рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Редакторский анализ художественно-технического оформления серии книг "История книжного искусства"

Работа сделанна в 2004 году

Редакторский анализ художественно-технического оформления серии книг "История книжного искусства" - Курсовая Работа, раздел Экономика, - 2004 год - Курсовая Работа Редакторский Анализ Художественно-Технического Оформления Сер...

КУРСОВАЯ РАБОТА РЕДАКТОРСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ СЕРИИ КНИГ ИСТОРИЯ КНИЖНОГО ИСКУССТВА 2004 г. О Г Л А В Л Е Н И Е ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СЕРИИ, РЕДАКТОРЫ И АВТОРЫ 1.Понятие и признаки издательского дела и редактирования 2.История создания серии книг, редакторы и авторы 11 ГЛАВА 2.РЕДАКТОРСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ 1.Методы и принципы художественно-технического оформления серии книг 2.Редакторский анализ художественно-технического оформления на примере серии книг История книжного искусства 24 Заключение 39 Список литературы 41 Приложение 44 Приложение 45 Приложение 46 ВВЕДЕНИЕ Актуальность курсовой работы.

Книжное искусство своим возникновением обязано средневековым каллиграфам - переписчикам книг. Процесс книжного производства до изобретения книгопечатания был технологически прост - чистые листы бумаги строчка за строчкой заполнялись рукописным текстом, рисованными буквицами и другими книжными украшениями.

И хотя книге предстояло еще попасть в руки переплетчика, ее творцом был именно переписчик, так как от него зависел выбор основополагающих книжных параметров - формата и пропорций страничного разворота. Когда книгопечатание вытеснило рукописную книгу, то переняло у нее не только основные приемы и принципы художественного оформления, но и саму вещественную форму - кодекс.

Внедрение книгопечатания имело огромное прогрессивное значение. В истории человечества оно сравнимо, наверное, лишь с изобретением колеса. Однако по мере усложнения технологического процесса художнику все труднее и труднее становится донести до читателя свой первоначальный замысел. И на определенном этапе например, в России второй половины XIX века машинное производство становится фактором, сдерживающим развитие искусства книги.

Поэтому неудивительно, что время от времени у отдельных книжных художников появлялось желание исключить машинный этап как своеобразную помеху между творческим замыслом и конечным продуктом художественного процесса. С другой стороны, библиофилы, пресытившиеся внешней новизной книг массового производства, начали тянуться к книгам, в которых сохранялась бы теплота рук их создателя, будь то гравюры, оттиснутые с авторских досок, раскрашенные от руки иллюстрации или переплет ручной работы.

Скорее всего эти два обстоятельства и явились причинами появления в последние десятилетия ХХ века книги художника, или artists-book по западной терминологии. С некоторой долей условности можно предположить, что таким образом замкнулся круг, или лучше сказать виток спирали, развития книжного искусства. Хотя искусствоведы пока не могут определить границы этого жанра, лишь констатируя, что термин книга художника есть только метафора для определения еще не вполне оформившегося явления художественной жизни, уже сейчас вполне четко просматриваются два основных направления в этом виде искусства.

Первое из них - это бумаги ручной отливки, пространственные скульптуры, имеющие форму книжного переплета, а также иные художественные опыты с препарированной, разобранной на части книгой. Это направление более лежит в русле концептуального искусства, а его адепты используют книгу лишь как повод для своих экспериментов. К тому же эти книжные объекты, как их именует современное искусствоведение, изготовляются в одном экземпляре, что a priori лишает их, пожалуй, главного признака книги - тиражности.

Напротив, художники второго направления трактуют книгу как единый организм, со своей структурой, подчиненной выработанным веками законам. Однако в остальном они никак не ограничивают свое творчество. Их книги могут быть отпечатаны офсетом, литографией, высокой печатью, шелкографией или любой другой техникой, способной дать минимальный тираж 10-30 экземпляров. Страницы книги могут быть из бумаги, ткани, картона, пластика, керамики или их комбинаций.

Главное - произведение должно сохранять книжную структуру, т.е. иметь книжный блок, состоящий хотя бы из нескольких страниц, одна из которых - титульный лист, все это должно быть заключено в обложку либо переплет, причем любой конструкции и выполненный из любых материалов. В настоящее время происходит как бы открытие новой эпохи книжного искусства, в связи с этим особый интерес представляет изучение мировой истории книгоиздания, выявление или поиск тонкостей художественно-технического оформления древних мастеров.

Основной вектор этого поиска - совершенствование современного искусства книгоиздания на основе новых технологий. Примером постановки и решения новаторских задач в книгоиздании может служить создание изысканной серии История книжного искусства, которая и станет предметом нашего анализа. Яркий след в оформлении этой известной серии оставили В.Я.Аронов, О.А.Добиаш-Рождественская, Е.В.Завадская, В.В.Лазурский, Е.Ф.Ковтун, В.Ф.Шматов и другие талантливые бук-дизайнеры Аронов В.Я.Эльзевиры-М. Книга, 1975 Добиаш-Рождественская О.А. Искусство письма в средние века-М 1987 Завадская Е.В. Японское искусство книги 7-19вв-М 1986 Лазурский В.В. Альд и альдины-М 1977 Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга-М 1989 Шматов В.Ф. Искусство книги Франциска Скорины- М 1990 Детская книга вчера и сегодня. Сост. Э Ганкина.

По материалам зарубежной печати-М 1988 Исторический опыт свидетельствует, что состояние книжного дела всегда было определяющей доминантой развития общества на протяжении многих столетий.

Само изобретение книгопечатания послужило мощным толчком для коренных перемен в жизни человечества, серьезных преобразований в сфере производительных сил и производственных отношений, в области науки, культуры, просвещения, в решении многих социальных и экономических задач.

В разные годы исследованиями в области художественно-технического оформления книг занимались такие известные ученые, как М.В.Большаков, К.М.Буров, С.С.Водчиц, Ю.Я.Герчук, Г.О.Гусман, Н.А.Гончарова, С.Ф.Добкин, Б.М.Кисин Большаков М.В. Декор и орнамент в книге- М.1990-160с. Большаков М.В Гречихо Г.В Шицгал А.Г. Книжный шрифт-М.1964-312с. Буров К.М. Записки художественного редактора-М.1987-272с. Водчиц С.С. Эстетика книжных пропорций-М.1977-247с. Герчук Ю.Я. Художественная структура книги-М.1984-208с. Гуссман Г.О книге Пер.с нем М. 1982 109с. Гончарова Н.А. Композиция и архитектоника книги-М.1977-96с. Добкин C.Ф. Оформление книги. Редактору и автору М1985-208с. Кисин Б.М. Графическое оформление книги-М.1946-408с. и др. Цель курсовой работы - показать цели, принципы и приемы редакторского анализа художественно-технического оформления серии книг на примере серии История книжного искусства. В задачи работы входило 1. Определить сущность и особенности развития мирового издательского дела, методические приемы оформления и редактирования серий книг. 2. Показать наиболее яркие страницы развития мирового издательского дела. 3. Осуществить редакторский анализ художественно-технического оформления серии книг История книжного искусства. ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СЕРИИ, РЕДАКТОРЫ И АВТОРЫ 1.1.

Понятие и признаки издательского дела и редактирования

С этим знаменательным актом в истории русского просвещения связан пери... Частные и кооперативные издательства 20-хх гг. Архивные материалы по истории книги и книжного дела в СССР Указатель 1... Мардерштейга Верона русский текст уникальных изданий А.С.Пушкина Медны... В.Лазурский был председателем Художественного совета мастерской прикла...

РЕДАКТОРСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

РЕДАКТОРСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ 2.1.

Методы и принципы художественно-технического оформления серии книг

Выдающимся памятником типографского искусства всех времен и народов яв... Объектами художественного оформления являются все элементы книги - пер... Одним из основных элементов художественного оформления книги является ... Список тем иллюстраций возникает после тщательного выбора мест литерат... После редактор должен выбрать виды иллюстраций, которые будут использо...

Редакторский анализ художественно-технического оформления на примере серии книг История книжного искусства

В Комедиях Аристофана 1498 роль титульного листа тоже играет перечень ... В одной из наиболее прославленных книг, вышедших из типографии Альда д... Наследники Альда включали эмблему старшего Мануция в более и менее сло... В первом томе встречаются абзацные втяжки. Шматова Искусство книги Франциска Скорины - М -1990 перед читателем ра...

Заключение

Заключение Стремясь выявить специфический пафос отечественной типографики 70-х как художественного явления, мы привлекли лишь несколько примеров. В принципе их могло бы быть значительно больше, однако в рамках настоящей работы нет возможности умножать их число.

Заметим, что отмеченные поиски и находки не вышли за рамки элитной типографики, не стали достоянием массового книгоиздания, хотя этот факт нисколько не умаляет их историко-художественной значимости. Актуализация старой культуры стала знамением отечественного искусства 70-х ХХ века. Далеко не всегда она принимала форму органичного усвоения прошлого и нередко носила стилизаторский характер.

Бук-дизайн, пожалуй, в большей мере, чем другие виды искусства, нашел оригинальные, творческие подходы к решению задачи, сумев использовать современную типографику в качестве своего рода конструктивной основы для демонстрации старых ценностей. Тому причиной - три фактора высокий творческий потенциал и открытость к интернациональному художественному процессу молодых лидеров российского а точнее, московского бук-дизайна тех лет внедрение функционалистского метода конструирования книги, способного обеспечить ее композиционно-предметную целостность и значимость наконец, общая для мировой типографии тяга к appropriateness, нашедшая благодатную идеологическую почву в качестве эстетики протеста в СССР эпохи застоя.

Последнее десятилетие прошлого века было временем становления в нашей стране издательской системы нового типа, подобной которой ни в России дореволюционной, ни в России советской никогда не было. Впервые за всю историю российского книжного дела система книгоиздания формировалась не методами тоталитарного управления, а складывалась в результате последовательной демократизации процессов учреждения издательских структур, снятия цензурного гнета и жесткого партийно-государственного контроля тематики выпускаемых изданий и других показателей производственной деятельности, опоры на развитие рыночных отношений.

Становление такой системы эффективно поддерживалось внедрением новых информационных технологий, которые дали мощный импульс ускорения и технического обновления редакционно-производственных процессов, совершенствования издательского дела в целом.

Именно эти факторы позволяют сегодня по-новому переосмысливать достижения художников и редакторов не только прошлого века, но и давно ушедших эпох и развивать искусство книги, которая, несмотря на развитие информационных технологий, всегда будет радовать истинных ценителей и знатоков книжного искусства.

Мы не должны забывать уроки истории и свято хранить традиции искусства книги.

Список литературы

Список литературы 1. Алямовская А В.В. Лазурский Сборник Искусство книги, вып. 7, М 1971. 2. Аронов В.Я.Эльзевиры -М. Книга, 1975. 3. Архивные материалы по истории книги и книжного дела в СССР Указатель 1917-1977 . Центральные архивы Гос. б-ка СССР им В.И. Ленина Сост. Т.А. Подмазова. М 1987. 4. Барсук А.И. К определению понятия книга Издательское дело. Книговедение Науч информ. сб. ЦБНТИ по печати. 1970. 2 12 . 5. Барсук А.И. К вопросу об универсальном определении понятия книга Книга Исслед. и материалы. 1977. Сб. 34. 6. Баренбаум И.Е. Предисловие Пайчадзе С.А. Русская книга в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Новосибирск, 1995. 7. Беловицкая А.А. Основные этапы развития книговедения в СССР Учеб. пособие. М 1983. 8. Блюм А.В. Частные и кооперативные издательства 20-хх гг. под контролем Главлита по архивным документам 1922-1929 гг. Книга. Исследования и материалы. 1993. Сб. 66. 9. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге-М.1990-160 с. 10. Большаков М.В Гречихо Г.В Шицгал А.Г. Книжный шрифт-М.1964-312 с. 11. Буров К.М. Записки художественного редактора-М.1987-272 с. 12. Водчиц С.С. Эстетика книжных пропорций-М 1977-247с. 13. Варбанец Н.В. Иоханн Гуттенберг и начало книгопечатания в Европе.

М 1980 14. Герчук Ю.Я. Художественная структура книги - М 1984- 208 с. 15. Говоров А.А. О древнерусском происхождении слова книга Букунистическая торговля и история книги. 1990. Вып. 1. 16. Гончарова Н.А. Композиция и архитектоника книги-М 1977- 96 с. 17. Гуссман Г.О книге.

Пер.с нем М 1982 109 с. 18. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь М. Русский язык, 2000. 19. Детская книга вчера и сегодня. Сост. Э Ганкина. По материалам зарубежной печати-М 1988. 20. Добкин C.Ф. Оформление книги. Редактору и автору М 1985- 208 с. 21. Добиаш-Рождественская О.А. Искусство письма в средние века - М. Книга,1987. 22. Ельников М.П. Феномен книги теоретико-гносеологический аспект Книга. Исследования и материалы. 1995. 23. Завадская Е.В. Японское искусство книги 7-19 вв М. Книга,1986. 24. Искусство шрифта работы московских художников книги 1959-1974, М 1977 25. Кировской областной типографии - 175 лет Сб. Киров, 1972. 26. Киселева Л.И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV-XV вв. Кодикологический и книговедческий аспекты АН СССР. Л 1985. 27. Кисин Б.М. Графическое оформление книги-М 1946 - 408с. 28. Козлова М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий Учебное пособие для студентов специальности Издательское дело и редактирование Ульяновск УлГТУ, 2000 52 с. 29. Лазурский В.В. Альд и альдины-М 1977 Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга- М. Книга,1989. 30. Немировский Е.Л. Иоганн Гуттенберг.

М 1992. 31. Немировский Е.Л. Иван Федоров, около 1510-1583. М 1985. 32. Немировский Е.Л. Франциск Скорина.

Жизнь и деятельность белорусского просветителя. Минск, 1990. 33. Немировский Е.Л. Указатель художественного убранства пражских изданий Франциска Скорины Белорусский просветитель Франциск Скорина и начало книгопечатания в Белоруссии и Литве. М 1979. 34. Ровенский М.Г. Отечественные шрифты Полиграфист и издатель 4, 1995. 35. Семенников В.П. Литературная и книгопечатная деятельность в провинции в конце XVIII и в начале XIX веков Русский библиофил, 1911, 6-8. 36. Теория и практика редактирования.

Хрестоматия. Под ред. Сикорского Н.М М 1968. 37. Шицгал А.Г Русский типографский шрифт вопросы теории и практики применения , М 1985. 38. Шматов В.Ф. Искусство книги Франциска Скорины - М. Книга, 1990. 39. Щапов Я.Н. Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной республики.

М 1976. Т. 1. С. 29-30, 37-40 Т. 2. С. 110-111. 40. Воuchot Н. Le livre, l ilustration, la reliure, Париж, 1886. Приложение 1Пример оформления миниатюры 1. Миниатюра. 2. Рамка. 3. Бордюр. 4. Незавершенный геральдический символ. 5. Инициал. 6. Рубрика. 7. Текст. 8. Строчное украшение веточка . 9. Строчное украшение декоративная полоска . 10. Следы волосянных луковиц на обратной стороне пергамента.

Приложение 2 Схема прохождения издания в производстве Входной контроль текстовых оригиналов Входной контроль изобразительных оригиналов Набор текста Сканирование и обработка иллюстраций цветопроба Правка Верстка полос Получение копий с полос Чтение I типографской корректуры в полосах Правка Распечатка Получение копий с полос Чтение издательской корректуры в полосах и подпись в печать Правка по итогам I издательской корректуры Изготовление диапозитивов полос Контроль качества диапозитивов Монтаж диапозитивов Контроль качества монтажа диапозитивов Изготовление печатных форм Контроль качества печатных форм Передача печатных форм в печатный цех Приложение 3 Альманах Искусство книги.

– Конец работы –

Используемые теги: Редакторский, анализ, художественно-технического, оформления, серии, книг, История, книжного, искусства0.118

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Редакторский анализ художественно-технического оформления серии книг "История книжного искусства"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Как и все книги Леви, эта книга — учебник свободы, душевного здоровья и внутренней силы, книга для поддержки души.
На сайте allrefs.net читайте: Как и все книги Леви, эта книга — учебник свободы, душевного здоровья и внутренней силы, книга для поддержки души....

Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России
Составитель к и н доцент УШКАЛОВ В А г Составитель лекций к ф н доцент Топчий И В... Лекция Введение Теоретические проблемы истории...

"Анализ книги Мишель Монтень "Опыты. Книга 1"
Но мне известны примеры, когда прямо противоположные качества - отвага и твердость - приводили к такому же результату. О себе Монтень говорит, что… Иначе будешь показателем дурного тона и невоспитанности. Монтень принадлежит к… Стоики воспрещают мудрецу предаваться ему. Глава 3. Наши чувства устремляются за пределы нашего я. Люди, которые…

Всеобщая история искусств. Том 2, книга первая
Академия художеств СССР... Институт теории и истории изобразительных искусств... Всеобщая история искусств в шести томах...

Всеобщая история искусств в шести томах, том второй "Искусство средних веков", книга вторая
Всеобщая история искусств в шести томах том второй quot Искусство средних веков quot книга вторая... Академия художеств СССР Институт теории и истории изобразительных искусств... От редакционной коллегии Авторами глав второй книги второго тома...

Всеобщая история искусств. Том 6, книга вторая. Искусство 20 века
Б Веймарн... В искусстве в резко и непримиримо сталкиваются силы борющиеся за... Социалистическая идеология пролетариата штурмующего твердыню капитала и строящего бесклассовое коммунистическое...

Рынок ценных бумаг. Анализ доходности краткосрочных облигаций серии -а, -б, -в, -г и -д
Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками больше занимают, чем одалживают, а чистыми кредитором является население, личный сектор,… Теперь несколько слов о самих ценных бумагах. Ценные бумаги - это денежные… Акции- ценные бумаги, выпускаемые акционерными обществами и указывающие на долю владельца держателя в капитале данного…

Эта книга – из разряда тех редких и немногих книг
Эта книга из разряда тех редких и немногих книг которые становятся... quot Одни ценят Святослава в Искусстве другие высоко ставят его в жизни третьи восхищаются им и в Искусстве и в...

Серия: Partials Sequence #1 / Цикл книг о Партиалах, Книга 1
Оригинальное название Partials by Dan Wells... Дэн Уеллс quot Партиалы quot... Серия Partials Sequence Цикл книг о Партиалах Книга...

Редакторский анализ - профессиональный метод редактора
Таким образом, можно сделать вывод, что работа редактора над рукописью - сложный творческий процесс, в котором выделяются два важнейших аспекта:… Однако это не просто логическая процедура, а сложная умственная деятельность,… Его цель - определить реальную ценность рукописи, способствовать наилучшему воплощению авторского замысла и повышению…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам