Деятельность лекаря можно подразделить на общую и особую.

Общая деятельность лекаря суть врачевание.

Установив болезнь, предвидя ее течение и исход, лекарь, подобно трубящему в раковину, во всеуслышание сообщает об этом, утверждая свою славу.

Если болезнь и ее исход для лекаря не очевидны, то ему следует ставить диагноз "раздвоенным языком змеи", оперируя благоприятными и неблагоприятными показателями так, чтобы в любом случае не попасть впросак.

Особая деятельность лекаря суть его личное поведение.

Так, врачующий должен придерживаться срединного пути, избегая во всем крайностей, быть честным, беспристрастным и, утверждая в себе четыре безмерных качества, бежать десяти неблагих деяний, практикуя шесть парамит, присущих поведению бодхисаттвы.

За все это при жизни лекарь будет наслаждаться спокойствием, достатком и уважением окружающих.

Желанные пища и богатства придут сами собою, хотя по нынешним временам нелишне и напомнить пациентам о необходимости отблагодарить врачующего, так как, если допустить промедление, то они могут забыть об оказанном им благодеянии.

После смерти же благородным врачующим уготовано место в кущах Верховного целителя.

Этими словами риши Рикпэ Еше закончил изложение "Тантры основ" и скрылся в ушнише Верховного целителя.

Примечания

1 Мясники, рыбаки в силу своей профессии нарушают главную заповедь буддизма - "не пресеки жизнь живого существа".

2 Намек на известный сюжет из "Панчатантры" о печальной судьбе лиса, обманом ставшего царем зверей.

 

TPАКТАT «ГОЛУБОЙ БЕPИЛЛ» ТАНТРА II

ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЛИСТУ 37

 

1 "Тантра объяснений". Лист 37 — иллюстрации к главе 31 "О практикующем лекаре " и завершение "Книги объяснений" погружением Рикпэ Еше в ушнишу Верховного целителя.


2 "ТАНТРА ОБЪЯСНЕНИЙ". ГЛАВА 31. О ПРАКТИКУЮЩЕМ ЛЕКАРЕ.

3 Усвоивший краткие и обширные трактаты по врачеванию и обнаруживающий дар предвидения,

4 обладающий просветленным сознанием

5 подобен Владыке бериллового сияния.

6 Четыреста четыре разновидности болезней.

7 Корень зависти.

8 Старость.

9 [Болезни] "желтой воды".

10 [Болезни] "пневмы"

11 Триста шестьдесят демонов '.

12 Гордыня.

13 Гневливость.

14 [Болезни] крови и "желчи".

15 Триста шестьдесят демониц.

16 Омраченность

17 [Болезни] "флегмы".

18 Триста шестьдесят нагов

19 и хозяев местности.

20 Девяносто сильных демонов.

21 Девяносто слабых демонов.

22 Девяносто сильных кармических демонов.

23 Девяносто слабых кармических демонов.

24 Девяносто сильных демониц.

25 Девяносто слабых демониц.

26 Девяносто сильных кармических демониц.

27 Девяносто слабых кармических демониц.

28 Девяносто сильных бесполых демонов.

29 Девяносто слабых бесполых демонов.

30 Девяносто сильных бесполых кармических демонов.

31 Девяносто слабых [бесполых] кармических демонов.

32 Сто двадцать наружных сосудов.

33 Сто двадцать внутренних сосудов.

34 Сто двадцать промежуточных сосудов.

35 Триста шестьдесят омраченных божеств дней являются тремястами [демонами] "эчок".

36 Превосходный лекарь.

37 Бездарный лекарь.

38 Лиса, занявшая царский престол.

39 Лекарь, не знающий содержания [медицинских] трактатов.

40 Слепцу от рождения показывают предмет.

41 Лекарь, не имеющий практических навыков.

42 Вышедший в путь, не зная дороги.

43 Лекарь, не знающий методов обследования.

44 Блуждающий без друзей по чужой стране.

45 Лекарь, не разбирающийся в пульсе и моче.

46 Охотник, не умеющий спустить ловчую птицу.

47 Лекарь, не умеющий хорошо говорить.

48 Косноязычный старейшина.

49 Лекарь, не знающий способов лечения.

50 Стреляющий по мишени, находящейся в темноте.

51 Лекарь, не сведущий в диете и режиме.

52 Уступающий свое владение врагу.

53 Лекарь, не умеющий готовить лекарственные составы.

54 Крестьянин, не сведущий в земледелии.

55 . екарь, не умеющий совершить очищение [кишечника].

56 Вода, падающая на песчаный холм.

57 Лекарь без [медицинских] инструментов.

58 Богатырь без панциря и оружия.

59 Лекарь, не сведущий в прижиганиях и кровопусканиях.

60 Вор, не знающий, что есть внутри дома.

61 [Плохой лекарь] - это злой дух, принявший облик лекаря.

62 Если распознал [болезнь], труби в раковину

63 Если не распознал болезни, говори о ней "змеиным языком".

64 [Лекарь должен]: обладать "четырьмя безмерными" качествами.

65 Воздерживаться от пьянства и болтливости.

66 Избегать дурных поступков.

67 Избегать дурных деяний.

68 Совершать деяние, соблюдать моральную дисциплину.

69 [Хороший лекарь] счастлив в этой жизни.

70 Удаляется [после смерти] в страну наивысшего Будды.

71 Закончив изложение "Книги объяснений", Рикпэ Еше погружается в ушнишу Верховного целителя.


72 Из трактата "Голубой берилл", который разъясняет "Четыре Тантры"— украшение помыслов Верховного целителя. Лист 37 — иллюстрации к главе 31 "Тантрыобъяснений" "О практикующем лекаре", начиная от [изображения лекаря], освоившего врачевание, и кончая картиной погружения Рикпэ Еше, завершившего изложение "Книги объяснений", в ушнишу Верховного целителя.

Примечания к листу 37

1 Тибетский художник неправильно изобразил демонов, генерируемых вожделением, как демонов мужского рода, а демонов, генерируемых гневливостью, как демонов женского рода. Вожделение генерирует демонов женского рода, а гневливость — мужского (ГБ, кн. II, л. 250а.- Прим. ред.).