ЭКОHОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВHЕЙ ИHДИИ

ЭКОHОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВHЕЙ ИHДИИ. Особенности Индии является раннее деление населения на касты.

Религиозным долгом и обязанностью шудры является служение брахманам, кшатриям и вайшиям. Дело брахмана- хранение и защита священного писания, кшатрия - управление и война, вайшия - материальное обеспечение брахманов и кшатриев. Наиболее яркое выражение экономическая мысль нашла в Законах Ману, они составлялись на протяжении нескольких столетий Индия I тысячелетие до н.э. и являются сводом благочестивых предписаний, которые приписываются Ману мифическому прародителю людей. 1. Рабство - нормальное явление, и существует семь случаев превращения человека в раба плен содержание или рождение в доме господина покупка дарение передача по наследству в силу наказания.

Допускалось долговое рабство пусть должник уплатит долг даже работой, если он равной или более низкой касты. Рабство выдается за социальную систему, установленную самим богом. В законах Ману говорилось, что для процветания миров Брахма создал из своих уст брахмана, рук- кшатрия, бедер- вайшью, а из ступней шудру, установив обязанности каждого из них. Брахманам он поручил обучение Ведам древнейшие молитвы, религиозные гимны, магические заклинания, раздачу милостыни кшатриям- охрану подданных вайшиям- пастьбу скота, торговлю и ростовщичество а для шудры- только одно занятие - обслуживание этих каст со смирением. Царь призывался ревностно заставлять вайшью и шудру выполнять свой долг, потому что они избегая своих обязанностей, потрясают этот мир. Социальные функции царя определялись очень точно, подчеркивалось, что без царских кар более сильные изжарили бы более слабых, и не стало бы ни у кого собственности, а низшие заняли бы место высших, таким образом все касты были бы разрушены, все законы были бы нарушены, и имело бы место всенародное восстание. Зато там, где действуют наказания подданные не возмущаются. В поучении царю говорилось, что пусть он подчиняет себе живое именно силой и, подобно волку, вырывает добычу.

Экономическая мысль Индии ставила вопрос о государстве. Она допускала самое широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь.

На царя возлагалось дело колонизации окраин, создание новых деревень, переселение избыточного населения, поощрение иммиграции иностранцев, строительство колодцев и резервуаров, ирригационная система, поощрение земледелия, скотоводства, садоводства.

Характерно, что купцы описывались как мошенники, и государю рекомендовалось пресекать вред, который наносят стране Воры не носящие названия воров, т.е. купцы, наемные работники, жонглеры, нищие и прочие мошенники. Царю же предлагалось принимать участие в торговле, предварительно выяснив положение на рынке поощрять купцов ввозящих иноземные товары.

Предусматривался и экспорт царских товаров с целью получения прибыли. Все это показывает, что начали ослабляться натуральнохозяйственные мотивы, хотя они и продолжали доминировать.