Древний Китай

Древний Китай. Весьма активно экономическая мысль развивалась в Древнем Китае. Целая эпоха в древнекитайской истории связана с деятельностью Конфуция 551-479 гг. до н.э Созданное им учение - конфуцианство - оказало громадное влияние на все последующее развитие страны и экономической мысли. Воззрения Конфуция Кун-Цзы обобщены в сборнике Беседы и суждения Лунь Юй, записанном его учениками.

В бытность Конфуция в Китае происходили существенные сдвиги, связанные с разложением общинных отношений и становлением рабовладения. Свой социальный идеал Конфуций видел в прошлом Китая. Его учение нацелено на обеспечение стабильности в обществе и государстве на основе сочетания нарождавшегося рабовладения с использованием общинных традиций. Экономические воззрения Конфуция - продукт своей эпохи - противоречивы. Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались с поддержкой рабства, разработкой правил, регулирующих взаимоотношения рабов и рабовладельцев.

Конфуций ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая, советовал держать народ в повиновении. Вместе с тем он формировал образец справедливого правителя страны, достаточно образованного, являвшегося отцом народа. В условиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального равенства, сглаживания конфликтов.

В основе его философской и социально-экономической концепции лежит учение о естественном праве. Исходной здесь была идея божественного начала, определяющая судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на благородных высшее сословие и простолюдинов низшее сословие, уделом которых является физический труд, считалось естественным. Источник богатства страны Конфуций видел в труде, с которым связывал богатство народа, от чего зависело, по его мнению, и богатство верховного правителя страны.

Рассматривая проблему собственности, он различал великую общность общинную собственность и частное владение собственное владение аристократов, рабовладельцев. Позиция Конфуция здесь двойственная. Признавая, что углубление социальных противоречий связано с ростом частных владений, он тем не менее отдавал предпочтение частной собственности, как и сословному делению общества, считая это установлением бога и природы. Учение Конфуция обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся в китайском обществе.

Конфуцианство получило развитие во взглядах Мэн-Цзы 372-289 гг. до н.э связывавшего социальное неравенство с небесной волей, оправдывавшего деление общества на сословия, противоположность между физическим и умственным трудом. Вместе с тем Мэн - Цзы выступал против ужесточения рабовладельческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладения, выступал в защиту общины, интересов крестьян. Свойственная конфуцианству противоречивость у Мэн-Цзы получила дальнейшее углубление.

С критикой конфуцианства выступили Мо - Цзы и его сторонники монеты, выражавшие интересы угнетенных масс народа. Проповедовалось природное равенство людей, отрицательное отношение к сословности, привилегиям знати. Монеты выступали за всемерное развитие производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщее участие людей в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей. Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Древнем Китае является трактат Гуань-Цзы, относящийся к IV-III векам до н.э. В трактате отражено обострение социально-экономической обстановки в стране и поставлена задача сделать государство богатым, а народ довольным. Источником могущества государства провозглашается труд. С ним связывались основы стабилизации и укрепления натурально-хозяйственных отношений.

Авторы трактата признавали, что народ создает доход для знатных аристократов и прибыль для торговцев. Отмечалась роль золота в качестве меры, в которой исчисляются ресурсы государства и средства обращения для народных масс. Поднята и такая злободневная проблема, как защита народного хозяйства от рыночной стихии через выравнивание цен. В трактате рассматриваются проблемы развития ремесел и торговли, при этом подчеркивается, что важнейшим условием стабилизации экономики является усиление земледелия. Более гибкой должна быть система налогообложения, в которой учитывалось бы плодородие земли. Озабоченные положением крестьян, авторы трактата рекомендовали ограничить обязательную трудовую повинность последних и оградить их от спекулянтов и ростовщиков.

В интересах земледельцев предлагалось изменить систему налогов и повысить цены на хлеб. В социально-экономической жизни Древнего Китая наблюдается столкновение двух тенденций стремление к сохра нению патриархально-общинных начал, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения - с другой.

Эти тенденции, а также борьба стоящих за ними слоев населения длительное время определяли основную проблематику экономической мысли страны.

Большой остроты достигли проблемы взаимоотношения натурального и товарного хозяйства. 2.5.