К приметам близкой смерти больного относятся кровотечение из девяти отверстий тела, хотя больной не отравлен и не ранен; потеря памяти: больной тут же забывает сказанное им; сокращение пениса и отвисание яичек или же наоборот; появление необычных звуков при отхаркивании, чихании, кашле; потеря обоняния; больной не чувствует чада только что потушенного светильника; потеря болевых ощущений: больной не чувствует, когда у него вырывают волос.
Близкую смерть предвещают также: появление завитков или маслянистого налета на темени, прижатость ушей к затылку, исчезновение легкого шума в ушах, возникающего обычно, когда уши зажимают ладонями; появление линий на лбу и в районе губ, напоминающих очертания новорожденного месяца; исчезновение легкого испарения над головой, когда больной находится на солнце (возникающего в результате потоотделения).
О близкой смерти говорит и полное расстройство органов чувств: белое видится черным, приятный запах кажется дурным и наоборот; в ясную ночь больной не видит ни Большой Медведицы, ни Млечного Пути; не видит запястья, приставленного к переносице; не видит реальных предметов, но зрит иллюзорные образы гандхарвов, прет, ракшасов.
О близкой смерти говорят и такие признаки: тело на ощупь холодное, но внутри его болезненный жар; больной, страдая от болезни холода, отказывается от теплого помещения и теплой одежды или же наоборот; больной не поправляется при правильном лечении и чувствует кажущееся облегчение при неправильном, когда, например, при болезнях жара даются средства, стимулирующие увеличение теплоты.
Незадолго до смерти у больного: ноздри расширяются, около их отверстий собирается грязь (?); середина языка темнеет, становится сухой, а сам язык укорачивается и теряет способность к речи; нижняя губа отвисает, верхняя поднимается кверху; зубы покрываются черным налетом; глаза тускнеют, зрачки меркнут; дыхание становится холодным и прерывистым; исчезает "телесное тепло".
Автор трактата "Голубой берилл" приводит в данной главе большой отрывок из медицинского сочинения "Восемь разделов науки врачевания", где также перечисляются приметы близкой смерти.
В разных вариациях эти приметы повторяют приметы, перечисленные выше, но есть и некоторые новые, например: человек вскоре умрет, если ему на голову села птица, если небо представляется ему землей, а земля небом, если вместо луны он видит геометрические фигуры; не жилец тот, кого одолевает сонливость или, наоборот, бессонница, кто ест много, а испражняется мало, или наоборот.
В указанном сочинении приводятся иногда сроки жизни, отмеренные человеку после того или иного знамения. Так, если у человека внезапно и радикальным образом изменился характер - умрет через шесть месяцев. Столько же остается жить и тому, у кого появились на лбу линии, напоминающие очертания новорожденного месяца.
Появился маслянистый налет на темени - осталось жить один месяц; быстро сохнет вода в районе сердца после совершенного омовения - жить полмесяца; внезапно появились завитки волос на темени - жить осталось шесть дней; если человек не чувствует, как у него вырывают волос, то здоровому остается жить шесть дней, а больному - три дня.
Приметы ближайших признаков смерти связаны с последовательным: исчезновением пяти первоэлементов; прекращением функционирования пяти органов чувств.
Первоэлементы "земля", "вода", "огонь", "воздух", "эфир" последовательно погружаются один в другой.
При погружении первоэлемента "земля" в первоэлемент "вода" больной перестает видеть форму предметов;
при погружении первоэлемента "вода" в первоэлемент "огонь" высыхают отверстия органов чувств;
при погружении первоэлемента "огонь" в первоэлемент "воздух" пропадает "телесное тепло";
при погружении первоэлемента "воздух" в первоэлемент "эфир" прекращается дыхание.
Что же касается пяти органов чувств, порожденных пятью первоэлементами, то сначала перестает функционировать зрение, затем слух, обоняние, вкус, осязание.
С исчезновением способности осязать прекращается жизнь.
В итоге все чувственные способности исчезают в токе "пневмы", именуемом "поддерживающий жизнь", последний исчезает в сознании, которое покидает тело для новой жизни.
Таким образом, в начальный период - период формирования тела, пять первоэлементов ведут созидание, помогая один другому; в срединный период - период бытия тела, они мирно сосуществуют; в конечный период - период разрушения тела, первоэлементы вступают во вражду друг с другом и организм разрушается, как разрушается гора Меру в конце мироздания.
Признаки смерти могут появляться во множестве, однако их действие можно ослабить или совсем отвратить, если наряду с лечением исполнять различные религиозные действия и обряды, начиная с раздачи милостыни и кончая ритуалами "творения жизни".
Примечания
1 Зонтик в Тибете и других странах Востока является символом власти.
TPАКТАT «ГОЛУБОЙ БЕPИЛЛ» ТАНТРА II
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЛИСТУ 18
1 "Тантра объяснений". Лист 18 - иллюстрации к главе 7. Хорошие сны, предвещающие долголетие и здоровье от [видения] Брахмы и до [средств] отвращения примет смерти.
2 Хорошие сны, предвещающие долголетие и здоровье.
3 Брахма.
4 Индра.
5 Варуна.
6 Буйвол-вожак.
7 Святые, мудрецы.
8 Знаменитый человек.
9 Горящий огонь.
10 Озеро.
11 Тело обмазано кровью.
12 Одет в белую одежду.
13 Стяг (как символ буддизма).
14 Зонт (как символ буддизма).
15 Водружаешь "Штандарт буддизма".
16 Сбор абрикосов.
17 Сбор яблок.
18 Сбор грецких орехов.
19 Взбираешься на гору.
20 Залезаешь на крышу дома.
21 Взбираешься на грецкий орех.
22 Едешь верхом на льве.
23 Едешь верхом на слоне.
24 Едешь верхом на лошади.
25 Едешь верхом на быке.
26 Переплываешь реку.
27 Идешь на северо-восток.
28 Спасаешься от опасности.
29 Побеждаешь врага.
30 Оказывает знаки почтения божество.
31 Оказывает знаки почтения отец.
32 Оказывает знаки почтения мать.
33 [Внешние] изменения — приметы смерти.
34 Врач и лекарство вызывают раздражение.
35 Духовный наставник вызывает раздражение.
36 [Внезапный] расцвет ума и красоты, обретение богатства.
37 Наоборот (т. е. внезапное ослабление умственных способностей, утрата телесной привлекательности и благосостояния).
38 Неживой вид, угнетенное состояние.
39 Вороны не едят торму, [предложенную им в качестве жертвоприношения].
40 [При омовении кожа] в районе сердца высыхает быстрее, [чем на всем теле].
41 Тянешь за палец - [сустав не хрустит].
42 [Внезапно на теле во множестве] — появляются вши и гниды.
43 [Внезапно] вши и гниды исчезают.
44 Смотреть на тень.
45 Смотреть в зеркало.
46 Смотреть в воду.
47 Смотреть на небо.
48 Приметы близкой смерти.
49 Кровотечение из девяти отверстий.
50 Сказал и тут же забыл.
51 Половой член втягивается, мошонка отвисает.
52 Наоборот (т. е. половой член отвисает, мошонка втягивается).
53 Хрипы при отхаркивании.
54 Не чувствует чада погасшего светильника.
55 [Появляются] завитки на макушке.
56 [Видит наяву]: гандхарву,
57 прету,
58 ракшаса.
59 [На лбу] появляются линии в форме новорожденного месяца.
60 Не видит на безоблачном [ночном] небе Млечный Путь и
61 Большую Медведицу.
62 [Не видит] запястье, приставленное к переносице.
63 Глаза потускнели, зрачки померкли.
64 Уши прижаты [к черепу], [в них] нет шумов, отсутствуют испарения от головы.
65 Ноздри раскрыты, в них скапливаются выделения; язык темный, сухой, короткий, не способен к речи.
66 Нижняя губа отвисает, верхняя вздернута, лицо покрывается пылью, дыхание холодное, на зубах [черный] налет, судорожный выдох, вдох затруднен.
67 Приметы близкой смерти из трактата "Восемь разделов [науки врачевания]".
68 На голову опустилась птица.
69 Небо представляется землей, земля -небом.
70 Имеющее форму представляется бесформенным.
71 Белый камень [представляется]
72 черным камнем.
73 Вместо луны видятся различные геометрические фигуры.
74 Приметы очень близкой смерти.
75 [Первоэлемент] "земля" погружается в [первоэлемент] "вода".
76 [Первоэлемент] "вода" погружается в [первоэлемент] "огонь".
77 [Первоэлемент] "огонь" погружается в [первоэлемент] "воздух".
78 [Первоэлемент] "воздух" погружается в [первоэлемент] "эфир".
79 Лишившийся зрения.
80 Лишившийся слуха.
81 Лишившийся обоняния.
82 Лишившийся вкусовых ощущений.
83 Лишившийся осязания.
84 Исчезновение первоэлементов подобно разрушению горы Меру.
85 [Меры, которые нужно принять для отвращения смерти]: раздача милостыни,
86 накопление благих заслуг,
87 чтение сутр,
88 ритуал вызывания идама,
89 накопление благих заслуг,
90 [ритуал] выноса тормы,
91 созерцать, медитировать,
92 произносить заклинания,
93 [ритуал] "обмана смерти",
94 [ритуал] "обмана жизни",
95 [ритуал] посвящения больного,
96 ритуал "творения жизни".
97 Из трактата "Голубой берилл", который разъясняет "Четыре Тантры" - украшение помыслов Верховного целителя. Лист 18—иллюстрации к главе 7 "Тантры объяснений" от хороших снов, начинающихся с видения Брахмы и предвещающих долголетие, здоровье и благополучие, и до отвращения примет близкой смерти путем накопления благих заслуг, чтения [сутр], вызывания идамов. Рисунки каждый в отдельности и по группам, включая дополнения из других комментариев к "Четырем Тантрам", снабжены подписями.