Иллюзии зрительного восприятия

Иллюзии зрительного восприятия.

Иллюзиями зрительного восприятия называют возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета, пропорций предметов при определённых условиях их восприятия. 12 То есть оптический эффект заставляет нас обманываться то, что мы видим, не соответствует реальности.

Оптические иллюзии изучали и использовали ещё в древности.

Их применением в моделировании одежды активно занимались в начале XX в. Да и все мы, составляя свой гардероб, нередко интуитивно прибегаем к помощи зрительных иллюзий.

В костюме иллюзии возникают в основном за счёт различных сочетаний форм, фасонных линий одежды, рисунка ткани, цвета, декоративной отделки. Например, вертикальные линии и детали продольные полосы и строчки на одежде, однобортная застёжка, стрелки на брюках, длинный шарф, высокий каблук и т.д. стройнят, подчёркивают рост. Горизонтальные линии поперечные полосы, швы, кокетки, карманы, отделка по низу изделия, ремешки на обуви и т.д напротив, расширяют, полнят.

Деление костюма по горизонтали дробит силуэт, зрительно уменьшая рост или укорачивая какую-либо часть фигуры. Диагональные линии подрезы на одежде, асимметричный вырез горловины, платок через одно плечо и т.д. являются промежуточными между вертикальными и горизонтальными, привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре.

Чем ближе линии к вертикальным, тем больше иллюзия стройности чем более они стремятся к горизонтали, тем сильнее способны расширять. Клетка квадратами обычно увеличивает объём, и чем крупнее рисунок, тем сильнее эффект. Линии, расходящиеся от центра фигуры вверх морской воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака, косынка, спереди завязанная на узелок, расширяют верхнюю часть, сужая центр, талию.

Линии, идущие от шеи вверх волосы, поднятые над висками или зачёсанные наверх, шляпа с отогнутыми полями, создают иллюзию более высокого роста и величия. Линии, расходящиеся от центра вниз, расширяют нижнюю часть и линию талии, уменьшая верхнюю часть фигуры, покрой реглан, юбка и брюки клеш зрительно сужают плечи. Если линии идут от головы вниз шляпа с опущенными полями, распущенные волосы на прямой пробор, то это визуально сокращает рост. Линии, сходящиеся к центру фигуры треугольное декольте на платье плюс широкая юбка застежка жакета или пальто на одну пуговицу, сужают талию, одновременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры.

Эта иллюзия делает женщину более стройной и сексуальной. Волнистые линии рисунок на ткани, рюши, воланы подчёркивают округлости, изгибы тела, а кроме того, добавляют объём. Круги также визуально увеличивают объём и придают очертаниям фигуры округлость. Зрительные иллюзии, создаваемые цветом, способны сильно изменить пропорции тела. Дизайнерам одежды хорошо известно, что в чёрном платье фигура кажется стройнее.

Это связано с эффектом иррадиации от лат. irradio - испускаю лучи - кажущееся увеличение размеров свечных фигур на чёрном фоне по сравнению с черными фигурами равной величины на белом фоне чёрный и тёмные цвета зрительно уменьшают объём, поглощая свет, тогда как светлые, и особенно тёплые, тона увеличивают его. В костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной неконтрастной гамме, человек выглядит болле стройным и выше ростом.

Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и тёмные, то фигура будет казаться ниже и полнее. 14 Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций одежды, меняют представления о реальных размерах фигуры. Например, завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верхнюю часть, тем самым удлиняя ноги. Более длинная верхняя часть позволяет подкорректировать короткий торс. Пропорция 50 50, где верхняя и нижняя части костюма равны, является не самой гармоничной, так как возникает переоценка размеров верхней части фигуры и ноги кажутся короче, чем они есть. Можно изменить представления об истинных объёмах и пропорциях нашего тела, грамотно сочетая и комбинируя в костюме светлые и тёмные цвета, а также различные линии кроя. На этом в основном и строится визуальная коррекция фигуры.

Декор и рисунок. Рисунок, расцветка ткани олицетворяют стиль, создают настроение и формируют впечатление о человеке.

Выбор рисунка многое говорит о вашей индивидуальности, характере и темпераменте. Все геометрические рисунки - полосы, клетки и любые регулярно повторяющиеся элементы - организуют, ритмически упорядочивают плоскость. Полоса выражает некое организованное начало, желание или необходимость следовать намеченному. Очень широкая полоса часто встречается на форме игроков командных видов спорта футбол, регби. Полоса ассоциируется с прямотой, честностью, основательностью.

Узкая полоса связывается скорее с интеллектуальной работой служащие яркий пример упорядоченной деятельности нередко носят костюмы или рубашки в узкую полоску, напоминающую разлинованный бланк. Горизонтальная полоса даёт ощущение широты, спокойствия, стабильности. Сине-белые полосы традиционны в одежде моряков и вызывают в памяти линию горизонта. Такой рисунок используется в одежде для отдыха, прогулок по воле. Клетка, так же как и полоска, олицетворяет организованность, косящую, однако, менее формальный и коллективный характер.

Ткани в клетку используются в одежде для индивидуальных видов спорта гольфа, верховой езды, тенниса. Мелкую и тонкую клетку обычно связывают с аккуратностью и такими видами отдыха, как игра в гольф, рыбная ловля. Крупная клетка ассоциируется с активным времяпрепровождением на воздухе охотой, туризмом, сельским трудом. Не случайно главными приметами стиля кантри англ. деревенский стали клетчатые рубашки-ковбойки, платья и сарафаны, покрывала и пледы.

Особый вид клетки - шотландка. В национальной одежде шотландцев клетка несла информацию о том, к какому клану принадлежит человек. В современном костюме шотландка служит классическим примером свободного стиля с оттенком аристократизма. Кривые линии - волнистые, изогнутые, спиралевидные и пр в противоположность прямым являются воплощением свободы и раскованности. Они ассоциируются с непостоянством, движением, легкомыслием. В них больше женского начала - творческого и интуитивного. Подобные рисунки наряду с цветочными присуши романтическому стилю.

Растительные и цветочные мотивы необыкновенно разнообразны - от натуралистичных до стилизованных и фантазийных. Впечатления, рождаемые ими, неоднозначны и эмоциональны. Деревенский мелкий цветочек, равномерно распределённый по всей поверхности это образ простоты, слаженности, домашнего уюта. Изящные стебли или бутоны причудливой формы настраивают на нечто утончённое, изысканное, таинственное. Рисунок, называемый горох, являет собой соединение свободы и упорядоченности.

В нём много игры, юмора, самоиронии. При этом чем крупнее горох, тем сильнее производимый им эффект. Цветочный и растительный рисунки больше нравятся женщинам. В мужском гардеробе они встречаются редко, в основном в одежде для отдыха. Замечено, что женщины, испытывающие тягу к земле к сельскому хозяйству, например, предпочитают реалистические изображения. Любовь к стилизованным рисункам свидетельствует о развитых эстетическом вкусе и образном мышлении.

Рисунки, имитирующие шкуры животных леопарда, тигра, зебры и т. л напоминают одежду первобытных людей и символизируют природные инстинкты, физическую силу, здоровье, а иногда и агрессию хищника. Эти изображения наполнены энергией, страстностью, стремлением привлечь внимание противоположного пола и очень популярны в одежде стиля секси. Использование символики - мистических, религиозных, эзотерических знаков, иероглифов - имеет такие же древние корни, как и сам костюм.

Заложенный закодированный в них подлинный смысл продолжает работать, даже если трактовка его забыта. Итак, через рисунок в одежде и аксессуарах мы заявляем о себе, своих намерениях, проявляем индивидуальность, иногда вовсе и не задумываясь над этим. Выбирая рисунок для костюма, надо учитывать ряд факторов, позволяющих найти наиболее гармоничное решение образа. Величина, размер рисунка зависят от пропорций, габаритов тела и черт липа, т. е. это вопрос со масштабности фигуры человека и декора.

Например, людям высоким, плотного телосложения, ширококостным или с крупными чертами лица не подходят мелкий орнамент и слишком тонкий рисунок контрастируя с фигурой, они только утяжеляют её. Следует отдать предпочтение среднему или крупному узору занимающему значительное пространство на ткани например, большим цветам или клетке, либо одному но объёмному фрагменту. Напротив, людям изящного телосложения, невысоким или худым, с тонкими чертами лица больше подойдёт рисунок деликатный - мелкий, а также с редко расположенными фрагментами.

Крупные же изображения будут поглощать фигуру, доминировать над ней. Как известно, во всём нужна мера. И не стоит слишком усердствовать, стремясь к идеалу, иначе можно получить обратный эффект всё крупное будет укрупнять, а всё мелкое - дробить и уменьшать. Представьте высокую полную женщину, одетую в костюм из мохера в крупную клетку с накладными карманами и большими золотыми пуговицами в дополнение - массивные серьги, большая сумка-баул и обувь на толстой платформе.

Не правда ли, фигура смотрится чересчур громоздкой. В этом случае, чтобы выглядеть элегантно, достаточно несколько крупных, броских деталей рисунок на шейном платке, фурнитура к простому гладкому платью или однотонному костюму. Необходимо помнить и о сочетаемости различных рисунков. Правило соподчинённости главного и второстепенных элементов в ансамбле как и чувство меры диктует следующее деталь, являющаяся акцептом, доминантой костюма, должна выделяться и выразительностью рисунка по сравнению с более нейтральным фоном.

Пример юбка с едва обозначенным растительным мотивом, блузка однотонная или со скромной отделкой вышивкой и как акцент - яркий нарядный жилет с крупным цветочным декором. Самый простой вариант одна вещь из ткани с рисунком, а все остальные - однотонные. Используя в костюме два или больше различных рисунка, следите, чтобы они были выдержаны в одной цветовой гамме или близки по цвету. Если орнаменты разных цветов, то они должны иметь сходство в узоре, форме.

Геометрический рисунок лучше сочетается с геометрическим, цветочный - с цветочным или криволинейным. Клетка неплохо уживается с полоской, если они объединены общей цветовой гаммой, с геометрическим орнаментом и елочкой изображения животных или птиц - с растительными мотивами. При соединении двух или более рисунков один из них должен быть крупнее. Обычно то, что ближе к телу, имеет более мелкий рисунок, а то, что надето поверх более крупный.

Правильное использование декора в одежде позволяет зрительно подкорректировать фигуру, перенося акцент с недостатков на достоинства. Например, тяжёлые бедра можно скрыть, если выбрать однотонные тёмные брюки или юбку и дополнить их более пёстрой, цветастой блузкой либо шарфом, которые будут переключать внимание на себя. Не следует сочетать три различных по форме и дизайну рисунка. Юбка в ёлочку, блуза в горошек, шарф с акварельно-размытыми цветами создают ощущение раздробленности. То же правило касается трёх одинаковых рисунков Пиджак, рубашка и галстук в полоску вызовут лишь рябь в глазах и разрушат образ.

Вообще же в современной моде мет жестких правил и ограничений сочетания рисунков. Талант и чувство стиля позволяют дизайнерам изобретать самые неожиданные комбинации, внося элемент игры, китча и раскрепощения. Помните только, что и все остальное - причёска, походка, фигура - должно соответствовать задуманному образу и оправдывать его. 2.4. Цветотип человека Индивидуальный цветопортрет человека включает в себя определение одного из 12 цветотипов внешности, определение наиболее выгрышных цветов и тканей, а также цветов, в которые, возможно, будет разумно одеваться не так часто.

Это научно обоснованная колористическая, не компьютерная, система определения цветотипа внешности под названием тест-система 12 месяцев. Благодаря этой методике выявляется индивидуальный цветотип человека, исходя из его природных данных, естесвенного цвета волос, глаз, оттенка кожи, определяется палитра цветов, которые наиболее выигрышно подчеркивают красоту и отвлекают от возможных недостатков внешности. Обычно за главный принцип типологии нашей внешности принимается цвет волос.

Но разделение людей на блондинов, брюнетов, шатенов и рыжих не полностью отражает их цветовые особенности, ведь немаловажную роль играет также цвет кожи и глаз. Наиболее популярной считается теория времен года, в которой цветовой тип определяется по аналогии с сезонами весна, лето, осень, зима. В зависимости от того, какой цвет в вашем цветотипе доминирует - красно-желтый или синий, они подразделяются на теплые весна, осень и холодные лето, зима. Цветотип весна. Основной цвет весны - желтый.

Женщины весеннего цветотипа часто натуральные блондинки или светлые шатенки. Цвет волос имеет золотистый, пшеничный или янтарный отлив. Волосы слегка вьются, по структуре они тонкие и пушистые. Кожа светлая, полупрозрачная, персикового или молочного оттенка, мало подверженная воздействию солнечных лучей.

Глаза голубые, серые или светло-зеленые. Носителям этого цветотипа подходят нежные, пастельные тона в одежде - цвет молодой зелени, бирюза, изумрудный, золотистый, коралловый, персиковый, терракотовый. Именно в такой цветовой гамме весенним девушкам и стоит подбирать свой гардероб и аксессуары. В слишком светлых и, наоборот, слишком темных тонах кожа будет выглядеть уставшей и безжизненной, поэтому их лучше избегать. Цветотип лето Летний цветотип, по наблюдениям специалистов, наиболее распространен среди россиянок.

Некоторые его особенности не до конца ясны, поэтому многие женщины ошибочно относят себя к осеннему или весеннему типам. В летнем цветотипе большое значение имеет степень контрастности оттенков кожи и волос. Чем светлее кожа и темнее волосы, тем контрастнее будет лето. Соответственно в нем выделяют три подтипа - контрастный, средний и неконтрастный. У людей этого цветотипа русые либо пепельные волосы, серые, зеленые, водянисто-голубые или светло-карие глаза и светлая кожа - сероватая или оливковая, с близко расположенными сосудами и покраснениями.

Людям летней масти подходят спокойные, приглушенные, неяркие тона - разные оттенки серого, голубой, фиолетовый от светлой сирени до насыщенной сливы и розовый. Из украшений - серебряные и тускло-жемчужные изделия. Цветотип осень Осенний цветотип теплее весеннего. Если в весне тон задает желтизна, осень, в основном, красная. Для людей этого цветотипа характерен зеленый, янтарно- или коньячно-карий цвет глаз и волосы всех оттенков рыжего - медного, каштанового, огненного, коричневого с красноватым отливом.

По структуре волосы густые, эластичные, часто вьются. Кожа обычно бежевая, смуглая, с веснушками, на солнце реагирует болезненно - краснеет и воспаляется. Осенним людям не подходят холодные цвета - серый, черный, голубой и белый. Подчеркнуть теплоту своей внешности им помогут одежда и аксессуары землистых тонов и оттенков увядающей зелени кирпичного, коричневого, морковного, горчичного, болотисто-зеленого, бирюзового и золотого цветов.

На осени будут гармонично смотреться украшения из золота, бронзы и меди. Цветотип зима Этот тип внешности наиболее часто встречается в восточных странах. Носители этого цветотипа - смуглокожие брюнеты или глубокие шатены. Цвет глаз - темно-карий. В зависимости от степени контраста цвета волос и кожи в зиме выделяют два подтипа - контрастный и неконтрастный. Для контрастной зимы характерны иссиня-черные, чаще прямые волосы, очень светлая, с голубоватыми прожилками кожа и прозрачно-голубые либо темно-карие глаза.

Полная противоположность такому морозному варианту - неконтрастная зима темные густые, часто вьющиеся волосы с шоколадным или медным отливом, оливково-серая кожа и карие либо зелено-карие глаза. Зима - единственный цветотип, который не портит черно-белая гамма. От насыщенных, ярких оттенков оранжевого, ярко-зеленого, желтого лучше отказаться в пользу темно-розовых малинового, рубинового, бордо, чернильно-фиолетового, бирюзового и кофейного оттенков. 3.