждают эту практику по религиозным мотивам . Однако аналогичное использованиедонорских яйцеклеток для оплодотворения in vitro и перенос их в маточные трубывызвало гораздо больше возражений морального порядка.

Действительно ли различиеситуаций столь велико? Многие считают, что оно в самом деле весьма значительно для извлечения яйцеклеток необходима хирургическая операция, тогда как спермуможно получить просто путем мастурбации кроме того, донора яйцеклеток обычноподвергают на протяжении недели или дольше воздействию гормонов, чтобы за одинцикл образовалось шесть и больше яйцеклеток вместо одной. При этом риск в целомневелик, но все же есть опасность чрезмерной стимуляции яичников, приводящейиногда к их увеличению и даже разрыву.

Для доноров спермы никакой сравнимойопасности не существует.Критическое отношениевызывает использование донорских яйцеклеток без оплаты в этом усматриваютдискриминацию женщин, так как донорам спермы почти всегда платят.

В техучреждениях, где донорство не оплачивается, утверждают, что благодаря этомугуманный акт предоставления гамет не превращается в куплю-продажу однакомнения по этому поводу сильно расходятся.Сейчас, в середине 1990-х гг вбольшинстве американских клиник, использующих донорские яйцеклетки, донорыполучают плату, обычно порядка 500-1000 долларов.

Поскольку никто, по-видимому,не осуждает мужчин, отдающих сперму за деньги, не проявляется ли в этомэтический двойной стандарт? С донорскимияйцеклетками связан еще один трудный и пока не разрешенный вопрос чтопроизойдет, если женщина, отдавшая яйцеклетку, вдруг потом предъявит иск опризнании своих прав на ребенка? Ведь она как-никак его биологическая мать - отнее он получил половину своего генетического материала По поводу такойситуации еще нет ни этического, ни юридического ответа, но возникновениеподобных судебных дел нетрудно предвидеть.

Большинство клиник, использующихдонорские яйцеклетки, пытаются избежать затруднений, предлагая каждойженщине-донору написать расписку об отказе от всех притязаний на детей, зачатыхпри участии ее яйцеклеток. Пока еще не было случая проверить юридическую силуэтих расписок.На другую чашу весовложатся мнения тех, кто видит в имплантации донорских клеток важный шаг впередв борьбе с бесплодием, дающий надежду отчаявшимся бездетным парам.

Сторонникиэтого метода полагают, что хотя прогресс медицины нередко порождает новыеэтические проблемы, это не дает оснований отказываться от использования ееновейших достижений. Эти люди, в частности, указывают на то, что донорскиеяйцеклетки во многих случаях позволили бы обойтись без суррогатных матерей.Кроме того, говорят они, в случае бесплодия любые меры, помогающие обрестижеланного ребенка, можно считать морально приемлемыми.Мы привели лишьнесколько примеров сложных этических проблем, связанных с использованиемдостижений современной медицинской науки.

Ее дальнейшие успехи - если, скажем,появится практическая возможность по желанию получать потомков того или другогопола - несомненно приведут к еще большему обострению споров по вопросам морали.Списокиспользованной литературы 1.Основы сексологии HUMAN SEXUALITY . Уильям Г. Мастерc, Вирджиния Э.Джонсон, Роберт К. Колодни. Пер. сангл. М. Мир, 1998. х 692 с ил. ISBN 5-03-003223-1.