Анализ существующего культурного рынка

Анализ существующего культурного рынка. Следующий параграф бизнес-плана, посвященный текущей ситуации, содержит описание культурного рынка, на котором организация культуры уже распространяет возмездно или безвозмездно товары, услуги или нематериальные ценности продукцию.

В принципе описание культурного рынка содержится уже в описании основных направлений деятельности, поэтому основная сложность это описание сегментов культурного рынка, его размера и роста, оценочной доли организации культуры на рынке, особых характеристик рынка, если таковые имеются. Важно четко определить рыночные сегменты в рамках которых функционирует организация культуры.

Оценки размеров культурного рынка, его роста, доли на нем организации культуры должны базироваться на специфическом рыночном сегменте, а не на каком-то более широком определении культурного рынка. Музей-усадьба Ясная Поляна занимается издательской и туристской деятельностью. Создавая различную продукцию, музей продвигает ее на различных сегментах культурного рынка, со своим потребителем. Определив этот сегмент, бизнес-план должен содержать описание клиентуры внутри этого сегмента и еще раз убедить потенциального инвестора в уникальности и своеобразии существующей продукции и в том, что ей обеспечен готовый рынок.

Для издательской деятельности - эта уникальность заключается в возможностях создавать продукцию высококачественного полиграфического исполнения. Для туристской деятельности - возможность создания экологических туров на базе заповедных территорий музея. Таким образом от описания рыночных сегментов бизнес-план переходит к описанию своего потребителя в рамках этих сегментов.

Клиентура или потребитель продукции могут быть объединены в несколько категорий по региональному признаку, по религиозной и культурной принадлежности, по социальному статусу и пр. Без четкого категориального анализа своей клиентуры, а также без понимания запросов своих клиентов организация культуры не сможет оценить слабые и сильные стороны существующего продукта и тем более не сможет продвинуть на рынок новый, создание которого предполагает проект.

Создание отдела туризма и внешних связей в музее-усадьбе Ясная Поляна имело результатом создание туров для школьников. При этом при подготовке туров учитывались такие привлекательные для этой категории потребителей характеристики, как низкая цена, возможность посетить несколько объектов культурного наследия, возможность питания и проживания. Рост продаж по итогам 1998 по сравнению с 1997 составил 120 . Следующим шагом музея-усадьбы Ясная Поляна стало создание турпакетов на экологические туры по заповеднику.

Несмотря на низкие и конкурентоспособные цены, не удалось продать ни одной путевки, так как потенциальный клиент подобного рода туров ориентируется на высокий уровень качества обслуживания комфортабельные гостиничные номера, комната отдыха, индивидуальный подход и т.п а не на низкие цены. Ошибка заключалась в том, что опыт обслуживания категории школьников, не претендующих на высокий сервис обслуживания, а ориентирующихся на низкий уровень цен, был автоматически перенесен на потребителей совершенно другого рода туристских услуг.

То есть при формировании пакета туристских услуг в данном случае изучение потребностей потенциальных клиентов явно было неполным. Естественно, что при анализе рынка руководитель проекта соберет информацию и о своих возможных конкурентах их товарах, качестве продукции, примерных ценах и условиях продаж. А это тоже должно быть отражено в бизнес-плане, чтобы потенциальный инвестор мог оценить полноту представления руководителя проекта о рыночной конъюнктуре и продуманность самого проекта.

Здесь очень важно удержаться от приукрашивания действительности, поскольку лучше оценивать конкурентов предельно трезво, указывая те пробелы в их стратегии или качественных характеристиках их продукции, которые открывают для продукции, создание которой предусмотрено проектом, реальный шанс добиться успеха. Описывая конкурентов руководитель проекта должен ответить на вопросы кто является крупнейшим производителем аналогичной продукции основные характеристики, уровень качества, дизайн продукции конкурентов и мнение покупателей об этой продукции какой уровень цен на продукцию конкурентов и какова их ценовая политика много ли внимания и средств этот производитель уделяет рекламе Оценка финансовых ресурсов Финансовые ресурсы организации культуры складываются из нескольких источников.

Для объектов национального культурного достояния основным источником являются поступления из государственного федерального и субъектов РФ и местных бюджетов.

Концентрируемые в бюджетах денежные фонды на поддержание и развитие культуры используются для решения общих задач соответствующей территории и расположенных на ней организаций культуры. Средства бюджетной системы в основном образуются за счет налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц. Кроме того для нужд культуры существуют внебюджетные целевые государственные и муниципальные местные денежные фонды, создаваемые соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления.

Это новое, появившееся с конца 90-х годов, звено финансовой системы, при создании которого использован зарубежный опыт. Однако, в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе бюджетным дефицитом, распыленностью государственных средств по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования средств этими фондами начала проводиться политика включения их консолидация в бюджет.

Наконец, третья составляющая финансовых ресурсов - это финансы самой организации культуры как обособленный денежный фонд, находящийся в его распоряжении и используемый ею для выполнения своих функций и задач. Это звено подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций культуры ст. 50 ГК РФ. Оценка своих финансовых ресурсов чрезвычайно важна для организации культуры. Без анализа поступлений, доходов от основной и коммерческой деятельности, расходов на текущие нужды и на развитие, невозможно составлять ни один проект, требующий финансовых вливаний. При составлении бюджета и бизнес-плана отсутствие оценки финансовых ресурсов организации культуры, делает нереальным прогнозы и исключает участие потенциальных инвесторов и партнеров.

Оценка имущественных ресурсов Имущество организации культуры включает в себя помещения, оборудование, транспортные средства, коллекции и т.п. В организациях культуры, которые являются объектами национального культурного достояния практически нет недвижимого имущества являющегося ее безусловной собственностью. Как правило недвижимость передана организации культуры в оперативное управление соответствующим комитетом по имуществу.

Мемориальные фонды и коллекции передаются музеям Министерством Культуры РФ, которое является учредителем объектов национального культурного достояния. Однако, оборудование и недвижимость приобретенные на собственные средства организации, являются ее безусловной собственностью.

Например, музею-усадьбе Ясная Поляна в оперативное управление переданы мемориальные здания, связанные с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого и мемориальные фонды. Не являясь их безусловным собственником, то есть не имея право продавать и закладывать это имущество, музей тем не менее может и даже обязан использовать их для реализаций своих, обозначенных в учредительных документах, направлений деятельности пропаганда и изучение наследия Л. Н. Толстого. Не могут также быть проданы или заложены без согласования с учредителем МК РФ издательское оборудование и выставочный зал, не представляющие мемориальной ценности, но приобретенные на деньги выделенные учредителем.

Приобретенная же на собственные средства оргтехника является безусловной собственностью музея. Такая градация имущества не является значимой. если имущество используется непосредственно для реализации проекта, однако для обеспечения кредита о чем речь пойдет в части, касающейся позиции потенциальных инвесторов залогом может служить только безусловная собственность организации культуры. Таким образом и преданная в оперативное управление, и безусловная собственность организации культуры одинаково представляет собой имущественные ресурсы, и их оценка является важным фактором для подготовки проекта коммерческого или некоммерческого и составления бизнес-плана бюджета.

Оценка человеческих ресурсов При оценке человеческих ресурсов необходимо прежде всего помнить, что инвестиции делаются прежде всего в конкретных людей, а не в бизнес-план. В случае подготовки проекта, организация должна прежде оценить какими человеческими ресурсами она обладает в настоящий момент, каким образом распределены участие и сферы ответственности между работниками.

Каждый участок работы с точки зрения производительности и мотивации должен позволить работающим оптимальным образом развивать свои способности и обеспечивать эффективность труда. Бизнес-план должен делать упор не на личных характеристиках отдельных представителей коллектива и руководящего состава организации культуры, а на знаниях и квалификации всей команды в целом.

Детальные анкетные характеристики могут быть включены в приложение к бизнес-плану. Прежде всего нужно дать оценку руководителям основных подразделений организации культуры, их возможностям, опыту и особым обязанностям структуре управления и функционирования отдельных подразделений и всей организации в целом квалификации работников текучести кадров и системе набора нового персонала уровню оплаты и системе поощрения системе обучения и переподготовки Выявив сильные и слабые стороны политики организации в области человеческих ресурсов, организация будет готова приступить к кадровому планированию, необходимому для распределения ответственности исполнителей проекта.

Таким образом первая часть бизнес-плана, описывающая должна содержать описание следующих моментов 1. Краткое описание основных направлений деятельности организации культуры как коммерческих, так и некоммерческих, истории организации, прошлых достижений организации как коммерческих, так и некоммерческих, краткую характеристику той отрасли культуры, к отрой относится организация 2. Анализ уже существующих продуктов или услуг, в том числе ответы на вопросы описание основных характеристик продукта или услуги отличительные качества и уникальность продукта или услуги их применение технологии, применяемые при производстве продукции лицензии или патентные права, дающие право заниматься подобного рода деятельностью 3. Анализ уже освоенного рынка или культурного пространства, где распространяется продукт, услуга или ценность, в том числе описание основных категорий потребителей по регионам, социальному, возрастному, материальному признакам, национальной и религиозной принадлежности и т.д. сегменты культурного рынка размер и объемы культурного рынка основных направлений деятельности конкурентов в т.ч. их сильные и слабые стороны 4. Оценка финансовых ресурсов 5. Оценка имущественных ресурсов 6. Оценка человеческих ресурсов 7. Оценка технологических ресурсов.