Пятый вид гадания.

Пятый вид гадания - гадание на демонов (злых духов). Тибетцы населяли мир огром­ным количеством сверхъестественных существ, якобы обитавших в лесах, на горах, в пещерах, скалах, постройках, особенно заброшенных, реках, озерах, водопадах.

Разгневанные, они творят зло, умилостивленные - могут сделать добро. Среди этих сверхъестественных существ иногда выделяют две большие группы - демоны1 и злые духи2. Подобное деление, которого в основном придерживается и автор данного трак­тата, довольно непоследовательно оперируя этими двумя терминами, в значительной степени условно.

Однако в целом считается, что так называемые "демоны" в основном связаны с болезнетворным воздействием, а "злые духи" более "ответственны" за различ­ные беды здорового человека.

Было принято делить все такие существа на большое количество классов без соотнесения этих классов с принадлежностью к "демонам" или "злым духам". Каждый из таких классов имеет свое название, своего главу, свою вну­треннюю иерархию, свои атрибуты, свою сферу обитания, свои стороны света и свой цвет, к которым они тяготеют, свои вредоносные функции.

Рассказывая о гадании на демонов, которое в основном сводится к выяснению, какой класс этих сверхъестествен­ных существ повинен в невзгодах того или иного человека, автор приводит названия тридцати шести классов таких существ, не считая пятнадцати так называемых "великих демонов детских болезней", хотя в тибетской демонологии таких классов насчиты­вается значительно больше3. В число упомянутых тридцати шести классов входят шесть гибридных классов, возникших, вероятно, от слияния воедино двух различных классов демонов и злых духов, что привело к образованию нового класса, как, например, класса нага - ракшас, нага - "могущественный" и тому подобные 4.

 

У здорового человека может возникнуть неравномерное биение пульса того или иного органа, когда, например, протяжное биение вдруг сменяется коротким, ослаблен­ное - сильным. Такое дефектное биение сигнализирует о воздействии на человека того или иного класса демонов или злых духов, что предвещает либо несчастье, либо заболе­вание. Подобное биение называется также "демоническим биением", или "демоничес­ким пульсом".

При этом каждой из стихий ("дереву", "огню", "земле", "воде" и "метал­лу") присущи свои классы демонов. Какие из этих демонов влияют на человека, опреде­ляется исходя из того, в пульсе какого внутреннего органа появилось дефектное биение.

Так, если вне зависимости от времени года, дефектен пульс печени, связанной со сти­хией "дерево", это говорит о вредоносном присутствии "жестокого" и "владыки" (рис. 24—26) или кого-нибудь из них;

если дефектен пульс сердца, связанный со стихией "огонь", это говорит о вредоносном присутствии "могущественного" и мары (рис. 27-29) или кого-нибудь из них;

если дефектен пульс легких, связанных со стихией "металл", это говорит о вредоносном присутствии "владыки" и "хозяина богатств" (рис. 30-32) или кого-нибудь из них;

если дефектен пульс селезенки, связанной со стихией "земля", это говорит о вредоносном присутствии "хозяина местности" и мамо (рис. 33-35) или кого-нибудь из них;

если дефектен пульс почек, связанных со стихией "вода", это гово­рит о вредоносном присутствии нага, нага-ракши и дамси (рис. 36-39).

 

При этом причины, вызывающие появление демонических биений у того или иного типа пульсов, порождаются функционально различными злыми духами.

Так, для "мате­ринского пульса" любого сезона - это злые духи, тяготеющие к наследственному имуще­ству семьи;

для "сыновьего пульса" того же сезона - это злые духи со стороны братьев матери;

для "враждебного пульса" - это злые духи, побуждаемые внешним врагом;

для "дружественного пульса" - это злые духи, алчущие богатства;

для "сезонного пульса" - это злые духи, насылаемые кознями так называемого "друга" (рис. 41-50).

 

Несколько детализируем сказанное выше, пишет далее автор трактата.

 

Так, если вес­ной, то есть во время доминирования стихии "дерево" в "сезонном пульсе" - в пульсе печени появились признаки демонической пульсации, то злыми духами "материнско­го", "сыновьего", "враждебного" и "дружественного" пульсов выступят злые духи, насы­лаемые кознями "близкого друга" (рис. 50-52).

Поэтому в целом дефектное биение пульса печени может сигнализировать о вредоносном действии таких злых духов5, как: "хозяин местности", дамси, "свирепый", "свирепая" (класс женских духов), прета, дух самоубийцы, "могущественный", а также пятнадцати великих демонов детских болез­ней, именуемых: "кроткий", "царь зверей", "иссушающий", "отнимающий память", "обладающий кулаками", мамо (класс женских духов), "лошадь цзями", "страстный", намчу, сюмо, "широколицый", мацян, "имеющий руки на шее", "наводящий печаль", "птица" и, кроме них, двух духов стихии "дерево", именуемых "жестокий" и "владыка" (рис. 53-78).

 

Что же касается опасности, связанной с вредоносным действием таких злых духов, то она таится на востоке, в местностях и зданиях продолговатой формы.

Эта опасность связана с зеленым цветом.

Опасны зеленые деревья, обрывы и скалы зеленого цвета, зеленые сундуки, сумки, зеленая утварь, зеленые драгоценности, такие как бирюза и яшма, зеленые ткани, бумажные и шелковые, зеленые зерна и плоды, а также мясо и шкура тигра, осла, кролика (рис. 79-96).

Опасность таят горькие еда и напитки, аромат зелени, мясо кролика и мясо правого бока овцы, встреча с человеком в зеленой одежде или с зеленым лицом, едущим на серой лошади с бегущей сзади серой собакой, встреча с плотником, прелюбодейкой или сиротой.

Опасны такие действия, как рубка дерева, исполнение плотницких работ, тканье, поскольку оно производится на деревянном станке (рис. 97-111). Все это принесет беду.

 

Примечания

1 Тиб. gdon.

2 Тиб.'dre.

3 См., например, Nebesky-Wojkowitz. Oracles and Demons of Tibet. The Hague, 1956.

4 Художник представляет каждый класс в виде одной фигуры, являющейся персонификацией класса в целом. Гибридный класс иногда персонифицируется двумя фигурами с одной подписью (см., например, л. 58, рис. 67-69). Таким образом, подпись под каждой фигурой обозначает не имя изображенного персона­жа, а название целого класса, поэтому оно пишется с прописной буквы и в кавычках. Если название поддается переводу - предлагается полный или частичный перевод, в противном случае дается транскрипция, ориентированная на лхасский диалект.

5 Перечисляя здесь и ниже различные классы злых духов или демонов, оказывающих вредоносное воздействие на человека, автор трактата нигде не говорит о том, в чем именно это воздействие выра­жается или может быть выражено. Вероятно, само собой подразумевается, что лекарь, пользующий больного, наблюдает это воочию и важно лишь знать, ; какие силы к этому причастны, чтобы безошибочно адресовать ритуалы изгнания или умилостивления, а также правильно подобрать лекарства.

 

 

TPАКТАT «ГОЛУБОЙ БЕPИЛЛ» ТАНТРА IV

ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЛИСТУ 56

 

1 "Заключительная Тантра". Лист 56 — иллюстрации к положению 8 "Семь удиви-пелъных пульсов" [главы 1] "Обобщение о пульсе", начиная с полнокровного биения дружественного пульса"—пульса печени и до редоносного воздействия демонов, связанных о стихией "дерево".

 


2 Гадание на достаток, по пульсу вла­дельца имущества '.

3 Сильно бьется пульс печени —

4 увеличение богатства.

5 Слабо бьется пульс сердца,

6 слабо бьется пульс селезенки,

7 сильно бьется пульс почек —

8 предстоят убытки.

9 Сильно бьется пульс легких —

10 незначительный прибыток.

11 [Символическое] изображение восем­надцати дней межсезонья.

12 Обследование на обеих руках "дружест­венного пульса" (пульса почек).

13 Манера [биения] пульса, являющегося "другом" "друга" 2.

14 Наивысший [достаток].

15 Манера [биения пульса] "матери" "друга" 3.

16 Средний [достаток].

17 Собственная манера [биения] "дружест­венного пульса" 4.

18 Ничтожный [достаток].

19 Манера [биения] пульса "сына" "друга" 5.

20 Полное отсутствие [достатка].

21 Манера [биения] пульса "врага" "друга" ь.

22 Достаток унес враг (т. е. совершится ограбление).

23 Гадание на демонов по обследованию [пульса].

24 При гадании на демонов обнаружено дефектное [биение]7 пульса печени.

25 "Жестокий".

26 "Владыка".

27 Обнаружено дефектное [биение] пульса сердца, связанного со стихией "огонь".

28 "Могущественный".

29 Мара.

30 Обнаружено дефектное [биение] пульса легких, [связанных] со стихией "ме­талл".

31 "Владыка".

32 "Хозяин имущества".

33 Обнаружено дефектное [биение] пуль­са селезенки, [связанной] со стихией "земля".

34 "Хозяин местности".

35 Мамо.

36 Обнаружено дефектное [биение] пульса почек, [связанных] со стихией "вода".

37 Нага.

38 Ракшас.

39 Дамси.

40 Изображена весна.

41 Обнаружены дефекты в "материнском пульсе" (пульсе почек).

42 Изображение сонма злых духов.

43 Обнаружены дефекты в "сыновьем пульсе" (пульсе сердца).

44 Злой дух со стороны дядьев по матери.

45 Обнаружены дефекты во "враждебном пульсе" (пульсе легких).

46 Злой дух, подстрекаемый врагом.

47 Обнаружены дефекты в "дружествен­ном пульсе" (пульсе селезенки).

48 Злой дух, алчущий богатства.

49 Обнаружены дефекты в "сезонном пульсе" (пульсе печени).

50 Злой дух, насылаемый кознями "друга" [пациента].

51 Изображена весна8.

52 В пульсе печени обнаружены признаки демонического пульса.

53 Злые духи из семей друзей и врагов.

54 "Хозяин местности".

55 Дамси.

56 "Свирепый".

57 "Свирепая".

58 Прета.

59 Дух самоубийцы.

60 "Могущественный".

61 "Кроткий".

62 "Царь зверей".

63 Пятнадцать известных великих демо­нов детских [болезней]9.

64 "Иссушающий".

65 "Отнимающий память".

66 "Обладающий кулаками".

67 Мамо.

68 "Лошадь цзами".

69 "Вожделеющий".

70 Намчу.

71 Сюмо.

72 "Широколицый".

73 Мацян.

74 "Имеющий руки на шее".

75 "Наводящий печаль" 10.

76 "Птица".

77 "Жестокий" - злой дух стихии ["де­рево"].

78 "Владыка" - злой дух стихии ["дере­во"].

79 Объекты, способные навлечь вредо­носное воздействие демонов.

80 Местности и здания продолговатой конфигурации.

81 Зеленый лес.

82 Скалы.

83 Обрывы.

84 Тигр.

85 Осел.

86 Кролик.

87 Сундук.

88 Сумка, мешок.

89 Блюдо.

90 Бирюза.

91 [Зеленый] драгоценный камень.

92 Парча.

93 Зеленый шелк.

94 Шерстяная ткань с зелеными крапин­ками.

95 Шелк.

96 Зерна и плоды.

97 Мотыга.

98 Пила.

99 Горькая пища.

100 Аромат молодой зелени.

101 Правые ребра овец.

102 Мясо зайца.

103 Одежды зеленого цвета.

104 Всадник на серой лошади

105 ведет за собой серую собаку.

106 Плотник.

107 Прелюбодейка11.

108 Сирота.

109 Злодеяние - рубка дерева.

110 Плотницкие работы.

111 Ткачество.


112 Из трактата "Голубой берилл", кото­рый разъясняет "Четыре Тантры" — украше­ние помыслов Верховного целителя. Лист 55 — иллюстрации к положению 8 "Семь удиви­тельных пульсов" [главы 1] "Обобщение о пульсе" "Заключительной Тантры", начиная с [изображения] полнокровного биения "друже­ственного пульса"—пульса печени и до ткаче­ства, [вызывающего] вредоносное воздействие демонов, связанных со стихией "дерево".

 

Примечания к листу 56

1 Иногда это гадание ("grog-phyaw") ошибочно понимается как "гадание на друга" (см., например, Tibetan Medicine. A Publication for the Study of Tibetan Medicine. Library of Tibetan Works and Archives, 1980, № 1, p. 22). Источником ошибки является, вероятно, внешнее сходство слова "grogs" — "друг" со словом "grog", которое в данном контексте означает "достаток", "материальное благополучие". Такие выражения, как "grog-rap", "grog-'bring", "grog-tha-ma" (см.: ГБ, кн VI, л. 24а), вне всякого сомнения, соответственно означают "наивысший достаток", "средний достаток", "никчемный достаток, бедность". Это подтверждается 1акже и одинаковой символикой, когда различные уровни материального благополучия символизиру­ются различными положениями ваджры (ср. л.55, рис. 95, 97, 108 и л. 56, рис. 13, 15, 17) (прим. ред.).

2 T. е. пульс почек - "друг" пульса селезенки бьется в манере пульса сердца — "друга" пульса почек. Здесь и ниже вместо слова "grogs" ошибочно написано слово "grog" (прим. ред.).

3 T. е. пульс почек бьется как пульс легких — "ма­теринского пульса" почек (прим ред.).

4 T. е. пульс почек бьется в манере, присущей ему в период доминирования его стихии, т. е. зимой (прим, ред.).

5 T. е. пульс почек бьется в манере пульса пече­ни — "сыновьего пульса" почек (прим. ред.).

6 T. е. пульс почек бьется в манере пульса селе­зенки — "враждебного пульса" почек (прим. ред.).

7 "Дефектное биение" — крайне неравномерное биение пульса: то протяжное, то краткое, то слабое, то сильное, которое возникает, как считается в тибетской медицине, в силу воздействия на человека злых духов (прим. ред.).

8 Изображение весеннего сезона повторяется, чтобы более детально интерпретировать тему (прим. , ред.).

9 Изображение этих демонов начинается с рис. 64 и заканчивается рис. 78. На листе 45 (рис. 85-99) изображены те же демоны, но их изображение, совпа­дая в общих чертах с изображениями на данном листе, довольно сильно отличается в деталях (прим. ред.).

10 На листе ошибочно написано "dag" вместо "dga"' (прим. ред.).

11 На листе ошибочно написано "nar-ma" вместо "nal-ma" (прим. ред.).