Жизненный путь А. Маслоу

Жизненный путь А. Маслоу. Абрахам Маслоу родился в Бруклине (штат Нью-Йорк) в 1908 г. Он учился на психологическом факультете Висконсинского университета и стал сначала стипендиатом Карнеги в колледже, готовившем преподавателей колледжей, затем профессором психологии в Бруклинском колледже.

В середине тридцатых годов он приступил к работе над тем, что стало основным трудом его жизни, книгой «Motivation and Personality» («Мотивация и личность»), опубликованной в 1954 г. Как пишет сам Маслоу, «мне хотелось синтезировать холистический, динамический и культурный подходы, кото¬рые были столь популярны у молодых психологов того вре¬мени. Я чувствовал глубинную взаимосвязь между этими подходами и воспринимал их как отдельные аспекты единого всеохватывающего целого» (Maslow, 1954). Маслоу при¬ступил к серьезной подготовке этого синтеза: он изучал геш¬тальт-психологию у Карла Вертхаймера и Курта Коффки в Новой Школе Социальных Исследований и обучался психо¬анализу, в том числе и у Эриха Фромма.

Ознакомившись с психоанализом, он продолжил изучение психологии под ру¬ководством Альфреда Адлера.

Он изучал антропологию вме¬сте с Рут Бенедикт и Маргарет Мид и участвовал в экспеди¬ции, занимавшейся изучением индейского племени «Северных черноногих», одного из алгонкинских племен. В 1943 г. он опубликовал две работы: «A Preface to Motivation Theory» («Введение в теорию мотивации») и «A Theory of Human Motivation» («Теория человеческой мотивации»), где сформулировал позитивную теорию мотивации, определяе¬мую им, как «обобщенно-динамическую». Между 1947 и 1949 г. Маслоу оставил академическую карьеру и организо¬вал Maslow Cooperage Corporation, решив заняться собствен¬ным бизнесом.

Тем не менее, он сохранил свои академические связи и продолжал публиковать статьи в научной периодике и в этот период. Вернувшись к академической деятельности, он стал сначала адъюнкт-профессором, затем полным профес¬сором и руководителем кафедры в Массачусетском универ¬ситете Brandeis.

Поздние работы Маслоу приобретают все бо¬лее утопический и даже мистический характер. Подобно Линделлу Урвику, он сформулировал «теорию Z» в ответ на «теории X и Y» Мак-Грегора (см. главу 16). Рен, занимаясь рассмотрением работы Оучи (см. главу 19) и, соот¬ветственно, анализируя различные формулировки «теории Z», пишет: «Там, где Урвик ссылается на Тейлора, Маслоу апеллирует к даосизму; там, где Урвик прагматичен, Маслоу исполнен романтики; там, где Урвик пишет об индивидах в организации, Маслоу ведет речь о.трансцендентных суще¬ствах» (Wren, 1994,р. 375). Абрахам Маслоу умер в 1970 г. 2. Иерархия потребностей Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потреб¬ности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной.

Человек — это животное, постоянно испытываю¬щее те или иные желания» (Maslow, 1943, р. 370). Маслоу оп¬ределяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями.

К ним он относит: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потреб¬ность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доми¬нантная цель монополизирует сознание и определенным об¬разом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения.

Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или от¬рицаются» (Maslow, 1943, pp. 394—395). Основанием этой иерархии Маслоу считает физиологические потребности и, прежде всего, потребность в пище. Вот что он пишет: Вне всяких сомнений, физиологические потребности являются самыми насущными изо всех нужд. Прежде всего, это означает, что для человеческого существа, не имеющего вообще ничего, основой мотивации будут именно физиологические нужды, а не что-то иное. Че¬ловек, лишенный пищи, безопасности, любви и уваже¬ния, естественным образом, прежде всего, будет стре¬миться к получению пищи. Тяга к писанию стихов, желание приобрести автомобиль, интерес к американс¬кой истории, желание купить новые туфли в экстрен¬ных случаях совершенно забываются или становятся второстепенными. Для человека, испытывающего сильное чувство голода, не существует иного интереса, кроме пищи. Он мечтает и думает о ней, он вспоминает ее и стремится к ее обретению Свобода, любовь, чув¬ство общности, уважительное отношение, — все они от¬метаются как мишура, ибо ими нельзя наполнить желу¬док. Воистину такой человек живет только хлебом единым. (Maslow, 1943, pp. 373-374) Маслоу пишет, что в Соединенных Штатах и в других раз¬витых сообществах подобный хронический острый голод яв¬ляется редким явлением.

При этом он отмечает, что люди час¬то принимают за голод наличие здорового аппетита.

И действительно, в развитых обществах столь тяжелые усло¬вия жизни и голодная смерть могут быть, скорее всего, лишь следствием некоей чрезвычайной ситуации.

Естественно, при этом должны удовлетворяться и другие физиологические по¬требности, такие, например, как потребность в воздухе или в воде. Маслоу пишет: Когда нет хлеба, человек действительно живет хлебом единым. Но что происходит с человеческими желаниями в том случае, когда он не испытывает недостатка в хлебе? Тут же возникают другие (более «возвышен¬ные») потребности, которые замещают собой физиоло¬гические нужды и становятся доминирующими.

Когда и они находят удовлетворение, возникают новые (и вновь «более возвышенные») потребности, и так далее. Вот что мы имеем в виду, когда говорим о том, что основные че¬ловеческие нужды образуют иерархию относительного доминирования Доминантными для организма и его поведения являются только неудовлетворенные нужды. Если голод утолен, чувство голода теряет свое значение в системе факторов активности личности. (Maslow, 1943, р. 375) Если физиологические нужды будут удовлетворены, то, по мысли Маслоу, возникнут новые потребности, в данном слу¬чае, потребности безопасности.

Он полагает, что «все, сказан¬ное о физиологических нуждах, может быть — пусть и в не¬сколько меньшей степени — отнесено и к желаниям такого рода. Организм может быть охвачен только ими. Они могут выступать в качестве едва ли не единственных определяющих поведение начал, подчиняющих себе все способности орга¬низма, что позволяет нам в данном случае представить орга¬низм как механизм, стремящийся к обретению безопасности» (Maslow, 1943, р. 376). Маслоу иллюстрирует свою мысль о потребности в безопасности, рассматривая желание защи¬щенности у ребенка и поведение взрослых невротиков или почти невротиков, которые во многих случаях ведут себя так же, как и ребенок, не ощущающий себя в безопасности.

Так же, как и в случае физиологических нужд, он полагает, что «потребности здорового, нормального, удачливого взрослого человека в безопасности в рамках нашей культуры находят достаточное удовлетворение вследствие чего подобные по¬требности не играют активной мотивационной роли. Подоб¬но тому, как сытый человек не чувствует голода, человек, на¬ходящийся в безопасности, не испытывает в этом смысле особого беспокойства» (Maslow, 1943, pp. 378-379). Если и физиологические нужды, и потребность в безопасности удовлетворяются в достаточной мере, то, по Маслоу, возникает потребность в любви, привязанности и в ощущения собствен¬ной принадлежности к некоей общности людей, и весь цикл, описанный применительно к физиологическим потребностям и потребности в безопасности, повторяется.

Так, «человек на¬чинает особенно остро чувствовать отсутствие друзей, воз¬любленной, жены или детей.

Он жаждет чувственных отно¬шений с другими людьми, он пытается занять определенное место в некой группе и активно стремится к достижению этой цели. Он хочет этого более всего на свете и обычно совершен¬но забывает о том, что в ту пору, когда он был голоден, любовь вызывала у него усмешку» (Maslow, 1943, pp. 380-381). В от¬личие от потребности в безопасности и физиологических по¬требностей, потребность в любви, привязанности и принад¬лежности к определенной группе людей удовлетворить в современном обществе гораздо труднее.

Как указывает Мас¬лоу, «невозможность удовлетворения этих потребностей обычно является причиной всевозможных расстройств и бо¬лее серьезных психических патологий» (Maslow, 1943, р. 381). И вновь при достаточном удовлетворении этих потребностей возникают нужды иного рода. Маслоу пишет: Все люди в нашем обществе (за исключением патологи¬ческих случаев) имеют потребность в стабильной, осно¬вательной (и обычно высокой) самооценке, в самоуваже¬нии или в чувстве собственного достоинства, которое должно подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей.

Под основательностью самоува¬жения мы понимаем чувство, которое вызывают некие реальные достижения и соответственное уважительное отношение окружающих Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению чувства уверен¬ности в себе, достоинства, ощущения собственной силы, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире. Невозможность же удовлетворения этих потреб¬ностей имеет следствием появление чувства собствен¬ной неполноценности, слабости и беспомощности. (Maslow, 1943, pp. 382-383) Последней и высшей стадией в иерархии потребностей Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию.

Если фи¬зиологические нужды и потребности в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван.

Музыкант должен тво¬рить музыку, художник — писать картины, поэт — писать сти¬хи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастли¬выми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией она состо¬ит в желании все более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению» {Maslo№, 1943, р. 382). Маслоу с готовностью соглашается с тем, что эта потребность может сильно менять¬ся от человека к человеку. Он вновь подчеркивает, что предпо¬сылкой возникновения потребности в самоактуализации яв¬ляется удовлетворение потребностей физиологических, в безопасности, любви и уважении.

Он пишет: «Людей, удовлет¬воривших указанные потребности [первых четырех уровней], мы вправе назвать, «в основном, удовлетворенными людьми»; и отсюда следует, что мы можем ожидать от них наиболее пол¬ного (и здорового) творчества.

Поскольку «в основном удов¬летворенные люди» в нашем обществе являются исключени¬ем, мы плохо знакомы — и экспериментально, и клинически — с явлением самоактуализации. Его исследование — дело буду¬щего» (Maslow, 1943, р. 385). 3.