СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ ДЖ. КОММОНСА

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ ДЖ. КОММОНСА. Во главе социально-правового направления в институционализме в конце XIX в. стоял Дж. Р. Коммонс (1862—1945), основными трудами которого являются "Правовые основания капитализма" (1924), "Инсти­туциональная экономика. Ее место в политической экономии" (1934), "Экономическая теория трудовых действий" (1950). Для методологии Коммонса характерно сочетание ряда положений школы предельной полезности и юридической концепции в экономике, сформулированной учеными новой исторической школы в Германии.

Системе экономических взглядов Джона Коммонса присущи две особенности: 1) считал основой экономического развития общест­ва юридические отношения, правовые нормы. Следователь­но, экономические институты (по Коммонсу) - это категории юридического порядка; 2) выражал интересы рабочей аристократии, т. е. только части "среднего класса". Объектом исследования Коммонса являлись институты.

К ним он относил семью, производственные корпорации, торговые объединения, тред-юнионы (профсоюзы), государ­ство. При этом он исходил из неприятия идей о классовой борьбе рабочих, а также стремления сделать систему бизнеса эффективной настолько, чтобы она заслуживала сохранения. Правовой аспект Дж. Коммонс использовал и в выдвинутой им концепции стоимости, в соответствии с которой стоимость товар­ной продукции есть не что иное, как результат юридического согла­шения «коллективных институтов». А к последним он относил союзы корпораций, профсоюзов, политических партий, выражающих про­фессиональные интересы социальных групп и слоев населения.

В своих исследованиях Коммонс соединял теорию пре­дельной полезности с юридической концепцией в эконо­мике. Все пороки капитализма он видел в несовершенстве юридических норм. Это несовершенство приводит к не­честной конкуренции.

Решение этой проблемы он видел в использовании юридических законодательных органов госу­дарства. Коммонс также утверждал, что экономические категории и институты прежде всего проявляются через их юридическое оформление. Он разработал "Теорию социальных конфлик­тов". Суть ее в следующем: общество состоит из профессио­нальных групп (рабочих, капиталистов, финансистов и т, д.). Они заключают между собой равноправные сделки на основе законодательных правил. В процессе взаимодействия эти группы вступают между собой в конфликт.

Последние являются внутренним источником движения общества. Сделки включают три момента: 1) конфликт интересов, 2) осознание взаимозависимости этих конфликтных интересов, 3) разрешение конфликта путем установления соглашения, устраивающего всех участников сделки. В качестве участников сделки все больше участвуют не индивиды, а профсоюзы и союзы пред­принимателей. Роль арбитра берут на себя правовые структуры государства. Но государство — это не только арбитр, но и сила, принуждающая к выполнению принятых по договору обяза­тельств.

В итоге существующий порядок, антагонизм которого правильно охарактеризовал Веблен, сменится не технократизмом, а административным капитализмом. Преодоление конфликтов посредством юридических норм ведет к социальному прогрессу. Коммонс вводит в научный оборот категорию "титул собственности". Он делит собственность на три вида: вещественную, невещественную (долги и долговые обязатель­ства), неосязаемую (ценные бумаги). По Коммонсу, неося­заемая собственность чаще всего является содержанием сделок с титулами собственности.

Поэтому главным объ­ектом исследования Коммонса являются операции по про­даже ценных бумаг (акций и облигаций). По мнению Коммонса, производство не является пред­метом изучения его институциональной экономики. Про­изводство является предметом особой инженерно-политической экономии, лежащей за пределами институцио­нальной экономики. Таким образом, предметом исследования Коммонса яв­ляется сфера обращения, но она рассматривается не как ре­альное движение товаров, а как перемещение титулов соб­ственности, т. е. как юридические сделки.

В результате все развитие капиталистической экономики видится Коммон-сом как ожидание будущих благоприятных сделок. Марксистскому учению о классовой борьбе Дж. Коммонс про­тивопоставлял положение о проведении государством реформ в обла­сти законодательства и создании правительства, представленного лидерами различных «коллективных институтов». Рыночные отношения в современном капиталистическом обществе, по­лагал Коммонс, в силу различных причин могут быть нечестными и несправедливыми.

Сделать отношения обмена честными возможно по­средством установления разумного законодательства и правильного при­менения законов. Он был убежден в необходимости создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополи­зацию экономики. Госу­дарственные правовые решения в рамках экономических реформ, как полагает этот автор, устранят противоречия и конфликты в общест­ве, ознаменуют переход к стадии административного капитализма.

Дж. Коммонс предложил свою периодизацию стадий капиталистического общества. Первоначальной стадией был торговый капитализм. Ему на смену приходит предприни­мательская стадия. Затем следует банковский (финансовый) капитализм и, наконец, административный капитализм. На стадии финансового капитализма возникают крупные объ­единения предпринимателей и профессиональные союзы.

Каждые объединения добиваются привилегий для своих членов. В результате возникает гармония интересов, уси­ливающаяся на стадии административного капитализма. Специальные правительственные комиссии являются вер­ховным арбитром при заключении сделок между коллек­тивными институтами. Свои взгляды на природу коллективных действий Коммонс пытался реализовать на практике, активно сотрудничая с Американской федерацией труда. Под его влиянием в 1935 г, был принят «Акт о социальной защищенности», заложивший основы пенсионно­го обеспечения в США. Юридические (правовые) аспекты «коллективных действий» Дж. Коммонса, равно как анти­монопольные реформаторские идеи в трудах Т. Веблена, нашли реальное практическое применение уже в 30-е гг в период так на­зываемого «нового курса» президента США Ф. Рузвельта. 4.