рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Отечественная экономическая теория в ХХ веке

Работа сделанна в 1998 году

Отечественная экономическая теория в ХХ веке - Контрольная Работа, раздел Экономика, - 1998 год - Экономические взгляды М.И. Туган-Барановского Отечественная Экономическая Теория В Хх Веке. Два Вышеназванных Фактора Вполн...

Отечественная экономическая теория в ХХ веке. Два вышеназванных фактора вполне применимы к анализу состояния и эволюции отечественной экономической мысли как в прошлом, так и в нынешнем веке. Если мы обратимся к истории, то увидим, что русская экономическая наука к началу нынешнего века прошла довольно сложный и своеобразный путь, объяснявшийся особенностями развития России.

И без понимания итогов развития русской экономической мысли ХIХ в. нам трудно было бы понять ее историю в нынешнем столетии. Известно, что в западноевропейских странах уже к середине прошлого столетия буржуазный строй достиг своего расцвета, в полной мере выявились и положительные, и отрицательные его стороны, сформировалась социальная структура капитализма, серьезного развития достигла классовая борьба. Россия продвигалась к капитализму лишь по мере осуществления крестьянской реформы 1861 г со всеми осложнениями, вызванными сознательно и целенаправленно сохранявшимися остатками феодализма.

До этого ни о каком капитализме в России говорить все-таки не приходится. Процесс этого движения был осложнен тем, что проводимая реформа по своему содержанию и последствиям не была равнозначна буржуазно-демократическим революциям, прошедшим в Европе еще в XVII - XVIII вв. и открывшим широкий простор для капитализации экономики, быстро разрушив основы предшествующих отношений.

В России же реформа проводилась, естественно, сверху, довольно долго и мучительно. Поэтому основное внимание русской экономической мысли в пореформенный период было сосредоточено на вопросе о крестьянском и помещичьем землевладении, о налогах и повинностях крестьян, о последствиях реформы 1861 г наконец, на вопросе о перспективах русского национального хозяйства и будущего общественного устройства страны. Рассмотрение всех этих, равно как и других, вопросов строилось зачастую на позициях, близких к классической буржуазной политической экономии.

И это понятно, поскольку история последней связана с процессом разложения феодализма и становления капитализма. Именно этот процесс постепенно происходил в России, и потому идеи классиков были созвучны проблемам времени, наступившему в России. Нельзя, однако, характеризуя экономическую мысль России второй половины прошлого - начала нынешнего века, на этом и ограничиваться. В Европе в период становления капитализма господствовала классическая школа.

В России такого господства мы не наблюдали, и те характеристики науки, о которых речь шла выше, относились, и то не в полной мере, лишь к одному из направлений отечественной экономической мысли - буржуазно-демократическому. К тому же многие представители этого направления с большой долей симпатии относились и к К.Марксу и, естественно, ко многим его принципиальным идеям. Дело дошло до того, что в рамках данного направления оформилось течение, получившее название легальный марксизм.

Принято считать, что первые шаги по пути формирования легального марксизма были сделаны известным экономистом-аграрником А.И.Скворцовым. В 90-е годы на позиции легального марксизма встали П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, С.Н.Прокопович, С.И.Солнцев и другие. В 90-е годы всех приверженцев этого течения объединила общая оппозиция народничеству и принятие ряда основных положений марксизма. Увлечение марксизмом для многих из них оказалось достаточно серьезным. Примером тому может служить П.Б.Струве, о чем свидетельствует ряд его работ, написанных в те годы. Более того, он даже счел тогда возможным принять предложения социал-демократов и написать текст Манифеста РСДРП. Правда, в 1934 г. в статье Мои контакты и разногласия с Лениным П.Струве доказывал, что Манифест не являлся отражением его собственных взглядов.

Он писал Манифест, написанный мною, все еще выражал официальную, или ортодоксальную, концепцию я приложил все усилия, чтобы не включать в него свои личные взгляды, которые показались бы еретическими и были бы непонятными для среднего социал-демократа.

Манифест, по словам П.Струве, не соответствовал его личным более сложным взглядам того периода Цит. по История Коммунистической партии Советского Союза. Т.1. М 1964. стр. 226 Легальный марксизм был весьма неоднородным течением в русской общественной мысли. Просуществовал он всего около десятилетия, после чего пути его представителей резко разошлись.

Так, С.Франк перешел от частичного принятия марксизма к религиозному идеализму. С.Булгаков и Н.Бердяев встали на позиции христианского социализма и экзистенциализма, П.Струве постоянно эволюционировал вправо. Наконец, М.Туган-Барановский остался до конца дней сторонником социалистического выбора, но полностью марксизма так и не принял. Приверженность его идеалам социализма вызывала весьма острую критику со стороны бывших соратников по легальному марксизму и прежде всего П.Струве.

Ну, и наконец, третье основное направление экономической мысли России конца прошлого - начала нынешнего века - марксизм, довольно быстро расколовшийся на два течения - социал-демократическое и леворадикальное, большевистское. Во всех трех основных направлениях русской экономической мысли конца XIX - начала XX в. мы находим большее или меньшее увлечение идеей социализма и идеологией марксизма. Стоит ли удивляться, что на фоне того экономического и политического кризиса, в котором оказалась Россия в начале ХХ в именно марксистская идеология в ее радикальном варианте в конечном счете и восторжествовала.

Г.В.Плеханов, один из блестящих аналитиков истории экономической мысли, в том числе и отечественной, полагал, что особенностями последней являются идеализм в построении планов общественного устройства, стремление к поиску абстрактных нравственных идеалов, изучение экономических отношений с точки зрения того, как оно должно быть, и, наконец, постоянное обращение к западным теориям.

С рядом характеристик, данных Г.В. Плехановым трудно не согласиться, ибо, конечно, экономика и, следовательно, экономическая мысль не развиваются по законам нравственности. Однако было бы неверно отрицать самостоятельность, самобытность отечественной экономической науки и влияние, оказанное рядом наиболее ярких ее представителей, на состояние и развитие западной экономической мысли. Достаточно назвать имена таких русских ученых, как М.И.Туган-Барановский, Н.Д. Кондратьев, А.В.Чаянов, В.К.Дмитриев, В.С.Войтинский, Е.Е.Слуцкий.

Более того, большая часть русских экономистов, эмигрировавшая или высланная из страны, влилась в ряды западных исследователей и также способствовала развитию европейской экономической науки. В целом, как мы видим, в последней трети прошлого века отечественная экономическая мысль находилась как бы в состоянии поиска, определялась и самоопределялась, что, конечно, связано с переходным состоянием русской экономики. К началу же ХХ в. мы наблюдаем уже более четкую картину.

В жизни все более уверенно побеждает капитализм. В науке укрепляются и побеждают два основные направления - буржуазно-демократическое и марксистское. 2. М.И.Туган-Барановский. Краткая биография. М.И.Тюган-Барановский 1865-1919, русский экономист. Уроженец Харьковской области. В 23 года закончил курс Харьковского университета сразу по двум факультетам естественному и юридическому. Однако сферой своей деятельности М. И.Туган-Барановский избрал политическую экономию.

В 1894, опубликовав работу Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь, он стал первым русским ученым с мировым именем книга в 1901 году переведена на немецкий язык, а затем и на французский. За эту работу М.И.Туган-Барановский в 1894 году был удостоен степени магистра Московского университета. В 1895 году он становится приват-доцентом С-Петербургского университета и в том же году его принимают в члены Императорского Вольного Экономического Общества.

Являсь представителем легального марксизма. М.И.Туган-Барановский участвует в редактировании журналов марксистского направления, таких как Новое слово, Начало, Мир божий. В 1898 году М.И.Туган-Барановский издает книгу Русская фабрика, где развивает идеи о развитии капитализма в России и защищает ее в том же году в качестве докторской диссертации. Новый, двадцатый век М.И.Туган-Барановский встречает опальным ученым, высланным из столицы за участие в студенческих волнениях. В Петербург, с разрешения властей, он вернулся в 1905 г. В последующие годы М.И.Туган-Барановского интересуют проблемы развития кооперативного движения.

С 1908 года он член руководства Комитета сельских, ссудосберегательных и промышленных товариществ. В 1909 году М.И.Туган-Барановский стал издавать журнал Вестник кооперации, а в 1916 году выходит его работа Социальные основы кооперации. Тогда же выходит ряд его работ о социализме, а в 1918 году - одна из самых известных - Социализм как положительное учение.

До революции работы М.И.Туган-Барановского издавались неоднократно, и в частности его труд Основы политической экономии, где он наиболее полно изложил свои экономические взгляды. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Экономические взгляды М.И. Туган-Барановского

Заключение. Список используемой литературы. Введение.Заканчивается ХХ век, принесший человечеству многочисленные испытания, век, с одной стороны,… И в то же время ХХ в. отмечен в истории человечества величайшими научными… В настоящее время Россия вновь переживает не лучшие свои времена.Многие причины этого коренятся в ее предшествующей…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отечественная экономическая теория в ХХ веке

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

М.И.Туган-Барановский о социализме
М.И.Туган-Барановский о социализме. Гуманистические принципы раннего марксизма были в центре философии русского народничества. Социализм, согласно народнической концепции - это необходимая стадия о

Теория предельной полезности М.И.Туган-Барановского
Теория предельной полезности М.И.Туган-Барановского. Ярко проявился этот подход к теории ценности М.И.Туган-Барановского, который писал, что теория предельной полезности и трудовая теория стоимости

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги