Особенности производства ювелирных товаров

Особенности производства ювелирных товаров.

Технология производства это важнейшие факторы, которые влияют на формирование потребительских свойств ювелирных товаров.

Ювелирные товары являются произведениями искусств и создаются художниками-ювелирами. Сначала художник делает эскиз изделия в цвете. При этом он должен выявить и показать своеобразную декоративность и окраску материала для задуманного изделия. Так, бриллиант выигрывает в оправе из белого золота, бирюза в серебряной оксидированной оправе, а жемчуг и аметист в оправе из золота жёлтого цвета.

Учитывают также, что золото более красиво в ажурных работах и проигрывает в массивных изделиях. Чтобы подчеркнуть рисунок и красоту камня в оправе из серебра, его, как правило, оксидируют под старое серебро. После утверждения эскиза художественным советом предприятия изготовляют вручную образец-эталон или организуют серийное промышленное производства изделий. Образец-эталон или три промышленных образца с подвешенными и опломбированными этикетками, техническими описаниями паспортами, плановой калькуляцией и проектом прейскуранта розничных и оптовых цен представляют на рассмотрение и утверждение.

Утверждённый образец-эталон или один промышленный образец опломбировывают и возвращают предприятию для организации или продолжения производства утверждённых изделий. Два других образца также опломбировывают и оставляют на базе драгоценных металлов и камней в качестве эталонов. Каждому утверждённому изделию приписывают шифр. Основными технологическими процессами производства ювелирных изделий из драгоценных, цветных и чёрных металлов являются следующие заготовительные, создание форм ювелирных изделий, отделочные, огранка ювелирных камней, закрепка вставок в ювелирные изделия. 1.3.1. Заготовительные процессы.

Ювелирные предприятия получают от специальных заводов химически чистые драгоценные металлы в виде слитков, прутков, шайб и проволоки, а также отходы драгоценных металлов своего производства опилки, стружки, высечки, мелкие обрезки и др В заготовительных цехах полуфабрикаты проходят определённую обработку, при которой они превращаются в материалы для изготовления ювелирных изделий. Заготовительные процессы состоят из нескольких операций составления лигатуры и её плавки, вальцовки, волочения, ковки.

В зависимости от вида драгоценного металла и пробы будущего изделия составляют лигатуру, т. е. определяют необходимое количество драгоценного металла в сплаве и лигатурные металлы. Для золота лигатурными материалами являются в основном серебро и медь. Плавку лигатуры драгоценных металлов производят в графитовых тиглях в специальных электропечах. Под действием высоких температур атомы металлов освобождаются от внутрикристаллических связей.

При этом кристаллы распадаются, и между ними всё больше образуется жидкого металла. Процесс растворения структуры продолжается до тех пор, пока весь металл из твёрдого состояния не перейдёт в жидкое. Сначала плавят драгоценные металлы, а затем добавляют цветные лигатурные. Когда лигатура полностью расплавится, её выливают в подогретые металлические изложницы. После охлаждения слиток лигатуры уплотняют проковкой специальным молотком.

Слитки лигатуры могут иметь дефекты трещины, поры, плены, неравномерное распределение драгоценных металлов, шлаковые включения и др. В зависимости от профиля и конструкции, будущих изделий слиток лигатуры вальцуют прокатывают или проводят волочение. Вальцовка слитка лигатуры применяется, когда ювелирное изделие необходимо изготовлять из листового материала методом штамповки или из прутков определённой формы и толщины. Этот технологический процесс основан на пластичности лигатуры.

Для этого слиток прокатывают между валками прокатных вальцов. Между вращающимися валками слиток обжимается по высоте, увеличивается его длина. Из полос, прутков и листов без дефектов изготовляют заготовки детали будущих ювелирных изделий. Волочение применяют для получения из сплава драгоценного металла проволоки требуемого диаметра. Для этого перед волочением прутковую заготовку прокатывают до максимального приближенного диаметра проволоки.

Прокатку заготовки проволоки осуществляют в ручных валках, которые снабжены кольцевыми проточками ручьями, соответствующими по сечению форме профиля прокатываемой проволоки. Ковка это изменение поперечного сечения заготовки в горячем или холодном без снятия стружки. Чаще всего ковку слитков заготовки драгоценных металлов производят в холодном состоянии, так как сплавы драгоценных металлов имеют хорошую пластичность.

Из элементов кованых заготовок можно изготовить любое украшение кольца, серьги, броши, булавки и др. 1.3.2. Создание форм ювелирных изделий. Формы ювелирных изделий создают литьём по выплавляемым моделям, филигранью, штамповкой, вытяжкой, выколоткой, монтировкой разрозненных деталей и другими способами. Литьё по выплавляемым моделям современный прогрессивный метод изготовления ювелирных изделий из сплавов серебра и золота. Этим методом получают сложные по конфигурации, тонкостенные отливки ювелирных изделий повышенной точности 4 - 7-го классов, с высокой степенью чистоты до 6-го класса, требующих сложной и трудоёмкой механической обработки при литье обычным способом.

Филигрань, или скань от русского слова скать - сучить, свивать это вытянутые из сплава серебра или золота две-три проволочки, свитые в жгутик, а иногда сплющенные в виде ленточки. Из этой верёвочки или ленточки нарезают детали будущего орнамента изделия колечки, спирали, розетки и др. и щипцами наклеивают и накладывают на узор, нанесённый на бумагу или металлическую поверхность.

Места соединения деталей узора посыпают припоем и подносят к огню. Над огнём газовой горелки под действием высокой температуры бумага сгорает, а припой, расплавляясь, скрепляет детали изделия. В результате получается ажурный от франц. ajour сквозной металлический узор. Иногда его обогащают чернью мелкими напаянными шариками, ювелирными камнями или гладкими металлическими накладками.

Штамповка самый массовый технологический процесс получения плоских деталей заготовок или готовых ювелирных изделий из листов, полос и прутков сплавов драгоценных металлов методом вырубки или выдавливания на специальных прессах. При этом применяют сменные стальные штампы, состоящие из нижней части матрицы и верхней пуансона. Монтировка это соединение деталей ювелирных изделий, изготовленных гибкой, резанием, распиливанием, фрезерованием, штамповкой и другими методами.

Такое соединение производится пайкой, сваркой, клепкой и другими технологическими операциями. 1.3.3. Отделочные процессы. Отделочные процессы обработки поверхности ювелирных изделий повышают их художественную ценность. Шлифование применяют для создания гладкой поверхности изделия с помощью вращающихся бязевых, фетровых или войлочных кругов, с использованием наждака, пемзы или других абразивных порошков. Полирование применяют для создания зеркального блеска на поверхности золотых и серебряных изделий.

Различают полирование вручную, механическое и электрическое. Чеканка это получение сложного рельефного рисунка с помощью чеканов и зубил из листового материала или на поверхности массивных литых изделий ваз, скульптур и др. Гравировка это вырезание рисунков на изделии с помощью штихелей стальных резцов длинной 100-200мм. Чернение очень сложный отделочный процесс. Слитки сплава серебра раскатывают до надлежащей тонкости и придают им соответствующую форму ваз, стопок, подносов и др В гравировальном цехе мастер наносит резцами на поверхность изделия бороздки, штрихи, образующие рисунок пейзаж, портрет, орнамент и др Рисунок покрывают густо-тёмной с синеватым отливом чернью сплавом олова, серебра, меди и серы. На небольшом огне горна чернь плавится и заполняет углубления рисунка, прочно сплавляясь с металлом.

После очистки с прилегающих мест и полировки чётко обозначается рисунок, самые мелкие штрихи, по-особому оттеняя серебро и позолоту. Анодирование анодное оксидирование это получение защитно-декоративной блестящей или матовой оксидной плёнке на поверхности изделий из алюминия и его сплавов.

Получают её путём подвешивания изделий на аноде в электролитической ванне, состоящей из 20 серной кислоты и воды. После пропускания электротока на алюминиевой поверхности образуется плотная плёнка с микропорами. Плёнка обладает высокой твёрдостью и износостойкостью, а поверхность после анодирования может окрашиваться органическими красителями под цвет золота или иным цветом и приобретает красивый внешний вид. Толщина анодированной плёнки от 5 до 20мкм. Раствор красителя, заполняя поры оксидной плёнки, прочно удерживается в них. Гальваническое покрытие золочение и серебрение это создание электролитическим методом защитно-декоративной плёнки на поверхности ювелирного изделия, изготовленного из сплавов серебра или меди. Художественное эмалирование ювелирных изделий ковшей, кубков, подстаканников, блюд, браслетов и др. производят холодными без обжига или горячими стекловидными эмалями.

В зависимости от техники наложения на металлическую поверхность различают эмаль перегородчатую, выемчатую, прозрачную, просвечивающую, со сканью и художественную расписную. Особенно ценится ростовская финифть миниатюрная живопись по эмали на металлической поверхности. 1.3.4. Огранка ювелирных камней.

Огранку ювелирных камней производят на специальных гранильных и шлифовальных станках-полуавтоматах различными металлическими дисками.

До огранки камень тщательно осматривается для установления размера, природной формы, прозрачности и светорассеивания. Процесс огранки подразделяют на три стадии разделку камня на заготовки, собственно огранку и полировку. Распространёнными видами огранки являются следующие. Бриллиантовая огранка применяется для прозрачных ювелирных камней алмазов, рубинов, сапфиров, фианитов и др. При такой огранке верхняя часть камня имеет площадку таблицу в виде правильного многоугольника с тремя рядами граней, спускающихся к рундисте.

Огранка розой голландское гранение одна из старинных форм огранки с XVI в. Она придаёт камню приближенное сходство с бутоном розы и применяется для огранки мелких и плоских алмазов и глубоко окрашенных гранатов. Камни, которые используют для подвесок, например в серьги, кулоны, гранят двойной розой. При этом две розы соединяются своими основаниями, что придаёт камню значительный блеск и хорошую игру. По форме розы бывают овальными, круглыми, втянутыми, грушевидными и др. Ступенчатая огранка таблицей представляет собой систему граней, расположенных рядами в виде ступеней, при этом верхняя часть имеет большую площадку.

Такую огранку применяют для гранения главным образом изумрудов, топазов, аквамаринов или имитаций этих камней из стекла. При огранке клиньями все боковые и угловые грани имеют треугольную форму. Четыре боковые грани комбинируются у каждого ребра верхней площадки таблицы, образуя четырёхгранные пирамиды с основанием в виде трапеции.

Огранки маркиза эллипсоидная, пендолоки, бриолетта, грушей и другие относят к специальным формам огранок. При огранке кабошоном верхней части камня придают плавную выпуклую форму той или иной кривизны. Это одна из первоначальных форм отделки изумрудов, сапфиров, рубинов, бирюзы и других камней, имеющих какой-либо дефект. 1.3.5.