Принципы и особенности Вестфальской международной системы

Принципы и особенности Вестфальской международной системы. Вестфальский мир, достигнутый в 1648 г. ознаменовал собой важный этап в эволюции международных отношений. Подписание Вестфальского мира по окончании Тридцатилетней войны положило начало созданию новой международной политической системы, в основу которой была положена идея национального государства nation-state. Исключительная важность произошедших в середине XVII в. трансформаций состоит в том, что возникла система отношений, основные принципы которой, пусть и с существенными изменениями и некоторыми оговорками, продолжают существовать и функционировать до сих пор. Признание в качестве одного из ключевых принципа национальногогосударственного суверенитета state sovereignty положило началоновой системе отношений, которая впоследствии получила названиеВестфальской, или государственно-центристской модели системы мира. Принцип национального суверенитета предполагал, что каждое государствообладает всей полнотой власти на своей территории.

Этот принцип непредполагал наличия еще какой-либо высшей власти.

В основе идеи национального государства, обладающего суверенитетом, были четыре главные характеристики - наличие территории -наличие населения, проживающего на данной территории - легитимное управление населением - признание другими национальными государствами. При отсутствии хотя бы одной из этих характеристик государство перестаетсуществовать, или становится резко ограниченным в своих возможностях.

Основой государственно-центристской модели мира стали национальныеинтересы, по которым возможен поиск компромиссных решений а не ценностные ориентиры, в частности религиозные, по которым компромиссы невозможны. Суверенные национальные государства, взаимодействовали между собой, образуя систему международных отношений. Ключевыми особенностями возникшей системы международных отношений стало доминирование в ней современных национальных государств обладавших полным суверенитетом, едиными механизмами административного управления, постоянными профессиональными армиями, рациональной в веберовском смысле бюрократией, определенными и международно-признанными границами и т.д своеобразная деидеологизация, т.е. устранение конфессионального фактора как одного из основных факторов политики, а также постепенное формирование баланса сил равновесия сил в отношениях между наиболее сильными европейскими державами или их коалициями.

С Вестфальского мира система международных отношений окончательно оформилась как государство-центристская система.

Главным субъектом международных отношений с этого периода становится суверенное государство. Каждое из государств обладало полным внутренним суверенитетом, самостоятельно определяя собственную форму правления, принципы внутренней организации, отношения с религиозными конфессиями и т.д. и не признавало над собой никакой иной верховной власти.

Постепенно принцип суверенного равенства государств стал общепринятым в системе международных отношений, регулируя поведение государств в отношениях друг с другом вне зависимости от господствующих в каждом из них форм правления и преобладания тех или иных конфессий. Данный принцип постепенно превратился в стержневой элемент современного международного права. Вестфальский мир 1648 г положивший конец Тридцатилетней войне, не привел к коренной перекройке политической карты Европы. Вместе с тем, Вестфальским миром были зафиксированы глубокие сдвиги во всей системе международных отношений.

Только после Вестфальского мира из внешнеполитических целей правительств окончательно исчезли идеологические, связанные с вопросами подавления ереси, спасения души и защиты веры задачи, объективно прикрывавшие стремление определенных политических кругов и социальных сил в Европе того времени к экспорту социальной и политической реакции, к созданию универсальной империи. Одновременно, вместе с фактическим распадом единого европейского лагеря контрреформации естественным образом исчезла необходимость обеспечения противодействия этим стремлениям.

В результате определяющим мотивом деятельности государств на международной арене становится raison d etat, государственный интерес, вне всякой религиозной или иной идеологической оболочки. 2.2