рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Научные принципы менеджмента в самодеятельном туризме

Работа сделанна в 2003 году

Научные принципы менеджмента в самодеятельном туризме - Дипломная Работа, раздел Экономика, - 2003 год - Формирование общественно-государственной системы управления туризмом на местном уровне на примере самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма в Томске и Томской области Научные Принципы Менеджмента В Самодеятельном Туризме. Управлять Самод...

Научные принципы менеджмента в самодеятельном туризме.

Управлять самодеятельностью и самоорганизацией? Как это возможно? Как и в западной литературе по управлению для обозначения одного из видов социального управления людьми и технологиями в условиях экономических отношений в работе применим термин менеджмент. Но зададимся вопросом насколько применимо управление в той социокультурной области общества, где потребности граждан и их организаций, учреждений удовлетворяются в самотворчестве, и лишь попутным продуктом является информация и документы.

Ссылаясь на работу В.Хиценко Новый подход к менеджменту , Л.И Рудич в работе Менеджмент социально-культурной сферы 4 предлагает понимание сути менеджмента как вида человеческой деятельности с позиций идей синергетики, где в основе идеи лежит принцип так называемого эволюционного менеджмента.

Наряду с существующим однонаправленным причинным мышлением по схеме вход - преобразование - выход, подкрепленным могучим арсеналом кибернетики и системотехники, существует другая ветвь кибернетики, акцентирующая внимание на автономии сложных систем, поведение которых определяется не столько входным сигналом, сколько структурой внутренних связей и практически не зависит от внешней среды. Ему присуще особое понимание проблемы управления.

Оно дополняется теорией познания и автопоэзиса У.Матураны и Ф.Варелы. Её основная мысль заключается в том, что живые системы автопоэтичны, т.е. способны сохранять взаимные связи самоорганизующихся процессов. Реакция такой системы на то, что наблюдатель со стороны считает входным воздействием, определяется в основном структурой её внутренних связей. Эти связи меняются под воздействием среды, но в пределах, обусловленных сохранением организации, и поведение системы при одних и тех же входных сигналах может быть совершенно различным.

Эта автономия живых систем к таким в социальном управлении 5, с.178 относят и социальные системы, называется операционной замкнутостью. Эти идеи, указанный автор, применяет к социальной системе и приводит в качестве примера координации сотрудничества людей экипаж небольшого корабля, коллектив библиотеки или оркестр диксиленд. Известно, что координацию сотрудничества людей можно осуществлять двумя путями 1 командами и инструкциями в иерархической структуре 2 путем самокоординации на основе практики правил, частично регламентирующих их деятельность.

Очевидно, что коллектив диксиленда способен работать более успешно за счет того, что он способен обработать больше информации, свободнее действовать в непредсказуемых ситуациях, меняя структуру внутренних связей в ограничениях, накладываемых организацией, т.е. не меняя правил игры. В этом примере мы наблюдаем спонтанные самоорганизующиеся и самосохраняющиеся порядки, возникающие при взаимодействии множества, иногда тысяч индивидуумов, которые действуют, следуя своим индивидуальным целям, но которые поступают в соответствии с правилами, которых они могут в полной мере даже не осознавать.

В результате создается порядок взаимоотношений, которого они не знают во всей полноте, и назначение которого - сохранение и выживание порядка. Рудич предполагает, что сложные системы выживают потому, что мы не пытаются контролировать их централизованно. 1.3. Синергетический подход в управлении.

В современной литературе активно формируется синергетический подход к изучению и управлению сложных социальных системах. Л.И Рудич 4 рассматривает синергетику как средство современного менеджмента. Здесь синергетика предстает как новое направление научных исследований эволюционирующих структур, объясняющая на моделях многие парадоксальные явления самоорганизации. В результате возникает целая серия новых парадоксальных идей, образов и представлений, по сути дела, философско-мировозренческого характера.

По-видимому, есть основания говорить о становлении некоего нового - синергетического - видения мира мира, в котором должна быть определенная доля хаоса и разрушения. Далее, задача моделирования и предсказания, указывает Рудич, является, по сути, задачей определения возможных путей развития, эволюции сложных систем. Оказывается, что управляющее усилие должно быть не энергетическим, а правильно топологически организованным.

Не вложенная энергия, не интенсивность воздействия, а его топологическая конфигурация, симметричная архитектура наиболее существенны. Слабые, но правильно резонансные воздействия на сложные системы являются чрезвычайно эффектными. Удивительно, что эта особенность сложной организации была угадана ещё тысячелетия назад основателями даосизма Лаоцзы и выражена в вечно озадачивающей нас форме слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, недеяние есть самое сильное действие.

В основе процесса структурирования в самом общем виде лежит взаимное соревнование двух противоположных начал начала, наращивающего неоднородности в непрерывной среде источника энергии, информации и т.п и диссипативного начала, стремящегося стереть, рассеять эти неоднородности. Рассматривая менеджмент как динамическую систему уточним применяемые в исследовании понятия. С точки зрения воздействия на систему процесс менеджмента включает такие понятия 4 изменение - возникновение новых элементов, связей или отношений или исчезновение ранее существовавших, развитие - рост разнообразия системы, дифференциация, обогащение и усложнение составных элементов системы.

Вывод Управленческие структуры и их представители, вооруженные синергетическими представлениями, возможно, более успешными в своей деятельности. Если туристские объединения, впрочем, как и туристские предпринимательские структуры объединения, действуют на основе самоорганизации, то для целей управления стоит ответить на вопрос нуждается ли самоорганизация в управленческом обеспечении? Анализируя актуальные направления развития организационных структур, Светлана Сивова, к.ф.н 1 обратилась к практическому аспекту проблемы каким образом можно в формальных организациях генерировать самоорганизующиеся структуры? Как и нас, автора интересовали не любые случаи самоорганизации, а только те, когда профессиональные по должности управленцы целенаправленно выращивают самоорганизующиеся формы как структурные единицы организации и обеспечивают их существование, а также именно управленческое обеспечение таких процессов, т.е. роль управленцев в развертывании самоорганизующихся начал. Нужно ли организовывать самоуправляющиеся структуры? Ответ дается положительный.

Время организованных организаций прошло основная компетенция менеджера заключается в осознании важности самоорганизации и всемерном стимулировании её Шрайэгг Г Носс К. Изжила ли себя организационная структура? Проблемы теории и практики управления 1994 4 В этой фразе на уровне вербализации выражена одна из сложнейших проблем данной темы - соотношение целенаправленного организующего воздействия и самоорганизации.

Традиционный вопрос - насколько вообще возможно в одну упряжку впрячь коня и трепетную лань ? Если структуры создаются в результате целенаправленной деятельности формальных лидеров, то будет ли такие образования самоорганизующимися? Для решения проблемы нужно определиться с пониманием самоорганизации в социальной и социокультурной среде, что будет близко к предмету изучения данного исследования. Автор сформулировал то рабочее понимание, которым можно руководствоваться при анализе практики управления сложными социальными системами.

Итак, какие признаки свидетельствуют о самоорганизующемся характере систем? Во-первых, речь идет о самоорганизации как разновидности процесса организации, упорядочения, приводящего к возникновению определенного качества связей между явлениями.

Во-вторых, нужны относительная автономность, самоподдержание и активность. Но эта сторона вопроса вызывает трудности.

Ведь абсолютно автономных явлений не существует. Всё чем-то детерминируется, инициируется, стимулируется и т.д. В науке имеются разные подходы в признании за системой качества самоорганизующейся. Классический кибернетический подход, акцентируя внимание на управлении, признаёт самоорганизующейся ту систему, в которой структурирование управляется изнутри и детерминировано процессом целедостижения. Синергетическая модель не требует цели и обращает внимание на спонтанность возникновения организации, незаданность извне.

В данной статье С.Сизова указывает на то, что самоорганизация в управлении является не самоцелью, а как средство решения проблем. Изучая возникновение самоорганизующихся образований в рамках формальной организации, автор указывает, что таковыми проблемами могут быть, например, недостаточная мобильность организации, появление новых задач, требующих творческого, нестандартного решения, необходимость повышения конкурентоспособности или неудовлетворенность высококвалифицированного персонала рутинным трудом и отстраненность от принятия решений что является одной из типичных причин перехода к бригадной форме организации труда. Здесь было увидено и описывается два варианта - спонтанное формообразование на основе инициативной кооперации сотрудников - целенаправленное образование относительно автономных структурных единиц, управление которыми осуществляется самими их участниками без вмешательства представителей власти.

К первому варианту спонтанное формообразование отнесены клеточно-органические структуры опыт ИБМ , внутрифирменное предпринимательство ко второму - различные самоуправляемые министруктуры они могут называться по-разному, например, межфункциональные команды или группы, комплексные производственные бригады и т.д кружки качества.

Какова же роль штатных управленцев в развертывании самоорганизации? Для Л.И. Рудич 4 важно понимание того, что сложные организационные процессы в социальной организации не зависят полностью от сознательного планирования и управления - одно из важнейших положений теории современного менеджмента.

Он утверждает, что мы можем разрушить систему невежественным вмешательством, ослабляя её самоорганизацию. В связи с этим, приведем некоторые его положения, касающиеся процесса современного менеджмента и управленческого труда и в которых наиболее удачно прослеживается системный и синергетический подходы в управлении.

В науке управления различают понятия управленческая деятельность и управленческий труд. Управленческая деятельность - философское понятие, которое практикуется как активная форма активного отношения к окружающему миру, направленная на целесообразное его познание, изменение и преобразование согласованными усилиями многих людей, а так же интеграцией всех необходимых средств для достижения целей. Управленческий труд толкуется как конкретное выражение данной деятельности занятыми ею профессиональными специалистами и рядовыми работниками. В той или иной мере в него включается каждый человек.

Его отличие от предметно-практических видов деятельности состоит в том, что он направлен на сбор, анализ и преобразование информации. Поэтому управленческий труд близок труду ученого, хотя отличается от него по объекту и средствам. Вместе с тем, управление является одним из наиболее сложных творческих видов деятельности. Оно опирается на теорию, но теорию особого рода не о том, что надо делать, не на свод рецептов, а о том, как применить законы, как ставить вопросы, как находить проблемы, как создавать программы работ.

В управлении должны органично сочетаться объективное и индивидуальное, обоснованное знаниями закономерностей и творчеством. Президент известной японской фирмы Сони Акио Морита в свое время писал, что никакая теория и программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным это могут сделать только люди. Он подчеркивал, что делать ставку на людей надо искренне, порой это потребует большой смелости и может оказаться рискованным делом.

В системе современного менеджмента объектом управления рассматриваются, во-первых, организации, во-вторых, процессы управления как явления, берущие свое начало от человека, его потребностей и целей. Обозначив свои подходы, он сформулировал некоторые основные принципы управленческого труда - динамизм формирования и развития самоорганизующихся и самоуправляемых инновационных элементов систем - децентрализация вертикальных структур и усиление горизонтальных связей, обеспечивающих целенаправленную активизацию деятельности людей в рыночных структурах - гуманизация и социологизация процессов труда в приоритетных направлениях системы менеджмента - ориентация менеджмента не на процессы деятельности, а на конечные результаты - активизация инновационной предприимчивости в целях овладения новыми нишами рынка на основе экономической мотивации труда и конкурсной системы - наращивание потенциала человеческих ресурсов менеджмента для превращения управленческой экономики в предпринимательскую экономику - достижение синергического эффекта посредством преобразования информации, знаний, опыта в производительную силу - организация систематического контроля за состоянием всех элементов менеджмента на базе обратной связи между объектом и субъектом управления - быстрое реагирование на отклонения, как положительные, так и отрицательные, оценивая при этом коммерческие и функциональные результаты работы по организации взаимодействия организации факторы, способствующие как получению результатов, так и факторы, препятствующие успешной деятельности - результативное соединение посредством синтеза во времени и пространстве методов и процессов управления деятельностью организации, управления людьми персоналом и управления связями вне организации для обновления производства - качество работы и продукции в системе менеджмента обеспечивается принципом добровольности, саморазвития и взаиморазвития, групповой деятельности, деловой активности, непрерывности функционирования, массового новаторства и творческого поиска - эффективность менеджмента обеспечивается прежде соединением пяти факторов производства капитала, информации, материалов, людей и организаций, самым главным из которых является человек - человек не только средство для достижения цели, но он сам цель менеджмента.

Эффективно трудиться человека вынуждает не менеджер, а соответствующие создаваемые им условия.

Л.И. Рудич говорит об искусстве управления, заключающемся в том, что менеджер может годами совершать ошибки, которые никто не осознает.

Это искусство представляет собой нечто неуловимое, о чем всегда можно судить лишь по итогам дела. Менеджеры могут демонстрировать прекрасные итоги и в тоже время погубить всю компанию, если они не делают вложений, прежде всего капитала, ради будущего.

Для решения менеджеру сверхзадачи управления социальными системами, недоступными отдельному уму, нужно включить сверхличностные свойства самоорганизующейся системы, уметь распознать и поддерживать эти свойства. Японский феномен на мировом уровне, как и многие авторы, он объясняет кумулятивным воздействием прекрасно мотивированных малых мозгов при умелом направлении и общей оркестровке средних и высших уровней управления.

Светлана Сивова приводит 1 аналитический обзор практики для ответа на вопрос, поставленный в заголовке данной рубрики, и делает следующие обобщения.

Факторы, способствующие развертыванию процессов самоорганизации, условно делят на три крупных блока позиция руководителей готовность рядовых сотрудников органичная включенность в организацию.

Позиция руководителей. Переход даже отдельных элементов на принципы самоорганизации - это существенная инновация, затрагивающая всю организацию в целом. Сама возможность такого перехода напрямую зависит от того, насколько серьезно восприняли руководители эту идею и подключились к её реализации.

Данное условие актуально для любых серьезных инноваций. В нашем случае оно важно, поскольку речь идет о существенном перераспределении реальной власти в организации. Важно, чтобы идеями самоорганизации прониклись руководители всех уровней. Сопротивление и даже просто непонимание низовых руководителей может легко свести на нет активность рядовых сотрудников. Если выключенным окажется средний уровень, то это существенно затруднит коммуникации между непосредственными участниками процессов и генератором этой программы. Если незаинтересованным окажется высшее звено управления, то никто не в состоянии будет выполнять его роль по комплексному преобразованию данной системы.

Одним из первых проявлений преобразования может стать эффект водопада распространение идей о необходимости самоорганизации должно начинаться сверху, с высших административных лиц фирмы и подобно водопаду распространяться на каждый уровень руководства, смывая с него старые, вредные привычки и привычки, прежде чем распространиться на очередной, более низкий уровень руководителей или работников Харрингтон Дж. Х. Управление качеством в американских корпорациях М. Экономика, 1990 С.92 Даются указания, на какого рода информацию нужно опираться и какие идеи необходимо культивировать среди руководителей и рядовых сотрудников для формирования правильного отношения к переменам. ь Следует доказать стратегический статус нового направления развития ь Нужно ориентироваться на длительную и кропотливую работу.

Положительный результат появится далеко не сразу, а только тогда, когда новый характер взаимодействия сотрудников укоренится, наберет силу. На первых порах возможны спады, ухудшение ситуации по сравнению с обычной.

Понимание этого факта должно выражаться не только на словах, но и в корректировке планов, изменениях в оплате труда с тем, чтобы издержки целиком не ложились на рядовых исполнителей . ь Должен делаться акцент на особенностях управляющего воздействия самоорганизацию нельзя ввести приказом, её нужно культивировать, прививать людям вкус к самокооперации при решении служебных задач.

Такой характер управляющего воздействия предполагает и соответствующую культуру взаимодействия с подчиненными - пропаганду, разъяснение, обучение, курирование, консультирование, конструктивное сотрудничество и т.д. ь Нужно формировать адекватное режиму самоорганизации понимание роли рядовых сотрудников и управленцев в жизни организации. Для многих руководителей это может быть непростой задачей, связанной с преодолением собственных устоявшихся представлений о социальной миссии и статусе своей профессии.

Сотрудники - вот главный ресурс, ценность современной организации, управленец же - не господин, а слуга, который, обслуживает своих талантливых подчиненных. Он не спрашивает, что они могут сделать для него как это бывает обычно, он спрашивает, что он может сделать для них, чтобы обеспечить им условия для эффективной работы Мерсер Д. ИБМ управление в самой преуспевающей корпорации мира М. Прогресс, 1991 С.358 Это звучит весьма революционно на фоне преобладающих как у руководителей, так и подчиненных представлений несмотря на то, что на концептуальном уровне поворот обозначился давно в частности, его можно соотнести с переходом от теории человеческих отношений к теории управления человеческими ресурсами. Но такое видение проблемы, как и идея самоорганизации в целом при всей оригинальности и подчас необычности не является надуманным.

Оно выражает глубинные основы феномена организации.

Так, в частности, косвенное признание обслуживающей роли управленцев не отрицающее значимости их работы уже давно существует в организационной теории и практике, в соответствии с которыми при проектировании организации управление никогда не относилось к основной деятельности т.е. такой, при помощи которой непосредственно реализуется миссия организации . ь Следует акцентировать внимание на активной роли управленцев в развитии самоорганизации.

То, что она естественна для человеческих отношений, означает только потенциальную возможность и органичность её для сотрудничества людей, но вовсе не гарантирует, что в каждом конкретном случае она осуществится и приведет к конструктивному решению. Здесь должна проявиться созидательная роль управленцев - нужно суметь высвободить потенциальную энергию межличностного взаимодействия и канализировать её на достижение целей организации. Готовность рядовых сотрудников. Значение этого фактора переоценить невозможно, поскольку самоорганизовываться будут именно сотрудники.

Необходимое условие и одна из причин - высококвалифицированный персонал. Например, ИБМ, практикуя такую форму самоорганизации как клетки, порождающие атмосферу контролируемой анархии, непосредственно строит расчет на том, что высокий общекультурный и профессиональный уровень сотрудников позволит им самостоятельно объединяться для решения служебных задач. Для работы в совершенно новом режиме требуется обучения даже высококвалифицированного персонала.

Организаторов, лидеров и участников самоорганизации на примере японских кружков качества помимо приемам анализа качества социально-психологическим методам правила коммуникаций, ведение дискуссий, способы повышения умения слушать, методы развития творческой инициативы, преодоления трудностей, изменение негативных личностных установок, разрешение конфликтов и т.д. обучают и административным процедурам ведение инструктажа, составление повестки дня, организация работы совещания, ведение протокола, документальное оформление результатов работы. Светлана Сизова обращает внимание на социально-психологическую направленность обучения.

Людей готовят к определенному характеру сотрудничества, кооперации, т.е. к новому качеству межличностного взаимодействия. Уделяя серьезное внимание межличностным коммуникациям на ИБМ обучение искусству общения дополняется техническими и организационными мероприятиями, создающими реальные возможности объединяться сотрудникам разных подразделений и даже филиалов, находящихся в разных странах в клетки в результате интенсивного общения.

Понятно, что подобное общение занимает длительный период и требует соответствующего организационного и материального обеспечения. Это ещё один фрагмент той организующей роли управленцев в деле самоорганизации. Тут нужны реализм и терпение. Поспешность может дискредитировать идею самоорганизации, дав людям почувствовать себя беспомощными, неспособными достигать конструктивных результатов.

Приводится характерная причина неудач кружков качества в США и Западной Европе. Таковой было именно форсирование этапа внедрения кружков и поверхностное обучение. Помимо обучения, т.е. формирования потенциальной способности, необходимо формировать ещё и желание сотрудников участвовать в подобных формах деятельности. Этого можно достичь только за счет комплексной работы по созданию общей атмосферы в организации, способствующей изменению личностных установок.

Отмечается, что такая атмосфера порождается факторами не только социально-психологического, но также организационного и социотехнического характера. Органическая включенность в организацию. Самоорганизующиеся ячейки создаются в рамках существующей формальной организации. Их жизнеспособность зависит от того, удастся ли и эта задача также на плечах управленцев их органично вписать в существующую организацию. Получится ли целостность, не останутся ли новообразования чужеродными.

Предлагается использовать разные каналы для достижения организационной целостности. Во-первых, это канал целевой детерминации. Необходимо наличие актуальных целей, по отношению к которым самоорганизация станет соразмерной, адекватной формой их достижения. Таковы, например, самостоятельное обслуживание участка технологического процесса в комплексных бригадах или реализация собственной предпринимательской идеи в интрапренерстве. Интересный урок преподносит опыт кружков качества. Одной из причин неудач европейских и американских организаций на этом поприще стало смещение целевых акцентов на улучшение отношений с работниками, тогда как смысловой стержень японской модели - интенсификация творческих возможностей сотрудников и эффективное решение проблем качества.

Система организационных ценностей. Роль управленческой культуры в развитии самоорганизующихся структур чрезвычайно высока. Не имея возможности здесь подробно раскрыть этот вопрос, акцентируем внимание только на одном аспекте.

Как сохранить единое социальное пространство организации при самоорганизации её отдельных элементов? Кардинальный путь - формировать и поддерживать общее культурное поле. Именно единые ценностные ориентиры обеспечивают то, что деятельность участников самоорганизующихся структур будет не диссонировать, а гармонизировать с организацией. Формирование культурного стиля должно стать одной из главных забот управленцев. Адекватная задачам модель организационной культуры сыграет роль не только объединяющего поля, но и той питательной среды, на которой может взрасти самоорганизация.

Перестройка формальной подсистемы. Выделены некоторые направления. Первое - создание специальных подразделений, занимающихся проблемами, связанными с функционированием самоорганизующихся элементов. Таковы комитеты по кружкам качества, венчурные группы, курирующие интрапренерскую деятельность. Другое направление - перераспределение полномочий в пользу исполнителей. Чтобы организоваться, сотрудники должны иметь реальную самостоятельность.

Это дает им возможность активно развивать горизонтальные связи - обязательный элемент самоорганизации. Способность решать служенные задачи, кооперируясь по горизонтали, а не вступая в отношения по вертикали - важное проявление субъектности сотрудников в управлении организацией. Степень самостоятельности может быть разной. Так, объем полномочий комплексных бригад варьируется от почти традиционной деятельности непосредственное осуществление технологического процесса до обеспечения таких сложных функций как бюджетно-финансовый контроль, контроль качества, профподготовка и т.д. Режим контролируемой анархии ИБМ обусловливает радикальное использование традиционного принципа делегирования предоставление максимальных полномочий работникам за счет фактически принижения положения линейных руководителей. Это вынуждает таких менеджеров становиться групповыми лидерами, причем их подчиненные получают возможность полностью реализовать свой потенциал, а руководители - по настоящему заниматься управлением Мерсер Д. ИБМ управление в самой преуспевающей корпорации мира М. Прогресс, 1991 С.51 Делаются следующие выводы.

Процессы самоорганизации требуют серьёзного управленческого обеспечения, и, во-вторых, своеобразие того управляющего обеспечения, и, во-вторых, своеобразие того управляющего воздействия, которое необходимо, чтобы, с одной стороны, возбуждать и поддерживать процессы самоорганизации, а с другой - не подавлять их самость. Подводя итоги, выделяются некоторые направления управленческого обеспечения самоорганизации - правильная организация социального пространства - перераспределение задач, делегирование полномочий, развитие горизонтальных связей, обособление свободных от прямого вмешательства управленцев зон - формирование единого культурного поля организации - развитие субъектного потенциала готовность и желания сотрудников. Обеспеченный названными выше факторами процесс реализации субъектного потенциала на соответствующем образом организованном социальном пространстве и будет собственно самоорганизацией.

Самоорганизация в культуре.

Рассматривая в дальнейшем практические вопросы управления в самодеятельном туризме, мы должны понимать, что управленческие структуры сами являются неотъемлемой частью единого культурного поля сообщества самоорганизующихся организаций.

Качество управленческих решений менеджеров-управленцев в этой части социокультурной среды человеческого общества будет зависеть и от представлений управленцев о законах развития культуры, о процессах самоорганизации в культуре.

Л.И. Рудич в связи с этим указывает на необходимость перевода основных понятий, идей и мировоззренческих следствий синергетики на язык мировой культуры, соотнести их с философскими воззрениями, с символикой мифологии и религии. Через синергетику же оказывается возможным соединение двух взаимодополнительных способов постижения мира - постижение через образ и через число 4 . Под самоорганизацией в культуре 5 понимают проявление внутренней способности и возможности культуры реализовать самоосуществляемые процессы своего регулирования.

Отличительная черта этих процессов - спонтанность, самопроизвольность, отсутствие рационального единого начала. Анализ самоорганизации в культуре основан на парадигме синергетики, развивающей идеи самоорганизации сложных систем. Общечеловеческая культура панкультура, а также любые типы локальной, этнонациональной или иной культуры, выступают как сверхсложные, бесконечномерные, хаотизированные на уровне элементов, но упорядоченные на разных уровнях организации социоприродные системы.

Эти системы являются открытыми, интенсивно обмениваются веществом и энергией с окружающей природной средой, используя её ресурсы. Происходит и обмен ресурсами и информацией с другими культурами. Внутренние механизмы формирования структур в культуре подчиняются фундаментальной игре двух противоположных начал рассеивающего, разбрызгивающего фактора кризис, спад активности в той или иной области культурной деятельности и созидающего фактора, наращивающего неоднородность в окружающей среде формирование культурных центров и культурных ареалов, расцвет культуры и т.п Функционирование социокультурных систем корректируется системой прямых и обратных связей, приобретающих положительный или отрицательный для развития этих систем характер.

Отрицательные связи поддерживают сохранение сложившихся структур и отношений положительные обеспечивают восприимчивость системы к новой информации, её обмен энергией с внешней средой.

Соотношение между положительными и отрицательными связями обеспечивает степень устойчивости и изменчивости данной культуры, её рост качественную трансформацию, способность сохранять себя как единое целое, и способностью постоянно обновлять себя. Мера подобной динамической устойчивости для каждой культуры и даже для каждого исторического периода её развития своя, несводимая к какому-либо внешнему шаблону.

Динамическая устойчивость культуры - состояние относительное на конкретном уровне культурных изменений можно видеть, что развитие систем и элементов культуры идет прерывно, дискретно, путем прохождения через кризисные ситуации, которые являются по существу неустойчивыми состояниями. Именно неустойчивость выступает важнейшим моментом в процессе развития культуры, дающим импульс самоорганизации. Нарушение относительно устойчивого состояния является следствием накопления количественных и качественных изменений культурного целого.

После исчерпания возможности адаптивного развития культурной системы и резервов постулат, модификации в системе прерывается линейное развитие и она, пройдя через критическую точку, вступает в состояние неустойчивости, кризиса. Разрешение накопленных противоречий порождает новое качество элементов культуры, их взаимосвязей и структуры и ведет к новому стабильному и одновременно более сложному уровню всей культурной организации.

Новая стабильность культурной системы достигается большим числом типов взаимосвязей её элементов вместе с тем нарушение любого типа этих связей ведет к потере устойчивости системы. Чем сложнее организация культурной системы, тем более вероятна потеря относительной её устойчивости. В целом смена состояний устойчивости и неустойчивости образует динамические циклы в развитии любой культуры Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М. 1987 Волновые процессы в общественном развитии. Новосибирск, 1992 Эти циклы определяются изменением траектории развития, его новым уровнем.

При этом крайне трудно, а в подавляющих случаях невозможно заранее предсказать качественное состояние культурной системы после прохождения ею порогового значения т.н. точки бифуркации её будущее состояние представлено рядом возможных вариантов, реализация которых оказывается зависимой от воздействия всей совокупности факторов, определяющих состояние культурной системы в критической точке. Сложность культуры как самоорганизующейся системы состоит в её двойственной природе культура подчиняется общим закономерностям функционирования больших космических и природных систем, и вместе с тем её динамика складывается под воздействием и в результате рационального действия огромного числа людей, способных осуществлять оценки окружающего мира, производить отбор своих поступков и собственных решений, выбирать варианты развития групповых сообществ.

Все это ведет к значительному усложнению прямых и обратных связей культурных систем, взаимодействия в них традиций и инноваций.

Все более широкое включение человеческого интеллекта в процессы самоорганизации ведет к повышению непредсказуемости развития культуры. Возможность новых вариантов развития как бы порождается в каждой точке культуры, а направление развития зависит от множества субъективных предпочтений и приоритетов. Это создает ситуацию, когда каждое состояние социокультурной системы выступает как бифуркационное. Неотрегулированное, спонтанное столкновение субъективно разумных линий поведения огромного числа людей могло бы привести к социальному хаосу.

Однако в культуре вырабатываются механизмы, которые подчиняют эту индивидуальную спонтанность определенным правилам и тем самым упорядочивают её таковы система законов и правовых норм, государствеенно-административные и иные управленческие регуляторы и др. Именно эти регуляторы концентрируют и представляют в культурной практике общерациональное начало, с наибольшей очевидностью выражающее себя в праве, государстве, армии, системе образования и др. Все эти концентрированные проявления общерационального начала нельзя рассматривать как моменты, противостоящие процессам самоорганизации в культуре.

Хотя деятельность этих институтов не всегда гармонично согласуется со спонтанно развивающимися самоорганизующимися процессами, в целом проявляемое в них рациональное начало выступает в качестве важного составного элемента и дополнительного механизма процессов самоорганизации.

Усиление рациональной основы и расширение масштабов действия механизмов управления приводят к резкому усложнению и в конечном итоге ускорению спонтанных процессов самоорганизации в культуре. Самоорганизация в теории эволюции социальных систем. Анализ социальных отношений позволил впервые сделать вывод о том, что эволюция общественных систем осуществляется в соответствии с принципами самоорганизации неживой и живой Природы. При анализе процессов, идущих в обществе, огромное значение имеют процессы формирования так называемых элитных групп, которые создаются и функционируют во всех сферах общества и способны обеспечить качественное функционирование всех общественных институтов.

Общественные организации, функционирующие на принципах самоорганизации, являются полноправными элементами управления общественными процессами. Институты власти в своей деятельности опираются на эти общественные организации, функции которых могут носить многоуровневый локальный и даже глобальный характер.

В социальных системах, несмотря на их сложность, во многих сферах социальных отношений возможно использование принципов самоорганизации, например, на основе баланса властей на всех уровнях властных структур, баланса полномочий, баланса интересов всех социальных групп общества. В социальных системах со сложной структурой все социальные отношения носят интегрированный характер отношений партнерства и соперничества. Закономерность интеграции по отношению к сложным иерархическим системам свидетельствует о том, что при стихийных процессах эволюции мы можем получить неуправляемую интегрированную структуру - раковую опухоль, которая приведет к гибели социальной системы.

Поэтому процессы интеграции в социальных системах необходимо проектировать с использованием принципов самоорганизации самодостаточности, саморегулирования, самовоспроизведения, саморазвития. Эти принципы обосновываются как принципы высшей демократии и должны быть закреплены в законодательном порядке.

Эти принципы составляют основу эволюции социальных систем, определяют фундаментальный характер демократических отношений. Самодостаточность. В соответствии с этим принципом каждый индивидуум, каждая социальная или общественная группа, стоящая на том или ином уровне иерархии общества, может реализовать свои целевые функции, в соответствии с существующими в обществе ограничениями и законами сохранения общественных ценностей традиции общества, господствующая религия и язык, действующее законодательство и т.д в законодательном порядке гарантируются соответствующие права. Этот принцип обеспечивает каждому члену общества как самостоятельность и индивидуальность в их деятельности, так и самобытность.

В социальных системах самодостаточность проявляется в несколько специфической форме. Очевидно, что в интересах самодостаточности необходимо, чтобы как минимум 2 3 этих функций выполнялись в самой социальной структуре. Это сугубо внутренние функции той или иной ячейки общества.

Они реализуются на основе сугубо внутренних законов этих ячеек. Внутренние функции не прозрачны для внешних систем. Для всех внешних систем, контролирующих и обеспечивающих условия функционирования какой-либо ячейки общества, прозрачны только 1 3 целевых функций системы. Такая прозрачность необходима для формирования единого самосогласованного механизма функционирования общества, механизма синхронизации происходящих в нем процессов. Четкая, юридически значимая граница самодостаточности позволяет рационально организовать взаимоотношения социальных субъектов и политической системы в целом, отчетливо различить врагов, соперников, попутчиков, союзников, друзей, что создает основу для формирования целой гаммы разнообразных и рационально организованных мультидвойственных отношений как с внешним, так и с внутренним миром.

Реализация на том или ином уровне иерархии таких понятий как самоопределение, суверенитет и т.п. без обеспечения соответствующей самодостаточности может стать губительной для соответствующих социальных групп, народностей и т.д. Но и в том случае, если та или иная социальная группа будет обладать самодостаточностью, необходимо учитывать, что попытка этих групп замкнуться от общества в рамках самоопределения, суверенитета и т.п. будет губительной, так как могут быть нарушены интеграционные связи и, как следствие, будет разрушена основа для обеспечения самодостаточности этих групп. Самодостаточность в рамках общества будет самодостаточной только тогда, когда она будет осуществляться не в ущерб общества и не за счет общества.

Саморегуляция.

С развитием демократических и партийных систем, систем сдержек и противовесов, демократия трансформируется, укрепляется, оказывается способной интегрировать способы организации парламентаризм, президентство и т.д С развитием и усложнением политических систем возникает необходимость их гибкой перестройки и реакций на сложные социальные процессы. Возникает всё более осмысленное понимание того, что эти процесс необходимо регулировать.

Возникает демократия участия, предполагающая постоянную дискуссию и инновацию. Это демократия осознанного открытия новых процедур политического саморегулирования и регулирования. Самовоспроизведение. Деятельность индивидуума, социальной группы, общества в целом должно осуществляться в соответствии с данным принципом так, что до тех пор, пока этот индивидуум, социальная или общественная группа будет востребована обществом, до тех пор должны сохраняться условия их воссоздания.

Как только индивидуум, социальная группа исчерпает возможности своей целевой функции и перестанет соответствовать своему предназначению, то условия воспроизведения исчезнут, и принцип самовоспроизведения перестанет работать разрушается баланс интересов и данный тип индивидуумов, специалистов, социальных групп, общественных организаций становится не востребованным на соответствующем уровне иерархии общества. До тех пор же, пока в обществе существует потребность в той или иной социальной группе, до тех пор должны существовать механизмы её воспроизведения.

Для индивидуумов, обладающих определенными знаниями, общественными и профессиональными навыками, большое значение для воспроизведения имеют условия воспитания, образования, опыта работы и конкурсного отбора индивидуумов. Саморазвитие. Самовоспроизведение той или иной части социального общества ещё не означает, что будут обеспечены условия для саморазвития этой части общества. В количественном отношении этот принцип означает наличие соответствующих стимулов к самовоспроизведению.

В качественном выражении, путем трансформации их собственных целевых функций, должны предусматриваться стимулы к переходу соответствующего индивидуума или социальной группы к решению перспективных задач на более высоком уровне иерархии общества. Существует опасность, вытекающая из закономерности интеграции сложных систем, в том, что за счет усложнения мультидвойственных отношений, когда в предельном случае эти отношения устанавливаются по принципу каждый с каждым, демократические институты становятся не эффективными, отношения субординации становятся всё слабее, государство отмирает. Поэтому в современном обществе должны быть созданы специальные органы саморазвития государства и общества, которые будут заниматься системным анализом эволюции мультидвойственных социальных отношений и на основе этого анализа создавать соответствующую законодательную базу, осуществлять прополку избыточных социальных связей, удалять сорняки. Очевидно, что такие органы должны входить в структуру всех самодостаточных социальных образований.

Должны быть в законодательном порядке оформлены условия, обеспечивающие принцип саморазвития тех или иных социальных членов общества, должны быть разработаны инструменты и методы научного прогнозирования спроса и предложения этих членов общества на ближайшую и отдаленную перспективы. Механизмы саморазвития предусматривают мероприятия по профилактике социальных систем и подсистем, удаление не нужных, отживших систем и восстановление, регенерация ослабленных, но важных для систем элементов и подсистем.

Если профилактика будет не эффективной, то в системе будут возникать различные болезни.

По этой причине и механизмы саморазвития будут также работать не эффективно, т.к. своевременно не будет осуществляться чистка, прополка и смазка системы, не будут подготовлены условия для выявления ростков нового и создания стимулов для их развития.

Главная функция саморазвития заключается в естественном или искусственном отборе селекции наиболее жизнеспособных элементов и подсистем. В социальных системах такие жизнеспособные элементы выявляются в результате соответствующего воспитания, обучения и конкурсного отбора. Социальная самоорганизация как условие развития местного самоуправления. В современной социальной мысли социальная самоорганизация интерпретируется как способность населения к социальному взаимодействию на уровне согласования социальнозначимых целей.

Социальная самоорганизация общества - есть результат самовоспроизводства устойчивых структур культурной традиции и коллективной идентичности. Культурная традиция отражает феномен повторяемости, нормативности социального порядка. В российском обществе социальная самоорганизация формируется под влиянием импульсивной социальной адаптации. Особенностью туристского и интеллектуального продукта, вырабатываемого участниками самодеятельного туристского движения, является его нерыночный некоммерческий характер. Это его огромное отличие от туристского коммерческого сектора.

Структуры, продуцирующие компоненты этого продукта, находятся в так называемом третьем секторе экономики. Наше исследование будет не полным без учета особенностей его существования и рассмотрения перспектив развития. И только после мы сможем сформулировать для себя ответы на вопрос, каким же должно быть управление самодеятельным туризмом. Третий сектор экономики, по мнению Артёма Шадрина, сотрудника Института экономических проблем переходного периода, включает в себя организации, не ставящие перед собой целью извлечение прибыли, и отличается от государственного и бизнес - секторов экономики.

Существование третьего сектора экономики обосновано существованием провалов рынка, описываемых, в частности, экономической теорией общественных благ и наличием положительных внешних эффектов социальных расходов. Когда рыночная система оказывается не в состоянии эффективно удовлетворить существующие потребности например, финансирование экологических, научных, образовательных, медицинских, культурных программ, социальной помощи, а государство удовлетворяет эти потребности в недостаточной степени, открывается место перед неприбыльным сектором экономики.

Источниками финансирования неприбыльного сектора служат частные пожертвования, государственные гранты и собственно коммерческая деятельность некоммерческий статус запрещает лишь использование получаемой прибыли на выплату каких-либо дивидендов, и требует направления средств на уставные цели организации. Наличие конкуренции среди организаций третьего сектора резко повышает эффективность работы по сравнению с государственными институтами, что позволяет использовать их потенциал в исполнительной части социальных программ, финансируемых государством.

При этом государству становится выгодно выводить благотворительные пожертвования из-под налогообложения, увеличивая тем самым общий объем средств, привлекаемых для финансирования общественно-значимых направлений, без увеличения общей налоговой нагрузки.

Законодательная поддержка самоорганизации в социокультурной сфере на сегодняшний момент уже находит свое отражение в российских нормативных актах. Самоорганизация стала востребованной, например, в российской Программе развития воспитания в системе образования, где указывается на необходимость развития студенческой самоорганизации общественных организаций и объединений студентов и развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирование молодежных субкультур.

Реализация указанных целей предполагает создание необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др Социальная активность как фактор самоорганизации. В.С. Барулин 26 указывал на взаимосвязь социальной активности общества и социальной активности человека.

Рассматривая воздействие различных сообществ, любого общественного явления на человека, отметим, что оно может быть средством или условием удовлетворения определенных потребностей человека, источником информации, сигналом нарастающей опасности и т.д. Вместе с тем обращает внимание на то, что каждое из общественных воздействий выступает как источник социальной активности, своеобразный импульс социальной энергии. Умножая примеры подобного рода, зададим вопрос, что собой представляет, например, воздействие сообщества на человека, индивида, входящего в его состав? Помимо всего прочего, клубное сообщество - это и в определенной степени оформленный и развитый общий коллективный интерес, сформировавшиеся ценностные ориентации, мощь коллективной инициативы, взращенной именно сплоченностью его членов.

В своем реальном общественном бытии и функционировании сообщество и выступает как довольно мощный источник социальной энергии. И воздействие его представляет собой не что иное, как своеобразное подключение к орбите социальной энергии.

Таким образом, скажем, любое политическое решение, принимаемое в обществе органами управления, также обладает социально-регулятивной силой и в этом смысле является общественным импульсом социальной активности. Идеологический аспект нового мышления в управленческой практике. Идеология обеспечивает категориями и понятиями, с помощью которых обосновываются или отвергаются те или иные политические институты, действия, политический курс и т.д. В обществе может сосуществовать несколько конфликтующих друг с другом идеологических и идейно-политических течений, хотя, как это имеет место при тоталитаризме, бывают случаи, когда господствующая идеология стремится полностью подмять под себя все остальные. Наши предки, страшась мирской суеты, уходили в монастыри, становились отшельниками и т.д создавая тем самым для себя спасительную нишу, в которой они чувствовали себя более комфортно, т.к. в этой нише отношения с окружающим миром были гораздо проще отношений светского общества.

В современных условиях, в условиях сложных отношений невозможно уйти от жизни.

Поэтому такие спасительные ниши необходимо создавать искусственно, с тем, чтобы отношения каждого индивидуума с окружающим миром его сделать более гармоничными. И этим целям может служить определенная идеология, которая будет доводить до сознания и подсознания каждого знания о том, что в нашем сложном мире существуют законы сохранения общественных ценностей и определенные системы ограничений, которые необходимо соблюдать и сохранять.

Тогда каждый индивидуум будет понимать, что он живет в мире, имеющем духовные, физические, моральные, общественные и другие границы, в соответствии с которыми у него будут формироваться принципы разумного эгоизма, своя идеологическая ниша, в которой будет проводиться профилактика болезней его внутреннего мира. Потребность человека в такой идеологии существовала всегда.

Так во всех религиях, религиозных и других сектах заложены принципы профилактики духовных болезней, возникающих в светском мире. Основу для создания внутреннего мира человека с системами самоограничений заключается в знании и правильном использовании законов самоорганизации. Если такая задача будет успешно решена, то и в обществе восторжествуют идеология высшей демократии. Эта идеология может претендовать на роль идеологии построения общества будущего, которое будет строиться не на утопических принципах всеобщего рая, не на религиозных учениях и догмах, не на идеях общества потребителей, а на принципах высшей демократии, на действительно научной основе. История уже знает примеры, когда в основу господствующей идеологии общества закладывались научные основы - теория социализма и коммунизма.

Однако извращенная практика строительства общества привела к тому, что теория коммунизма оказалась утопией, а мировая система социализма оказалась не эффективной. Основное достоинство новых идеологических принципов, вытекающих из принципов самоорганизации материи, принципов высшей демократии заключается в том, что они не определяют названий новым обществам, не вешают на них те или иные ярлыки.

Они раскрывают механизмы гармоничного функционирования высокоорганизованных социальных организмов. Они говорят всем о том, по каким законам природы должно жить общество, чтобы оптимальным образом осуществлять процессы своей жизнедеятельности на основе собственных убеждений. Реализация принципов высшей демократии, основанных на принципах самоорганизации социальных систем, не предполагает самоустранения государства и общества от регулирования социальных отношений, а наоборот, предполагает регулировать эти отношения таким образом, чтобы они осуществлялись в полном объеме, в соответствии с этими принципами.

Глава 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Формирование общественно-государственной системы управления туризмом на местном уровне на примере самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма в Томске и Томской области

На сферу туризма в 2000 году приходилось около 6 мирового валового национального продукта, 7 мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11… В 1995 году туристская общественность нашей страны и города Томска отметила… За эти годы, наряду с развитием классического варианта туризма сформировалось и окрепло новое уникальное движение…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Научные принципы менеджмента в самодеятельном туризме

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Управление и современные социальные технологии
Управление и современные социальные технологии. В своей работе мы будем использовать в качестве ключевых слов термины и словосочетания, получившие общественное признание в законодательных ак

Социальное управление и местное самоуправление в сфере туризма
Социальное управление и местное самоуправление в сфере туризма. в городе Томске 2.1. Эволюция туристского движения в Томске и области, его системы организации и управления. В федеральном зак

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги