рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роль собственности в основных кооперативных концепциях

Роль собственности в основных кооперативных концепциях - раздел Экономика, Взаимосвязь собственности в кооперативе. Сравнительный анализ кооперативных концепций Роль Собственности В Основных Кооперативных Концепциях. Социалисты-Утописты Р...

Роль собственности в основных кооперативных концепциях. Социалисты-утописты Р. Оуэн и Ш. Фурье Важную роль в выработке теоретических основ кооперативного движе-ния и становлении благодаря этому кооперативной системы сыграли социали-сты-утописты англичанин Роберт Оуэн (1771-1858) и француз Шарль Фурье (1772-1837), выступившие на общественной арене на рубеже двух столетий.

Р. Оуэн выступал противником частной собственности. Он являлся про-тивником денег.

Считал, что деньги следует заменить квитанциями, владелец которых мог бы получить в банке необходимые ему товары (пропорциональ-но «трудовому эквиваленту»). В соответствии с идеей, выдвинутой Р. Оу-эном, создаются «базары справедливого обмена». Но эти «базары» просуще-ствовали сравнительно недолго. Рабочие деньги стали объектом спекуляций и, следовательно, попытка организовать «справедливый обмен» и ввести «ра-бочие деньги» потерпела крах. Постепенно он становится убежденным реформатором, сторонником мирного преобразования общества путем создания образцовых общин коопе-ративного типа. Он пришел к убеждению о необходимости радикальной пере-стройки общества на началах общности владения, равенства в правах и кол-лективного труда.

Будущее «рациональное» общество Р. Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправ-ляющихся общин. Вплоть до середины 1820-х годов Оуэн не связывал преоб-разование общества с устранением частной собственности.

Чтобы увлечь людей личным примером, в 1824 г. он с сыновьями отправился в Северную Америку, где на свои средства приобрел поселок с 10 тыс. гектар земли и ор-ганизовал колонию "Нью-Гармони". Эта трудовая коммуна, или производст-венно-потребительская община, объединяла до 800 человек и руководствова-лась принципами равенства, всеобщности труда, общности имущества. Мате-риальные блага между членами общины распределялись по труду, но вскоре перешли к уравнительному распределению, что привело ее к краху.

Величай-шим из всех зол Оуэн считал нетрудовую частную собственность, большие надежды первоначально возлагал на нравственное перевоспитание человека, "индивидуалистической системе" противопоставлял "социальную систему". Роберт Оуэн был единственным из известных социалистов-утопистов, который пытался осуществить свои социалистические идеалы с участием са-мих рабочих. Оуэн различил в производительных силах, развивавшихся при капитализме, предпосылки более высокой организации общества, связанной с установлением общественной собственности на средства производства.

По-этому надежды Оуэна о качественно новом состоянии человечества частично предвосхитили идеи научного коммунизма. Что же касается Шарля Фурье, то он в истории человечества после "райской" первобытности выделил периоды дикости, варварства и цивилиза-ции. Последняя совпадает у него с существовавшим буржуазным строем пол-ным противоречий: кризисы происходят от избытка продукции, бедность то-же рождается из изобилия и т.д. На смену цивилизации должен прийти "строй гармонии". Первичной ячейкой будущего общества Фурье объявляет фалангу, т.е. производственно-потребительскую ассоциацию, на первый взгляд похожую на оуэновскую общину.

Конечно, фаланга тоже занимается распределением необходимых людям предметов и производством, причем в ней механизиро-ванное сельское хозяйство соединено с промышленным производством.

Фаланга обладает чертами и коммуны, и акционерного общества. Во-первых, она создается на средства предпринимателей, которые вкладывают свой капитал путем приобретения акций и становятся членами фаланги. Не-имущие в первое время делают взнос своим трудом. Во-вторых, доход фалан-ги должен распределяться соответственно капиталу (4/12), труду (5/12) и та-ланту (3/12). Предполагалось со временем увеличить долю труда в общем до-ходе. Таким образом, в системе Фурье сохранялись частная собственность, классы, нетрудовой доход.

Такое положение вещей обеспечивало фалангу притоком капиталов (их должны вносить богатые), собственной рабочей си-лой (исчезает эксплуатация наемного труда), стимулировало рост производст-ва (есть заинтересованные в доходе). Сотрудничество богатых и бедных внут-ри фаланги превращает первых в тружеников, а вторых - в акционеров (собст-венников). Конечной целью создания сети фаланг был переход к идеальному "строю гармонии". 1.2 Кооперативные идеи французских ученых Значительное распространение в рабочей среде получили в 40-х годах идеи Луи Блана (1811-1882). В 1839 г. Луи Блан издал свое сочинение «Об организации труда», содержавшее яркую критику капиталистического строя; Социальные проекты Луи Блана, изложенные в этой работе, представляли со-бой мелкобуржуазную утопию.

Игнорируя тот факт, что всякое буржуазное государство является орудием угнетения трудящихся, Луи Блан утверждал, что справедливого равенства между людьми можно добиться, если правильно организовать труд и распределение богатств и что достаточно ввести всеоб-щее избирательное право и другие демократические преобразования, чтобы стало возможно вслед за тем с помощью государственных субсидий мирным путем организовать «общественные мастерские» (рабочие производственные ассоциации), которые постепенно вытеснят частнокапиталистические пред-приятия. «Общественные мастерские» по его мнению должны были стать некиеми производственными кооперативами с выборным руководством и равной оплатой труда.

По теории блана ежегодно должен был подсчитываться чистый доход, распределяемый на три части: одна будет расперделяться поровну между членами ассоциации; другая предназначаться : во-первых, на содержание старых, больных, увечных, во-вторых, на облегчение кризиса, который мог бы разразиться над другими отраслями промышленности; третья – на предоставление орудий труда тем, кто захочет войти в ассоциацию, благодоря чему последняя сможет бесконечно расширяться.

Луи Блан утверждал, что предложенные им социальные меро-приятия не встретят сопротивления со стороны буржуазии.

Луи Блан решил приспособить его для объединения промышленных рабочих в своей книге " Организация труда". Блан обосновал устройства кооперативных мастерских на средства государства. Он доказывал, что правительство должно стать "бан-киром бедных" и на первых порах организовать управление этими мастер-скими. Блан выдвинул принцип: солидарность вместо взаимной борьбы. Он полагал, что кооперативные мастерские станут ячейками общей системы ас-социации, где не останется места кризисам и безработице.

Еще одним представителем мелкобуржуазной идеологии был Пьер Жо-зеф Прудон (1809-1865). Он выражал стремление мелкой буржуазии защи-тить свою мелкую собственность от натиска крупного капитала. По мнению Прудона собственность есть кража, потому что она противоречит справедли-вости, потому что нельзя найти никакого принципа, на котором бы можно было ее обосновать.

Собственность не может основываться на завладении, потому что оно не только ведет к равенству, но и препятствует установлению собственности. С одной стороны, всякий имеет право завладения просто по-тому, что он существует, и ему нужен материал для труда, с другой - число людей постоянно изменяется, и, вместе с тем, изменяется количество мате-риалов, на которое может иметь притязание каждый работник; поэтому завла-дение всегда подчиняется народонаселению, владение не может быть проч-ным и неизменным, как право, и, значит, не может переходить в собствен-ность.

Но, заявляя, что «собственность - это кража», он на деле осуждал лишь крупную собственность. Прудон выдвигал проекты организации безде-нежного обмена и дарового кредита, которые должны были, по его мнению, избавить мелких производителей от эксплуатации и угрозы разорения со сто-роны крупного капитала и разрешить все социальные противоречия. Мелкобуржуазное учение Прудона находило отклик и в рабочей среде. Это объяснялось живучестью мелкобуржуазных настроений и иллюзий среди ремесленных рабочих, а также среди части фабрично-заводских рабочих - не-давних выходцев из деревни, желавших вновь стать самостоятельными хозяе-вами. Поддерживая среди рабочих эти иллюзии, прудонизм играл реакцион-ную роль. П. Прудон считал кредитные кооперативы, главной хозяйственной формой мирного эволюционного движения к новому справедливому общест-ву, где, по его мнению конкуренция и эксплуатация будет заменена, взаимо-помощью и сотрудничеством людей.

Прудон подверг уничтожающей критике «священное» право собственности, нанеся удар по видимым основаниям ка-питалистической системы.

При этом Прудон не ограничился критикой только частной собственности, а критиковал собственность как таковую. Собствен-ность (и частная, и государственная) – это ничем не оправданная монополия и привилегия. Отрицая собственность и отстаивая владение, Прудон требовал распространить демократию на социально-экономическую сферу, а через нее – достичь действительного народовластия. По его мнению, капитализм дол-жен быть разрушен диктатурой пролетариата, то есть организацией рабочего класса, не ограниченной законами и правами меньшинства.

Одну из попыток устроить экономическую жизнь на коопера¬тивной ос-нове предпринял идеолог французского христианского социализма Филипп Бюше (1796—1865). Он первым определил производственную ассоциацию как средство предоставить орудия производства в руки ремесленников и ра-бочих. А чтобы они могли эти орудия удержать в своем распоряжении, Бюше выдвинул идею - отчислять 20 % прибылей ассоциации в "нераздельный и не-отчуждаемый фонд". Другое назначение этого неделимого фонда - приобре-тение в собственность ассоциации дорогостоящих орудий производства, рас-ширение общего дела, распределение 80 % прибылей пропорционально вы-полняемой работе.

Не менее практичными были остальные принципы, предложенные Бюше: распределение прибылей пропорционально выполняемой работе, неог-раниченное число членов в ассоциации, их самодеятельность и демократиче-ское управление, возможность для лиц, работающих в ассоциации по найму, стать ее членами по истечении года. Глава 2. Сравнительный анализ кооперативных кон-цепций Для того чтобы дать сравнительные оценки концепциям выше указан-ных теоретиков кооперации в первую очередь необходимо выделить цен-тральные вопросы, на которые опирались ученые при создании собственных моделей кооперативного хозяйства.

Необходимо выделить те отправные точ-ки в исследованиях, на которых в дальнейшей можно было бы построить соб-ственную модель кооперативного хозяйства.

Под отправными точками я под-разумеваю цели, которых должно было достигнуть кооперативное движение с точки зрения этих ученых. Центральным и основополагающим являлся во-прос реализации права собственности внутри кооператива. Обращая внима-ние непосредственно на этот вопрос, мы можем видеть что все ученые теоре-тики кооператоры исходили из того, что собственность в кооперативе должна реализоваться путем всеобщего пользования.

Однако взгляды на степень реа-лизации собственности у каждого кооператора были свои. В первую очередь стоит обратить внимание на учения Р. Оуэна и Ш. Фурье. Будучи ярым противником частной собственности, Оуэн так же отри-цал значимую роль денежной системы, выступая за её полную ликвидацию. Согласно Оуэну кооператив являлся производственно-потребительской об-щиной, внутри которой отношения собственности реализовались в соответст-вии с общностью имущества и материальные блага распределялись по труду, то есть размер имущества определялся не благосостоятельностью члена об-щины, а не посредственно в соответствии со степенью привносимого вклада в развитие коммуны (труду), но в дальнейшем им была введена новая концеп-ция реализации собственности, при использовании уравнительной системы оплаты труда.

Таким образом, отношение собственности согласно взглядам Оуэна формировались в виде трудового дохода, что было полной противопо-ложностью концепции Ш. Фурье, который в своих взглядах исходил из необ-ходимости сохранения не трудового дохода и частной собственности.

По сути Фурье развивал идею Оуэна о реализации отношений собственности в коопе-ративе, расширяя спектр факторов влияющих на уровень имущества, добав-ляя в него факторы таланта и капитала. То есть получаемый членом общины доход напрямую был связан с вносимым капиталом, вкладываемыми трудо-выми усилиями и профессиональными навыками. Далее стоит отметить идеи французского кооператора Луи Блана. Его кооперативная концепция, по сути, была схожа с идеями Фурье. Блан предла-гал создание системы производственных кооперативов в виде общественных мастерских, которые в свою очередь формировались на основе уравнительной системы оплаты труда.

Это в свою очередь имеет прямое сходство с конеч-ным вариантом общины Оуэна, но в отличие от Оуэновской системы данная форма организации формировалась путём привлечения государственного ка-питала, а не средств рабочих.

Еще одним ярым противником собственности как таковой был П. Пру-дон. Он, так же как и Р. Оуэн, выдвигал идеи безденежного обмена и дарового кредита, но в отличии от него считал именно кредитные кооперативы основ-ной движущей силой в преобразовании общества, а не Оуэновские производ-ственно-потребительские общины Наконец, нельзя оставить без внимания Ф. Бюше, как ученого, который одним из первых стал выделять производственную ассоциацию как источник предоставления орудий труда для рабочих.

В основе его системы, так же как и системах Р. Оуэна и Ш. Фурье лежал трудовой фактор, то есть оплата труда определялась количеством выполняемой работы. Так же он выдвинул идею о создании так называемого “неделимого” фонда, который должен использо-ваться исключительно на общественные нужды рабочих. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что в основе рассмотрен-ных кооперативных концепций и идей известных кооператоров лежала, по су-ти, идея построения новой системы реализации отношений собственности на основе принципов равенства и равной степени пользования. В отличие от об-щепринятой капиталистической системы, где собственность индивида опре-делялась исключительно размером его капитала, в кооперативе доля собст-венности того или иного участника зависела от его не посредственного вклада в работу кооператива.

Таким образом, можно говорить, что в кооперативах собственность человека определялась непосредственно результативностью его деятельности, то есть имело значение фактический реальный вклад в раз-витие кооператива, а не субъективный его капитал.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Взаимосвязь собственности в кооперативе. Сравнительный анализ кооперативных концепций

Однако, несмотря на обширный взгляд, любая научная концепция кооперации имеет в своей основе ряд основополагающих и общепринятых положений: 1.… Всего можно выделить 3 основных вида собственности: частная, коллек-тивная и… Данная тема представляет интерес для изучения с точки зрения самобыт-ности и уникальности сложившейся в кооперативном…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роль собственности в основных кооперативных концепциях

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги