рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СОЦИАЛЬНЫЕ УТОПИИ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО CРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ

СОЦИАЛЬНЫЕ УТОПИИ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО CРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ - раздел Экономика, История развития экономической мысли Социальные Утопии Западно-Европейского Cредневековья. Меркантилизм. В Позднее...

СОЦИАЛЬНЫЕ УТОПИИ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО CРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ. В позднее средневековье XVI-XVII вв. в экономической мысли Европы происходят изменения, связанные с разложением феодализма и развитием мануфактур. Великие географические открытия ускорили этот процесс, сделав торговлю всемирной.

Средневековый купец вырвался на просторы океана и освободился от всякого рода ограничений. Жестокое ограбление колоний ускорило накопление капитала. Аграрный переворот в Англии XVI века, создал благоприятную обстановку для развития капитализма, концентрации капитала, лишение средств производства основной массы населения, возникновение мануфактур. Начинается период буржуазных революций, появляется класс работающих богачей, взявших на себя функции управления. XVI-XVII века стали эпохой перехода феодализма к капитализму, и были насыщены всевозможными противоречивыми чертами сохранение феодальных поместий с их барщинами и оброками, наличие городов с торговлей и промышленными цехами, зависимые крестьяне и свободные горожане, аристократы и буржуа, лишенные средств существования бывшие крестьяне, церковь, сохранение королевской власти и первые ограниченные монархии.

Все эти противоречия и отражаются в экономической мысли позднего средневековья. Выделяются два основных направления, отражающие новые исторические условия 1. Меркантилизм от итальянского мерканто - торговля, который пытается решить проблемы первоначального накопления капитала, и объясняет, что удачнее всего это получается у купеческо-торгового капитала. 2. Социальные утопии, пытающиеся найти новые пути экономического развития и выражающие интересы обезземеливаемого в процессе развития капитализма крестьянства.

СОЦИАЛЬНЫЕ УТОПИИ Специфический признак утопии заключается в ее умозрительности, отрыве от реальности, неосуществимости теми путями, которые предлагают авторы проектов.

Утопос - с греческого несуществующее место. Социальные утопии выражают протест народных масс против умирающего феодализма и нарастающего капитализма дело в том, что и тот и другой доставляли страдание. Пережитки крепостничества и деспотический абсолютизм душили крестьян, а капитализм, приходящий на смену старому строю, означал обезземеливание, экспроприацию. Как бездомный и безземельный бродяга он пополнял ряды наемных рабочих на мануфактурах, становящейся для них капиталистической каторгой, поэтому утопии носили и антифеодальный и антикапиталистический характер, на щит вновь поднимается идея общины.

Классической страной зарождения капитализма становится Англия. В связи с развитием английской суконной промышленности резко возросла потребность в сырье, что повлекло рост овцеводства. В стране шло массовое превращение пашен в пастбища. Милорды расширили практику огораживания - захвата и огораживания общинных земель, в которые входили исконные крестьянские наделы.

Пострадали и крестьяне - копигольдеры, люди лично свободные, но владевшие землей по копиям временно, по средневековым документам, продление которых полностью зависело от лендлорда. Такое огромное число крестьян было разорено и согнано со своих земель, что даже бурно развивающаяся промышленность не могла обеспечить их занятость. Одновременно английское государство установило так называемые законы о бродяжничестве, которые получили в истории название кровавого законодательства. Королевские акты устанавливали для рабочих мануфактур крайне низкую зарплату и лишали их возможности искать других условий найма.

Всякий кто по тогдашним законам признавался бродягой, подвергался истязаниям, членовредительским наказаниям, клеймению, а при повторении - смертной казни. В таких условиях возникает утопическое учение, основоположником которого стал Томас Мор. Он происходит из зажиточной семьи потомственных горожан Лондона.

Две возможные даты рождения 6 февраля 1477 г. или 7 февраля 1478 года. Стал видным королевским судьей, получил прекрасное университетское образование, знаток античной литературы и философии, в 1259 году стал лорд-канцлером. В 1535 году Мор казнен по ложному обвинению в государственной измене. Главным творением Томаса Мора стала его Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия 1516 год. В ней прослеживается влияние Государства Платона, т.е. I варианта идеального государства, в особенности идеи уничтожения частной собственности и общности имущества.

Основное содержание первой книги Утопии составляет критика социальных и политических порядков. Вторая посвящена описанию идеального устройства Утопии. 1. Указывает на конкретные причины, порождающие социальную несправедливость. Что препятствует тому, чтобы каждый был удачлив в жизни? Существует большое число знатных, которые не только сами живут в праздности, будто трутни, трудами других, например держателей своих земель они так же окружили себя огромной толпой праздных слуг, которые никогда не выучились никакому способу сыскать себе пропитание . 2. Гнев Мора обрушивается на дворян проводящих огораживание. Эти ненасытные обжоры вышвыривают держателей с полей и окружают несколько тысяч югеров единым забором. Выступает против капиталистического предпринимательства Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города . 3. Главной причиной социальных бедствий считает частную собственность. Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там едва ли будет когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо.

Он призывает к отмене частной собственности. 4. Симпатии автора Утопии на стороне трудящихся людей скромных, простых и приносящих своим повседневным трудом обществу добра более, чем самим себе. Когда Мор перешел ко второй части своей книги, к изображению идеального общественного строя, он принял все меры, чтобы читатель увидел прямую логическую связь между социальной критикой в первой части и выводами из рассказа об обществе без частной собственности, существующего на острове Утопия . 1. Общественная собственность обязывает всех людей трудиться.

Ликвидация паразитизма праздных надобно изгонять из государства и привлечение всех к труду делали возможным достижение изобилия и полное удовлетворение материальных нужд. Все граждане выезжают на два года в деревни поочередно, для с хозяйственного труда. Постоянным делом каждого взрослого жителя должно быть то или иное ремесло.

В Англии рабочее законодательство XIV-XV в. установило продолжительность рабочего дня с 5-ти часов утра, и до 18-ти часов вечера.

Утопийцы отводят для работы всего 6 часов- остальное время изучение наук, занятия музыкой, и т.д. 2. Материальное изобилие позволит перейти к распределениям по потребностям и сделает излишним денежное обращение, из золота- сосуды для нечистот. Но было бы невозможно изобилие на основе ремесленного труда, свободное общество не приемлет принуждения к труду.

Мор поясняет, что изобилие будет построено на добровольном самоограничении людей. Жители Утопии одеваются скромно, они равнодушны к нарядам. Важна одна цель насколько позволяют общественные нужды, избавить всех граждан от те лесного рабства физического труда - в Англии, подневольный труд, как проклятие божье.

Т.е. ограничить потребности, чтобы ограничить время труда. 3. Предлагает сохранить цеховые отношения, как более справедливые по сравнению с надвигающимся капитализмом хозяин - наемный рабочий. 4. Принципом равенства и справедливости противоречит существование в Утопии рабства. Рабы нужны утопийцам для того, чтобы избавить граждан от тяжелого и грязного труда- убой скота, ремонт дорог.

Рабство служит мерой наказания за уголовные преступления, и средством трудового воспитания. Рабство за преступления, которые в Европе караются смертью . 5. Религия в Утопии очищена от всего, что противоречит разуму- суеверий, вымыслов, басен против католической церкви. ИТОГ Идеализм Мора Уничтожение частной собственности и переход к обществу справедливости посредством разумных реформ просвещенного правителя. Восстания же народа не приносят ничего, кроме вреда.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История развития экономической мысли

Вначале это были лишь фрагменты, части мозаики. Жажда целостной картины - экономической теории - обострилась с зарождением… Во-первых, рынок - единственный известный науке механизм, объективно регулирующий экономическую систему и формирующий…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОЦИАЛЬНЫЕ УТОПИИ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО CРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Наиболее ранние проявления экономической мысли следует искать в истории стран Древнего Востока. Это объясняется благоприятными эк

ДРЕВHИЙ ЕГИПЕТ И ВАВИЛОHИЯ
ДРЕВHИЙ ЕГИПЕТ И ВАВИЛОHИЯ. В период Среднего царства XX-XVIII вв. до н.э. необычайное распространение получило долговое рабство, результатом которого стала гражданская война, сопровождающаяся изби

ЭКОHОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВHЕЙ ИHДИИ
ЭКОHОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВHЕЙ ИHДИИ. Особенности Индии является раннее деление населения на касты. Религиозным долгом и обязанностью шудры является служение брахманам, кшатриям и вайшиям. Дело

ЭКОHОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВHЕГО КИТАЯ. УЧЕHИЯ КОHФУЦИЯ И ЛЕГГИСТОВ
ЭКОHОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВHЕГО КИТАЯ. УЧЕHИЯ КОHФУЦИЯ И ЛЕГГИСТОВ. Наиболее зрелой в истории Древнего Востока оказалась экономическая мысль Китая. Он оказался родиной многих экономических идей. Эконо

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Раннее рабовладельческое общество VIII, преимущественно VII-VI вв. до н.э В начале первого этапа в истории экономической мысли античной Греции нужно выделить пер

ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС V век до н.э. Афины
ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС V век до н.э. Афины. Рабство как основа производства рабы-иноземцы. 2. Торговля, превращение в международный торговый центр. 3. Колонизация как возможность избавиться от излишнего н

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ПЛАТОНА
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ПЛАТОНА. гг. до н.э. Основная задача - выход из кризиса рабовладельческого государства. Его проекты - новое и любопытное явление в истории экономической мысли Греции. 1. Преув

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ. гг. до н.э. Аристотель - сын придворного врача, в Афинах он был учеником Платона, после смерти учителя пробыл три года в Малой Азии, при дворе тирана, в 343 году с

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Средневековая европейская мысль испытывала сильное влияние античности. Особенностью средневековых учений стало участие в их создании като

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ ПЕРИОДА ФЕОДАЛИЗМА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ ПЕРИОДА ФЕОДАЛИЗМА. При Ярославе сыне Владимира появляется первый писанный гражданский устав Правда Русская. Главная цель общежития, есть личная безопасность и неотъемлем

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПРАВДЕ РУССКОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПРАВДЕ РУССКОЙ. Правда Ярослава - 30 год XI века, Правда Ярославичей - 70 год, Устав Владимира Всеволодовича - 1113 год. Центральное место в Правде Русской занимают вопросы эко

ПЕРЕСВЕТОВА XVI в
ПЕРЕСВЕТОВА XVI в. Скудные сведения о личности Ивана Семеновича Пересветова черпаются из его же сочинений. Свой род он возводил к Иноку Пересвету, павшему в битве на Куликовском поле. И.Пересветов,

ТОМАЗО КАМПАНЕЛЛА
ТОМАЗО КАМПАНЕЛЛА. гг. Город Солнца , 1602 год. Жители города исповедуют культ бога Солнца, отсюда и название. 1 . Сама частная собственность порождает самолюбие, лицемерие, скряжничество и грабите

МЕРКАНТИЛИЗМ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕРКАНТИЛИЗМА
МЕРКАНТИЛИЗМ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕРКАНТИЛИЗМА. Само слово- меркантилизм- от итальянского мерканто- торговля, т.е. учение о выгодах торговли, способах ее организации, решениях о внешней и вн

ОСОБЕННОСТИ МЕРКАНТИЛИЗМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕИ
ОСОБЕННОСТИ МЕРКАНТИЛИЗМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕИ. Национальный характер меркантильной системы. Национальный характер зависит от того, что ускоренное капиталистическое развитие было возможно только

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО МЕРКАНТИЛИЗМА
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО МЕРКАНТИЛИЗМА. К XVIII веку Россия окончательно утвердилась как единое государство сформировался единый рынок, товарно-денежные отношения, возникают торговые центры, строятся г

И.Т.ПОСОШКОВ. КНИГА О СКУДОСТИ И БОГАТСТВЕ
И.Т.ПОСОШКОВ. КНИГА О СКУДОСТИ И БОГАТСТВЕ. год Книга имеет в себе изъяснения, отчего содеется напрасная скудость и отчего может умножиться изобильное богатство. Посошков настойчиво проводит

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. У.ПЕТТИ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. У.ПЕТТИ. В ХVII веке в Англии после падения в революции монархии и ее Реставрации в 1660 г. возникает школа экономической мысли, которая выражает интересы класса б

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АДАМА СМИТА
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АДАМА СМИТА. Потребность в дальнейшем рассмотрении, описании экономической жизни, необходимость создания системы экономических знаний порождает новый этап в истории экономическ

ЭКОHОМИЧЕСКИЙ РОМАHТИЗМ. ДАЛЬHЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МЕЛКОБУРЖУАЗHОЙ КРИТИКИ КАПИТАЛИЗМА
ЭКОHОМИЧЕСКИЙ РОМАHТИЗМ. ДАЛЬHЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МЕЛКОБУРЖУАЗHОЙ КРИТИКИ КАПИТАЛИЗМА. Развитие капитализма, связанное с накоплением капитала и концентрацией производства привело с необходимостью к разо

ЗАРОЖДЕHИЕ ВУЛЬГАРHЫХ ЭКОHОМИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ВО ФРАHЦИИ И В АHГЛИИ
ЗАРОЖДЕHИЕ ВУЛЬГАРHЫХ ЭКОHОМИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ВО ФРАHЦИИ И В АHГЛИИ. Истоpическими условиями возникновения новых экономических идей стали пpомышленный пеpевоpот, дальнейшее накопление капитала, следст

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ГЕРМАНИИ ОППОНЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ГЕРМАНИИ ОППОНЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. Начало экономической науке в Германии было положено работами Фридриха Листа 1789 -1846 гг выдающегося ученого и большого патриота, которому

ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ. Идеи социального переустройства как видение лучшего, справедливого общества, существуют в любом обществе у классов, положение которых не устраивает их пре

АHГЛИЙСКИЙ РАHHИЙ СОЦИАЛИЗМ
АHГЛИЙСКИЙ РАHHИЙ СОЦИАЛИЗМ. Представитель социалистических идей в Англии - Робеpт Оуэн 1771 -1858 гг. Он изучает условия тpуда и жизни pабочих. Hа его фабpике не было ни единой стычки pабоч

ФОРМИРОВАHИЕ МАКСИСТСКОЙ ЭКОHОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ФОРМИРОВАHИЕ МАКСИСТСКОЙ ЭКОHОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. Карл Маpкс pодился в Рейнской пpовинции в 1818 г. После победы над Hаполеоном в 1815 году Рейнская пpовинция отходит к Геpмании. Пpисоединение к Геpма

СОЦИАЛЬHОЕ HАПРАВЛЕHИЕ В ГЕРМАHИИ
СОЦИАЛЬHОЕ HАПРАВЛЕHИЕ В ГЕРМАHИИ. Пpиемник новой истоpической школы в Геpмании - социальное напpавление. Пpизнак социальности- возможность pегулиpовать экономику извне. Экономической пpедпосылкой

ФАШИСТКИЕ ЭКОHОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
ФАШИСТКИЕ ЭКОHОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ. Пеpеход капитализма в Геpмании к монополистическому капитализму, а так же классовая боpьба, пpиводят к возникновению новой экономической теоpии. Что такое фашизм? 1.

ВОЗHИКHОВЕHИЕ МАРЖИHАЛИЗМА Маржинал-предельный
ВОЗHИКHОВЕHИЕ МАРЖИHАЛИЗМА Маржинал-предельный. Теория известна под названием Теории предельной полезности и предельной производительности . 60-70е годы IXX века характеризуются высокой производите

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ АВСТРИЙСКОЙ ШКОЛЫ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ АВСТРИЙСКОЙ ШКОЛЫ. Теория предельной полезности. Еще Сэй предлагал определять ценность вещи ее полезностью, т.е. потребительной стоимостью. Карл Менгер вводит в это опреде

А.МАРШАЛЛ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ
А.МАРШАЛЛ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ. Главная работа А.Маршалла Принципы политической экономии 1890 г. оказала огромное влияние на современную экономическую мысль Запада. А.Маршалл был

КЕЙНСИАНСТВО И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ
КЕЙНСИАНСТВО И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ. Экономический кризис 1929-33 гг. вызвал кризис неоклассического направления. Великая депрессия была настоящей экономической катастрофой капитализма. Кризис

ТЕОРИЯ Дж. М. КЕЙНСА
ТЕОРИЯ Дж. М. КЕЙНСА. Джон Мейнард Кейнс 1883-1946гг английский экономист, один из наиболее талантливых учеников А.Маршалла в Кембриджском университете, принадлежал к людям, которым судьбой было пр

ФРАНЦУЗСКИЙ ДИРИЖИЗМ. Ф.ПЕРРУ
ФРАНЦУЗСКИЙ ДИРИЖИЗМ. Ф.ПЕРРУ. В начале 40-х годов кейнсианство проникло во французскую экономическую мысль. Причем некоторые экономисты Г.Ардан, П.Мендес- Франс восприняли теорию Кейнса без каких-

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. В 70-е годы представители кейнсианства и неоклассического направления поставлены перед необходимостью переоценки практических рекомендаций. В этих условиях

Р.ХЕЙЛБРОНЕР О БУДУЩЕМ КАПИТАЛИЗМА
Р.ХЕЙЛБРОНЕР О БУДУЩЕМ КАПИТАЛИЗМА. Разнообразные прогнозы о будущем капитализма выдвигает видный представитель современного институционализма, известный американский экономист, социолог, профессор

ЭВОЛЮЦИЯ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ЭВОЛЮЦИЯ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ. е годы XX века - Чикагская школа. Возглавлял ее Милтон Фридман род.1912г. Неоклассическая программа в Американском варианте, называется американский мо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги