Экономическая мысль Древнего Востока

Экономическая мысль Древнего Востока. Хозяйственная деятельность людей началась в глубокой древности, и с того времени появляется экономическая мысль о том, как выгоднее вести хозяйство, о богатстве и бедности.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего Древнего Востока На Древнем Востоке уже в IV тысячелетии до н.э. зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения.

Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности. Масштабное участие государства в хозяйственной жизни определило специфику азиатского способа производства чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли ведущая роль в экономике отводится собственности государства неприкосновенность частной собственности. В Вавилонии наибольшую известность имеет сборник законов царя первой вавилонской династии - Хаммурапи 1792-1750 гг. до н.э Он стремился упорядочить социально-экономические отношения в Древней Месопотамии 282 статьи. Наиболее интересными для характеристики экономической мысли Вавилонии являются статьи, в которых отражены защита собственности граждан, правила аренды, найма и ростовщичества, чтобы сильный не притеснял слабого. В законах предусмотрены различные формы государственного регулирования и контроля экономической деятельности населения.

Важное значение для истории экономической мысли имело древнекитайское учение Конфуция 551-479 гг. до н.э Конфуций считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей.

Регламентация патриархально-семейных отношений - основа стабильности общественного строя.

Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей. Этические нормы, провозглашенные Конфуцием, способствовали укреплению патриархальной семьи и клана сородичей, а вместе с тем и общественного строя Китая. Основным источником для изучения хозяйства и экономической мысли Древней Индии является трактат Артхашастра, написанный Каутильей конец IV в. до н. э. Трактат посвящен артхе - материальной выгоде приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т.д. Внимание концентрируется на царском хозяйстве и экономической политике государя.

Целью правильного управления является рост государственного богатства, которое складывается из результатов труда населения, поэтому расходоваться должно на общественные нужды поддержание ирригационных сооружений, строительство дорог и т. д. Рабство признается естественным явлением для накопления богатства. Основной целью политики государства является пополнение казны с помощью налогов и борьбы с хищениями казенного имущества.

Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. Итак, в трактате отразились практические познания в области ведения хозяйства и даны общие рекомендации по управлению идеальным государством. Бесценным источником для изучения хозяйственной жизни в Древней Палестине является Библия, которая отразила в мифологической форме историю жизни древних евреев и других народов Палестины.

Справедливость означает признание прав на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых. Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей в соответствии с заповедями Бога - по отношению к ближним родственникам, бедным, сиротам, наемным работникам и рабам. Человек не хозяин своей земли, скота и прочего имущества, а управляющий этими земными благами, которые принадлежат Богу. Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения, задерживать плату за труд наемного работника, обмеривать и обвешивать.

Требовалось периодически прощать долги, отпускать на волю рабов, продавших себя в рабство из-за нужды, возвращать заложенную в долг землю. Запрещалось наносить увечья рабу, притеснять вдов и сирот. Если при соблюдении всех этих заповедей человек становится богатым, то это является воздаянием за праведность и справедливость. Такое богатство было знаком божьего благословения. 2.