Древняя Индия

Древняя Индия. Древнейшими памятниками истории, отражавшими начальный период развития экономической мысли Индии, являются Веды - собрание молитв, гимнов, заклинаний и т.п. Они относятся к I тысячелетию до нашего летоисчисления. В них прослеживается начавшееся разложение патриархально-общинного строя, формирование рабовладения.

К началу I тысячелетия до н.э. относится появление произведений древнеиндийского эпоса, содержащих экономические идеи Махабхараты и Рамаяны. В первой повествуется о войнах племени бхарата, во второй - о подвигах Рамы. Развитие экономической мысли отражали литературные и юридические памятники. В их числе Законы Ману, в которых содержится богатый материал о социально-экономических условиях Индии IV-III веков до н.э. и отражаются взгляды верхушки жреческих кругов - брахманов.

Законы Ману - это свод предписаний, правил поведения, ниспосланных людям божественным законодателем. В них обосновываются сословное деление общества, становление системы рабовладения, нормы и методы превращения свободного человека в раба даса. Большая роль отводится государству, на которое возлагались обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, поддержание порядка в обществе. В более поздних трактатах брахманов излагались правила найма на работу, оплаты труда, торговли, установления цен и т.д. Выдающийся памятник истории экономической мысли Индии - трактат Артхашастра, автором которого был советник царя Чандрагупты I конец IV в. до н.э брахман Каутилья. Трактат создавался как наставление для царя, но по своему содержанию далеко вышел за эти рамки.

Это обширный политико-экономический труд, характеризующий социально-экономическое и политическое устройство страны и содержащий рекомендации по ее дальнейшему развитию.

Артха - польза, выгода шастра - наука, искусство. Артхашастра - это свод науки о достижении полезного, или трактат об искусстве политики и управления государством. Здесь представлено идеальное общественное и государственное устройство с сильной царской властью. В трактате предусматривается деление общества на касты, социальное неравенство. Автор обосновывал регулируемый государством хозяйственный механизм. Он считал, что государство должно организовывать создание ирригационных сооружений, регулировать землепользование, развитие промыслов, строительство дорог, вести борьбу со спекуляцией, ростовщичеством. В трактате закрепляется деление общества на рабов и свободных граждан ариев, но вместе с тем рекомендуются меры, ограничивающие рост рабовладения, предупреждающие обострение социальных конфликтов.

Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, а также на самовыкуп за счет своего имущества. В Артхашастре подробно описывается состояние экономики страны, основные занятия населения.

Большое место отводится вопросам экономической политики царской администрации, ведению царского хозяйства, налоговой системе, основным источникам доходов и т.д. Вывод Древний мир охватывает наиболее длительный период истории человечества - от IV тысячелетия до нашей эры и до первых столетий н.э. Господствующей формой экономических отношений в этот период было рабство, начало которому положила патриархальная стадия развития в странах Древнего Востока, продолжавшаяся до античного рабства, утвердившегося в Древней Греции и Древнем Риме. Его расцвет падает на V век до н.э. Античное рабство, получившее название классического, представляло собой наиболее зрелую форму рабовладения рабы составляли основную производительную силу общества.

В странах Древнего мира сформировалась соответствующая рабовладельческому обществу идеология, наука, включавшая философскую, политическую, правовую, экономическую мысль. Глава 3.