Наши ошибки в воспитании детей

Проблема воспитания детейстояла перед человечеством всегда. В глубокой древности она сводилась в основном к тому, чтобы передать детям те навыки, которые позволяли человеку выжить. Видимо и сейчас она сводится к тому же. Но обеспечение условий жизни, ставших для современного человека привычными, зависит вследствие дифференциации труда уже не от одного человека или малой группы людей, а от огромных коллективов, в конечном итоге, всего человечества.

Раньше малая группа людей, попавшая на необитаемый остров с хорошими природными условиями, могла не только выжить, но и обеспечить себе привычный образ жизни. Попавшая на такой же остров небольшая группа современных людей сможет, видимо, выжить (и действительно выживает), но образ ее жизни почти сравняется с образом жизни первобытных людей, а той жизни, которая сейчас считается цивилизованной, они обеспечить себе не смогут.

Так как же нам следует растить наших детей, чтобы человек Будущего, оказавшись даже в полном одиночестве, смог жить полноценной жизнью, не уступающей, при желании, жизни современного человека? Этого точно мы пока не знаем, хотя уже сейчас ясно, что для этого следует не изменять мир под себя, а изменять себя под окружающий мир в соответствии с всеобщими законами, развивая заложенные в нас Природой поистине безграничные способности и возможности. Но нам известно, исходя из прошлого опыта, что в воспитании детей мы из поколения в поколение допускаем, скорее всего, одни и те же основные ошибки.

Первая наша ошибка в воспитании детей заключается в силовых методах, в том, что мы навязываем детям наш собственный жизненный путь.

Мы постоянно забываем о том, что они не мы, они другие, а жизнь - это движение-изменение. Поэтому нашим детям не нужно повторять нашу жизнь, а следует прожить свою собственную даже в том случае, если наша жизнь была «правильной», так как их жизнь проходит уже в другом промежутке пространства-времени.

Мы постоянно забываем и о том, что они, как и любой человек, должны быть свободны в своем выборе, право на который в пору своей юности отстаивали мы сами перед своими родителями. Каждый человек имеет право выбрать и тот путь, конечным следствием которого может быть то или иное неблагоприятное для него событие, а наша задача состоит только в том, чтобы помочь своему ребенку сделать выбор осознанно, со знанием возможных следствий.

Если бы человек заранее знал, что «потом ему будет худо» и как сильно худо, то, возможно, поступил бы по другому, а не убедил бы себя легкомысленной фразой: «но это уж потом», и не сотворил бы ту причину, следствием которой стало очень плохое «худо».

Вторая наша ошибка в воспитании детей заключается в неправильной методике обучения наших детей.

Мы при их обучении основное внимание уделяем заучиванию предоставляемой им информации вместе с уже готовыми результатами сделанного ранее кем-то ее анализа, а не осмыслению и анализу этой информации ими самими. Мы забываем о том, что детей, в первую очередь, необходимо учить выявлению причин и следствий на основе достоверной информации - истинной правды о Прошлом, какой бы неприглядной эта правда не была для тех, кто это прошлое сотворил.

Третья наша ошибка в воспитании детей заключается в том, что мы умышленно (или по незнанию) не говорим детям правды (или всей правды).

Каждый из нас в отдельности и все мы вместе постоянно занимаемся (осознанно и (или) неосознанно) подтасовкой фактов, доходя иногда до откровенной лжи о собственной жизни и жизни общества, вплоть до «переписывания» истории. Мы стараемся приукрасить и «обелить» в их глазах себя и собственную жизнь, очерняя зачастую при этом других, причем делаем это не только в масштабах жизни одного человека, жизни семьи, но и жизни страны, и жизни всего человеческого общества.

Мы постоянно забываем о том, что правильный анализ прошлого, помогающий с наибольшей степенью вероятности спрогнозировать будущее развитие событий, возможен только в том случае, если этот анализ базируется на предельно достоверной информации о прошлом, включая прошлое собственных родителей (и прародителей) и человечества в целом.

Четвертая наша ошибка в воспитании детей заключается в том, что мы стараемся обеспечить нашему ребенку не гармоничное (многостороннее, многогранное), а «однобокое», дисгармоничное, развитие, которое не препятствует, а способствует тому, что он в дальнейшей жизни впадает в какую-нибудь крайность. Мы забываем или даже не знаем о том, что любые крайности - это отступление от нормы, т.е. болезнь, которая может привести и к преждевременной смерти.

Мы постоянно внушаем ребенку, что он самый, самый… Или призываем его таковым стать, отклонившись больше всех от общей нормы, например, стать сильнее всех, или умнее всех, или красивее всех, или богаче всех, или хитрее всех, или добрее всех, и т.д. Отступлением от нормы является и большинство «рекордов», занесенных в книгу рекордов Гиннеса, многие из которых являются совершенно бессмысленным и даже вредным отступлением от нормы.

Мы постоянно забываем, что чрезмерное развитие чего бы то ни было, включая, казалось бы. даже хорошее, - это перекос, который приведет не к счастью, а к несчастью. Истинное же счастье заключается в гармонии, которая возможна лишь при всестороннем и пропорциональном развитии всех способностей, как способностей тела, так и души, а такое развитие возможно лишь при правильном выборе своего жизненного пути - пути наименьшего действия.

Путь наименьшего действия - это одновременно и путь наименьшего сопротивления (не полного отсутствия действия и сопротивления, а наименьшего, что далеко не одно и то же). Только при наименьшем силовом действии мы встретим столь же малое ответное сопротивление со стороны других, а это означает, что мы в своем движении по жизни не наносим никому существенного вреда, следовательно, и сами не «заработаем» «шишек», выступающих за пределы всякой нормы.

В настоящее время большинство нас самих и наших детей является чрезмерным отступлением от нормы. Поэтому наш и их путь очень труден, так как мы постоянно мешаем друг другу идти «правильным» путем, мешаем даже тем, кто знает правильную дорогу. И им нужно иметь большую силу духа, чтобы продолжать идти выбранным «праведным» путем. Не меньшей силой духа должен обладать и тот, кто способен признать, что выбрал неверный путь и согласиться с правотой другого. Коротко и хорошо об этом сказано в [24].

Ты по жизни прямо иди

Против ветра, грозы и буранов.

Пусть в лицо тебе хлещут дожди.

Пусть летят на тебя ураганы.

 

Ты иди, не сгибаясь, на них.

Что бы ни было, — ты не сдавайся.

Будь правдивым в беде и в любви,

Никогда до лжи не опускайся.

 

Гордым будь, не позволь никому

Из себя сделать просто раба.

Но умей уступить тому,

Кто умней и правей тебя.

 

Всегда помни — ты есть Человек!

Будь достоин высокого имени.

Пусть короток по жизни наш бег —

Мы бессмертны делами своими.

18.01. 1972.