Концепции некоторых российских теоретиков кооперации конца

Концепции некоторых российских теоретиков кооперации конца. начала 20 веков. Теория А. В Чаянова явилась вершиной развития теоретических воззрений на сельскохозяйственную кооперацию в России.

Она опиралась на широкую научную базу, большой фактический материал. Идейно наиболее близки Чаянову были сторонники возглавляемого им так называемого организационно-производственного направления: Н. П. Макаров, А.Н. Минин, А.А. Рыбников, А.Н Челинцев и другие. Их взгляды на кооперацию принципиально не отличались от взглядов Чаянова. Но были представители и других течений, в первую очередь это Михаил Иванович Туган-Барановский, о котором мы уже упоминали.

Еще один ученый, чьи взгляды заслуживают внимания - Семен Леонтьевич Маслов. Экономист-аграрник, член партии эсеров, министр земледелия в последнем составе Временного правительства, один из создателей Центрального товарищества льноводов. С первого дня воссоздания Центра сельскохозяйственной кооперации Сельскосоюза (1921 г.) он был долгое время бессменным председателем его совета, много занимался практическими проблемами организации кооперативной системы в Советской России.

Он был также председателем правления Льноцентра, проректором Высшего кооперативного института в Москве. В 20-е годы им опубликовано около десяти работ по крестьянской кооперации; наиболее фундаментальная из них итоговая книга «Экономические основы сельскохозяйственной кооперации. Экономика кооперированного крестьянского хозяйства» (1928 г.) Концепция Маслова интересна тем, что развивал он ее для сельскохозяйственной кооперации, действующей в условиях государственного регулирования экономики.

Это обусловливало новые формы и методы кооперативной работы. Основной задачей кооперации становится не противостояние частному капиталу, эксплуатирующему мелкого сельскохозяйственного производителя, а дополнение государственного, недостаточно разветвленного на этот момент аппарата. Многие экономисты в то время считали, что кооперация перерождается, объединения кооперации становятся прямым продолжением соответствующих объединений государственной промышленности.

С.Л. Маслов пытается разрешить это противоречие разделением центров и союзов, с одной стороны, и кооперативной периферии - с другой. Отстаивая экономическую независимость кооперации, он пытается показать, что огосударствление свойственно лишь ее центральным органам, а первичные товарищества сохраняют свою кооперативную сущность. Стремясь отстоять чистоту кооперативных принципов, С.Л. Маслов во всех своих работах оппонирует складывающейся хозяйственной практике. В отличие от А.В. Чаянова и М.И. Туган-Барановского С.Л. Маслов рассматривал земледельческие артели как высшую форму производственной кооперации в сельском хозяйстве.

Причем эту точку зрения он отстаивал не только в конце 20-х годов, но и в своем докладе на съезде уполномоченных сельхозкооперации по созданию Сельскосоюза в августе 1921г. По его словам, полная производственная кооперация может широко развиваться лишь после того, как частичная кооперация в сфере сбыто-снабженческих и производственных процессов исчерпает свои возможности.

Хозяйственная практика показала обратное: с одной стороны, коллективное земледелие развивалось одновременно с другими формами сельскохозяйственной кооперации, не являясь при этом их завершающей стадией, а с другой стороны, в эволюции современной сельскохозяйственной кооперации (частичной) в мире нет пока границ совершенствования производительных сил отдельного крестьянского хозяйства, По-видимому, коллективное земледелие - это особая кооперативная форма, возникающая при специфических условиях и в определенных крестьянских слоях.

Позиция С.Л. Маслова в отношении земледельческих артелей была наиболее распространена в российской кооперативной среде. Восходит она еще к идеям Н.Г. Чернышевского: первые кооперативные опыты в деревне принимали форму артельного производства. В дальнейшем большинство теоретиков из поколения в поколение видели в коллективном земледелии естественное и неизбежное завершение сельского кооперативного движения. Последовательными приверженцами и исследователями этого направления кооперативного движения были известные народники В.В. (В.П. Воронцов) и Н.В. Чайковский, М. Слобожанин (Е.Д. Максимов), А.А. Николаев, Ф.А. Щербина, В.Е. Зюрюкин, А.В. Меркулов и др. Одним из ярких представителей этого направления является Сергей Семенович Маслов - агроном и общественный деятель конца 19- начала 20 вв. В царское время, преследуемый за приверженность социалистическим воззрениям, он переезжал из губернии в губернию России, изучая крестьянское хозяйство и пропагандируя свой кооперативный идеал.

В основе теоретического построения С.С. Маслова лежит излюбленная идея народников о самобытности российского пути в силу сохранения общины.

Он признает, что общинное землевладение - признак отсталости страны, но в нем заключается особенность и выгода России. Однако общину он рассматривает не как переходную форму, позволяющую миновать капитализм в деревне, а особый фактор формирования специфической социальной психологии крестьянства, его предрасположенности к восприятию артельных идей, несмотря на традиционную крестьянскую привязанность к собственной земле.

Общинные традиции в крестьянской среде на фоне широкой популярности социалистических взглядов и их влияния на все кооперативное движение обуславливали, по мнению С.С. Маслова, тягу крестьян к земледельческим артелям. Интересны размышления С.С. Маслова по поводу сохранения индивидуального хозяйства артельщиков. Артель должна стремиться быть как можно дальше от принудительно-казарменного строя, нивелирующего все склонности личности и уродующую последнюю.

Отсюда индивидуальное хозяйство нельзя запрещать: оно удовлетворяет индивидуальные склонности членов артели, служит подспорьем в домашнем хозяйстве, «создает уют вокруг жилища» и т.д. Отмечает он и определенное противоречие между общественным и индивидуальным производством, но противоречие вполне устранимое. В основу управления артелью должны быть положены четыре основных принципа: Возможно более активное участие всех членов в управлении, коллективность выборных органов, создание контролирующих органов и специализация органов управления по отдельным областям артельной деятельности.

Таковы основные положения российских теорий земледельческих артелей. Несмотря на неудачу большинства практических опытов апологетов этих теорий, их влияние в крестьянской сред было достаточно сильным.