Теория географического детерминизма

Теория географического детерминизма. Возникновение и развитие географического детерминизма. Уже в XVIв. начинает зарождаться членение истории человечества на стадии дикости, варварства и цивилизации, окончательно оформившееся в XVIIIв. Всё в большей степени становится ясным, что у разных народов и в разных странах могут существовать разные общественные порядки. И перед мыслителями встаёт вопрос о причинах этого социально-исторического многообразия.

Одно из решений этого вопроса объяснение разнообразия общественных порядков, при которых живут люди, различием природных условий их существования.

Так возникает географический детерминизм. Влияние географического фактора на общество и его развитие бесспорно. Его никто и никогда не отрицал. И само по себе признание этого факта никак не может быть названо географическим детерминизмом. О географическом детерминизме речь может идти только тогда, когда природная среда принимается за главный, основной фактор, определяющий характер социальной жизни. В ранних концепциях географического детерминизма природная среда выступала отнюдь не в качестве движущей силы исторического процесса.

Она рассматривалась главным образом в качестве фактора, определяющего характер социальных порядков в том или ином конкретном обществе, а также фактора, влиявшего на его развитие. Идея географического детерминизма в зачаточной форме присутствовала в рассуждении знаменитого античного учёного и врача Гиппократа О воздухах, водах и местностях. Обозревая различные местности пароды, Гиппократ неоднозначно подчёркивал, что от природных условий зависит не только физический облик людей, но их нравы и тем самым общественные порядки.

Общий его вывод состоит в том, что большей частью формы людей и нравы отражают природу страны. Эта идея была подхвачена Аристотелем, который писал в Политике Племена, обитающие в странах с холодным климатом, притом в Европе, преисполнены мужества, но недостаточно наделены умом и способны к государственной жизни и не могут господствовать над своими соседями. Населяющие же Азию в духовном отношении обладают умом и отличаются способностями к ремеслам, но им не хватает мужества, поэтому они живут в подчинении и рабском состоянии. Большое значение придавал влиянию климата Полибий.

Природные свойства всех народов писал он неизбежно складываются в зависимости от климата. По этой, а не по какой-нибудь причине народы представляют столь резкие отличия в характере, строении тела и в цвете кожи, а также в большинстве занятий. Но первая концепция географического детерминизма была создана только в XVIв. Её творцом был Жан Боден. Он развивал и обосновывал эту идею как в Методе лёгкого познания 1566 , так и в Шести книгах о государстве 1576 . По его мнению, главную роль среди природных факторов играет климат той или иной страны.

Он выделяет три основные климатические зоны южную, умеренную, северную. Одновременно он вводит также деление на Восток и Запад, приравнивая первый к югу, а второй - к северу. Помимо климата оказывают влияние также и такие природные факторы, как характер местности она может быть горной, болотистой или пустынной, ветреной и безветренной, и, наконец, качество почвы - её плодородие или бесплодие.

Но главным является, конечно, климат. По мере движения к северу количество тепла постоянно уменьшается. Южане имеют больше тепла от солнца, но меньше внутреннего тепла. Северяне поддерживаются своим внутренним жаром, что делает их более сильными и активными, чем южане. Южане более склонны к размышлению, северяне - к ручным ремёслам и изобретениям, люди среднего района - к устройству различного рода общественных дел. Жители плодородных земель словно предназначены для роскоши.

Люди, населяющие бесплодные места доблестные солдаты и умелые работники. Так, например, бесплодная равнина Аттики заставила афинян изобрести искусство. Вслед за Ж.Боденом к идее географического детерминизма склоняется великий английский философ Фрэнсис Бэкон 1561 - 1626 , что видно из его работы Опыты или наставления нравственные и политические. Более детально она разрабатывалась Уильямом Темплем в работе Очерки происхождения и природы власти 1672 . Во Франции к этой идее обратился Бернар Ле Бовье де Фонтанель 1657 - 1757 . В работе Отступление по поводу древних и новых он говорит о влиянии климата на склад ума людей и тем самым на их идеи. Широкое развитие географический детерминизм получил в эпоху Просвещения.

Эта идея была разработана Жаном-Батистом Дюбо 1670-1742 , перу которого принадлежит несколько исторических работ, в частности знаменитая в своё время книга Критическая история установления французской монархии в Галлии 1734 . Свои взгляды на роль географической среды он изложил в труде Критические размышления о поэзии и живописи В этой книге он рассматривает не историю человечества вообще, а историю искусства.

Как указывает он, в истории искусства были периоды расцвета и периоды упадка. Всего он насчитывает четыре великие эпохи в истории искусства 1 век, начавшийся за десять лет до воцарения Филиппа, отца Александра Великого 2 век Юлия Цезаря и Августа 3 век Юлия II и Льва X 4 век Людовика XIV. В поисках причин расцвета и упадка искусства Ж Б. Дюбо обращается к природным факторам.

Как пишет он, есть страны, в которых никогда не родятся ни великие живописцы, ни великие поэты. Таковы страны Крайнего Севера. Давно уже подмечено пишет Ж Б. Дюбо что некоторые местности славятся своими дарованиями, тогда как сопредельные вовсе не разделяют этой славы. И главная причина - в климате этих мест, прежде всего в качестве воздуха.

Поскольку пишет Ж Б. Дюбо в продолжении всей человеческой жизни душа пребывает связанной с телом, то характер нашего духа и наших склонностей во многом обуславливается качеством крови, питающей наши органы и поставляющей им в течение детства и юности материал, нужный для их роста. А качества крови в свою очередь во многом зависят от качества того воздуха, которым мы дышим. В ещё большей степени зависят они от качества того воздуха, которым мы дышали в детские годы, ибо именно он определил особенности нашей крови.

А эти особенности повлияли на строение наших органов, которое в силу обратной взаимосвязи уже в зрелые годы сказывается на качествах нашей крови. Вот почему народы, обитающие в разных климатах, столь разнятся между собой по своему духу и наклонностям. Сами же качества воздуха зависят от испарения почвы, которую обволакивает этот воздух. При разных составах почвы разным бывает и омывающий её воздух. Введение в качестве главного фактора, определяющего дух и склонности народов, качества воздуха, которым дышат люди, позволяет Ж Б. Дюбо объяснить, почему жители одних и тех же стран в разные времена отличаются разными правами и разной степенью одарённости.

Всё дело в том, что воздух не остаётся одним и тем же, он подвержен многочисленным изменениям. А результатом изменения воздуха является изменение нравов народов. Подводя итоги своим рассуждениям Ж Б. Дюбо пишет Из всего вышеизложенного я заключаю что причины перемен, происходящих в нравах и одарённости жителей разных стран, следует искать в изменениях, затрагивающих свойства тамошнего воздуха, подобного тому как отличия между характерами разных народов принято объяснять разницей между свойствами воздуха их стран.

Подобно тому, как разницу, которая замечается между итальянцами и французами, приписывают различию между воздухом Италии и воздухом Франции, так и существенное различие, которое ощущается между нравами и одарённостью французов в разные эпохи, следует приписать изменению свойств Франции. Самая известная в эпоху Просвещения концепция географического детерминизма изложена в знаменитом труде Шарле Луи де Секонда, барона де ля Бред и де ля Монтескье О духе законов. Ш. Монтескье, вслед за Ж. Боденом и Ж Б. Дюбо, к числу важнейших сил, определяющих характер общественного строя, относит прежде всего климат.

Есть страны писал он жаркий климат которых настолько истощает тело и до того обессиливает дух, что люди исполняют там всякую трудную обязанность только из страха наказания. В таких странах рабство менее противно разуму и так как там его господин столь же малодушен по отношению к своему государю, как его раб по отношению к нему самому, то гражданское общество сопровождается в этих странах политическим рабством. Другой важный фактор - рельеф местности.

В Азии читаем мы у Монтескье всегда были обширные империи в Европе же они никогда не могли удержаться. Дело в том, что в Азии равнины гораздо обширнее и она разрезана горами и морями на более крупные области а поскольку она расположена южнее, то её источники скорее иссякают, горы менее покрыты снегом и не очень многоводные реки составляют более лёгкие преграды.

Поэтому власть в Азии должна быть всегда деспотической, и если бы там не было такого крайнего рабства, то в ней очень скоро произошло бы разделение не более мелкие государства, несовместимое, однако, с естественным разделением страны. И, наконец, большое значение имеет характер почвы. Бесплодная почва Аттики утверждал Ш. Монтескье породила там народное правление, а на плодородной почве Лакедемона возникло аристократическое правление, как более близкое к правлению одного - правлению, которого в те времена совсем не желала Греция. Доктрине провиденциализма деятели эпохи Просвещения противопоставили положение о том, что при изучении истории нужно искать естественные и только естественные причины происходивших событий, что в истории, как и в природе, действуют естественные и никакие другие закономерности.

Однако общими положениями об объективных законах истории ограничиться было нельзя.

Нужно было искать реальные естественные факторы, определявшие жизнь общества. С этим и связано обращение Ш. Монтескье к природным условиям, в которых существовали конкретные человеческие общества. Но если влиянием географической среды ещё как-то можно было объяснить особенности социального строя той или иной страны, то для понимания причин развития общества географический детерминизм в том его варианте, в каком он был изложен у Ш. Монтескье, не давал по существу ничего.

Мало что давала в этом отношении и концепция Ж Б. Дюбо. И это ещё тогда было подмечено целым рядом мыслителей, выступивших с аргументированной критикой географического детерминизма. Её мы находим в работе К.А. Гельвеция Об уме и труде Дж. Миллар Происхождении и различии рангов. Как много наций может быть найдено писал последний где ситуация с точки зрения климата совершенно одинакова, а характер и политические институты, однако, полностью противоположны? Сравните, в этом отношении мягкость и уверенность китайцев с грубыми правами и нетерпимыми принципами их соседей в Японии.

Что за контраст проявляют народы, жившие рядом, такие как афиняне и лакедемонцы? Может ли быть принято, что различие между климатом Франции и Испании, между Грецией и соседними провинциями Турецкой империи ответственны за различные обычаи и нравы их нынешних обитателей? Как возможно объяснить национальные особенности, которые отличают англичан, ирландцев и шотландцев, различной природной температурой, при которой они живут? Различные права народа в той же самой стране, но в различные периоды не менее знаменательны, и дают свидетельства, ещё более убедительные, что национальный характер мало зависит от непосредственного воздействия климата. Суть теории географического детерминизма.

Географический детерминизм - это географическое и социальное понятие, обозначающее взаимозависимость между обществом и географической средой.

Термином географический детерминизм иногда обозначают концепции, придающие географическим факторам решающую роль. Однако география охватывает не все аспекты взаимодействия человека с природой. На протяжении более чем двух тысяч лет географический детерминизм был единственным материалистическим учением во взглядах на общество. Социальная функция географического детерминизма как социального учения претерпевает в это время ряд изменений. Он мог оправдывать существующие политические порядки, он мог становиться знаменем революционной буржуазии, оправданием империалистических захватов в конце XIX - начале XX века. В настоящее время интеграционные процессы, идущие в истории и географии, ставят на очередь необходимость философского осмысления нового понимания, взаимосвязей природы и человеческого общества.

Несостоятельность концепции покорения природы заставляет обратить внимание не только на трагические последствия столкновения с природой созданных человеком производительных сил, но и на общество, зависимость которого от природы опосредована производством.

Всё это заставляет обратиться к философскому наследию, общим для которого является трактовка взаимоотношений природы и общества, получившая название географический детерминизм . 1.3.