Работа с межличностными отношениями в танце-двигательной терапии.

Сфера межличностных отношений, имеющая большое значение как для личностной динамики, так и, в широком смысле, для состояния социума, в условиях танце-двигательной терапии подвергается воздействию через систему социальной коммуникации, а именно — ее эмоциональное наполнение.

Исследования показывают, что танце-двигательная терапия помогает установить или восстановить межличностную коммуникацию. Например, исследования Кендона по синхронности движения основываются на той предпосылке, что существует некая нейрофизиологическая связь организации речи и телодвижений в человеческой коммуникации (Фельденкрайз,).

Кендон описывает самосинхронность как отношение между движением и чьей - либо собственной речью, как ритмическое соединение. Синхронность взаимодействия определяется как синхронное движение слушающего с движением говорящего. Повышенная синхронность, которая случается во время общения, усиливается совместным движением. (Старк А., в сб. Танцевально-двигательная терапия, перевод Бирюковой И, 1994).

Танце-двигательная терапия может помочь развитию этого базисного уровня коммуникации, так как она непосредственно использует ритм и кинестетические паттерны. Переутверждение "Я" в "Я" в отношении с другими происходит естественным образом, благодаря работе в группе.

Автор рассматривает координацию тела как необходимое условие для достижения удовлетворительной социальной интеракции. Он полагает, что люди, имеющие нарушения в социальных коммуникациях, могут научиться необходимому поведению (ритмической координации с другими), которое затем может быть переведено в другие социальные окружения. В результате танце-двигательной терапии большинство клиентов переживают более глубокий и богатый уровень общения, выражая чувства через движения тела, во время движения под общий ритм. Известная танце-терапевт М.Чейс рассматривает ритм как организующий человеческое поведение фактор и создающий чувство солидарности между людьми (Chodorow J, 1991).

Клайн в своем исследовании об эмоциональной коммуникации указывал. что каждая эмоция имеет определенный психологический код и характерный мозговой, паттерн управляемый ЦНС и биологически скоординированный. Поэтому мы способны воспринимать и узнавать эмоциональные состояния других людей. Наши эмоциональные ответные реакции на других людей обычно исходят из наших интерпретаций телесных действий и реакций других, которые мы воспринимаем, узнаем и переживаем на кинестетическом уровне (Фельденкрайз).

Благодаря работе в группе по танце-двигательной терапии с проблемами доверия, осознания личностных границ, и другими личностными проблемами, а также с помощью обратной связи: вербальной и невербальной, устанавливаются благоприятные межличностные отношения. Группа по танце-двигательной терапии - это микрокосм различных социальных ситуаций, благодаря чему клиенты учатся более адекватно воспринимать себя и других и расширять спектр поведенческих возможностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баскаков В. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии. М., 1992 .
2. Колесников Л., Никитюк Б., Этинген Л. Движение, ты прекрасно! М., 1993
3. Курис И. Биоэнергетика йоги и танца. М., 1994.
4. Рудестам К. Групповая психотерапия. Прогресс, 1990.
5. Сборник Танцевально-двигательная терапия, перевод Бирюковой И., Ярославль, 1994. Статьи Старк А.иХендрикс К.)
6. Фельденкрайз. Сознавание через движение.(Typed manuscript, undated)
7. Фрегер Р., Фэйдимен Д. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Москва, 1996, 1 том.
8. Aronow S., McGeehan T., Stark A. Dance-movement Therapy with Bulimic patients. (Typed manuscript, undated)
9. Chodorow J. Dance Therapy and Depth Psychology. The Moving Imagination. Routiedge, London, New York, 1991.
10. Oppikofer R. A journey to "my land". Psychomotricity and growth-process. Los Angeles and Geneva, 1976/77.