Экономические воззрения Катона Старшего

Экономические воззрения Катона Старшего.

Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком, был Катон Старший 234- 149 гг. до н.э В своем сочинении О земледелии он обосновывал преимущества сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями экономики и доказывал, что доход от земледелия самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти. Прежде чем покупать виллу, будущий хозяин должен посмотреть, много ли в усадьбе прессов, а также сосудов для хранения земледельческой продукции.

Необходимо, чтобы оборудования было поменьше и чтобы тебе будущему владельцу Авт. не израсходоваться на имении. По мнению Катона, самое лучшее имение должно обладать следующими угодьями виноградником, поливным огородом, ивняком, масличным садом, лугом, хлебной нивой, лесом и т.д. Позднее комментаторы этого места трактата считали, что Катон отобразил шкалу доходности отраслей сельского хозяйства. Это не лишено определенных оснований, поскольку писатель обращал внимание на условия торговли и количество прессов, а на первое место в списке культурных, угодий поставил виноградник, а не масличный сад. Катон был сторонником натурального хозяйства, хотя рекомендовал продавать вообще все лишнее.

Писатель выступал за самообеспеченность поместья, поскольку хозяину любо продавать, а не покупать. Как рачительный хозяин, Катон советует продавать масло, если оно в цене, тем самым предлагая при организации хозяйства выделять доходные отрасли.

Так, на пригородных виллах он рекомендовал возделывать виноград. Однако хозяйственные, советы Катона в отношении коммерции звучат робко. Автор трактата как бы нащупывал, исходя из натурально-хозяйственных принципов, те отрасли земледелия, которые потенциально могли стать коммерческими. Эта противоречивость воззрений Катона на характер организации средней рабовладельческой виллы была очень типична для начала II в. до н. э когда специализация поместий только начиналась.

Катон давал рекомендации и по организации подневольного труда. Каждый раб получал в поместье задание- работу определенного вида и ее объем. Подобные уроки были стандартными и варьировались в зависимости от местности и личных качеств раба. По данным римских агрономов, раб обрабатывал мотыгой от 14 до 34 югера в день, косил 1 югер, пахал по тяжелой земле югер за три дня, а по легкой двое суток. Система уроков позволяла рабовладельцу установить, как шла работа в его отсутствие.

Рабы должны были работать в дождь и даже по праздникам. Катон советовал подыскивать среди рабов надзирателя вилика и ключницу. Вилик должен вести расчет уроков, разбирать тяжбы рабов и наказывать виновных. У хорошего вилика рабы всегда в работе. Он первым встанет с постели и последним ляжет в постель. Вилик должен отчитываться перед хозяином. Работая, он узнает, что у рабов на уме, и они будут покладистее в работе. Катон устанавливал даже сезонные нормы натурального довольствия рабам, рассчитывал норму соли, определял образцы одежды.

Практика ведения рабовладельческого хозяйства показывала, что, непрерывно занимая рабов, необходимо было сокращать и нормы их довольствия. Помимо рабов Катон предусматривал использование работников, нанятых за деньги или долю урожая. Они могли собирать упавшие маслины и виноград, косить сено. Однако вилику давалась инструкция не задерживать наемных работников в поместье более одного дня. Как экономист-практик, Катон пытался установить оптимальные пропорции элементов производства специализирующихся рабовладельческих хозяйств.

По его мнению, оливковую виллу в 240 югеров могли обслуживать 13 работников вилик, ключница, 5 работников, 3 пахаря, погонщик ослов, свинопас и овчар. Катон скрупулезно перечислял весь набор инструментов и предметов домашнего обихода, вплоть до лоскутных одеял рабов. В винодельческом хозяйстве в 100 югеров может трудиться 16 работников. При этом средства производства и предметы быта представлены гораздо шире, чем в других виллах.

Виноградарство было более интенсивным типом агрикультуры. Значительное внимание Катона к набору средств производства и даже бытовых предметов объясняется стремлением автора повысить доходность имения. Пригородное имение, по его мнению, хозяин должен устроить и засадить так, чтобы оно было как можно прибыльнее. Катон первым в экономической мысли Древнего Рима поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена.

Уже в самом начале трактата Катон предостерегает землевладельца от большого оборудования. Катон стремился достичь соответствующего эффекта через регламентацию не только средств труда, но и самого процесса производства. Огромная роль отводилась хозяину поместья, который должен хорошо знать календарь земледельческих работ и все необходимые агротехнические приемы. Таким образом, рентабельность подневольного труда ставилась в зависимость от множества факторов. В трактате Катона просматривается идея видеть рабовладельческое поместье не просто формой натурального хозяйства, а организацией производства с определенной рыночной ориентацией. 2.2