рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ БУРЖУАЗНОЙ ЭТИКИ

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ БУРЖУАЗНОЙ ЭТИКИ - раздел Экономика, Протестантская концепция культуры предпринимательства Макса Вебера Рациональность Как Базовая Ценность Буржуазной Этики. М. Вебер Особо Подчерки...

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ БУРЖУАЗНОЙ ЭТИКИ. М. Вебер особо подчеркивает, что основным содержанием профессиональной деятельности предпринимателя-протестанта не может быть накопление капитала как такового.

Напротив, истинный капитализм в веберовском понимании связан с рациональной регламентацией предпринимательской деятельности: «Безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капитализму, и еще менее его "духу". Капитализм может быть даже идентичным обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае его рациональному регламентированию» . Главная и сущностная характеристика «духа капитализма» – это стремление к рациональному ведению хозяйства и рентабельности.

При этом деятельность в целом ориентирована не на практические, а на идеальные цели –они подчинена идее спасения через аскетическое мирское служение Богу. Сущностью любой профессиональной деятельности у протестанта является ее рациональный, систематический характер, и этим его трудолюбие отличается от усердия традиционного ремесленника: «Не труд как таковой, а лишь рациональная деятельность в рамках своей профессии угодна Богу. В пуританском учении о профессиональном призвании ударение делается всегда на методическом характере профессиональной аскезы» . Акцент на рациональности деятельности объясняется тем, что верующий в каждом событии своей жизни, в особенности профессиональной, усматривает знаки божественного предначертания, возможность оценить свои шансы на избранность и спасенность.

Поэтому особое нравственное и религиозное значение для протестанта имеет рациональный образ жизни в целом.

Чем больше удач, чем ощутимее и заметнее для окружающих его преуспеяние, чем последовательнее удается придерживаться нравственных заповедей, тем очевиднее милость Божья. Неудачи, поражения, ошибки воспринимаются как признаки богооставленности. Протестант учитывает эти знаки, постоянно подводит баланс «спасенности» и «погибели» как прихода и расхода в бухгалтерской книге.

Рациональная калькуляция распространяется на все события и поступки, на отношения с людьми и с государственными институтами, с внешним миром, а также и на внутреннюю жизнь человека. Таким образом, вся жизнь протестанта превращалась в подобие делового предприятия, она вся рассматривается с точки зрения оценки богоугодности – строжайшая профессиональная аскеза сочетается с аскезой нравственной, бытовой и сексуальной – все направлено на служение Богу, никакие излишества не допускаются.

С точки зрения «личного счастья», традиционного образа жизни и потребительского хозяйства такое самоограничение было иррациональным. Однако с точки зрения протестантских представлений о спасении оно необходимо и представляет собой единственно возможный путь служения Богу и познания своей судьбы. Рациональность как универсальный способ взаимоотношения с Богом определяет и отношение к миру. Оно не допускает вмешательства в жизнь и деятельность людей чувственно-эмоциональных, иррациональных явлений.

Протестантизм в его кальвинистском варианте полностью исключает влияние чуда и магии на судьбу человека. Он даже отрицает церковные таинства как бессмысленную и кощунственную попытку повлиять на божественный промысел. Происходит, по выражению М. Вебера, расколдование мира. В основе «расколдования мира» лежит вера в абсолютную трансцендентность Бога и недоступность для человеческого познания его промысла. Это делает для протестанта невозможным мистическое проникновение в смыслы бытия, поэтому он, в отличие от мистиков, не озабочен «вечными вопросами». Но необходимость быть орудием Бога, преобразовывать мир во славу Его заставляют активно познавать реальные законы природы, и, более того, – применять их знание на практике.

Следствием развития рационального отношения к миру было, в частности, то обстоятельство, что многие выдающиеся открытия и изобретения были сделаны на Востоке, но практическое применение получили на Западе. Конечно, было бы ошибочно сводить духовные истоки развития западного рационализма исключительно к протестантскому сознанию.

Философия европейского Просвещения также утверждала рациональные методы философии и познания мира. Однако мировоззренческие основы этого рационализма были иными: он развивался из оптимистической веры в возможности человеческого рассудка, его способность преодолевать заблуждения, познавать и переустраивать мир на разумных и справедливых основаниях. Рационализму просветителей был чужд суровый пафос абсолютной греховности и ничтожности человека.

Содержащийся в философии просветителей призыв к деятельному переустройству мира, к тому чтобы «возделывать свой сад» (Вольтер) не имел религиозной подоплеки, как в протестантизме. Оптимистической энергии Просвещения не было свойственно жесткое самоограничение в повседневной жизни. Но в контексте протестантской идеологии и морали рационализм приобрел специфические черты, существенным образом определившие сознание буржуазного общества. Так, особенностью суповой пуританской морали стало отрицание всех чувственно-эмоциональных форм культуры.

Музыка, театр, спорт и т.д. с точки зрения рациональной калькуляции образа жизни осуждаются не только потому, что могут ввести в нежелательные непроизводственные расходы, но в первую очередь потому, что способствуют всплескам страстей, эмоциональной иррациональности, нарушающей методичную аскезу. Таким образом, рационализм был плодом не только Реформации, но и всей духовной и интеллектуальной жизни Запада.

Как показывают современные исследования, в тех странах, где протестантский менталитет был особенно устойчив, даже после ослабления массовой религиозности рациональность, методичность, аккуратность, бережливость, высокая культура труда весьма устойчивы как нормы поведения. М. Вебер приводит в качестве образца протестантского сознания и самой последовательной рациональности Б. Франклина, который, хотя и был воспитан в протестантской семье, сам не был религиозен.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Протестантская концепция культуры предпринимательства Макса Вебера

Все яснее осознавались принципиальные отличия не только законов и механизмов капиталистической экономики, но и ее духовных, социокультурных… А. Смит отметил специфику этических и мировоззренческих оснований… Эти мыслители, стоящие у истоков современной теории капитализма, раскрыли с различных мировоззренческих,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ БУРЖУАЗНОЙ ЭТИКИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СПЕЦИФИКА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
СПЕЦИФИКА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. М. Вебер, подобно К. Марксу и В.3омбарту, считает капитализм уникальным историческим явлением, принципиально новой ступенью развития. В «Про

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. М. Вебер подробно проанализировал те специфические мировоззренческие установки, ту картину мира, которую формирует протестантиз

ЛЮТЕРАНСТВО И КАЛЬВИНИЗМ КАК ФОРМЫ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЭТИКИ
ЛЮТЕРАНСТВО И КАЛЬВИНИЗМ КАК ФОРМЫ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЭТИКИ. Особенности протестантских представлений о спасении выразились в учениях различных церквей и сект. Одним из основоположников протестантизма

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ДОЛГ
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ДОЛГ. Понятие долга в протестантской этике абстрактно, не конкретизируется и трактуется широко, как общая необходимость трудиться: «Не бездействие и наслажд

ПРОТЕСТАНТИЗМ И ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
ПРОТЕСТАНТИЗМ И ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. Перед всесильным абсолютно трансцендентным Богом протестантов весь тварный мир представляется несоизмеримо ничтожным, никто из людей не может хоть сколько

НРАВСТВЕННАЯ ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
НРАВСТВЕННАЯ ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. Важнейшим фактором, способствующим становлению капитализма на основе реформаторского религиозного сознания, является признание высокой нравственной ц

ОТНОШЕНИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЭТИКИ К БОГАТСТВУ И УСПЕХУ
ОТНОШЕНИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЭТИКИ К БОГАТСТВУ И УСПЕХУ. Мы уже говорили о значении успеха как знака Божьего благословения. Неудачи и особенно бедность являются, напротив, знаком обреченности на погибе

ДУХОВНЫЕ УСТАНОВКИ НА РАСШИРЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
ДУХОВНЫЕ УСТАНОВКИ НА РАСШИРЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА. Как обращение к Богу в молитве не может иметь конец, так и служение Ему в миру не знает предела. Верующий не может перестать быть орудием Бога. Поэтом

БУДУЩЕЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЭТИКИ ГЛАЗАМИ М. ВЕБЕРА
БУДУЩЕЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЭТИКИ ГЛАЗАМИ М. ВЕБЕРА. М. Вебер в «Протестантской этике» описал духовные факторы становления первичного капитализма на Западе. В этот период именно духовная, религиозная мо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги