рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Деонтическая этика

Деонтическая этика - раздел Экономика, Этика в бизнесе и ее значение для успешной хозяйственной деятельности. Теория Справедливости   Первое Направ...

теория справедливости

 

Первое направление основано на религиозной этике. В его основе лежит ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало из иудео-христианской традиции Согласно протестантской этике, на основе которой начали складываться капиталистические отношения в Западной Европе, обязательность выполнения этических норм, таких как честность, правдивость, обязательность, трудолюбие, справедливость, соблюдение обещаний и договоров; аскетизм, ограничивающий личное потребление ради расширения производства – это принципы поведения, совершенно необходимые для развития рыночных отношений. Главное же, что позволило соединить религиозность и коммерцию – это идея профессии как Призвания, долга перед Богом, провозглашение успеха деятельности благочестивого предпринимателя в качестве знака божественного одобрения. Но с течением времени «... внешние мирские блага все сильнее подчиняли себе людей и завоевали, наконец, такую власть, которой не знала вся предшествующая история человечества». Победивший капитализм перестал нуждаться в христианской опоре, в протестантской этике. Изначально профессия рассматривалась как Божие призвание и святое дело, поэтому получение прибыли также считалось богоугодным делом, а успех в бизнесе - знаком божественного одобрения. Постепенно, когда, по словам М. Вебера, дух аскезы ушел из «мирской оболочки», в центре внимания оказался коммерческий успех.

 

В России капиталистические отношения сформировались на основе православной этики труда с присущим ей пониманием смысла труда, отношением к собственности, к бедности и богатству, и русская экономическая философия была представлена именно мыслителями религиозного направления.

Большинство русских экономистов признавало возможность и реальность тесной связи этики и политэкономии. Для Булгакова политэкономия представляла собой прежде всего этику хозяйственной жизни и главным вопросом был вопрос о смысле и нравственном основании экономической деятельности с точки зрения православия.

Находясь в оппозиции к этическому индивидуализму и отстаивая идею общности всех людей через Бога и их внутреннего изначального единства, Булгаков в качестве субъекта хозяйствования не отдельного человека, а человечество.

Богатство Булгаков рассматривает не в индивидуалистическом смысле, а в народно-хозяйственном, как общее условие преодоления внешней несвободы человека и материального существования данного общества, степень власти человека над природой. Моральное оправдание богатства позволяет увидеть положительный момент в хозяйстве с точки зрения результата, а понимание труда как творчества, позволяет сделать это с точки зрения процесса. (С.Н. Булгаков. Философия хозяйства)

Русский капитализм сформировался внутри общекультурной традиции, в рамках православного мировоззрения, основываясь на тех же ценностях, не приводя к выделению экономической деятельности в отдельную систему. Именно поэтому рыночные отношения в русском варианте оказались построенными на других этических основаниях, чем в западном и нормы экономического поведения не противоречили общепринятым представлениям о морали.


Второй подход представлен теорией утилитаризма, основателем которой является И. Бентам (1998). Эта теория касается поиска критериев измерения ценностей, что позволило бы определять этическую правомерность каких-либо действий и законов.

По мнению Бентама, наиболее эффективным критерием является степень полезности или вредности. Какое-либо действие является правомерным с этической точки зрения, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо первого. Причем под максимумом пользы подразумевается польза всем лицам, которые оказываются в сфере действия результатов акции, а в качестве результатов рассматриваются не только текущие, но и отдаленные позитивные и негативные последствия.

 

Идеи утилитаризма оказали сильное влияние на экономическую науку, утвердив идею «экономического человека», стремящегося в процессе хозяйственной деятельности к максимальному увеличению своего благосостояния. Теория утилитаризма лежит в основе методов экономического анализа рынка и согласуется с критериями эффективности. Все это привело к тому, что утилитаризм прочно утвердился в экономической теории, позволяя формализовать определение максимальной полезности, если перейти к ее выражению в денежном эквиваленте (Милль,1990).

Однако практическое применение теории утилитаризма наталкивается на целый ряд проблем, связанных с необходимостью количественного измерения общественной полезности. Это касается, например, несопоставимости эффектов, по отношению к разным людям, невозможности измерения ценности здоровья и самой жизни, невозможности определения доходности или убыточности фундаментальных научных исследований.

Самое главное, это то, что предлагаемое использование денежного эквивалента полезности может оказаться несовместимым с двумя моральными категориями: правом и справедливостью. Развитие идеи И. Бентама привело к тому, что именно отдельные индивиды стали рассматриваться как носители оптимальности. Рассмотрение полезности для всех затронутых эффектом людей уступило место индивидуальной полезности, то есть ликвидировало собственно этическое содержание

Деонтическая этика разрабатывается с позиций классической философии морали, в основе которой лежит категорический императив Канта, основанный на наличии у человека моральных прав (то есть таких прав, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми).

Одна из современных формулировок деонтического подхода к оценке этичности поступка:

«действие является морально оправданным для данного лица в том и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же»

В такой формулировке заключены два критерия моральной корректности образа действия: универсальность и обратимость.

Ограничения применимости кантианского подхода:

- такой подход сосредоточен на внутренних мотивах, а не на последствиях действий;

- выделение подсистемы хозяйствования из общей социальной системы привело к установлению противоречивых требований к поведению человека..

 

 

Этика справедливости.

В отличие от этики утилитаризма и деонтической этики область применения этики справедливости существенно сужена. Последняя включает в основном проблемы, связанные с отношениями бизнеса и общества в целом, и не касается, например, проблем отношений между корпорациями. Очевидно также, что стандарты справедливости не могут стоять выше моральных прав отдельной личности. Сама справедливость основана на моральных правах индивидов.

 

Этика справедливости исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основные ценности для его представителей – человеческое равенство и справедливость как его выражение.

Вследствие этого моральный долг в этике справедливости понимается как подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.

 

Сложность состоит в существовании различных представлений о справедливости, таких как:

· Эгалитаризм – равномерное распределение тягот и благ.

· «Капиталистическая» справедливость – распределение благ с учетом индивидуального вклада в общее дело.

· «Коммунистическая» справедливость – распределение трудовых обязанностей в соответствии со способностями, а блага – по потребностям.

· Концепция социальной справедливости Д. Ролза:

 

Концепция социальной справедливости Д. Ролза (1995), основана на следующих принципах:

1. Каждый человек имеет равное право на наиболее широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами других людей.

2. Неравенство по социально-экономическим параметрам должно быть таким, чтобы:

2.1. обеспечить максимум прибыли для наименее привилегированных лиц;

2.2. учреждения и должностные лица, являющиеся носителями власти, были бы доступны в равной мере для каждого.

 

Согласно Ролзу, принцип 1 - «принцип равной свободы» - должен быть приоритетным по отношению к принципу 2.2, а в рамках 2-го принципа положение 2.1 (максимизация минимальной доли) должно рассматриваться как приоритетное по отношению к 2.2 (равенство возможностей).


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Этика в бизнесе и ее значение для успешной хозяйственной деятельности.

На сайте allrefs.net читайте: Этика в бизнесе и ее значение для успешной хозяйственной деятельности....

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Деонтическая этика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Причины внимания к проблемам этики
  Причина внимания к вопросам этики бизнеса прежде всего связана с экономическим ущербом, который наносит фирме неэтичное поведение сотрудников и деловых партнеров, а также с экологич

Этика бизнеса как научная дисциплина
   

Что такое мораль
Мораль – это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из важнейших способов нормативной регуляции деятельности и поведения людей. Термин «мораль» происходит от латинск

Структура морали: моральное сознание и нравственные отношения
Мораль – это сложное явление, в структуре которого выделяют две основные сферы: моральное сознание и нравственную практику. Моральное сознание – синтез представлений и чувств, в кот

Категорический императив И. Канта
Категорический императив есть обращенное к каждому человеку нравственное повеление, обязательное независимо от каких-либо конкретных условий места, времени и обстоятельств, вне зависимости от дости

Нравственная самооценка
Одной из характеристик личности как «я» является моральное измерение, связанное с понятием вменения: «Моральное вменение заключается в особого рода суждениях, ут

Тема 3.2. Проблемы микроэтики.
Этические проблемы в управлении, корпоративной культуре, деловых контактах.. Типичные этические нарушения в жизни организации и методы их предотвращения. Корпоративные этические кодексы.

Служащие должны вести себя предупредительно и этично по отношению к клиентам.
  Большинство компаний наказывали своих сотрудников за следующие нарушения: · предложение взятки или согласие ее принять, · принятие дорогих подарков, · вып

Тема 3.3. Проблемы макроэтики и социальная ответственность бизнеса.
Задача хозяйственной этики в том, чтобы в экономической деятельности (и во внутренней деятельности предприятия, и в рыночном обмене) действовали определенные этические нормы, что д

Профессиональный этический кодекс
В становлении «цивилизованного бизнеса» особую роль играют профессиональные сообщества – общественные объединения людей и организаций, действующих в определенной сфере рынка. Такие сообщества выпол

Социальная ответственность бизнеса
  История вопроса.Еше в начале ХХ века некоторые руководители бизнеса выражали уверенность в том, что корпорации должны использовать свои ресурсы т.о., чтобы обще

Социальная роль предпринимательской деятельности.
В самой природе предпринимательской деятельности заложено фундаментальное противоречие: с одной стороны, стремление к максимальной прибыли и защита своих частнособственнических интересов, а с друго

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги