рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФАКТОР МЕСТА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ФАКТОР МЕСТА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ - раздел Медицина, ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Формирующийся Организм Представляет Собой Наиболее Благо­датную Почву Для Вос...

формирующийся организм представляет собой наиболее благо­датную почву для воспитания. Известно, какое впечатление произво­дят на нас события, совершающиеся в детстве, какое влияние они под­час оказывают на всю дальнейшую жизнь. Поэтому обучение, прово­димое в детстве, значительно продуктивнее для развития психических качеств, чем обучение взрослого человека.

Условия психического развития по-разному влияют на становле­ние детской психики. Биологические предпосылки - строение орга­низма, его функции, его созревание- необходимы для психического развития, но они не определяют того, какие именно психические каче­ства появятся у ребенка. Последнее зависит от условий жизни и вос­питания, под влиянием которых он усваивает общественный опыт.

Переход к новой, ведущей деятельности обусловлен всей системой условий жизни ребенка в обществе, а не только тем, чему его учат взрослые.

Ребенок развивается, усваивая общественный опыт, овладевая раз­нообразными действиями, свойственными человеку. Передает ему этот опыт, формирует у него эти действия взрослый именно в процес­се обучения. Значит, обучение не должно механически приспосабли­ваться к развитию. Обучение учитывает достигнутый уровень разви­тия, но не для того, чтобы на том и остановиться, а чтобы понять, каким должен быть следующий шаг. Обучение опережает психическое развитие, ведет его за собой. Это положение имеет принципиальное значение для практики воспитания и образования ребенка.

Каждый возраст отличается избирательной повышенной воспри­имчивостью к разным видам обучения. Существуют возрастные пе­риоды особой сензитивности, когда определенные обучающие воздей­ствия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития.

Выделение сензитивных периодов развития объясняется тем, что наибольшее влияние обучение оказывает на те психические качества, которые только начинают формироваться. В этот момент они наиболее гибки, податливы, пластичны, их можно «повернуть» в любую сторону. Гораздо труднее изменить, перестроить уже сложившиеся качества.

Ребенок в силу обстоятельств попадает в определенную социаль­ную среду со сложившимся социальным устройством, с функциони­рующими национальными традициями. Эта среда по отношению к ребенку выступает как внешний фактор места в системе общественных отношений и определяет особенности развития личности. В качестве внешнего фактора может выступать географическое место жительства человека: жители маленького горного аула, большого села и много­миллионного города несут на себе отпечатки условий их существова-иия и развития. Определяет место ребенка в системе общественных


отношений и половая идентификация. Мужские и женские социальные роли выступают для ребенка как эталонные, и в норме он стремится присвоить те роли, которые соответствуют его природному началу. Эта ориентация формирует уже личностные качества мужчины или женщины и индивидуализирует каждого человека. На место ребенка в системе общественных отношений влияют индивидуальные врожден­ные и приобретенные особенности самого ребенка', красивый и некра­сивый; подвижный, неугомонный и тихий, флегматичный; развитый физически и хилый, болезненный; контактный, доброжелательный и закрытый, конфликтный; умный и глупый и т.д.

Основные жизненные отношения ребенка перестраиваются в слу­чае изменения места ребенка в семье (он вдруг становится старшим братом) или в случае перехода из дошкольного детства к следующей стадии - учебной деятельности, когда меняется вся система жизненных отношений. Существенно здесь то, что теперь у него появляются обя­занности не только перед родителями и воспитателем, но и объектив­но, перед обществом. От выполнения этих обязанностей будут зави­сеть его место в жизни, его общественные функции и роль.

Особое место имеет внутренняя позиция самого ребенка, его по­требность к самостоятельности.

Помимо идентификации со взрослым мы выделяем стремление ребенка к отделению себя от других людей. Это происходит благода­ря осознанию ребенком собственных возможностей. Ребенок начи­нает сравнивать себя со взрослыми и хочет быть таким, как они, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Хотя ребенок большую часть своих возможностей в вербальном плане относит на будущее, это не означает, что в своих действиях он дей­ствительно собирается ждать этого будущего. Наиболее ярко эта потребность быть, как взрослые, проявляется в стремлении к само­стоятельности, выражаемой в лаконичном заявлении «Я сам» или «Пусти, я сам!» (этот феномен достаточно тесно связан с развитием личности ребенка в раннем возрасте и описан в мировой психологи­ческой литературе).

«Сам» - это заявка на свои притязания. В этом случае ребенок вы­нужден менять стиль отношений с другими людьми. Он должен под­твердить свою самостоятельность, не пасовать в глазах окружающих. Это позитивные возможности. В то же время стремление утвердиться в своей самостоятельности может столкнуться с волевым недоразви­тием, с неумением организовать себя и выполнить намерение. Проиг­рыш в глазах взрослых и в своих собственных глазах приводит к уп­рямству и негативизму. В этом случае ребенок может нарочито проде­лывать то, что запрещается другими людьми, тем самым через проти­воборство демонстрируя так называемую свою «независимость». Это уже негативные образования развития.

Для того чтобы у ребенка не сложилось внутреннего антагонизма по отношению к другим людям, необходимо, чтобы взрослый брал на себя ответственность за возможно более гармоничное развитие лич­ности ребенка вопреки сопутствующим развитию негативным обра­зованиям. Развитие воли определит успех в достижении поставленной цели. Это утвердит ребенка в его притязаниях на признание. Эмоцио­нальное воспитание сделает его более мягким по отношению к сверст­нику или взрослому, а ответная благодарность принесет безусловное удовлетворение. Уравновешенность аффективной сферы ребенка обу­словит гармоничное развитие его личности. Что касается негативных образований в личности ребенка, возникающих в ходе самого разви­тия, то они могут сняться при соответствующем эмоционально-аффек­тивном отношении со стороны взрослого. Знание нормативов нравст­венности само по себе не имеет для ребенка такого действия, как санк­ционированное аффектом отношение к тому или иному поступку. Именно отношение взрослого формирует у ребенка специфически человеческие чувства и ценности. Задача формирования гармоничной личности должна состоять не в ориентации на снижение притязания на признание, не в обесценивании предстоящего будущего ребенка, а в при­дании всем притязаниям правильного направления, в приглушении сопут­ствующих негативных образований.

Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собствен­ное место в нем; мировоззрение — это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспектив раз­вития человеческого рода. Л.С. Выготский справедливо считал, что мировоззрение - это то, что характеризует в культурном плане пове­дение человека в целом по отношению к внешнему миру.

Личность человека создают ценностные ориентации, которые складываются в его жизненном опыте и которые он проецирует на свое будущее. Именно поэтому личность есть индивидуальное бытие общественных отношений.

Исследуя генезис ценностных ориентации личности, мы вслед за А. Н. Леонтьевым принимаем положение Ж. Ж. Руссо о двоекратном рождении личности: «Мы рождаемся, так сказать, два раза: раз - что­бы существовать, другой - чтобы жить»8.

А. Н. Леонтьев, в свою очередь, считал, что развитие личности обусловлено двойственностью связей субъекта с миром - предметной деятельностью и общением. Развитие этих соподчинении занимает длительный период. На первом этапе происходит стихийное склады­вание личности, на втором этапе возникает сознательная личность.

О двух основных способах существования человека и соответст­венно о двух отношениях человека к жизни писал и С. Л. Рубинштейн. Первый способ существования человека - это жизнь, не выходящая за


пределы его непосредственных связей. «Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение- это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии на ней»9. Жизнь этого перио­да рассматривается С. Л. Рубинштейном как природный процесс, в котором очевидны непосредственность и целостность человека, жи­вущего этой жизнью. Второй способ существования человека связан с появлением в его жизни рефлексии. Развитая рефлексия как бы приос­танавливает, прерывает процесс жизни и мысленно выводит человека за ее пределы: «Человек как бы занимает позицию вне ее. Это решаю­щий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существо­вания. Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному аскетизму, цинизму, к моральному раз­ложению (или - в менее острых случаях - к моральной неустойчиво­сти) либо другой путь - к построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе. С появлением рефлексии связа­но философское осмысление жизни»'0. Рефлексия на человечество в целом, его прошлое, настоящее и будущее характеризует личность как социально зрелую.

Идея двоекратного рождения личности продуктивна не только для возрастной психологии, но и для методологии в целом.

Хотя у ребенка еще нет мировоззрения (Л. С. Выготский), нет ак­тивной воли, он не строит связной системы личностных смыслов, но мы уже говорим о личности ребенка.

Первое рождение личности осуществляется внутри заданной структуры самосознания.

Второе рождение личности связано с формированием мировоз­зрения, активной воли, с построением связной системы личностных смыслов.

И здесь имеют значение «Я-образ», самооценка и самосознание, ори­ентация на свой пол и ориентация человека во времени. Прошлое чело­века создает свои особые «фиксированные установки» (Д. Н. Узнадзе), которые определяют особенности ценностных ориентации. Как и про­шлое, будущее составляет «наличное в личности» (А. Н. Леонтьев). Од­нако второе рождение освобождает человека от непосредственной зави­симости в удовлетворении потребностей и положительных эмоций при общении с другими и от притязания на признание. Истинная личность ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его осно­вы. Она принимает участие в жизни общества, стремится к изменению или поддержанию основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями.

Социально зрелая личность несет в себе постоянство установок на ценностные ориентации, органически сочетающие понимание не

только независимости, но и необходимости зависимости. Социально зрелая личность является носителем идеологии, долга, самостоя­тельности, свободы и активности.

В трудах С. Л. Рубинштейна проблема активности рассматривается в тесной связи с внутренней детерминацией поведения: психические факторы выступают в жизни человека не только обусловленными, но и обусловливающими. Внутренняя детерминация «заключается в подчер­кивании внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодно­стороннего подчинения внешнему. Только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту, отсутствие сопротивляемости, избира­тельности по отношению к внешним воздействиям или просто приспо­собление к ним»". Согласно С. Л. Рубинштейну, человек сознательно преобразует мир. Сознание проявляется и формируется в деятельности. В сознательной деятельности человека проявляется его активность. Как побудительную силу человеческой деятельности С. Л. Рубинштейн вы­деляет мотив. «Побудительная регуляция» человеческого поведения осуществляется при помощи эмоций и волевых процессов. С. Л. Ру­бинштейн теоретически обосновал основное направление психологиче­ского разрешения проблемы активности, заключающееся в анализе сознательной деятельности субъекта. Позиция человека по отношению к другому человеку проявляется в поступке. Человек может поступить как «все», и в этом случае «я сам» как внутренняя контрольная инстан­ция и собственная ответственность человека отпадают. Человек может взять на себя ответственность за свои поступки, - в этом случае он вста­ет на позицию «я сам», развертывает свою систему ценностей, значимо-стей. «Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающему из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни»12.

Таким образом, выдвинутый С. Л. Рубинштейном принцип, со­гласно которому внешние воздействия преломляются через внутрен­нюю позицию человека, противостоял как представлениям о фаталь­ной предопределенности активности со стороны внешних воздейст­вий, так и истолкованию активности как особой силы, независимой от взаимодействия субъекта с внешней средой. Среда выступает не как «демиург» личности, а как условие ее саморазвития. Подлинно чело­веческое бытие - в человеческой активности, которая состоит в «изме­нении обстоятельств» и «самоизменений». Именно поэтому личность «тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено все общее»13.

С. Л. Рубинштейн пытался, не морализируя, дать ясный анализ природы человека и его отношения к другим людям. Согласно его взглядам, природе человека свойственно не страдательное начало, а активное действенное отношение к действительности. «Раскрытие этого отношения человека к миру возможно через объективную ха-


рактеристику человеческого способа существования в мире как созна­тельного и действующего существа, и в созерцании, в познании, в любви способного отнестись к миру и другому человеку в соответст­вии с тем, каков он есть на самом деле, в соответствии с его сущно­стью и тем адекватнее соответственно его сущности изменить и пре­образовать его своим действием. Отсюда человеческая ответствен­ность за серьезное и все упущенное»'4.

При обсуждении активности личности следует обратить внимание на ее мотивацию и самооценку. В свое время К. А. Абульханова-Славская выделила типы личностей, активность которых зависит от того, с каких позиций осуществляется самооценка15. Такой подход дает возможность исследовать диалектику многоплановых соотноше­ний, опираясь на психологию личности, и вместе с тем не пренебре­гать формами ее общественной обусловленности.

В свою очередь, А. Н. Леонтьев считал правомерным «обернуть исходный тезис» С. Л. Рубинштейна относительно соотношения внеш­него и внутреннего в детерминации поведения человека. Он писал:

«Внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим сам себя изме­няет»16. По существу, А. Н. Леонтьев не противостоял идеям С. Л. Рубинштейна, а предлагал свой вариант определения активности человека. В контексте суждений А. Н. Леонтьева активность опреде­ляется тем личностным смыслом, который связывает человека с ре­альностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами. «Личностный смысл и создает пристрастность человеческого сознания»17.

Современная психология представляет личность как «системное ка­чество» (А. Н. Леонтьев), которое совокупно характеризует индивида именно как личность. Личность развивается в индивиде в процессе его онтогенеза, но при этом она может и угаснуть в индивиде, если угаснет его социальная активность (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, В. С. Мухина).

Эффективно воздействовать на окружающих может не только ис­тинная личность. Человек, безличный для других людей, человек, чье присутствие или отсутствие не меняет стиля жизни других, не обогащает и не обездоливает их, по существу своему безличен18. Истинная лич­ность обладает специфической активностью,- она завораживающе влияет на других, люди хотят следовать за ней в своем развитии.

Активность личности может быть обусловлена целым комплексом социальных установок и внутренней позицией самой личности («объ­ективацией», значимостью, ответственностью, притязаниями и други­ми мотивирующими факторами).

В психологии категория «личность» связывалась и продолжает связываться с такими категориями, как «активность», «свобода», «талант», «деятельность». Определяя понятие личности как активное, свободное, индивидуальное бытие общественных отношений, в кон­тексте данной части обсуждения проблемы личности мы делаем ак-

цент на первую часть определения - активное, свободное, индивиду­альное бытие.

Свободное, индивидуальное бытие человека творит и изменяет обстоятельства, других людей и саму личность. Именно оно может поставить личность в положение социальной активности, т.е. актив­ного воздействия на окружающую природу, общество, другого че­ловека и на себя.

Социальную активность можно рассматривать в двух полярных измерениях - как позитивную и как негативную. Традиционно пси­хология обсуждает социальную активность как сознательную на­правленность на изменение обстоятельств, других людей и самого индивида для пользы общества, как ответственность за преобразо­вание обстоятельств. Именно в такой форме проявляется позитивная активность. Однако в человеческом обществе формируются также и отчужденные от человечества вообще и от любого человека, стояще­го на пути, социально опасные личности, которые тоже творят и изменяют обстоятельства, обладают рефлексией, действуют созна­тельно, предвосхищая результаты своих действий. Но по своей на­правленности они асоциальны, лишены чувства ответственности за людей. Асоциальные формы воздействия на общество следует отне­сти к негативной социальной активности. Если личность, несущая в себе мотивацию позитивной активности, выражает ожидания от каждого человека проявлений, достойных личности, и тем самым поднимает каждого в его собственных глазах, утверждая его в воз­можности проявлять свою свободу, активность, индивидуальность, то негативная активность направлена на уничтожение индивидуаль­ного бытия в другом, на превращение другого в ничто.

Обсуждая проблему социальной активности, правомерно также ввести понятие «социальная пассивность». Это понятие возникает внутри проблемы так называемой безличности. Безличность - харак­теристика индивида, не способного творить обстоятельства, несво­бодного, конформиста.

Безусловно, смысл прогресса - в превращении каждого человека в личность, в «активного деятеля», необходимого другим.

В благоприятных условиях у здорового индивида развиваются три вида активности: физическая, психическая, социальная.

Физическая активность - естественная потребность здорового ор­ганизма в движении, в физических нагрузках и преодолении всевоз­можных препятствий. Она является предпосылкой психического раз­вития в онтогенезе.

Психическая активность - это потребность индивида в познании, с одной стороны, окружающей действительности, в том числе общест­венных отношений, а с другой - в познании индивидом самого себя. Все виды познания осуществляются через рефлексию - форму умст-


венной деятельности, направленную на осмысление действий других людей и своих собственных действий.

Социальная активность - потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим ми­ровоззрением, со своими ценностными ориентациями. Позитивная социальная активность обусловлена долженствованием. Подлинно социальная активность состоит в направленности на изменение об­стоятельств жизни людей и на самоизменение с пользой для себя и для других. Условием для развития социальной активности выступает комплекс всех факторов места, воздействующих на человека.

Социальная активность личности, следовательно, основана на трех ипостасях: мировоззрение - долженствование - воля.

Все виды человеческой активности, безусловно, взаимодействуют друг с другом. Однако потеря человеком физической активности не лишает его возможности развивать и утверждать свою психическую и социальную активность именно в силу его социальной природы. Со­циальная активность личности не только детерминирована ее психи­ческой активностью, но, в свою очередь, определяет дальнейшее раз­витие психической и физической активности.

Истинная личность несет в себе способность к свободе. Свобода, по мысли Э. В. Ильенкова, понимается «в смысле развитой способно­сти преодолевать препятствия, казалось бы, непреодолимые, в спо­собности преодолевать их легко, изящно, артистично, а значит, в спо­собности каждый раз действовать не только согласно уже известным эталонам, стереотипам, алгоритмам, но каждый раз индивидуально варьировать все общие вопросы действия применительно к индивиду­ально-неповторимым ситуациям...»'9. Только активная личность спо­собна осуществлять действия свободно, вне стереотипов. Здесь право­мерно вспомнить мысль Л. С. Выготского о том, что свободная лич­ность овладевает не только обстоятельствами, но и собственным су­ществом: «Овладевать правдой о личности и самой личностью нельзя, пока человечество не овладело правдой об обществе и самим общест­вом. Напротив, в новом обществе наша наука станет в центре жизни. Прыжок из царства необходимости в царство свободы неизбежно поставит на очередь вопрос об овладении нашим собственным суще­ством, о подчинении его себе»20.

Свободная личность неконформна, самостоятельна и активна. Это положение требует определения независимости личности. Одна­ко понимание свободы как независимости от общества, от других людей неправомерно. Считать, что зависимость делает человека безличным - это методологическая ограниченность. Личность соци­альна, поэтому она исторически и психологически зависит от соци­ального как условия своего развития, как своего естественного че­ловеческого бытия.

Свобода личности выражается в принятии определенной мировоз­зренческой позиции и следовании ей, а наличие воли для следования долгу представляет личность в ее свободном бытии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФАКТОР МЕСТА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мухина В. С.
М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. ISBN 5-7695-0408

ОТ АВТОРА
Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия состав­ляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью - зна­чит прежде

Исторически обусловленные реальности существования человека.
Условием развития человека помимо реальности самой Природы яв­ляется созданная им реальность культуры. Для понимания законо­мерностей психического развития человека следует определить про­странство

Неязыковые системы знаков: знаки-признаки, знаки-копии, авто­номные знаки, знаки-символы и др.
Знаки-признаки- запримета, метка, отличие, отлика, все, по чему узнают что-либо. Это внешнее обнаружение чего-либо, обозначение признаком присутствия конкретного предмета или явления.

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
Биологические предпосылки. Предварительные условия развития психики принято называть предпосылками развития. К предпосылкам относят природные свойства организма человека. Ребенок п

ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ И РАЗВИТИЕ
Бытие общественных отношений отражается на личности, как из­вестно, через присвоение человеком общественно значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. При этом и по­требно

СОЦИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА И УНИКАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Человек по природе своей социален и потому включен в общест­венное бытие и конкретно в государственную структуру, в которой осуществляются его права и свободы, реализуется стремление быть уникально

ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Происхождение механизма идентификации. Элементарную иденти­фикацию - уподобление - мы можем найти в любом сообществе стад­ных (стайных) животных. Во-первых, детеныши имитируют дейс

ОБОСОБЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Происхождение механизма обособления. Реакцию бессознатель­ного обособления можно наблюдать в любом сообществе стадных (стайных) животных. Несмотря на то что эти животные объединены

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ-ОБОСОБЛЕНИЯ И ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ
Общие положения. Взаимодействие индивида и общества пони­мается в науке неоднозначно - это обусловлено исходными фило­софскими позициями. Целый ряд направлений рассматривает так на

НОВОРОЖДЕННОСТЬ: ВРОЖДЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Человеческое дитя родится совсем беспомощным. Долгое время новорожденный лежит не двигаясь, почти непрерывно спит, а в ко­поткие промежутки бодрствования слабо сучит ручками и ножками. Чел

СОБСТВЕННО МЛАДЕНЧЕСТВО
Роль общения со взрослым в развитии ребенка. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органиче­ские потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
В раннем возрасте, особенно в первой его половине, ребенок толь­ко начинает входить в мир социальных отношений. Через общение с мамой, папой и бабушкой он постепенно овладевает нормативным поведени

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружаю­щих предметов, улавливать простейшие связи между ними и исполь­зовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальней

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В ходе психического развития ребенка происходит не только ус­воение разнообразных действий и формирование психических процес­сов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладев

ПРЕДМЕТНАЯ И ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие предметной деятельности. Уже в период младенчества ре­бенок выполняет довольно сложные манипуляции с предметами - он может научиться некоторым действиям, показанным ему вз

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
Место ребенка в системе отношений в семье. Ребенок в возрасте от трех лет переживает сильное потрясение от своего открытия: он не явля­ется центром мироздания. Он открывает также,

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Практическое овладение языком и осмысленность речи. Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рам­ки узкосемейных связей и начинают общаться с более ши

ДЕТСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
В процессе своего психического развития ребенок овладевает свой­ственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции, которая от

ИГРЫ И ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общая характеристика игровой деятельности. Мы помним о том, что в раннем детстве возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стре

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
Место ребенка в системе общественных отношений. Ребенок, посе­щающий начальную школу, психологически переходит в новую сис­тему отношений с окружающими его людьми. Живя среди тех ж

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Устная и письменная речь. Первые годы жизни ребенка, как мы уже говорили, сензитивны к развитию речи и познавательных про­цессов. Именно в этот период у детей появляется чутье к яз

Виды речи
Речевое общение предполагает не только богато представленное разнообразие используемых слов, но и ос

ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан уч

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Готовность к школе. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязате

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ЖИЗНИ ОТРОКА
Социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не столь­ко по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам. Подро

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОРИЕНТАЦИЯ НА ТРУД
Учебная деятельность. Учеба в школе или в училище занимает большое место в жизни подростка. Позитивное здесь - готовность подростка к тем видам учебной деятельности, котор

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ
Общение подростка совзрослыми. В отрочестве общение с роди­телями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости

ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА
Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подрост­ка к тому, чтобы освоить новые для себя «взрослые» виды взаимодей­ствий. Этому, естественно, способствуют бурное телесное развитие и, с

РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Вхождение в реальность знаковых систем языка. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множест

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Сенсорное развитие. В младшем школьном возрасте ребенок про­должал осваивать сенсорные эталоны, рисовал, учился воспринимать не только иллюстративный учебный материал, но и репроду

ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ С СОБСТВЕННЫМ «Я». КРИЗИС ЛИЧНОСТИ В ОТРОЧЕСТВЕ
Идентификация с собственным «Я». Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучшее об

САМОСОЗНАНИЕ В ОТРОЧЕСТВЕ
Отрочество - возраст напряженной внутренней жизни человека, тонких рефлексий, заводящих подростков в такие глубины таинств человеческой психики, что порой дух захватывает от диапазона обра­зов, тес

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Юность Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенно

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по возрастной психологии построена с учетом новей­ших достижений в области психологии и смежных наук. Общие задачи программы: 1) представить онтогенетический путь человека как со

Условия психического развития
Исторически обусловленные реальности существования человека. Реальность предметного мира. Реальность образно-знаковых систем. Природная реальность. Реальность социального пространства. Дея­тельност

Внутренняя позиция и развитие
«Внутреннее через внешнее» (С. Л. Рубинштейн). Внутренняя пози­ция личности. Развитие внутренней позиции в процессе онтогенеза. Проблема личностного роста. Отношение к себе как к самоценной

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА 2.1. Социальная единица и уникальная личность
Индивидуальное бытие общественных отношений. Структура са­мосознания. Имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной ин­дивидуальностью человека. Имя в

Фактор места как условие развития личности
Гипотеза спонтанного взаимодействия генотипа и социальных ус­ловий в процессе индивидуального развития человека (Ж. Пиаже). Возрастная сензитивность к социальным условиям. Внешний ф

Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности
Эволюция механизма идентификации в животном мире. Бессоз­нательная идентификация в форме имитации, подражания и т.д. Осознанная идентификация. Идентификационные отношения мате­ри и младенца. Межлич

Взаимодействие идентификации-обособления и типы личности
Идентификация как механизм усвоения конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. Обособление как механизм инди­видуализации личности. Эмоциональный, когнитивный и поведенче­ский уровн

Собственно младенчество
Общая характеристика. Роль взрослого. Движения и действия мла­денца. Манипулирование. Общение в младенчестве. Подражание в общении. Эмоциональ­но-экспрессивная функция общения и ее знач

Предпосылки формирования личности
Особенности первых представлений о себе: отношение к своему имени, идентификация с телом, узнавание отражения в зеркале и т.д. Внешний образ. Лицо. Овладение телом. Прямохождение. Телес­ны

Умственное развитие. Практическое овладение языком и осмысленность речи
Развитие словаря и грамматического строя речи. Развитие фонема­тического слуха. Осознание словесного состава речи. Развитие функ­ций речи. Коммуникативная функция. Планирующая функция. Знако­вая фу

Особенности общения
Общение с родителями и другими взрослыми. Влияние стиля рабо­ты учителя на развитие общения детей. Общение и речь в школе. Социальная жизнь младшего школьника. Роль личнос

Личность ребенка младшего школьного возраста
Формирование личности младшего школьника. Особенности раз­вития самосознания. Имя. Внешний образ. Лицо. Тело. Притязание на признание: позитив­ные достижения и негативные образования. Поло

Определяющий психическое развитие младших школьников
Готовность к школе. Общая характеристика учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Формирование системы отношений к школе, учителю, учебным обязанностям. Усвоение моральных норм и прави

Самосознание в отрочестве
Притязания на признание у подростков. Обострение потребности в признании. Особая значимость в притязании на признание своей уни­кальности. Специфика половой идентификации в подростковом воз­расте.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ 2.1. Общение в юности
Проблема отцов и детей. Потребность в общении с кумиром и ре­ферентной группой. Потребность в освоении продуктивных приемов общения и разви­тия речи. Мир чтения в юности.

Самосознание в юности
Притязание на признание и формы участия в общественной жизни. Специфика половой идентификации в юности: идентификация со сво­им телом и всем физическим обликом; психический склад; поведение и ожида

ЛИЧНОСТЬ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Особенности идентификации с собственным «Я». Социальная ак­тивность взрослого человека. Значение активности в профессиональ­ной деятельности для развития человека как личности, субъекта дея­тельнос

ЛИЧНОСТЬ В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Значение социальной активности в позднем возрасте. Кризис идентификации со своей внешностью и физическим «Я» в позднем возрасте. Психическое здоровье в позднем возрасте. Притязани

Феноменология развития, детство, отрочество
Учебник для студентов высших учебных заведений Редактор Л.И.Хлопова Оформление обложки: В. И. Феногенов Технический редактор Р. Ю. Волкова Компьютерная верстка: Д.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги