рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социально- экономические воззрения Платона

Социально- экономические воззрения Платона - Реферат, раздел Экономика, Проблематика экономической мысли античности Социально- Экономические Воззрения Платона. Платон 42827 347 Гг. До Н.э. Анти...

Социально- экономические воззрения Платона. ПЛАТОН 42827 347 гг. до н.э. античный философ, основатель философской школы, получившей имя Академия, а также платонизма как философского, философско-религиозного и культурного течения.

Ключевое место концепции Платона занимает учение об идеальном государстве. Модель такого исправленного и улучшенного человеческого общества он строит в своем огромном сочинении Государство.

В этом произведении десять частей, или книг, множество действующих лиц. Главное лицо сочинения Сократ. Рядом с ним родные братья Платона Адимант и Главкон, к которым постоянно обращается Сократ и которые создают видимость беседы. Диалог между ними превращается в размышление Сократа об идеальном государстве. Идеальное государство то, которое удовлетворяет требованию справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государства и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках.

Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кто-то в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом. Есть люди, которые от природы наделены разумом, высокой нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы, которые должны управлять государством, создавать законы, править на основе данного им глубокого понимания действительности.

Другим свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержании порядка и спокойствия. Третьи лишены всех этих качеств они должны заниматься ремеслом, пахать землю. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что главный принцип устройства идеального государства разделение труда, т.е. каждый должен заниматься своим делом.

Торговля необходима только потому, что она обслуживает разделение труда внутри города и между городами. Философы и воины не имеют никакой частной собственности и беспощадно караются за хранение золота и серебра. Собственность привилегия крестьян и мастеровых, так как она сама по себе не мешает работать, но губительна для тех, кто предан высоким размышлениям.

В этом идеальном государстве нет единой, замкнутой семьи. Здесь совместные браки, и дети воспитываются на общественный счет, зная, что их общий родитель само государство, которому они преданы с малых лет. По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайно управляют философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших - с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины в пределах касты считаются отцами всех детей, а все женщины общими женами всех мужчин.

Видимо, Платон считал, что все бедствия людей происходят из-за отсутствия общности, постоянных раздоров, отсутствия хорошего начальства. Все это наблюдается во время мира, напротив, во время войны существует и единство, и порядок, и общая цель. Во время войны у людей много общего, и они, благодаря порядку, мудрым начальникам могут добиться того, чего невозможно сделать, живя, как заблагорассудится и занимаясь не своим делом.

Так почему бы не устроить жизнь государства таким образом, чтобы люди всегда жили как бы на войне, но, естественно, не погибали Такой жизнь была в Спарте, которая иногда служила Платону как образец для построения идеального государства. Все государство, безусловно, получит гораздо больше пользы, если плотник останется плотником, а не начнет писать картины. Антииндивидуалистическое государство Платона можно описать следующей цитатой из Законов, выражающей суть тоталитаризма никто никогда не должен оставаться без начальника - ни мужчины, ни женщины.

Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению нет, всегда и на войне, и в мирное время надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям Пусть человеческая душа приобретает навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей, и даже не понимать, как это возможно.

Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более сплоченной и общей. Ибо нет и никогда не будет ничего лучшего в деле достижения удачи, а также победы на войне. Упражняться в этом надо с самых малых лет Надо начальствовать над другими и самому быть у них под началом. А безначалие должно быть изъято из жизни всех людей, и даже животных, подвластных людям. Законы произведение престарелого Платона, умудренного и разочарованного жизнью. Перед нами неторопливая беседа трех старцев, текущая медленно, с повторами, углублением и оттачиванием мысли, строящей законодательство того общества, которое теоретически обосновано Платоном в Государстве.

Проект наилучшего государства в Законах более реалистичен. В нем Платон выступает от лица аристократических кругов античных рабовладельцев. В своем сочинении Платон сформулировал принципы организации новых городов. По его мнению, город должен отстоять от морского побережья на 80 стадий 16 км и лучше, чтобы он располагался на гористой местности подальше от соблазнов торговли. Стоимость одного надела является пределом бедности и не может быть уменьшена.

Наделы нельзя продавать, их можно только передавать по наследству, причем только одному сыну. В центре всего государства должен стоять город, а вся территория разбивается на 12 равноценных по своей экономической значимости частей. Надо следит за тем, чтобы наше государство было не слишком малым и не мнимо большим оно должно быть достаточным и единым писал Платон.

Если в Государстве почти не упоминались рабы, а земледельцы, ремесленники экономически были свободны, то в Законах рабство пронизывает все. Несмотря на то, что Платон уговаривает господ и рабов жить согласно между собой, не нарушая общих моральных устоев, сам факт рабства признается открыто. Без жесточайшего рабства Платон не мыслит своего идеального государства. В Законах власть принадлежит совету старейшин, в расположении которых находятся огромные карательные возможности вплоть до смертной власти.

Человек должен полагаться только на них, а не на свою волю и страсти. Да и какая может быть воля у человека, рассуждал Платон, если все мы куклы, управляемые нитями, которые приводит в движение божественная рука. Поэтому надо ограничить свои потребности, упразднить богатство и роскошь, подумать о пользе общества. Война, которая раньше исключалась Платоном как величайшее зло, теперь выдвигается на первый план и неотделима от действия законов.

Такие строгие законы в государстве нужны для регулирования ремесла. Платон допускал существование мелкой торговли, но свободнорожденные землевладельцы заниматься ей не должны. Крупная торговля с целью наживы им осуждалась. Запрещался ввоз товаров, в которых нет необходимости, а также вывоз тех, которые нужны государству. Все заказы должны выполняться в срок и добротно, изделия реализованы по действительной стоимости, которая исключает наживу для производителя товара. Вопрос о том, насколько хорошо государство Платона, вторичен, важнее то, что это не существующее государство, но его идея. В связи с этим возникает еще одна проблема.

Человек, незнакомый с творчеством Платона и впервые прочитавший трактат Государство, скажет, что Платон создал отвратительное тоталитарное государство, что он был неправ. Современный человек осуждает Платона. Но ведь мы понимаем только свои культурные ценности, мы ценим личность, а все притесняющее ее называем тоталитаризмом. При этом мы не хотим понять, что автор имел совершенно другие понятия о человеческих ценностях.

Не стоит спешить обвинять Платона в тоталитаризме. Тем не менее, надо понять, что в любой, даже самой бытовой ситуации человек имеет право на собственное мнение. Размышления Платона о государстве, в котором все равны перед законом, а больше всего те, кто стоит у власти, так и остались добрыми упованиями. Модель идеального государства это не описание какого-либо существующего строя, системы, а напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть. То есть Платон, говоря об идее государства, создает проект-утопию.

Известно, что Платон пытался реализовать на практике свою идею. Его часто приглашали для составления законодательств в новые города и повсеместно разбросанные греческие колонии. Когда же аркадяне и фиванцы основали свою колонию Мегалополь, город, ставший большим и богатым по преданию обратился за советом не к кому иному, как к Платону.

Философ предложил им свой любимый образец государства. Но когда оказалось, что на всеобщее равенство перед законом устроители нового города не согласны, Платон был вынужден отказаться от своего проекта. Платон, в сущности, создал утопию, его проект не имел шансов быть реализованным. 1.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблематика экономической мысли античности

Экономическая наука как таковая в то время не существовала. Само слово экономика произошло от греческого слова Ойкос - дом. Поэтому… Тем самым создавались благоприятные условия для развития частной собственности на землю, на земельный участок, а…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социально- экономические воззрения Платона

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей
Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей. Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занят

Экономическая мысль Аристотеля
Экономическая мысль Аристотеля. Аристотель 384-322 до н. э великий учный-энциклопедист, основатель своей научной школы, основатель логики как науки, и других наук. По сути, Аристотель был одним из

Экономическая мысль Древнего Рима
Экономическая мысль Древнего Рима. Древний Рим являлся античным государством, в котором рабовладельческие производственные отношения были более развиты, чем в Древней Греции. Территориальная

Экономические воззрения Катона Старшего
Экономические воззрения Катона Старшего. Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком, был Катон Старший 234- 149 гг. до н.э В своем сочинении О земледелии он об

Экономические воззрения Марка Тренция Варрона
Экономические воззрения Марка Тренция Варрона. Известным экономистом-аграрником был Марк Тренций Варрон 116 27 до н. э принадлежавший к сословию всадников. До нас дошли три книги его трактат

Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла
Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла. С I в. н. э. в организации рабовладельческого производства происходили существенные изменения. Упадок средних рабовладельческих поместий интенсив

Труды Гая Плиния Старшего
Труды Гая Плиния Старшего. Современником Колумеллы был Гай Плиний Старший 23 79 н. э Он не написал специального агрономического трактата. Но этот энциклопедически образованный человек создал

Экономические идеи первоначального христианства
Экономические идеи первоначального христианства. Возникшее в Римской империи христианство самая распространенная религия, господствующая до сих пор во многих странах мира. Изучение экономических ид

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги