Система обследования мочи поведанная Ютхокпе Старшему великой дакини Лэкьи Ванмо.

За системой Джинамитры следует описание системы обследования мочи, о которой, как гласит предание, поведала Ютхокпе Старшему великая дакиня Лэкьи Ванмо (рис. 69).

Здесь поверхность мочи в круглом мелком сосуде делится наложением сетки на девять граф, названия которых в трактате "Голубой берилл" перечисляются в следу­ющем порядке.

Сначала перечисляются названия трех левых граф сверху вниз:

графа I - графа "Божество-хранитель" (рис. 75);

графа II - графа "Предки" (рис. 140);

графа III - графа демона "Владыка" (рис. 132).

Затем перечисляются названия трех правых граф, также сверху вниз:

графа IV-графа "Местное божество" (рис. 91);

графа V-графа "Родственники" (рис. 100);

графа VI - графа демоницы "Сенмо" (рис. 109).

Наконец перечисляются названия срединных граф:

графа VII - графа богини "Защитницы" (рис. 82);

графа VIII-графа самого пациента (рис. 148);

графа IX -графа демона "Свирепый" (рис. 119).

 

Считается, что взвесь и испарения мочи в той или иной графе могут образовывать подобия определенных для каждой графы различных фигур. Лама-лекарь, наблюдая конфигурации взвеси, образующей подобие фигур, цветовые пятна, появившиеся во взвеси или моче, характер испарения мочи, делает те или иные прогнозы. В первую оче­редь выявляются благоприятные или неблагоприятные приметы, предвещающие вы­здоровление или возможную кончину пациента.

 

ТАБЛИЦА 1

№ графы   БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИМЕТЫ   НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИМЕТЫ  
I II III IV   Очертания диадемы Очертания горы или замка Очертания слегка разрушенного замка Очертания семян горчицы или различного оружия   Очертания скалы Очертания топленого жира Очертания обезьяны Очертания чаши с чистой водой  
V VI   Очертания скалы и желтый цвет мочи Очертания женщины   Очертания черепков, осколков Очертания собаки и черной веревки  
VII VIII   Очертания тормы Очертания зеленого дерева   Очертания гноя Очертания несущего труп на кладбище  
IX   Очертания меча   Кровавые начертания (линии)
        и синевато-зеленый цвет  

 

Затем производится обследование на предмет выявления признаков, в основном связанных с цветом, которые указывают на расстройство того физиологического начала, которое легло в основу заболевания, что видно из нижеследующей таблицы.

 

ТАБЛИЦА 2

№ графы   ПРИЗНАКИ БОЛЕЗНИ "ПНЕВМЫ"   ПРИЗНАКИ БОЛЕЗНИ "ЖЕЛЧИ"   ПРИЗНАКИ БОЛЕЗНИ "ФЛЕГМЫ"  
I   Белый цвет   Желтый цвет   Клубящиеся испарения  
II   Черный цвет   Завихрения испарений   Клубящиеся испарения  
III   Красно-коричневый цвет   Волнение мочи   Желтый цвет  
IV   Черный цвет   Зеленый цвет   Кровавые начертания  
            (линии)  
V   Черный цвет   Зеленый цвет   Лучи света  
VI   Клубящиеся испарения   Черно-желтые начертания   Зеленый цвет  
        (линии)      
VII   Желтый цвет   Черно-желтый цвет   Черный цвет  
VIII   Волнение мочи   Прозрачная моча   Много пленки  
IX   Очертания меча и крова-   Желтый или красно-   Плотная пленка  
    вые начертания (линии)   коричневый цвет      

 

В заключение лекарь выявляет сверхъестественные существа - источники недуга и производит необходимые в том или ином случае ритуалы.

 

В вышеприведенной системе считается также, что если при выливании мочи ее проз­рачная часть и отстой вытекают одновременно - это является благоприятным признаком, говорящим об отсутствии заболевания почек; плохо, когда сначала вытекает проз­рачная часть мочи, а затем уже ее отстой.

 

Производя обследование мочи по описанным выше системам, лекарь может не обна­ружить в ней никаких изменений, то есть появления в моче различного рода конфигу­раций, напоминающих животных, предметы, растения и цветовые гаммы, или же эти "изменения" будут очень неясные. Чтобы вызвать или прояснить такие "изменения", следует добавить в мочу соответствующие растительные лекарственные средства.

Если моча холодная, то в нее добавляется порошок, состоящий из равного количества горя­чительных лекарственных средств:

мускатного ореха,

корицы,

княжика,

черного перца,

рододендрона.

Если моча горячая, то в нее добавляют порошок прохладительных средств:

камфоры,

белого сандала,

"башаки" (адатода вазика)

и "тикты" (сверция чира-та).

Затем моча в том и другом случае подогревается, после чего в ней должны появиться отчетливые "изменения" (рис. 160-174).

Если же и тогда в моче не будет наблюдаться никаких "изменений", то это означает, что в ней таятся какие-либо сверхъестественные существа. Для нейтрализации негатив­ного влияния этих существ на обследование мочи моча в сосуде "щит черепахи" наложе­нием сетки делится на девять граф, каждая из которых имеет свое наименование, свя­занное с пребыванием в ней того или иного духа. Названия граф приведены на схеме 1.

Лекарь, держа в руках ритуальные предметы, обходит вокруг "щита черепахи", начиная с его восточной стороны, и произносит заклинания в адрес каждого из существ графы, чем снимает их негативное воздействие.

 

Завершая раздел "Обследование мочи", автор трактата говорит: "Вообще-то болезни пяти плотных органов выясняются в основном путем нажатия на пульс тремя пальцами, а болезни шести полых органов - обследованием мочи пациента".

 

TPАКТАT «ГОЛУБОЙ БЕPИЛЛ» ТАНТРА IV

ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЛИСТУ 66

1 "Заключительная Тантра". Лист 66- иллюстрации к [главе 2] "Обобщение о моче", начиная с [изображения] обследования испарений [мочи по методу трактата] "Лунный царь", обследования мочи [по методу] Джинамитры и Ютхокпы1 и до [мочи], к которой не возникает изменений.


2 Обследование испарений по [методу из трактата "Лунный царь"].

3 Юг.

4 Запад.

5 Север.

6 Восток.

7 Урожай унесен водой2.

8 Разверзнется3 земля.

9 Мать [человека], на которого гадают (?)

10 Разверзнется могила.

11 Мать [человека], на которого гадают (?)

12 [Графа] носит имя "гора".

13 "Пневма".

14 "Желчь".

15 "Флегма".

16 Смятение всех трех [физиологических энергий].

17 Облик [человека], на которого гадают (?)

18 Разверзнутся небеса.

19 Смятение всех трех [физиологических энергий].

20 "Флегма".

21 "Желчь".

22 "Пневма".

23 [Графа] носит имя "скала".

24 Облик [человека], на которого гадают.

25 Земля, на которой стоит дом.

26 Земля, на которой стоит дом, даст трещину.

27 Испарение завихряющееся и прерывистое.

28 Вредит "великое божество".

29 [Испарение] подобно белым скалам -

30 вредит женский злой дух белых снегов и белых скал.

31 [Испарение] подобно восходящему солнцу -

32 вредит Чакравартин.

33 [Испарение] подобно вихрю - вредят [гибридные женские злые духи] "богиня-мара".

34 ["Взвесь"] подобна горке поджаренного зерна -

35 вредит злой дух, вселившийся в священный объект.

36 [Испарение] подобно тропинке,

37 подобно лодке.

38 подобно очагу-

39 вредит злой дух, алчущий богатства.

40 [Семена] белой горчицы,

41 жемчуг-

42 Ефедит "нага" или злой дух4, подстрекаемый бонским жрецом.

43 В центре темно-синее [пятно] -

44 вредит бонское божество-хранительница.

45 В центре белое [пятно] - вредит Белая богиня по наущению черных5бонцев.

46 [Испарение] подобно горе с черным подножием и белой вершиной -

47 вредит божество-хранитель.

48 [Испарение] подобно наконечнику копья или мечу -

49 вредит дух, которого почитали предки.

50 (Если в испарении видны:] собака, человек, конь, ребенок - вредят злые духи дамси и "чародей".

51 Собака.

52 Человек.

53 Конь.

54 Ребенок.

55 Дамси.

56 "Чародей".

57 [Если в испарении видны:] рыба,

58 змея,

59 лягушка,

60 головастик,

61 паук.

62 скорпион -

63 вредят "хозяин местности", нага, "опасный"6.

64 Исследование мочи по [методу] наставника Джннамитры.

65 Восток.

66 Юг.

67 Запад.

68 Север.

69 Исследование мочи, о котором рассказала [прославленному] Ютхок Ёндэн Гонпо дакиня Лэкьи Ванмо.

70 Юг.

71 Запад.

72 Север.

73 Восток.

74 Графа "Божество-хранитель".

75 Божество-хранитель.

76 Венец, диадема.

77 Скала.

78 Признаки [болезни] "пневмы".

79 [Моча] желтая, испускающая золотое сияние.

80 Обряд умилостивления.

81 От мочи идет свет и пар.

82 Графа [Богиня "Защитница"].

83 Богиня "Защитница".

84 Признаки [болезни] "пневмы".

85 Черное.

86 Желто-черное.

87 Торма.

88 Поклонение.

89 Обряд умилостивления.

90 Гной.

91 Графа "Местное божество".

92 Местное божество.

93 [Семена] горчицы.

94 Прозрачная моча.

95 Кровавые начертания.

96 Синее.

97 Признаки [болезни] "пневмы".

98 "Кхорсум"7.

99 Моление божеству.

100 Графа "Родственники".

101 Родственники.

102 Скала.

103 Подношение "де" (ритуал).

104 Рассеченное на куски.

105 Моча желтого цвета.

106 Признаки [болезни] "пневмы".

107 Синее.

108 Сильное свечение.

109 Графа "Сэнмо".

110 Сэнмо.

111 Женщина.

112 Собака.

113 Белая моча.

114 Веревка.

115 Признаки [болезни] "пневмы".

116 Черное.

117 Синее.

118 Совершение [обряда] заклинания.

119 Графа "Свирепый".

120 "Свирепый".

121 "Свирепая".

122 Оружие.

123 Кровавые начертания.

124 Зеленовато-синее.

125 Меч.

126 Кровавые начертания.

127 Красно-коричневое.

128 Желтое.

129 Густой.

130 Признаки [болезни] "пневмы".

131 Обряд усмирения [духов].

132 Графа "Владыка".

133 "Владыка".

134 [Слегка разрушенный] замок.

135 Ритуал "де".

136 Волнение [мочи].

137 [Моча] желтая, свечение белое.

138 Признаки [болезни] "пневмы".

139 Обезьяна.

140 Графа "Предки".

141 Предки.

142 Замок.

143 Гора.

144 Признаки [болезни] "пневмы".

145 Испарение клубится.

146 Вихрь.

147 Моление божеству.

148 Графа "Личное, собственное".

149 Лекарь.

150 Райское дерево.

151 Носильщик трупов.

152 Признаки [болезни] "пневмы".

153 Пленка [мочи].

154 Прозрачная моча.

155 "Лингцэ"8.

156 Белое учение (т. е. буддизм).

157 Обследование [мочи] Ютхокпинским [методом] выливания - разбитое яйцо9.

158 Обследование [мочи] Ютхокпинским [методом] выливания - прозрачная часть и осадок вытекают одновременно.

159 Обследование [мочи] Ютхокпинским [методом] выливания - прозрачная часть и осадок разделены (т. е. вытекают раздельно, сначала прозрачная часть, затем осадок).

160 Способ вызвать "изменения мочи"10 [при болезнях] холода, если в ней не возникает изменений.

161 Моча [при болезнях] холода, которая не претерпевает изменений.

162 В мочу холода кладут горячительного лекарства:

163 мускатный орех,

164 кардамон,

165 княжик,

166 черный перец,

167 рододендрон.

168 Способ вызвать изменения мочи [при болезнях] жара, если в ней не возникает изменений.

169 Моча [при болезнях] жара, которая не претерпевает изменений.

170 Камфора.

171 Сандал белый.

172 Растение "башака" (адатода вазика).

173 Растение "тикта" (сверция чирата).

174 В мочу жара кладут прохладительное лекарство.

175 Восток.

176 Гандхарва.

177 Божество огня.

178 Ямараджа - владыка мертвых.

179 Ракшас.

180 Нага-мара.

181 "Риши".

182 Якшас.

183 Бхута.

184 Вишну.

185 Лекарь произносит заклинание.


186 Из трактата "Голубой берилл", который разъясняет "Четыре Тантры" - украшение помыслов верховного целителя. Лист 66 -иллюстрации к главе 2 "Обобщение о моче " "Заключительной тантры", к дополнению [из трактата] Способ врачевания. - Лунный царь - начина" г обследования испарений [моча по методу] "очищенный путь" и до выявления нага по конфигурации испарении; исследование мочи [по методу] наставника Джинамитры; исследование мочи, о котором дакиня Лекъи Ванмо поведала Ютхок Енден Гонпо; рекомендации по моче, в которой не возникает изменений.

 

Примечания к листу 66

1 Полное имя прославленного основателя тибет­ской медицины — Ютхок Ендэн Генпо (VIII в ) в тибет­ских текстах часто употребляется в сокращенном виде, как Ютхокпа

2 На данной схеме не каждая графа имеет назва­ние Три графы справа, например, соответственно называются сверху вниз "поле", "собственное, лич­ное", "кладбище"

3 На листе ошибочно написано "sko" вместо "sgo" (прим ред )

4 На листе ошибочно написано '"dn" вместо '"dre" (прим ред)

5 Здесь слово "черный" либо относится к бойцам, либо оно лишнее, во всяком случае в тексте трактата оно отсутствует (см ГБ, кн IV, л 55а, пекинское изда­ние — Прим ред)

6 В тексте трактата указаны только "хозяин мест­ности" и "нага" (см ГБ, кн IV, л 55а, пекинское изда­ние — Прим ред)

7 "Кхорсум", доел "три окружения",- образное выражение, означающее "меч, секира, стрела"

8 В доступных нам тибетских словарях слово "лингцэ" означает "решетка, графа, таблица", тогда как изображенный здесь предмет не имеет ничего общего с ними

9 T е сначала вытекает прозрачная часть, а оса­док остается, подобно тому как у разбитого яйца сна­чала вытекает белок, а желток остается

10 Диагностика и гадание по моче основаны на наблюдении изменений, которые происходят в моче в процессе ее остывания В случае, когда эти изменения не происходят, их вызывают искусственным путем