рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности зрительного восприятия

Особенности зрительного восприятия - раздел Медицина, Оглавление   Введение....................................

Оглавление

 

Введение............................................................................................................................ 2

1. Обзор литературы................................................................................................ 8

1.1. Зрительная система. Основные понятия............................................................................................................ 8

1.1.1. Глаз............................................................................................................................................................................ 8

1.1.2. Вспомогательные органы глаза......................................................................................................................... 9

1.1.3. Проводящие пути зрительного анализатора................................................................................................. 9

1.2. Роль движения глаз в процессе зрительного восприятия.......................................................................... 11

1.2.1. Зрение и движение глаз...................................................................................................................................... 11

1.2.2.Медленные и быстрые движения глаза.......................................................................................................... 12

1.2.3. Аккомодация и конвергенция........................................................................................................................... 13

1.2.4.Концепция автоматии саккад............................................................................................................................ 14

1.2.5.Автоматия саккад и зрительное восприятие................................................................................................. 15

1.2.6. Влияние видимых объектов на автоматию саккад.................................................................................... 17

1.2.7.Влияние гомогенных и агрессивных полей на бинокулярное зрение.................................................... 19

1.3.Видимая среда как экологический фактор..................................................................................................... 20

1.3.1.Гомогенная видимая среда................................................................................................................................ 22

1.3.2. Агрессивная видимая среда.............................................................................................................................. 24

1.3.3. Комфортная визуальная среда........................................................................................................................ 26

1.4. Формирование комфортной визуальной среды в городе.......................................................................... 27

1.4.1. Природоподобие архитектурных форм – способ формирования комфортной среды города...... 28

1.4.2 Колористика города............................................................................................................................................ 29

2.Экспериментальная часть............................................................................. 33

2.1.Цели и задачи............................................................................................................................................................... 33

2.2. Материалы и методы исследования................................................................................................................... 34

2.3. Эксперимент № 1....................................................................................................................................................... 36

2.4.Эксперимент № 2........................................................................................................................................................ 38

2.5. Эксперимент № 3....................................................................................................................................................... 41

2.6.Эксперимент № 4........................................................................................................................................................ 45

2.7. Эксперимент № 5....................................................................................................................................................... 48

3. Выводы......................................................................................................................... 51

4. Заключение..................................................................................................................................................................... 53

Список используемой литературы:............................................................ 55

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................................... 58

 

 

Введение

 

Среда обитания, окружающая современного человека, включает в себя природную среду, искусственно преобразованную человеком "вторую природу", искусственную среду, созданную человеком (третью природу), социальную среду. Искусственная среда созданная человеком включает в себя среду вещей, в которой живет человек, в том числе и архитектурную среду.

Каждый день, живя в городе, прогуливаясь, работая, обучаясь человек удовлетворяет широчайший круг потребностей. В системе потребностей человека (биологических, психологических, этнических, социальных, трудовых, экономических) можно выделить потребности связанные с экологией восприятия среды обитания. Среди них - комфорт природной среды, экологически комфортное жилище, этническая природная архитектурная среда, запечатленная с детства, обеспеченность источниками информации (произведениями искусства, привлекательными ландшафтами) и другие.

Естественные или биологические потребности – это группа потребностей, обеспечивающая возможность физического существования человека в условиях комфортной среды, - это потребность в пространстве, хорошем воздухе, воде и т.д., наличие подходящей, привычной для человека среды. Экологизация биологических потребностей связана с необходимостью создания экологичной, чистой городской среды и поддержание хорошего состояния естественной и искусственной (второй ) природы в городе. Но в современных больших городах вряд ли можно говорить о наличии достаточного объема и качества нужной каждому человеку среды. Он не обеспечивает не только визуального простора (взгляд упирается в фасады близко расположенных высоких зданий), но и обычной природной среды , которая вытеснена зданиями и асфальтом.

Этнические и психологические потребности – это осознание этнической самостоятельности, наличие пейзажа "родной природы", наличие этнической памяти "второй" и "третьей" природы – архитектуры, культурных ландшафтов, парков, садов и строительство зданий и сооружений с национальной архитектурой, запечатленной в сознании. Экологичность этнических потребностей – это повышение качества жизни отдельных этносов городе и в то же время – улучшение образа города, его красоты и гармонии как сочетания разнообразных деталей. Чем больше в городе разнообразных особенностей этнических сред и архитектур – тем больше "очаровательного разнообразия".

Человек сформировался в условиях природных воздействий на органы чувств (сенсорных воздействий). Для его среды обитания было характерно зрительное воздействие красивых природных пейзажей (лесов, холмов, трав, облаков, морей и рек, различных оригинально окрашенных животных и др.

Человек живет в мире цвета, в мире звука, в мире запахов, электромагнитных колебаний. Мир цвета биологически активен: по биологической активности цвета располагаются в том же порядке, что и в спектре. Наиболее сильна активность в красной части (возбуждает), наименее в голубой (успокаивает).

Издавна человек стремился окружать себя красивыми предметами, располагать свое жилище в красивых местах и при возможности всячески украшал его. На уровне инстинкта люди чувствовали положительное влияние этих воздействий - недаром сейчас суррогаты природных воздействий (фотографии пейзажей) используются в лечебно-оздоровительных кабинетах.

Постепенно складывались какие-то стандарты положительных сенсорных воздействий: выразительные здания и культовые сооружения, одежда со множеством украшений, украшенные орудия труда и битвы, домашняя утварь и т.д.

По мере роста промышленного производства выпускалось все больше разнообразных изделий и товаров, и вместе с тем резко возрастали загрязнения среды. Окружающая человека городская среда не соответствовала нужным человеку исторически сложившимся сенсорным воздействиям: города без каких-либо признаков красоты, трущобы, грязь, стандартные серые дома, загрязненный воздух, резкий шум и т. д.

Урбанизация, индустриализация городов вызвали определенную "производственную эйфорию", новую "эстетику дымовых труб", небоскребов, огней от сварки, огромное количество больших плоских поверхностей, преобладание прямых линий и прямых углов, статичность большей части объектов, господство серого цвета и т.д. Многое из этой новой "эстетики индустриального общества" уже отвергнуто, новые художники уже не рисуют заводские пейзажи с дымом из труб и огнями сварки и т.д.

Но все же, можно уверенно констатировать, что в результате индустриализации и стихийной урбанизации окружающая человека сенсорная среда постепенно стала "агрессивной" для органов чувств, эволюционно приспособленных за многие миллионы лет к естественной природной среде. По существу, человек сравнительно недавно оказался в городской среде. Естественно, за это время основные механизмы зрительного восприятия не смогли приспособиться к измененной визуальной среде. Это не прошло бесследно: известно, что люди, живущие в стандартных серых кварталах шумных и загрязненных городов более склонны к агрессивным действиям – хулиганству, преступлениям.

Интерес к изучению влияния сенсорных воздействий на человека возрос в последние десятилетия в связи с ростом интереса к экологии человека. В разных странах стали изучать влияние внешних воздействий на соответствующие органы чувств (зрение, обоняние, слух) и выявлять благоприятные воздействия. На первом месте по степени влияния на состояние человека, вероятно, находится видимая им окружающая среда.

Житель современного города больше всего видит плоские поверхности – фасады зданий, площади, улицы и прямые углы – пересечения этих плоскостей. В природе же плоскости, соединенные прямыми углами, встречаются очень редко.

В окраске городских зданий и сооружений преобладает монотонный серый цвет бетона и асфальта, в природе же – более благоприятный для глаз зеленый цвет и другие разные цвета (особенно в регионах с теплым климатом). В городе много монотонно повторяющихся однотипных деталей на фасадах зданий, что связанно главным образом с индустриальным изготовлением типовых изделий – окон, панелей, балконов и др. Особенностью же природных образований является колоссальное разнообразие деталей, например, нет абсолютно одинаковых листьев, кустов и др.

Область знаний, рассматривающая взаимодействие человека с видимой средой и изучающая аспекты визуального восприятия окружающей среды Филин В.А. назвал видеоэкологией. Это приоритетное научное направление, входящее в сферу интересов экологов, психологов, физиологов, врачей, архитекторов, художников. Он впервые провел исследования в этой области и получил интересные данные, которые позволили на научной основе объяснить ранее наблюдавшиеся явления негативного восприятия зданий из монотонных плоских однотипных поверхностей и позитивного восприятия зданий с многочисленными и отличающимися друг от друга деталями и украшениями.

Вопросы положительного и отрицательного восприятия визуальных полей человеком в городе в целом не столь однозначны. Большую роль в позитивности или, напротив, негативности визуального восприятия зданий и сооружений играют также индивидуальные особенности людей, их воспитания. Так, например, известно, что многим архитекторам (и, конечно, обычным людям, далеким от архитектуры) нравятся небоскребы Нью-Йорка и другие высокие здания, огромные площади, очень широкие проспекты с потоками автомобилей, и прочее. Может быть, это – следствие неэкологичности предшествующего воспитания, отсутствия небольших экологических знаний. Но возможно, это – одно из проявлений разнообразия.

"Агрессивность" для человека современных антропогенных воздействий вызвана их принципиальным отличием от природных воздействий, которые действовали сотни тысяч лет в период становления человека. Как отмечал профессор Реймерс Н.Ф., человек исторически более приспособлен к жизни в сельской местности, поэтому городская среда вызывает в нем стресс.

Возможно механизм "агрессивности" современной городской среды таков: в мозгу человека под воздействием многовековой естественной среды и условий жизни сложился личный опыт (личная среда), который определяет его структуру поведения и биопсихологическое состояние. Создался "имидж" окружающей среды, ее компонентов, места расселения, дома, улицы, соответствующий этому предыдущему опыту (подобные рассуждения есть у Р.Мейера). Новые необычные сенсорные воздействия не соответствуют предыдущему опыту и создают напряженность в психофизиологическом состоянии. Теперь современная "агрессивная" окружающая среда требует создания нового личного опыта, новой структуры поведения нового "имиджа" города. Но предыдущий опыт складывался в течение длительного исторического развития и не может быть быстро заменен другим. Нужно очень длительное время для такой замены (если организм человека выдержит такие воздействия).

До сих пор не разработаны нормативные документы по формированию визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в архитектуре города. Сам человек со всем комплексом потребностей остался прежним, и прежними остались фундаментальные механизмы зрения, тогда как зрительная среда в местах его обитания меняется к худшему. Это является одной из основных последних проблем видеоэкологии.

Проблем в области видеоэкологии накопилось ничуть не меньше, чем в других областях экологии, и многие из них требуют срочного решения. Однако если состояние воды, воздуха и количества радиации изучают целые институты, то проблемой видеоэкологии занимаются пока единицы. И поэтому о ней не знают не только горожане, но и специалисты-архитекторы, дизайнеры, художники, модельеры, врачи.


1. Обзор литературы.

 

1.1. Зрительная система. Основные понятия.

Орган зрения имеет огромное значение в процессе восприятия окружающего мира. Зрительная система дает мозгу более 90 % сенсорной информации. В эволюционном плане орган зрения прошел путь от простейших световоспринимающих клеток до сложнейшего органа, способного двигаться, проводить и изменять световой поток, направлять его на специальные светочувствительные клетки, воспринимать черно-белое и цветное изображение, видеть предмет в объеме на различном расстоянии. Достигнув совершенства, орган зрения у человека улавливает картины внешнего мира, трансформирует световое раздражение в нервный импульс. Зрение – многозвеньевой процесс, начинающийся с проекции изображения на сетчатку уникального периферического оптического прибора – глаза. Затем происходят возбуждение фоторецепторов, передача и преобразование зрительной информации в нейронных слоях зрительной системы, а заканчивается зрительное восприятие принятием высшими корковыми отделами этой системы решения о зрительном образе. Орган зрения располагается в глазнице, стенки которой выполняют защитную роль, и состоит из глаза и вспомогательных органов.

1.1.1. Глаз.

 

Глаз состоит из глазного яблока и зрительного нерва. Глазное яблоко располагается в специальном углублении черепа – глазнице. Оно имеет шарообразную форму, что облегчает его повороты для наведения на рассматриваемый объект. Глазное яблоко состоит из оболочек: белочной (фиброзной), сосудистой, сетчатой (сетчатки), и ядра глаза (водянистая влага, передней и задней камеры, хрусталик, стекловидное тело).

 

 

1.1.2. Вспомогательные органы глаза.

 

К вспомогательным органам глаза относятся мышцы глазного яблока, фасции глазницы, веки, брови, слезный аппарат. К глазному яблоку прикрепляются шесть поперечно-полосатых мышц: четыре прямые - верхняя, нижняя, латеральная и медиальная, и две косые - верхняя и нижняя.

1.1.3. Проводящие пути зрительного анализатора

На пути к светочувствительной оболочке глаза (сетчатке) лучи света проходят через несколько светопроводящих и светопреломляющих прозрачных сред –… Попавший на сетчатку свет проникает в ее глубокие слои и вызывает там сложные… Зрительный нерв выходит из полости глазницы через канал зрительного нерва в полость черепа и на нижней поверхности…

1.2. Роль движения глаз в процессе зрительного восприятия.

 

1.2.1. Зрение и движение глаз

При рассматривании любых предметов глаза двигаются. Движение глаз очень важно для успешной работы системы распознавания зрительных образов.… Активности глаза способствуют его шарообразная форма и минимальное трение:… Основной вид движений глаза связан с «помещением» объекта в область ясного видения. Необходимость в этом объясняется,…

1.2.2.Медленные и быстрые движения глаза

Перемещения глаза, в основном, достигаются двумя видами движений: медленными и быстрыми. Быстрые движения глаз на записи имеют вид вертикальных… Медленные движения глаз реализуются при слежении за движущимися объектами –… Саккады.Наши глаза плавно сканируют окружающее пространство непрерывными движениями. В действительности, этот процесс…

1.2.3. Аккомодация и конвергенция.

Одними из наиболее важных движений глаз являются сведение (конвергенция) и разведение (дивергенция) зрительных осей. Конвергенция требуется при переводе взгляда с далекого объекта на близкий, а… Аккомодация — это способность глаза перестраиваться в зависимости от расстояния до фиксируемого предмета так, чтобы на…

1.2.4.Концепция автоматии саккад

Изучению механизма возникновения саккадических движений глаз посвящено много работ. [1, 2, 3 и т.д.]Задавшись целью рассмотрения саккадической… На основании полученных данных в 1987 г. (Филин В.А.) была сформулирована… Микросаккады, возникающие при фиксации реальной и мнимой точки, рассматриваются как частный случай автоматии…

1.2.5.Автоматия саккад и зрительное восприятие.

Автоматия саккад играет очень важную роль в процессах зрительного восприятия и выполняет следующие функции: - резко увеличивает область охвата видимой картины. Люди, лишившиеся… - является одним из механизмов компенсации дефектов в сенсорном аппарате глаз, имеющих значительные размеры;

1.2.6. Влияние видимых объектов на автоматию саккад

Визуальную среду человека формируют предметы разной величины, разной четкости, разного цвета, часть из которых он видит хорошо, а часть плохо.… Исследования показали, что на автоматию саккад оказывает большое влияние… Зрительная система в первый момент оценивает ситуацию, и саккадический центр переходит на новый режим работы. Такая…

1.2.7.Влияние гомогенных и агрессивных полей на бинокулярное зрение.

Пути, идущие от каждого глаза рано или поздно должны сойтись вместе, т.к. мы, глядя на что-либо, видим одну целостную картинку. Тем не менее,… Изображение на сетчатках двумерно, а мы видим мир трехмерным. Для человека и… В гомогенной видимой среде не может полноценно функционировать бинокулярный аппарат, так как импульсом к слиянию двух…

1.3.Видимая среда как экологический фактор.

Под видимой средой следует понимать окружающую среду, которую человек воспринимает через орган зрения во всем ее многообразии – это лес, горы,… Говоря о видимой среде как об экологическом факторе, следует обратить внимание… Наступила такая пора, когда мы должны осознанно вмешаться в содержание окружающей нас визуальной среды, которая…

1.3.1.Гомогенная видимая среда

Гомогенной видимой средой - называется такая среда, в которой совсем отсутствуют видимые элементы, или число их резко снижено. Причины возникновения… Крупнопанельное домостроение в России составляет около 60 % объема… В градостроительной практике есть примеры настенной живописи, с помощью которой удается избавиться от гомогенных…

1.3.2. Агрессивная видимая среда

Видимая среда, в которой рассредоточено большое количество одинаковых элементов называется агрессивной средой. Многоэтажные здания, где на огромной стене рассредоточено большое число окон.… Негативную реакцию вызывают и здания с накладными вертикальными рустами, большое число которых создает агрессивное…

1.3.3. Комфортная визуальная среда

Среду с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве называют комфортной визуальной средой. Наличие кривых линий разной толщины и… В комфортной среде в таком же истинном режиме работают и фоторецепторы… Таким образом комфортная визуальная среда создает благоприятные условия для проявления физиологических механизмов…

1.4. Формирование комфортной визуальной среды в городе.

Красивый город, хорошо воспринимаемый жителями и положительно влияющий на них – это гармоничный город, находящийся в гармонии с природой и… Красота – это гармония достигнутая сочетанием разнообразных деталей.… Финский архитектор-экологист Р.Пиетиля воспринимал архитектуру как продолжение естественного ландшафта и таким образом…

1.4.2 Колористика города.

Цвет является одним из мощных факторов, формирующих комфортную визуальную среду. За счет использования широкой цветовой гаммы можно обогатить… В последнее время в колористике усилился социально-психологический аспект… В ряду региональных факторов можно выделить две основные их группы – природные и социально-культурные. Для колористики…

2.1.Цели и задачи.

Целью дипломной работы является изучение особенностей зрительного восприятия урбанизированных пространств и национальных архитектурных ансамблей. … В данной дипломной работе поставлены следующие задачи: 1. Определение коэффициента агрессивности при предъявлении стандартных тестов и сопоставление данного коэффицента с…

2.2. Материалы и методы исследования.

Для изучения особенностей зрительного восприятия урбанизированных пространств была использована методика определения воздействия агрессивных,… Для повышения точности оценок предлагаемых тестов необходимо было подобрать… Люшер М. предложил разложить перед испытуемым восемь цветных карточек на одинаковом расстоянии друг от друга.…

2.3. Эксперимент № 1.

 

В данной работе мы определяли зрительное восприятие каждого отдельно взятого человека с целью подбора испытуемых для оценки тестов, используемых в дальнейших экспериментах данной дипломной работы, а также дла того, чтобы стандартные карты-тесты послужили ориентиром для оценки более сложных архитектурных форм. Для проведения эксперимента была использована методика выявления степени агрессивности визуальной среды, разработанная Филиным В.А.

В эксперименте приняли участие 60 человек в возрасте 19-22 лет, не имеющие, в большинстве, случаев нарушения со стороны органов зрения и отличающиеся по профессиональному признаку, по темпераменту, а также по месту проживания.

Испытуемым одновременно предъявляли несколько тестов, по которым предлагалось поставить оценки привлекательности по пятибальной шкале стандартным тестам, которые уже оценивались (Филин В.А.) и имеют средние значения коэффициента агрессивности. Данное тестирование позволит нам выявить, каким образом человек воспринимает видимую среду в зависимости от его идивидуальных особенностей.

В качестве теста была разработана анкета (см. приложение), позволяющая оценить степень агрессивности стандартного теста. Критерием для оценки служили психофизиологические ощущения испытуемых на предлагаемые им тесты

 

Коэффициент агрессивности расчитывался по формуле:

 

Кагр= ( 1/Р) *100, где Р – среднее число баллов.

В результате эксперимента было выявлено, что 7% испытуемых (4 человека) поставили одному из предъявляемых тестов не соответствующую для него оценку, хотя расхождений в других тестах не было или они были не существенными.

93% испытуемых (56 человек) поставили предложенным тестам оценки с несущественным расхождением значений.

Результаты сравнения полученных нами данных с уже существующими представлены в таблице 1.

В целях получения достоверных результатов в последующих экспериментах, по данным тестирования испытуемые были поделены на две группы: первая группа – испытуемые поставившие стандартным тестам наиболее близкое значение к уже существующим значениям (56 человек ); вторая группа - испытуемые у которых были некоторые расхождения с уже существующими данными (4 человека).

Как и в работе Филина В.А. наиболее агрессивным был назван тест «прожектор » ( Кагр=81,3% - у первой группы, Кагр=54,0% - у второй группы, при стандартном значении Кагр=83%), а наименее агрессивным - тест «гомогенное белое поле » ( Кагр =30,3% - у первой группы, Кагр =29,63% - у второй группы, при стандартном значении Кагр =31%)

Таким образом, для проведения дальнейших тестирований в данной дипломной работе мы подобрали примерную группу с приближенными к стандарту значениями зрительного восприятия. Но это не означает, что со второй группой людей мы не будем проводить тестирования. А также данный эксперимент послужил ориентиром для оценки наиболее сложных архитектурных форм.


2.4.Эксперимент № 2

Для повышения точности подбора испытуемых необходимо учитывать психофизиологический базис личности. С этой целью проведен дополнительный эксперимент для выявления психофизиологического состояния каждого испытуемого. В данном эксперименте использовалась методика «восьмицветового теста Люшера».

Люшер М. предположил, что предпочтения одних цветов другим определенным образом связаны с психофизиологическими личностными характеристиками испытуемого. Это и было заложено в основу тестирования.

В выбранной методике тест Люшера определяет отношение испытуемого к четырем основным и четырем дополнительным цветам. К основным цветам относятся: №1 – синий; № 2 – зеленый ; № 3 – красный; № 4 – желтый. К дополнительным цветам относятся: № 5 – фиолетовый; № 6 – коричневый; № 7 – черный; № 0 – серый.

Каждый цвет имеет свои символические значения. Основные цвета сиволизируют психологические потребности (удовлетворенность, привязанность, потребность в самоутверждении и т. д.). Дополнительные цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение.

В качестве нормы цветовых предпочтений Люшером была принята следующая последовательность цветов: №3, №4, №2, №5, №1, №6, №0, №7. Эта последовательность является эталоном психофизиологического благополучия.

В данном эксперименте приняли участие те же 60 человек, что и в предыдущем. Им предлагалось разложить 8 цветов в порядке предпочтения, при этом оценивать цвет как таковой, не связывая его с какими-либо вещами ( как указывалось в методике выше).

В результате эксперимента было выявлено, что 5% (~3 человек) испытуемых поставили на первые четыре позиции дополнительные цвета, 7% (~4 человека) испытуемых - на первые три позиции, и еще 5% (~3 человека ) на третье и четвертое место поставили также дополнительные цвета. Итого у 17% испытуемых не совпадала последовательность расположения цветов. Это служит указанием на наличие какого-либо психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия человека. Кроме того, 7% испытуемых, у которых в предыдущем эксперименте были расхождения значений при оценке стандартных тестов гомогенных и агрессивных полей, в данном эксперименте опять показали результат не совпадающий и со стандартной последовательностью Люшера ( т.е. они составляют 7% из 17 %).

83% испытуемых на первые четыре позиции поставили основные цвета, это говорит о том, что у данных испытуемых нет отклонений психофизиологических состояний от нормы. Эти испытуемые помогут нам более точно определить степень влияния современных агрессивных, гомогенных, и комфортных визуальных полей на психофизиологический комфорт человека.

Результаты предпочтений цветов рассмотрены в таблице № 2 по группам испытуемых (первая – с нормальными психофизиологическими характеристиками; вторая – с наличием психологического конфликта или физиологических отклонений от нормы.

Данный метод считается дополнительным для определения психофизиологического состояния человека и поэтому его советуют использовать в серии методик для повышения надежности полученных результатов. В нашем случае он дополняет предыдущий эксперимент.

Результаты эксперимента помогли нам определить группу наиболее психологически и физиологически благополучных людей, и группу с наличием какого-либо психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия человека. Первую группу испытуемых мы возьмем как за основную группу с которой будут проводиться дальнейшие эксперименты, а вторую как дополнительную.


 

2.5. Эксперимент № 3

 

В данной работе представлены результаты изучения влияния архитектурных форм зданий урбанизированного пространства на психофизиологический комфорт человека. А также формирование комфортной визуальной среды города с помощью цвета. Для оценки урбанизированного пространства была использована методика анализа визуальной среды по выявлению степени агрессивности зданий, разработанная Филиным В.А.

Задачи эксперимента заключаются в том, чтобы определить коэффициенты агрессивности современных архитектурных зданий и на основе этого выявить влияние архитектурных форм зданий урбанизированного пространства на психофизиологический комфорт человека. В числе других была поставлена задача определения изменений коэффициента агрессивности при окрашивании данных зданий, а также выявление влияния цвета как психофизиологической характеристики на формирование комфортной городской среды.

В эксперименте приняли участие 50 человек в возрасте 19-25 лет, не имеющие, в большинстве, случаев нарушения со стороны органов зрения и отличающиеся по профессиональному признаку, по темпераменту, а также по месту проживания. В качестве теста была разработана специальная анкета (см. приложение), позволяющая оценить степень агрессивности визуальной среды, критерием которой служили психофизиологические ощущения испытуемых на предлагаемые им фотогафии (тесты) (см. приложение ), а также оценить влияние цвета как психофизиологической средообразующей характеристики. В результате, были выявлены степени агрессивности данных архитектурных зданий, и изменения этой характеристики с помощью цвета.

На основе психофизиологического тестирования была проведена оценка комфортности зрительного восприятия отдельных зданий современной архитектуры (9 тестов) по черно-белым снимкам по пятибальной шкале (1 –очень плохо, 5 –очень хорошо ). Затем испытуемым предлагалось оценить эти же здания но по цветным снимкам по тому же принципу. Кроме того, необходимо было ответить на вопросы: нравится ли данное архитектурное здание? Опишите что вы чувствуете глядя на него?

После этого расчитывался коэффициент агрессивности каждого теста по формуле:

 

Кагр= ( 1/Р) *100, где Р – среднее число баллов.

 

Результаты эксперимента представлены в таблице № 3 и на графике № 3.

В результате проведенной работы выяснилось, что при оценке черно-белых снимков наиболее благоприятным воздействием обладал тест №1 «Шахматный дворец » (Кагр=21%). При его описании наиболее встречаемым ответом являлся: - Купол очень украшает здание. Данное здание является примером сочетания современной архитектуры с национальными архитектурными элементами, что и привлекает к себе внимание.

Наибольшей привлекательностью обладали тесты № 5 «Жилой комплекс Газпром» (Кагр =22% ) и № 3 «Сберегательный банк России » (Кагр=22%). Для теста №5 наиболее часто повторяющимися ответами на вопрос «Что вам понравилось в данном архитектурном здании? » являлись: - арки, расположение окон на округлых выступах,округленные углы здания. Все эти элементы округлости смягчают агрессивность окон, и привлекают к себе внимание. Для теста № 3 наиболее повторяющимся ответом являлся: «расположение стен здания под разными углами».

Среднюю оценку привлекательности получили здания «Олимпийская деревня » (Кагр=28%), «Академия Народного Хозяйства» (Кагр=40%), «здание на проспекте Вернадского» (Кагр=42%).

Наиболее агрессивными из предложенных тестов являются «Российский Университет Дружбы Народов» (Кагр=62%), «Российская Академия Наук» (Кагр=75%), «Дом правительства республики Калмыкия» (Кагр=83%). Данные здания представляют собой типичный пример агрессивной визуальной среды. Наличие одинаковых окон , прямых углов, т.е. большое число повторяющихся элементов и серый цвет полностью соответствуют понятию агрессивная среда.

Проанализировав цветные снимки этих же зданий мы получили следующие данные:

Наибольшей привлекательностью обладает тест № 6 «Олимпийская деревня » (Кагр=21,09%), а также тест № 5«Жилой комплекс Газпром» (Кагр=21,27%)

Наиболее распространенными характеристиками описания привлекательности теста № 6 «Олимпийская деревня » являлись: цвет придает зданию свежесть , раскраска оживляет здание, очень красиво, ярко, оригинально. Данный комплекс хотелось бы особенно выделить, т.к. при оценке черно-белого теста значение Кагр=28%, а при оценке цветного теста оно улучшилось до Кагр =21%. Значение коэффициента агрессивности у теста №5 «Жилой комплекс Газпром» изменилось также в лучшую сторону. Данные изменения значений коэффициента агрессивности являются доказательством влияния цвета как психофизиологической характеристики на формирование комфортной городской среды.

У тестов № 1 «Шахматный дворец» и № 2 «Академия Народного Хозяйства» значения коэффициентов агрессивности ухудшились и стали равны 23% и 46% соответственно. В данном случае подбор цвета был произведен неудачно, т.к. синий цвет придает огромным гомогенным плоскостям холодность, безжизненность.

Тесты № 7 «Дом правительства республики Калмыкия», № 8 «Российская Академия Наук», обладающие наибольшей агрессивностью в черно-белом варианте стали еще агрессивней в цветном, хотя они окрашены в белый цвет, который символизирует чистоту, свежесть. В данном случае, белый цвет подчеркивает одинаковые окна, выделяя их еще сильнее,что придает зданию больше агрессивности.

На основе данных психофизиологического влияния архитектурных форм можно сказать, что данные эксперимента наглядно показывают влияние современных силуэтов архитектурных зданий на психофизиологический комфорт человека и подтверждают негативное влияние агрессивных и гомогенных визуальных полей.

Результаты оценки черно-белых и цветных зданий показали,что цвет является мощным психофизиологическим фактором формирования визуальной среды. Формирование комфортности с помощью цвета определяется правильным рациональным подбором цветовой гаммы для каждого отдельного здания и комплекса зданий в целом.


 

2.6.Эксперимент № 4

 

В данной работе представлены результаты изучения влияния национальных архитектурных силуэтов зданий на психофизиологический комфорт человека. А также формирование комфортной визуальной среды города с помощью цвета. Для оценки форм национальных архитектурных ансамблей была использована методика анализа визуальной среды по выявлению степени агрессивности зданий, разработанная Филиным В.А.

Задачи эксперимента заключаются в том, чтобы оценить влияние формы национальных архитектурных ансамблей на психофизиологический комфорт человека, а также оценить изменение их влияния при окрашивании.

В эксперименте приняли участие 50 человек в возрасте 19-25 лет, не имеющие, в большинстве, случаев нарушения со стороны органов зрения и отличающиеся по профессиональному признаку, по темпераменту, а также по месту проживания. В качестве теста была разработана специальная анкета (см. приложение), позволяющая оценить степень агрессивности визуальной среды, критерием которой служили психофизиологические ощущения испытуемых на предлагаемые им фотогафии-тесты (см. приложение ), а также оценить влияние цвета как психофизиологической средообразующей характеристики.

Испытуемым предлагалось ответить на вопросы составленной анкеты, по 8 черно-белым снимкам и поставить каждому из них оценку по пятибальной шкале, после чего предлагалось оценить эти же здания но по цветным снимкам по тому же принципу. Кроме того, необходимо было ответить на вопросы: нравится ли данное архитектурное здание? Опишите что вы чувствуете глядя на него?

После этого расчитывался коэффициент агрессивности каждого теста по формуле:

 

Кагр= ( 1/Р) *100, где Р – среднее число баллов.

В результате, были выявлены степени агрессивности данных национальных ансамблей, и изменения этой характеристики с помощью цвета.

Результаты эксперимента представлены в таблице № 4 и на графике № 4.

Как мы видим из таблицы и графика все черно-белые тесты, за исключением одного «Мемориальная синагога», имеют очень малую степень агрессивности, т.е. обладают наибольшей привлекательностью их коэффициенты агрессивности колеблются от 21% до 23%. Наиболее часто повторяющимися характеристиками были: очень красивые храмы, богатая архитектура и т.д. в данных зданиях визуально привлекательными являются башенки, шпили колонны, купола, арки, резные узоры, которые позволяют глазу фиксировать изображение, обеспечивая тем самым психофизиологический и информационный комфорт организма.

Наибольшей степенью агрессивности, отличающейся от всех других, обладал тест № 4 «Мемориальная синагога» (Кагр =34%). Наиболее встречающимися ответами являются: здание безлико, однородно и т.д. Это здание является представителем современной архитектуры, на нем расположены голые плоские поверхности, что и не понравилось респонденам.

Данный эксперимент показывает, что храмы создавались по принципу формирования комфортной среды, очертания башен, шпилей практически заимствованы из природы, поскольку такое же завершение имеют деревья, кустарники, раснения, горы,составляющие основную массу зрительных элементов в окружающей среде. Даже наши предки знали, что для глаз хорошо. В современных силуэтах зданий прослеживается упрощение и стремление градостроителей к прямым линиям и большим голым плоскостям. В такой среде глазу после саккады не на чем остановиться, увеличеие амплитуды не спасает дело, а саккады тем не менее идут чередой,оставаясь не реализованными.

В городской среде церковные храмы, костелы, мечети являются своеобразными доминантами, которые создают легко узнаваемую панораму каждого города. Начало зрительного восприятия идет с восприятия силуэта, с фиксации «блестящих глав, возносящихся к небесам» здесь возникают сначала большие саккады при переносе взгдяда с одной верхней точки на другую, а затем – микросаккады в момент фиксации. Вместе с рельефом, ландшафтом, другими архитектурными объектами храмы являются основными опорными точками зрительного восприятия городской среды.

При оценке цветных тестов храмов значения коэффициента агрессивности улучшились, т.е. комфортность храмов возросла. Это еще раз доказывает,что в прошлом архитекторы могли умело обогатить визуальную среду, тщательно проанализировав всю палитру, структуру и динаку цветовых компонентов природного окружения, национальные особенности архитектуры и природные условия.


 

2.7. Эксперимент № 5.

 

Стабилограф – специальный прибор,предназначенный для изучения устойчивости стояния. Он сконструирован на основе принципов электрического измерения механических величин.

Стабилография основана на графической регистрации колебаний общего центра тяжести тела человека, находящегося на специальной стабилографической платформе в вертикальном положении.

Методика проведения стабилографического исследования, использованная в данной работе, заключалась в следующем. Для того, чтобы результаты исследования испытуемых были сравнимы, мы стремились к унификации условий проведения исследования. Стабилографическое исследование проводилось обычно во второй половине дня через 3-4 часа после приема пищи. Перед началом проведения обследования пациенту объясняли порядок проведения исследования и предлагали встать на платформу. Обращалось внимание на положение стоп испытуемого, они не должны выступать за определенные ограничители, обозначенные на платформе.

Нами применялся статический стабилометрический тест в устойчивой вертикальной позе в двух модификациях:

1) проба до просмотра видеозаписи с агрессивной визуальной средой;

2) проба после 15 минутного просмотра видеозаписи с статическими агрессивными полями;

3) проба после 15 минутного просмотра видеозаписи с динамическими агрессивными визуальными полями;


 

Серия №1.

Проба до просмотра видео записи проводилась следующим образом: Сначала в программу стабилографических исследований вводились параметры испытуемого: имя, рост, вес, регистрационный номер и он заносился в картотеку. Затем испытуемый вставал на стабилографическую платформу, помещая свои ступни в пределах обозначенных контуров. Испытуемый должен стоять прямо, держа руки по швам, и не напрягаясь (поза Ромберга). Во время измерения испытуемый должен зафиксировать свой взор на точке, находящейся на уровне его глаз примерно в полуметре от лица. Измерения проводились в течении 30 секунд, затем следовал звуковой сигнал, свидетельствующий о прекращении измерения. Затем испытуемый просматривал видеозапись с статической агрессивной визуальной средой и проводились измерения в той же позе Ромберга в течении 30 секунд. Далее компьютер обрабатывал поступивший сигнал и выдавал информацию в виде стабилограммы и ее параметров.

Исследование проводилось в нормальных физиологических условиях. Во время обследования испытуемый не ощущал каких-либо неудобств от исследования, он свободно стоял на жесткой стальной площадке. При этом нет необходимости балансировать для поддержания равновесия. Методика обеспечивала возможность точного количественного и пространственного анализа устойчивости поддержания вертикальной позы с полной компьютерной обработкой зафиксированных результатов.

Получаемую информацию заносили в базу данных, при этом в любой момент времени возможно выведение любых промежуточных результатов и параметров на экран монитора.

В эксперименте участвовало 5 человек. В результате эксперимента выяснилось, что после просмотра видеозаписи с статическими полями наблюдался большой разброс отклонений положения тела от вертикальной оси.

Серия №2.

Проба до просмотра видео записи проводилась таким же образом как и в первый раз. Затем испытуемый просматривал видеозапись с динамической агрессивной визуальной средой проводились измерения в той же позе Ромберга в течении 30 секунд. Далее компьютер обрабатывал поступивший сигнал и выдавал информацию в виде стабилограммы и ее параметров.

В эксперименте участвовало 5 человек. В результате эксперимента выяснилось, что после просмотра видеозаписи с динамическими полями наблюдался еще больший разброс отклонений положения тела от вертикальной оси. Данные наблюдения свидетельствуют о том, что динамические и статические поля оказывают неблагопрятное воздействие на вестибулярный аппарат).


 

3. Выводы.

Для того, чтобы оценить, насколько удобна, красива, едина среда, в которой мы живём, необходимо обратиться к мнению горожан, узнать их взгляды национальной, создаваемой веками архитектуру и взгляды на новые современные здания, на организацию зон отдыха, на планирование пешеходных улиц и транспортных магистралей. Помочь в этом могут психофизиологические методы, учитывающие особенности человеческого восприятия, памяти, эмоций.

Данные экспериментов показывают, что на сегодняшний день визуальную среду города нельзя назвать комфортной. Наши города заполонены большим количеством гомогенных и агрессивных полей, а также для них характерно наличие темно-серых цветов.

Гомогенные поля, характеризующиеся небольшим количеством элементов либо их отсутствием, "заставляют" работать наши глаза в неэкономном режиме (увеличивается количество и амплитуда саккад), что в свою очередь приводит к эмоциональному дискомфорту человека.

Агрессивные поля также пагубно влияют на психофизиологическое состояние человека. Для них характерно большое число одинаковых элементов, равномерно рассредоточенных на некой поверхности. Длительное пребывание в агрессивной визуальной среде сначала создает ощущение дискомфорта, а в последствии может привести к психическим расстройствам.

Колористика большинства городов также не отличается разнообразием, чаще - два- три цвета. При этом в городской среде -изобилие больших плоскостей и статичных объектов. Все это привело к резкому отличию городской визуальной среды от естественной, в которой человек сформировался как биологический вид. Данная проблема наиболее актуальна в мегаполисах.

Данные эксперимента свидетельствуют о том, что постоянная визуальная среда, ее насыщенность зрительными элементами оказывают сильное воздействие на состояние человека, в особенности на его орган зрения, то есть действует как любой другой экологический фактор, составляющий среду обитания человека.

К числу факторов, постоянно меняющих визуальную среду человека, следует отнести и работу новой осветительной техники: ламп дневного света, импульсных ламп, лазерных источников.

Существенным образом изменило визуальную среду современного человека массовое внедрение в его жизнь транспортных средств разного назначения. Водитель автомобиля получает дополнительную зрительную нагрузку, когда смотрит на перемещающиеся объекты, убегающий асфальт, мелькающие деревья, солбы, дома, несущиеся навстречу автомобили, сигнальные огни. Данные проведенного нами эксперимента свидетельствуют о том, что динамические поля производят сильное воздействие на вестибулярный аппарат человека. Аналогичную картину видит человек, находящийся в качестве пассажира в автобусе, троллейбусе.

Помимо этого неблагоприятное визуальное воздействие на человека оказывают находящиеся в каждой квартире телевизоры, и массовое внедрение в повседневную жизнь компьютеров. Так как они оказывают значительное негативное воздействие на зрительную систему человека.

Комфортные видимые среды, для которых характерно большое разнообразие элементов в окружающем пространстве, положительно влияют на психофизиологическое состояние человека, так как в таких средах все механизмы зрения работают в предпочтительном режиме. Из проведенных экспериментов видно, что здания старинной национальной архитектуры и их цветовая гамма являются одним из ярких примеров, комфортного воздействия на человека.

 

4. Заключение.

Визуальная среда - один из главных компонентов жизнеобеспечения человека. До тех пор, пока человек большую часть времени пребывал в естественной природной среде, проблем в области видеоэкологии практически не было. Но процессы урбанизации внесли существенные изменения в жизнь человека. И касается это не только плохого воздуха, загрязненной воды и повышенной радиации, о которых много и часто говорят в связи с экологическими проблемами. Резко изменилась видимая среда человека, ее цветовая гамма, структура окружающего прстранства. Господство темно-серого цвета, огромное количество больших плоских поверхностей, преобладание прямых линий и прямых углов, статичность большей части объектов - все это имеет очень важное значение для жизнедеятельности человека, в частности для его зрения. И если к естественной природной среде глаза человека эволюционно приспособились за многие миллионы лет, то в городской среде он оказался сравнительно недавно, по существу только в XX веке. Естественно за это время не смогли перестроится основные механизмы зрительного восприятия. А ведь постоянное видимое поле, его насыщенность зрительными элементами оказывают воздействие на состояние человека, действуют так же, как любой другой экологический фактор.

Информативность зрительного восприятия зависит как от физических факторов внешней среды (например, гомогенности или агрессивности видимого поля), так и от психофизиологических факторов эволюционно и экологически обусловленных (таких как механизм саккад).

Глаз наиболее чувствителен к измененным и насыщенным, а не к монотонным изображениям, которые не несут никакой информации. Поиск информативных визуальных изображений связан с физиологией глаз: сканированием, изменением ритма и амплитуды саккад.

При монотонности или гомогенности окружающей среды исчезает информативность визуальной среды, что приводит к нарушению нервных процессов в ЦНС, дискомфорту и агрессивности. К сожалению многие современные архитекторы, дизайнеры, колористы и производители текстильной промышленности не учитывают особенности зрительного восприятия.

Архитектура - это долговечный, дорогостоящий и материалоемкий пласт культуры, в котором материализованы гигантские физические и интеллектуальные усилия цивилизованного общества. Эти усилия не должны быть напрасными. Прежде всего объекты архитектуры должны радовать глаз. Они должны положительно воздействовать в эмоциональном и нравственном отношении на человека, который находится под их влиянием всю жизнь и, конечно, они не должны наносить ущерб здоровью горожанина.

Большой задачей Службы видеоэкологии г. Москвы является разработка карты визуального "загрязнения" города. Такая карта позволит представить масштабы бедствия и наметить пути улучшения визуальной среды. Это весьма трудоемкая задача, особенно в крупных городах с миллионым населением.

Одновременно должны быть разработаны методические рекомендации по допустимым нормам агрессивных и гомогенных полей в городской среде.

Таким образом, уделяя внимание проблемам окружающей среды, мы должны учитывать не только экономические и экологические, но и эстетические аспекты данной проблемы, включающие в себя формирование окружающей нас видимой среды.


 

Список используемой литературы:

1. Филин В.А. Закономерности саккадической деятельности глазожвигательного аппарата. Автореферат дис. д-ра биол. наук М: 1987г. 44 с.

2. Глезер В.Д. К характеристике глаза как следящей системы // Физиологический журнал .1959г. Т 15 № 2 с 271-279.

3. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М: Наука, 1963. 166 с.

4. Архитектура и бионика (под ред. Лебедева Ю.С. ) М: Строииздат,1990г. 269 с.

5. Архитектура и экология России: традиции, современность, будущее // сборник тезисов и докладов распубликанской научной конференции (ноябрь, 1993) Новосибирск: «Пасман и Шувалов», 1993. 225с.

6. Гибсон Г. Экологические процессы зрительного восприятия. М: Прогресс 1988, 380 с.

7. Габайдулина С. Цвет как психологическая характеристика городской среды. //Колоритика города (Материалы Международного семинара) М: 1990. Т 1. С. 175-181.

8. Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. (перевод с англ. ) М: Прогресс, 1990. 304с.

9. Грегори Р. Глаз и мозг (перевод с англ.) М: Прогресс. 1970. 272 с.

10. Линч К. Образ города (перевод с англ.) М: Стройиздат, 1982, 328 с.

11. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. М: 1994. 192 с.

12. Филин В.А. Архитектура как проблема видеоэкологии. М: ВНИИТАГ,1990. С.119-123.

13. Филин В.А. Цветовая среда города как экологический фактор. // Колористика города (материалы Международного семинара) М: 1990. Т 1. С 55-60.

14. Филин В.А. Видимая среда в городских условиях как экологический фактор. М: Наука, 1990.

15. Филин В.А. Видеоэкология и архитектура. М: МЦВ,1995. 52 с.

16. Яргина З.Н. Эстетика города. М: Стройиздат, 1991. 366 с.

17. Филин В.А. Видеоэкология. М: ТАСС-Реклама, 1997. 317 с.

18. Архитектура и природа (под ред. Н.Филипповского ) М: Знание, 1987. С 10-11.

19. Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Реальность и утопии. М: РААСН, 1996.

20. Иконников А.В. Искусство, среда, время: эстетическая организация городской среды. М: 1985. 336 с.

21. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М: Стройиздат, 1977. 125 с.

22. Леушина Л. И. Ассиметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов. Л: 1990.

23. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве. М:1986.

24. Тетиор А.Н. Архитектурно-строительная экология (Здоровые города). М: 1995. 446 с.

25. Тетиор А.Н. Город и природа. М: 1996.

26. Тетиор А.Н. Здоровый город ХХI века (основы архитектурно-строительной экологии). М: РЭФИА, 1997. 699 с.

27. Тетиор А.Н. Строительная экология. Киев, 1992.

28. Воробьев Г.,Иванова Е. Колористика и экология.//Колористика города (материалы Международного семинара) М: 1990. Т II. С.55-61.

29. Филин В.А. Проблема видеоэкологии городской среды. //Колористика города (материалы Международного семинара) М: 1990. Т II. С 62-79.

30. Алексеева Т. Психологический подход в цветовом архитектурном моделировании. //Колористика города (материалы Международного семинара) М: 1990. Т II. С 132-137.

31. Елизаров В. Региональные факторы формирования колористики города. //Колористика города (материалы Международного семинара) М: 1990. Т II. С 260-276.


 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

– Конец работы –

Используемые теги: особенности, зрительного, вос, ятия0.069

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности зрительного восприятия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Особенности зрительного восприятия младших школьников с умственной отсталостью
Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведения в соответствии… В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их… Процесс восприятия значительно замедлен. У детей с умственной отсталостью нарушения восприятия зависят от степени и…

Общая характеристика ресурсов предприятия. Особенности ресурсного обеспечения туристских предприятий
Тема Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности... Предприятие как субъект предпринимательской деятельности... Предприятие как социально экономическая система...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИКОВ НАСЕЛЕНИЕМ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИКОВ НАСЕЛЕНИЕМ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ... Интересуетесь ли Вы политикой... очень интересуюсь...

Функции света в архитектуре и особенности восприятия архитектурных объектов
По интенсивности и t действия... дневное... сумеречное ночное По воздействию...

Зрительное восприятия при работе с ЭВМ
Нагрузка на органы зрения у человека, работа которого связана с компьютерами, возникает за счет работы с монитором, на котором отображается мелкий… Конструкция дисплея, его дизайн и совокупность эргономических параметров… Помещения с ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение.

Особенности художественного восприятия произведений изобразительного искусства в курсе "Мировая художественная культура"
Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет и функционирует. В свою очередь, художественная культура немыслима вне произведения искусства,… Такую личность формируют различные стороны жизни общества, а отнюдь не одно искусство.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКА ЧЕЛОВЕКОМ
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКА... ЧЕЛОВЕКОМ... К физическим характеристикам звука относят частоту и интенсивность к физиологическим высоту звука тембр громкость Например звуки большой...

Иллюзии зрительного восприятия (эксперименты Мюллера-Лайера)
Однако не все так просто. Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто. Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза, таких как… В-четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что… Иллюзии – результат работы зрительной системы, некий тест. Очень часто люди видят то, что они хотят…

Особенности восприятия группы в зависимости от положения структуры между личностных отношений
Характерная для первых десятилетий ХХ века популярность проблематики малых групп была связана, конечно, с развитием самой социальной психологии как… Внедрение экспериментального метода в социальную психологию закономерно… Однако решающим фактором фокусировки социальной психологии на проблеме малых групп выступили не внутринаучные, а…

Особенности восприятия комикса дошкольниками
То есть в том или ином виде истории в картинках существовали и раньше, но развитие жанра пришлось именно на последние сто лет. В сущности, комикс -… Веками человечество училось письменности, чтобы в итоге заменить ее рисунком.… А Большая Советская Энциклопедия уточняет Комикс англ. Comics, мн.ч. от comic - комический, смешной -…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях С другой стороны, СМИ, стремясь повысить эффективность своих коммуникативных сообщений, создают и постоянно совершенствуют определенный набор… Вместе с тем, в силу важности эффекта новизны для поддержания внимания, он… Критерий отбора в этом случае нормативы, присущие традиционной (этнической) культуре респондента.Появление на рынке…
  • Психофизиологические особенности восприятия детей дошкольного возраста Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека.… Однако восприятие больше, чем сумма ощущений, получаемых от того же… Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтетической функции коры. Предмет как целое должен быть…
  • Мотивация и особенности восприятия начальства Общество создано с целью удовлетворения общественных потребностей в продукции, работах и услугах, объединения экономических, интеллектуальных и… Предметом деятельности Общества является: • организация общественного питания… Вклады Участников распределяются следующим образом: • Коротченко Александр Александрович — 510 000 руб. (пятьсот…
  • Тема: Структура философского восприятия Тема Структура философского восприятия... СОДЕРЖАНИЕ Философия она же Веданта она же Мудрость Предков Веданта это и Мудрость и Философия в одном лице...
  • Психофизиологические закономерности восприятия информации и использование в самостоятельной работе В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного умственного труда. Это тем более важно,… Где же выход, в чм он А он в решении задачи научить учащихся учиться… К сожалению, практика свидетельствует о том, что во многом мы здесь не дорабатываем. Наиболее значительным недочтом в…