Кого или что следует искать? Виноватых? Или ошибки?

Этот вопрос после всего сказанного напрашивается сам собой. Вина в нашем представлении, несмотря на широкое значение этого слова, обычно связывается, как уже говорилось, с проступком и преступлением, а эти слова идут в одной связке с наказанием. Поэтому, если мы находим виновного или нам показалось, что мы его нашли, то мы, вольно или невольно, связывая вину с наказанием, начинаем его обвинять и не только обвинять, но и наказывать, испытывая к нему негативные чувства, включая столь сильные и разрушительные как гнев, обида и ненависть. Если мы посчитали виновным себя, то те же самые негативные чувства направляем на себя самого. В результате мы постоянно выступаем не только в качестве судьи, но и в качестве палача, совершая самосуд, что даже по человеческим законам уже неприемлемо. Иногда мы осуждаем и наказываем невиновных, включая самого себя, и взваливаем этим на себя очередную вину. А кому это надо?

Поэтому, если речь идет не о преступлении, а о причине наших жизненных невзгод, то виноватых лучше не искать вообще. Преступников же должен искать тот, кому это положено по должности и не наказывать, а в соответствие с законом определять ему меру пресечения. К тому же есть и Высший Суд, который называют Божьим, а фактически есть всеобщие законы, в результате которых к определенным следствиям, включая, якобы, наказание, приводят совершенно определенные предшествующие действия. Поэтому «божеское» наказание» является всегда лишь (!) естественным следствием наших собственных поступков, т. е. «наказываем» мы себя сами, а не Господь БОГ. И это «наказание», исходя из неотвратимости действия всеобщих законов, последует неминуемо.

Но, если не искать виновных в наших проблемах, тогда что же следует нам искать?