Черный сосуд жизни.

Все черные связующие сосуды, или, в сущности, кровеносные сосуды, являются ответвлениями "черного сосуда жизни". Этот сосуд порожден сосудом-током "рома" в месте пересечения этим сосудом-током сосуда основания печени. Так как функцией черного сосуда является приумножение плоти и крови, его называют "сосуд жизни", а поскольку он наполнен только кровью, то имеет цвет, приближающийся к черному.

Этот сосуд, толщиной с сердцевину бамбу­ка, тянется от тринадцатого до шейного позвонка, тесно прилегая к позвоночному стол­бу. От "сосуда жизни" отходят двадцать четыре крупных сосуда, в функцию которых также входит приумножение плоти и крови. Из них восемь крупных сосудов являются внутренними, идущими к плотным и полым органам.

Так, на уровне третьего позвонка от "сосуда жизни" отходит один сосуд к сердцу и два сосуда к легким;

на уровне девятого позвонка отходит один сосуд к печени;

на уровне одиннадцатого позвонка - один сосуд к селезенке;

на уровне тринадцатого позвонка - один сосуд к самсеу;

на уровне четыр­надцатого позвонка отходят два сосуда к почкам.

Шестнадцать крупных внешних со­судов, отходящих от "сосуда жизни", проходят ближе к поверхности тела и считаются видимыми.

К шестнадцати внешним крупным сосудам относятся:

два сосуда "черное острие", отходящих от вершины "черного сосуда жизни";

два сосуда "спящих", отходя­щих от сердца;

два сосуда, связанных с печенью и называемых "подобный острию";

четыре больших сосуда, отходящих от "черного сосуда жизни" к каждой конечности;

четыре пульсирующих сосуда, связывающих сердце с каждой конечностью;

два пульси­рующих сосуда, связывающих сердце с половыми органами.

В свою очередь двадцать четыре крупных сосуда разветвляются на сто восемьдесят девять более мелких, из которых семьдесят семь сосудов можно рассекать с целью кро­вопускания.

Двадцать таких сосудов расположены на голове, тридцать четыре - на руках и восемнадцать - на ногах и руках плюс пять так называемых "пустотных" сосу­дов.

Сто двенадцать сосудов нельзя использовать для кровопускания, поскольку нару­шение их целостности чревато опасностью для здоровья и даже жизни. Из этих ста две­надцати сосудов двадцать восемь расположены на голове, тридцать шесть на руках и ногах, сорок восемь на туловище.

Продолжая разветвляться далее, так что восемьдесят девять кровеносных сосудов превращаются в триста шестьдесят сосудов, из которых сто двадцать относятся к внешним сосудам, соединяя плоть с кожей, сто двадцать относятся к внутренним сосудам, соединяя полые и плотные органы, сто двадцать относятся к про­межуточным сосудам, связанным с костями.

В свою очередь сто двадцать мелких вне­шних сосудов делятся на двести тридцать четыре более мелких, сто двадцать внутрен­них и сто двадцать промежуточных мелких сосудов делятся каждые на двести тридцать три сосуда, образуя, таким образом, семьдесят очень мелких сосудов, которые в свою очередь делятся на мельчайшие сосуды, оплетая все тело и его органы подобно сети, и число их не поддается подсчету. (О белых связующих сосудах см. л. 13.)

 

Первые шесть рисунков в верхнем картуше листа (рис. 115*-120*) завершают изоб­ражение линии последователей трактата "Многие святые мощи". Из них "Процвета­ющий могучий с севера" (рис. 118*) является сыном Тэнцзина Гьепо (рис. 117*). В конце этой линии дано изображение далай-ламы V (рис. 121*), подписанное одним из его эпи­тетов: "Владыка доктрины сарваджня". Последние пять рисунков изображают линию преемников традиции трактата "Собрание восьми сущностей", или "Восемь составных частей науки врачевания", написанного Ашвагошей.

 

TPАКТАT «ГОЛУБОЙ БЕPИЛЛ» ТАНТРА II

ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЛИСТУ 10

1 "Тантра объяснений". Лист 10—иллюстра­ции к главе 4. Линии формирующих, управляющих и связующих сосудов. Вид сзади [Линия преемственности в передаче медицин­ских знаний].


115* Многознающий Давэ Ванпо.

116* Славный Лопсан Гьямцо [из мона­стыря] Риндин.

117* Святой Тэнцзин Гьепо.

118* "Процветающий могучий с се­вера".

119* Все постигший Мэнгомпа.

120* Чацанский Лопцёк Дорчже.

121* Владыка доктрины сарваджня.

122* Далее следуют преемники [тради­ции трактата] "Собрание восьми сущностей".

123* Великий настоятель Шакья Ван-цюк.

124* Мудрейщий Сенам Гьепо.

125* Славный Лопсан Гьямцо [из мона­стыря] Риндин.

126* Святой отшельник Тэндзин Гьепо.

127* Лопсан Гьямцо [из монастыря] Линтё.

2 "Нить Брахмы".

3 "Веревка надежды".

4 [Сосуд] мышц.

5 [Сосуд] мышц.

6 Два затылочных сосуда.

7 Затылочная впадина и затылочные со­суды справа и слева от нее.

8 Промежуточный сосуд пальца.

9 Промежуточный сосуд пальца.

10 Промежуточный сосуд пальца.

11 Тыльный сосуд безымянного пальца.

12 Промежуточный сосуд пальца.

13 [Сосуд] мизинца.

14 [Сосуд] верхнего изгиба.

15 [Сосуд] "собравший шесть сосудов".

16 Сосуд печени и желчного пузыря.

17 Сосуд "сяринг" "желчи".

18 Сосуд "короткий рог".

19 [Сосуд], проходящий по границе со­членения лопатки.

20 [Сосуд] "перегибающийся через руко­ять".

21 Сосуд "желчи" - "золотая колонна".

22 [Сосуд] кромки "материнских" (задних) долей легких.

23 Синий [сосуд] легких.

24 Сосуд, проходящий внутри легких.

25 Сосуд селезенки — "птичья лапка".

26 [Сосуд] "исток боли"'.

27 [Сосуд] "материнских" долей легких -"муравьиная поясница".

28 Сосуд "материнских" долей легких -"открытая дверца" (?)

29 Сосуд почек, проходящий по краю таза.

30 Длинный черный сосуд "желчи".

31 Сосуд почек, [проходящий] по бедрен­ной кости вдоль наружной линии бедра.

32 Черный сосуд селезенки, [проходящий] вдоль задней линии бедра.

33 Нижний пульсирующий сосуд мужского органа.

34 Черный сосуд подколенной ямки.

35 Два сосуда стопы, похожих на мотки веревки.

36 Мера [длины] цяк (ширина фаланги пальца).

37 Мера [длины] цуп (длина первой фаланги указательного пальца).

38 Рисунок показывает, на каком уровне по­звоночного столба отходят от [черного сосуда жизни] восемь больших скрытых сосудов, соединяющих полые и плотные органы

39 [Сосуд] легких.

40 [Сосуд] печени.

41 [Сосуд] селезенки.

42 [Сосуд] почек.

43 [Сосуд] самсеу.

44 Показано, как из центра лепестковых сосудов дхармачакры сердца вперед, назад, вправо и влево отходят пять сосу­дов-токов "пяти врат" сознания.

45 Передний сосуд - ток сознания пяти органов чувств.

46 Правый сосуд - ток алая-виджняны.

47 Задний сосуд - ток омраченного созна­ния.

48 Центр - "прекрасное сознание".

49 Левый сосуд перцептивного сознания.


 

50 Из трактата "Голубой берилл", который разъясняет "Четыре Тантры" - украшение помы­слов Верховного целителя. Парные листы 9-10 иллюстрируют главу 4 "Тантры объяснений". Изображение трех [ветвей] формирующего сосуда, исходящего из центра [зародыша]. [Первая ветвь] идет вверх и формирует мозг, [вторая] идет посредине и формирует сосуд жизни, [третья] идет вниз и формирует половые органы; изображение [сосудов] "у[ма]", "кьян[ма]" и "рома", о которых говорится в тантрах, и пяти их чакр: головы, горла, сердца, пупка и половых органов, окруженных двадцатью четырьмя "лепестковыми сосудами" каждая, кроме того, от [сосудов] "рома" и "кьянма" отходят по десять сосудов, каждый из которых делится на двадцать мелких, а от [сосуда] "ума" отходят четыре сосуда, каждый из которых делится на двадцать пять мелких, таким образом [каждую чакру] окружает пятьсот мелких сосудов; изображение "сосуда прекрасного сознания" [и токов сознания] пяти органов чувств; сосуд жизни изображен черным, сосуд "ума" - белым за сосудом жизни; отдельно изображены восемь скрытых сосудов, соединяющих внутри [тела] полые и плотные органы. [Эти восемь сосудов], входящих в число двадцати четырех крупных сосудов, питающих плоть и кровь, пронумерованы синим; шестнадцать внешних сосудов, соединя­ющих конечности, пронумерованы черным; семьде­сят семь сосудов кровопускания пронумерованы красным, девяносто сосудов кровопускания, указан­ных на [центральных фигурах] видом спереди и сзади, пронумерованы красным; особо опасные для поражения места сосудов пронумерованы голубым; [сосуды] "рома" и "кьянма", [изображенные] слева и справа [от позвоночника], даны в собственных цветах - красным и белым; пульсирующие сосуды показаны на отдельном рисунке головы и шеи.

Примечания к листу 10

1 Считается, что болевые ощущения поднима­ются по этому сосуду в верхнюю часть спины