Генезис прямых налогов в зарубежной практике

Генезис прямых налогов в зарубежной практике. В Пятикнижии Моисея сказано и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу.

Итак, первоначальная ставка налога составляет 10 от всех полученных доходов. По мере развития государства возникла светская десятина, которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. В древнейшие времена в Египте взимался поземельный налог, причем он достиг сложного развития и отличался высокой точностью.

Во времена Страбона в Египте существовали два нилометра, посредством которых производились наблюдения за уровнем воды, лежавшие в основе расчета будущего налога. За XII веков до Рождества Христова в Китае, Вавилоне, Персии уже известен поголовный, или подушный, налог. В Древней Греции в VII-IV вв. до Р.Х. представители знати, закладывая основы государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В древнем мире имелось и серьезное противодействие налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин отличается тем, что не должен платить налогов.

Личные налоги считались носящими на себе печать рабства, и некоторые полноправные граждане полагали их унизительными для себя. С неохотой признавали они и налоги с имущества. Афиняне готовы были вносить добровольные пожертвования, а дань они предпочитали получать с побежденных врагов, а также со своих союзников. Некогда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно. Так было, например, в Сицилии, когда она в 227 г. до Р.Х. стала провинцией Рима. В целом в римскую казну провинции, как правило, платили меньше, чем своим прежним властителям. Но они несли расходы на содержание местной администрации, строительство общественных зданий, дорог и т.д. В таких римских провинциях, как Испания и Македония, важным источником доходов стали десятинные налоги с рудных и соляных копей.

Что представлял собой провинциальный ценз в Римской империи? Сведения о землевладении в Иудее, например, содержали в себе наименование отдельного подворья, к какой общине оно относится и в каком угодье находится, кто является его двумя ближайшими соседями количество моргенов пахотных угодий, которые могут быть засеяны в ближайшие десять лет сколько на участке имеется виноградных лоз сколько моргенов земли и сколько деревьев насчитывают оливковые плантации сколько моргенов лугов будет скошено в ближайшие десять лет сколько приблизительно моргенов земли отводится под пастбища сколько моргенов земли приходится на лесные угодья, способные давать деловую древесину пол и возраст всех членов семьи.

Владелец земли был обязан оценить все сам. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. При императоре Диоклетиане 239-313 устанавливается промысловый налог. Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги на строительство флота, на содержание воинских контингентов и пр. Надо отметить, что обилие налогов отнюдь не привело к финансовому процветанию Византийской империи.

Наоборот, следствием чрезмерного налогового бремени стало сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства. Многие стороны современного государства имеют свои истоки в Древнем Риме. Проследим за развитием там налоговой системы. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности.

В мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком. Определение суммы налога ценз проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.

Как видим, еще тогда закладывались основы декларации о доходах. 3.