Платон о государстве

Платон о государстве. Возникновение государства Платон связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и с обменом.

Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждаются Оно возникает из нужд человека никто не может сам удовлетворить всех своих нужд Мы берм себе одного помощника для одной цели, другого для другой, и когда все эти сотоварищи и помощники собраны в одном месте, то всю группу обитателей можно назвать государством. Они обмениваются друг с другом с той мыслью, что этот обмен будет им ко благу Мыслители Греции.

От мифа к логике Сочинения. М 1998. стр.142- говорил Платон. Платон, в сущности, определял государство как особую форму поселения людей, которая возникает из необходимости взаимопомощи, удовлетворения потребностей в пище и жилье, защите населения и его территории, поддержания порядка внутри самого поселения. Таким образом, государство и общество, у Платона пока еще не различаются. Государство может существовать длительное время, в том случае, если оно основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение.

Платон уделил особое внимание деньгам, но, по-моему, так и не понял их сущности. Платон отрицательно относился к функции денег в качестве сокровища. Деньги имеют две функции меры стоимости и средства обращения. Они должны служить только для обмена. Платон требовал запретить куплю-продажу в кредит, т.е. выступал против использования денег как средство платежа. Платон считал, что горожан надо наделять земельными наделами, но их имущество не должно быть чрезмерным.

Если стоимость имущества превысит стоимость надела в 4 раза, то излишек подлежит передаче государству. Запрещаются также ссуды под проценты и покупка товаров в кредит. Закон должен устанавливать пределы колебания цен. Именно в таком государстве, где выполняются эти правила, не будет ни богатых, ни бедных. Наиболее значимым для нас стал труд Платона, посвященный государственному строю. Подробно он занялся рассмотрением государственного строя в 8 книге Государства.

Главная причина порчи общества, а вместе с тем и государственного строя заключается в господстве корыстных интересов. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания корыстных интересов в их строе. 1 Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты совершенного строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ.

Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и при участии жен спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии. 2 Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых правящий класс и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию. 3 Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы тирании. 4 Тирания.

По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана.

Таким образом, можно сказать, что Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы 1. Приемлемые государственные формы 2. Регрессивные, упадочные формы В диалоге Законы Платон писал Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги См. Энциклопедический словарь юного историка.

М 1993. Стр.118.