Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора

На тему: «Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора» Выполнил: студентка 3 курса фармацевтического фак-та 54 гр. Люблинский Олег Проверил: Луганск 2006 План I. Введение. II. Основная часть: 1. Медицинский долг. 2. Фармацевтическая ответственность. 3. Правона¬рушения. 4. Неоказание помощи больному. 5. Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических пра¬вил. 6. Противозаконные составление и вы¬дача подложных медицинских доку¬ментов. 7. Незаконное экспериментирование 8. Нарушение правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических веществ. III. Вывод. ВВЕДЕНИЕ. Среди проблем теоретической медицины и практи¬ческого здравоохранения, связанных с профессиональ¬ной деятельностью провизоров и других медицинских ра¬ботников, этико-деонтологические вопросы до настоя¬щего времени не заняли надлежащего места и не пользуются престижностью, оказались как бы второ¬степенными.

В связи с этим отмечается большое ко¬личество жалоб от населения на недостатки в работе медиков, на нарушения медицинской этики и деонто¬логии.

Если недостаточная профессиональная квалифика¬ция медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то его нравст¬венный облик обнажается без труда и может полу¬чать, к сожалению, отрицательную оценку населения.

Это не способствует успешному решению тех ответст¬венных социальных задач, которые стоят перед здраво¬охранением.Перспективы сплошной диспансеризации, которая охватит не только больных, но и огромный контингент практически здоровых людей, во много раз увеличи¬вают контакты населения с медицинскими работника¬ми. Следовательно, вопросы этико-деонтологического плана, в том числе вопросы общения, становятся особенно актуальными и социально значимыми, что обусловливает необходимость поиска путей повышения действенности и эффективности воспитания меди¬цинских работников.

Проблема приобретает особое значение в условиях курса на перестройку и ускорение социально-эконо¬мического развития страны, что, в свою очередь, по-новому выявило роль человеческого, личностного фактора.Уместно вспомнить, что еще на заре Со¬ветской власти В. И. Ленин писал: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и обучения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали ». В постановлении ЦК КПСС «Основные направле¬ния перестройки высшего и среднего специального образования в стране» перед медиками в качестве одной из главных задач поставлена задача воспита¬ния высоких нравственных, гражданских качеств, ми¬лосердия . Однако в деле воспитания указанных качеств было немало недостатков и поэтому возникает необходи¬мость в научном социально-психологическом анализе.

Требуется также учитывать общественно-исторические условия эпохи научно-технической революции.

Научно-техническая революция, повышая уровень производства материальных ценностей общества, об¬легчая условия труда и быта людей, особенно и преимущественно в социалистическом обществе, ока¬зывает большое воздействие на социально-психологи¬ческую, эмоционально-нравственную сферу человека. Урбанизация, машинизация, компьютеризация, разви¬тие технических средств коммуникации и многое другое изменили и усложнили возможности и условия прямых межличностных контактов людей, их непос¬редственного общения.

Человек отдаляется от приро¬ды, от живого окружающего его мира, имеет место разобщение вне производственных процессов. Приходится сталкиваться с проблемой нравствен¬ной неустойчивости, стихийного возникновения раз¬личных неофициальных молодежных групп и течений, часть из которых далека от принципов коммунисти¬ческой морали.У некоторых молодых людей бедность духовной жизни и эмоционально-нравственной среды проявляется такими негативными явлениями как ве¬щизм, иждивенчество, общественный инфантилизм, необоснованный нигилизм и т. п. Не всегда удается преодолеть эти явления при существующей постановке воспитательной работы и в медицинских учебных заведениях.

Так, в учебных планах вузов мало уделяется вни¬мания психологии, будущие медики не получают необ¬ходимых им знаний в этой области и часто не понима¬ют сложную духовную жизнь и поступки человека, тем более больного.Программа по медицинской этике и деонтологии предусматривает изучение предмета через разные учебные дисциплины.

Слабый интерес кафедр к этому разделу медицинского образования, и поэтому часто формальный подход и дидактически недостаточные методы обучения не приводят к же¬лаемым результатам. Мало помогает студентам и учебно-методическая литература, в которой преобладают общие положения, нравоучения и моральные сентенции.Эмоционально-нравственное и деонтологическое воспитание в средней специальной и высшей меди¬цинской школе должно опираться на активные методы воспитательного обучения, которые давали бы эмоциональный заряд, побуждали к самостоятельным ответственным творческим решениям, т. е. учебно-производственным действиям, открывающим возмож¬ности самовыражения.

К таким методам относятся разного типа обучающие задачи, игровой метод, учебно-исследовательская работа студентов и др. Они позволяют моделировать жизненные ситуации про¬фессиональной деятельности будущего специалиста, требующие нравственной зрелости, моральной стой¬кости, мужества, готовности пожертвовать личными интересами во благо страждущего.

Этико-деонтологическое воспитание молодой смены медицинских работников — выпускников медицинских училищ и медицинских вузов, или практикующих специалистов — исключительно сложно.Сложилось представление, что профессионализм медицинского работника, его политическая грамот¬ность уже сами по себе включают деонтологию и эти¬ку. Это не всегда так. У ряда медиков оказываются утраченными чувство собственного достоинства, угры¬зений совести, чести, которые отличали некогда оте¬чественных интеллигентов-врачей.

Нравственные ка¬чества, необходимые медицинскому работнику, должны формироваться под влиянием литературы, искусства. К. сожалению, сегодня такие общечеловеческие, гума¬нистические ценности в определенной степени утратили свое значение, что привело к известному дефициту общей культуры также и у представителей медицинской профессии.В отечественной и зарубежной литературе появи¬лось немало публикаций, свидетельствующих о возник¬ших противоречиях между целью и сутью медицины и их практической реализацией в конкретных усло¬виях. В антагонистическом западном обществе это проявляется в недоступности медицинских услуг из-за их дороговизны социальным низам, избирательном отношении к больным (вплоть до принятия врачом решения продолжать или приостанавливать борьбу за жизнь пациента), превращении медицинской по¬мощи в предмет купли-продажи, а то и просто в глум¬ление над человеком.

В условиях социализма также существуют свои проблемы.

Но получают они чаще одностороннюю интерпретацию.Иногда говорят о технизации меди¬цины в ущерб ее адекватности миру чувств и пережи¬ваний больного, о том, что существующая ведомствен¬ность противоречит конституционным гарантам, а платность — принципу социализма, что наблюдает¬ся неодинаковое отношение медицинского персонала к дееспособной и недееспособной части населе¬ния и т. д. Все это — недоработки теоретического характера, результат пренебрежения науковедением в медицине.

Научно обоснованный путь совершенствования этико-деонтологического воспитания медицинских ра¬ботников открывает понимание разработанной со¬ветской психологической школой роли мотивационно-потребностной сферы в регулировании поведения, чувств, воли человека, т. е. как инициатора его актив¬ности и деятельности. Потребности человека разви¬ваются в процессе общественно-производственной деятельности, в свою очередь способствуют совер¬шенствованию производительных сил и производствен¬ных отношений.

Они отражают социально-истори¬ческий опыт в его индивидуальном преломлении.Среди различных потребностей особое значение имеют общественно-духовные как удовлетворение стремления к познанию нового, культурно-эстетическому развитию, самовыражению через общение и выражение чувства доброты, сострадания и т. д. Социально-психологической основой эффективного этико-деонтологического воспитания должно быть формирование и развитие соответствующей моти-вационно-потребностной сферы у медицинских работ¬ников.

Это значит, что такие необходимые им нравствен¬ные качества, как сопереживание и милосердие, должны привноситься не извне, а стать внутренним духовным содержанием, моральным кредо, стержнем человека, который не может не выражать эту потреб¬ность всеми своими поступками и повседневным по¬ведением. Формирование указанных потребностей — дело трудное и долгое, требующее такта, умения, терпения, индивидуального подхода.Эпоха НТР еще больше усложнила этот процесс, повысила роль и определило место человеческого фактора в социально-экономическом развитии страны на данном истори¬ческом этапе.

Задача его активизации во всех сферах человеческой деятельности требует улучшения этико-деонтологического воспитания и среди тех, кто сегодня работает в лечебно-профилактических учреждениях, во всей системе здравоохранения. Это взрослые люди с иной, нежели молодежь, социально-психологической характеристикой.У многих сложились свои понятия, привычки, новые представления и убеждения воспри¬нимаются ими не сразу.

Призывы, лозунги, наставления, морализирование, особенно преподносимые не в лучших формах, как это нередко бывает, оказываются малорезультативными, а подчас дают обратный эф¬фект. Формирование деонтологических принципов и эти¬ческих норм поведения у медицинских работников невозможно без воспитания соответствующих убеж¬дений.Доказано, что убеждения, как отражение потребностей личности, не перенимаются, не заучи¬ваются, а вырабатываются путем самостоятельных размышлений, самоосмысливания собственной со¬циально-значимой трудовой деятельности.

При этом формирование убеждений, по сути, становится само¬воспитанием, индивидуально неповторимым как по способам, так и по содержанию, раскрывая психичес¬кие особенности личности. Это углубленный, скрытый от других самоанализ у натур интравертивного склада и эмоционально насыщенные внешние проявления внутренней, духовной работы мысли и чувств у экстра-вертивных натур.

Самовоспитание вообще, и этико-деонтологических принципов и убеждений в частности,— особый вид мыслительной и эмоциональной деятельности человека, требующий хотя бы представления об элементарных психологических ее основах. Прежде всего необходимо четко и конкретно поставить цель работы над собой — сделать доброту, сострадание к другим, нуждающимся в твоей помощи, в милосердии своей осознанной, со¬циально и профессионально значимой нравственной потребностью.Сделать это окажется нетрудно, если, увидев благодарную улыбку больного, медицинский работник не подавит в себе чувство удовлетворения собой, радости достигнутым.

Значимым при этом будет и психологический эффект эмоционального подкреп¬ления.Этико-деонтологические убеждения, нравственный облик медика в повседневной работе находят выра¬жение, прежде всего, через общение с пациентами, больными, близкими больных, коллегами, сослужив¬цами. Проблемы общения — сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, вклю¬чающий обмен информацией, восприятие и понимание, а часто и оценку другого человека.

Общение — важ¬ная психологическая категория со своими зависи¬мостями.Межличностное общение, чаще всего диалоговое, непременный компонент профессиональной медицин¬ской деятельности. Оно во многом определяет те от¬ношения, которые с самого начала складываются между врачом и его пациентом, способствуют уста¬новлению так необходимых доверительных отношений между ними. Н. И. Пирогов вспоминал, какое не¬изгладимое впечатление произвел на него облик, авторитет и манера общения выдающегося терапевта Е. О. Мухина.

Важным аспектом психолого-педагогического со¬держания является поведение провизора. Интеллигентность, чувство такта, умение слушать и направлять ход мысли пациента по нужному руслу — эти и другие ка¬чества всегда были присущи лучшей части отечествен¬ных врачей. Провизора нередко и по праву называют педагогом и воспитателем.Ни одна профессия не имеет столько сторон соприкосновения с человеческой судьбой, как медицинская.

Очевидно, эту специфику нужно учи¬тывать, а культуру поведения формировать в до- и последипломный период становления провизора как спе¬циалиста. Между тем, до настоящего времени не преодолена недостаточная связь воспитания с обучени¬ем в современных вузах при довольно низкой степени побуждения к самовоспитанию и самообразованию как студентов, так и провизоров.Конечно, это замечание не распространяется на всех медицинских работников, поскольку из их среды каждой эпохой выдвигались неординарные личности, зарекомендовавшие себя в различных областях деятельности, включая мир лите¬ратуры и искусства.

И все же существующий метод подготовки врачей, экстенсивное развитие всей систе¬мы здравоохранения сыграли свою отрицательную роль в этом вопросе.Что же касается вузовской среды, то здесь до сих пор нередко воспитание учащейся мо¬лодежи через учебную дисциплину (предмет), мастер¬ство педагогов и прежде всего клиницистов, не обрели еще должного уровня.

Студенты медицинских вузов и аспиранты не владеют психологией, культурой обще¬ния, хотя профессиональная деятельность провизора на¬чинается именно с общения с пациентом. От искусства общения во многом зависят результаты лечения. Общение мало знакомых людей вначале предпола¬гает межличностное восприятие одного другим, в кото¬ром проявляются как познавательные, так и эмоцио¬нальные компоненты.Поскольку первое впечатление о человеке складывается нередко на основе ограниченной информации о нем, то существенное значение имеет интерпретация другого отождествлением или сопостав¬лением с собой (идентификация), размышлением за другого (социально-психологическая рефлексия), стремлением воспроизвести эмоциональный мир его переживаний (эмпатия), распространением на другого известных характеристик какой-либо социальной группы (стереотипизация). В одних случаях общение между людьми регла ментируется по форме и по содержанию социальными ролями и функциями — руководителя и подчиненного, родителей и детей, врача и медицинской сестры и т. д. Это так называемый формальный вид общения. Но общение бывает и неформальным, т. е. определяемым личными отношениями людей: их симпатиями, привя¬занностями, уважением, дружбой и т. п. При любом виде общения многое зависит от куль¬туры и нравственного облика людей: одни вежливы и стараются понять и помочь другим, иные грубы, не¬тактичны, стремятся отделаться от собеседника, отно¬сятся к нему неуважительно и даже оскорбительно.

Важна техника общения: умение войти и установить контакт, понять и наладить отношения, проникнуть во внутренний мир другого.

Известны различные средства коммуникативного процесса: жесты, мимика, интона¬ции, система «контакта глазами» и т. д но прежде всего и важнее — это речь. Известно, что лечить надо не болезнь, а больного, и дело не только в неповторимых индивидуальных осо¬бенностях организма разных людей, но и в том, что это разные личности.

Следовательно, и подходы в общении с ними не могут быть одинаковыми. Медицинский долг Медицинский долг предусматривает квалифициро¬ванное и беззаветное выполнение каждым медиком своих профессиональных обязанностей, предусмот¬ренных нормами морально-этического и правового ре¬гулирования медицинской деятельности.

Это отра¬жено в Конституции Украины, украинском законодатель¬стве о здравоохранении, ведомственных инструкциях, положениях и правилах.Это право обеспечивается бесплатной квалифи¬цированной медицинской помощью, оказываемой го¬сударственными учреждениями здравоохранения; рас¬ширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, вклю¬чая запрещение детского труда, не связанного с обу¬чением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреж¬дение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан». Право на охрану здоровья зафиксировано в Кон¬ституции СССР 1977 г. впервые, так как только к этому времени получили широкое развитие перечис¬ленные выше гарантии права на охрану здоровья всего населения.

Большинство этих гарантий должно обеспечиваться органами здравоохранения, т. е. ме¬дицинскими работниками.

Следовательно, претворение в жизнь права людей на охрану здоровья в соответствии Конституцией зависит в первую очередь от деятельности органов здравоохранения и всех медицинских работников, тре¬бует постоянного повышения качества и культуры медицинской помощи, т. е. выполнения каждым вра¬чом своего профессионального долга, обусловленного не только морально-этическими нормами, но и за¬коном.

Необходимо подчеркнуть, что в нашей стране су¬ществует неразрывная связь между морально-этиче¬ским и правовым регулированием деятельности ме¬дицинских работников. Это связано с тем, что совет¬ские законы имеют глубокую нравственную основу и поэтому нельзя отрывать правовое воспитание ме¬дицинских работников от воспитания нравственного.

Нравственное воспитание создает необходимую пред¬посылку для формирования глубокого уважения к авторитету закона, а правовое — способствует утверждению принципов коммунистической морали.При этом нужно учитывать, что некоторые нравствен¬ные нормы врачебной деятельности получили силу закона (присяга врача, врачебная тайна). Неразрывная связь морально-этического и право¬вого регулирования деятельности медицинских работ¬ников подтверждается практикой работы органов здравоохранения.

Анализ жалоб населения на те или иные недостатки при оказании медицинской помощи показывает, что большинство их связано с несоблю¬дением правил врачебной этики и деонтологии.Охрана здоровья населения явля¬ется обязанностью не только медицинских работни¬ков, но и всех государственных органов, предприя¬тий, учреждений и организаций, при нали¬чии общедоступной, бесплатной и квалифицированной медицинской помощи, оказываемой за счет государ¬ства. Обеспечение бесплатной, общедоступной и квали¬фицированной медицинской помощи гражданам на¬шей страны является осуществлением принципов ком¬мунизма в области здравоохранения.

Отсюда охрана здоровья народа — одна из важнейших задач Совет¬ского государства.Вот почему к врачебной деятель¬ности допускаются только лица, получившие специаль¬ное образование в высших медицинских учебных за¬ведениях, по окончании которых они дают «Клятву Гиппократа». Неразрывная связь правовых и морально-эти¬ческих норм регулирования деятельности медицинских работников, обязанность не только медицинских работ¬ников, но и всех государственных органов, предприя¬тий, учреждений и организаций принимать участие в мероприятиях по охране здоровья населения обеспе¬чивают осуществление принципов профилактического направления советской медицины.

Одна из основных обязанностей медицинских ра¬ботников — проведение широкого круга мероприятий, по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний, а также пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения, в первую очередь с целью санитарного просвещения.

Установленные в законодательном порядке требо¬вания по охране внешней среды, оздоровлению условий труда и быта повышают ответственность руководи¬телей министерств, ведомств, предприятий и хозяй¬ственных организаций, органов санитарного надзора за выполнение этих требований закона.

Особо под¬черкивается профилактическая направленность со¬ветского здравоохранения: «В целях предупреждения заболеваний лечебно-профилактические учреждения обязаны широко использовать профилактические осмотры населения и диспансерный метод наблюдения.Предприятия, учреждения и организации совместно с учреждениями здравоохранения и профсоюзными организациями обязаны принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний и восстановлению трудоспособности». Оказание лечебно-профилактической помощи граж¬данам осуществляется работниками учреждений здра¬воохранения по месту их жительства и по месту ра¬боты. Срочную медицинскую помощь пострадавшим в результате несчастных случаев или внезапного тя¬желого заболевания должны оказывать безотлага¬тельно ближайшие лечебно-профилактические учреж¬дения независимо от его ведомственной подчиненности, а неотложную медицинскую помощь обязан оказы¬вать каждый медицинский и фармацевтический работник в любых условиях, в рабочее и нерабочее время.

Эти положения зафиксированы в статье: «Медицинские и фармацевтические работники обязаны оказывать первую неотложную медицинскую помощь гражданам в дороге, на улице, в иных общественных местах и на дому». Сложившийся в медицинской практике порядок оформления устного согласия больного путем соответ¬ствующей записи в истории болезни является вполне правомерным и гуманным, поскольку взятие особой расписки будет дополнительно травмировать боль¬ного, находящегося и без того в сложной психологи¬ческой ситуации.

Высказываются предложения о том, чтобы запись в истории болезни о согласии боль¬ного на операцию лечащий врач оформлял в присутствии заведующего отделением или другого врача с наличием их подписей.

Однако такой порядок офор¬мления чрезмерно формален и подрывает доверие к лечащему врачу. Его можно считать оправданным в случаях, когда решение о производстве операции касается больных, находящихся в бессознательном состоянии.

В ряде случаев медицинские работники имеют право и обязаны осуществлять специальные меры про¬филактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих (туберкулез, психиче¬ские и венерические заболевания, лепра, хронический алкоголизм, наркомания, а также карантинные забо¬левания). Для этих целей создана сеть специальных диспансеров и других лечебных учреждений. Следует отметить, что больные туберкулезом бесплатно обес¬печиваются противотуберкулезными препаратами, их лечение в санаториях и профилакториях осуществля¬ется также за счет государства.

Для лиц, страдающих указанными заболеваниями, и уклоняющихся от лечения, могут приниматься меры принудительного лечения и принудительной госпи¬тализации. Эти меры применяются по решению судеб¬ных органов. Согласно законодательству одной из ответственных обязанностей медицинских работников является опре¬деление степени утраты трудоспособности.Временная нетрудоспособность устанавливается врачом или ко¬миссией врачей с оформлением листков нетрудоспособ¬ности в случаях болезни, травмы, по беременности и родам, карантину, уходу за больным членом семьи и т. д. Длительная или постоянная нетрудоспособность определяется врачебно-трудовыми экспертными ко¬миссиями (ВТЭК), которые согласно статьи 50 наряду со степенью (группой) инвалидности устанавливают ее причины, дают трудовые рекомендации для ин¬валидов, имеющих остаточную трудоспособность: «Заключения врачебно-трудовых экспертных комиссий об условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для администрации предприятий, уч¬реждений и организаций». Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся на основании постановления представителей органов следствия или определения суда. Многие обязанности медицинских работников не находят отражения ни в законодательстве, ни в инструкциях и приказах. Они вытекают из исто¬рически сложившейся специфики врачебной деятель¬ности, нашедшей свое выражение в правилах врачеб¬ной этики и деонтологии.

Эти правила отражают моральные нормы поведения врача,фармацевта, которому больной добровольно доверяет свое здоровье, а иногда и жизнь в расчете на добросовестное выполнение врачом своего врачебного долга — принять все меры по спа¬сению жизни больного и облегчению его страда¬ний. Высокие моральные качества врача-фармацевта приобретают большое значение в современный период быстрого научно-технического прогресса, технификации и спе¬циализации медицины.

Многие новейшие достижения медицинской науки и внедрение их в практику здра¬воохранения заставляют по-новому рассматривать традиционные нормы врачебной этики и медицинской деонтологии.

Еще более сложные нравственные проблемы воз¬никают в связи с ближайшими перспективами разви¬тия медицинской науки.

Некоторые из них (хирурги¬ческие и медикаментозные способы управления по¬ведением человека, генная инженерия и др.) серьезно беспокоят общественность и являются предметом об¬суждения на страницах газет и журналов, поскольку применение достижений науки в практике, исполь¬зование научных знаний каждым специалистом нераз¬рывно связано с его моральным обликом, его нрав¬ственными качествами.

Вопрос о соотношении знаний и нравственных принципов в жизни общества, воспитании подрастаю¬щего поколения, подготовке любого специалиста и прежде всего фармацевта давно уже является предметом философских споров. Идеологи буржуазии утвер¬ждают, что нравственность всегда отставала от роста знаний и это отставание в настоящее время становит¬ся все более значительным.

Одновременно они пыта¬ются провести некую абсолютную грань между зна¬ниями и нравственностью, как якобы несовместимыми категориями. Конечно, нравственность не заменяет знаний, а одни лишь знания автоматически не фор¬мируют нравственность. Известно также, что практи¬ческое применение научных открытий в буржуазном обществе может порождать сложные морально-эти¬ческие проблемы.Так было, например, при открытии способа расщепления атомного ядра и использовании его в США для военных целей.

Естественно, что высокие нравственные качества, необходимые для выполнения фармацевтического долга, не возникают самопроизвольно, они воспитываются в процессе обучения будущего провизора в школе и вузе. Поэтому при зачислении в медицинский институт, по моему мнению, необходимо отбирать студентов не только исходя из полученных ими на экзаменах оценок, но и нравственных качеств абитуриентов.

Большое значение должно уделяться нравствен¬ному воспитанию студентов и в процессе обучения в медицинском вузе. Например, воспитание необхо¬димых качеств врача проводится в I Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова по спе¬циальной, учитывающей специфику каждой кафедры программе в течение всего периода обучения сту¬дентов. Оно начинается накануне первого дня заня¬тий зародившимся в I ММИ им. И. М. Сеченова тор¬жественным ритуалом «Посвящения в студенты», на котором ведущие профессора рассказывают перво¬курсникам о благородной профессии врача, его про¬фессиональных и нравственных качествах, о долге врача перед народом и государством.

Этот торжест¬венный ритуал содержит в себе значительный эмо¬циональный накал и имеет большое воспитательное значение. В процессе обучения в I ММИ им. И. М. Сеченова нравственное воспитание студентов осуществляется не только на всех кафедрах и в клиниках, но и обще¬ственными организациями (партийными, комсомоль¬скими, профсоюзными, факультетом общественных профессий и др.), поскольку моральный облик сту¬дента формируется коллективом, всей сложной си¬стемой его общественных отношений и социальных связей.

Логическим завершением нравственного воспита¬ния молодого специалиста перед началом его само¬стоятельной деятельности является принятие «Клятвы Гиппократа». Выпускник медицин¬ского института, получив диплом, приносит Присягу в торжественной обстановке, в присутствии своих товарищей по профессии, ректора, декана и профессорско-преподавательского состава института, представителей органов здравоохранения и общест¬венности.

Текст Присяги подписывается и хранится в его личном деле. В «Присяге медика» нашло отражение взаимодействие между правовыми и мо¬рально-этическими нормами регулирования медицинской деятельности.Благородные и ответственные обязанности, предусмотренные Присягой, торжествен¬ная обстановка ее принятия должны всегда оста¬ваться в памяти медика, способствуя в дальнейшем выполнению его медицинского долга, повышению уровня юридической и моральной ответственности провизора перед народом.

Фармацевтическая ответственность Фармацевтическая ответственность основана на особен¬ностях фармацевтической деятельности: взаимном доверии пациента и провизора.Деятель¬ность провизора, как и любого другого специалиста, регламентируется законом.Абсолютное большинство провизоров любят свою спе¬циальность, честно и добросовестно относятся к своим обязанностям, хотя все еще встречаются провизоры, ко¬торые вследствие бездушного, халатного отношения к больным, а иногда и профессиональной неграмот¬ности заслуживают не только морального, но и административного и даже уголовного наказания.

Чаще всего конфликты между провизорами и больными (и их родственниками) возникают при неблагоприят¬ных исходах лечения. Причины же неблагоприятных исходов лечения весьма различны.Они зависят от особенностей заболевания (или травмы), его течения у данного больного, несвоевременности обращения больного к врачу, неправильных действий или без¬действия медицинских работников, связанных с их недостаточной квалификацией, волнением, отсутствием нормальных условий для работы и др. Многочислен¬ность этих факторов, существенные отличия их в каждом отдельном случае, даже при одних и тех же заболеваниях, сложность выделения основной причи¬ны неблагоприятного исхода приводят к тому, что правильная медицинская и юридическая оценка неблагоприятного исхода болезни в каждом конкрет¬ном случае обычно вызывает значительные затруд¬нения.

Многообразие врачебных, фармацевтических ошибок, их причин и условий возникновения приводит к тому, что до настоящего времени нет единого понятия врачебной, фармацевтической ошибки, что естественно затрудняет медицинскую и юридическую оценку действий_ медицинских работ¬ников.

Этому способствует и то обстоятельство, что в нашем законодательстве термин «медицинская ошибка» отсутствует, в связи с чем юристы его обычно не применяют.Этот термин получил расп¬ространение преимущественно в медицинской литера¬туре, хотя и здесь нет по этому вопросу единой точки зрения.