ИДА И ПИНГАЛА

Две другие нади, ида и пингала, начинаясь, подобно сушумне, в муладхаре, также идут вверх к лобной чакре, но попеременно, змееобразно, меняя направление: они проходят слева направо и наоборот, обходя каждую чакру, а не пересекая ее, подобно сушумне.

В этом усматривается смысл кадуцея - жезла, обвитого одной или двумя змеями, символа врачевания и медицинской профессии, а также многочисленных мотивов на тему змей в магических украшениях. Неоспоримо, например, что торчащий кадуцей в сексуальной зоне на идолах и на козлах во время праздников был условным знаком знания о силе Кундалит.

Ида находится слева. Она тусклая и ассоциируется с луной, женским началом. Питала - справа. Она красная и ассоциируется с солнцем, мужским началом.

В индийском учении этим трем нади даются названия трех главных священных рек Индии: ида - Ганг, питала - Иамина, а сушумна -Сарасвати. Муладхара, или нижняя чакра, - место встречи трех рек.

Две нади изогнуты в форме дуги, начинающей у пятой чакры и оканчивающейся в месте их соединения в аджна чакре, или Лобной чакре. Там они в последний раз встречаются с чакрой сушумны и пересекают ее, образуя "тройной узел". От этой точки две нади снова расходятся, и одна, отходящая слева, проходит в левую ноздрю, а другая, отходящая справа, - в правую ноздрю.

Две айн являются средоточием положительной и отрицательной деятельности, разрушительной и созидательной, в соответствии с великими космическими законами.

Восточные адепты считают, что эти нади являются по существу своему тонко артериальными и абсолютно невидимыми для глаз нашего физического тела. Существует большое количество других, менее важных нади, которые, однако, не представляют интереса.