Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).
Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.
Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.
Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей.
Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.
2. Ранее течение экономической мысли: меркантилизм
Поскольку отношения, связанные с капиталом, начали складываться прежде всего в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV - XVII в.в. - меркантилизм (от итальянского "мерканте" - торговец, купец)- заключалось в познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения - результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация. Таким образом, если же древнегреческие философы и средневековые схоласты стремились показать, как «должно» действовать - «вести себя» - отдельно взятым домохозяйствам или, например, торговцам, то меркантилисты пытались дать нормативное описание деятельности государства. Если же древние и средневековые авторы писали о том, можно ли заниматься ростовщичеством, и как справедливо назначать цену на продукцию отдельным людям, то меркантилисты писали о нормативных принципах поведения государства - можно ли портить монету, как проводить экономическую политику, и т.д. Поэтому труды меркантилистов нужно относить к I периоду истории экономической науки, равно как и произведения древнегреческих и средневековых авторов.
Первой школой экономической науки считается меркантилизм (Англия). Основными представителями данного направления были Томас Ман, Джон Лоу, Ричард Кантильон. «Меркантилизм» с итальянского языка переводится как «торговец». И не зря. Главным источником богатства представители этой школы считали торговлю, а богатство отождествляли с золотом.
Основные принципы меркантилизма:
1) золото и другие сокровища являются главным богатством общества;
2) главный источник получения богатства – внешняя торговля и денежный оборот для обеспечения притока в страну золота и серебра;
3) государство должно активно вмешиваться в экономику страны;
4) внутри страны производство развивается за счет импорта дешевого сырья;
5) поощряется экспорт;
6) низкий уровень поддержания заработной платы за счет роста населения.
Необходимым условием для развития экономики меркантилисты считали превышение экспорта над импортом (активный торговый баланс).
Существует два этапа развития меркантилизма:
1) «ранний» меркантилизм (до середины XVI в.); основные признаки раннего меркантилизма:
а) предельно высокие цены на экспортные товары;
б) всемирное ограничение импорта (ради экономии денег);
в) запрет на вывоз из страны золота и серебра (даже под угрозой смерти);
г) признание в качестве денег только золота и серебра (в силу их природных качеств);
2) «поздний» меркантилизм (середина XVI – середина XVII в.); начало установления торговых связей между странами за счет предложения относительно дешевых товаров; использование золота и серебра чаще в посреднических сделках.
Поздний меркантилизм – так называемый мостик для перехода к монометаллизму.
С развитием производства появляется и новое течение – физиократизм. Основными представителями этой школы являются Франсуа Кэне, Анн Робер, Жак Тюрго. Физиократы во главе с Ф. Кэне в отличие от своих предшественников считали, что источником общественного богатства является производство, а не обращение. Но производство только в сельском хозяйстве, т. е. сельское хозяйство – это один единственный производительный сектор экономики, на который следует обращать внимание. При этом источником общественного богатства физиократы считали прибавочный продукт аграрного сектора.
Рассмотрим следующие основные положения физиократизма:
1) учение о чистом продукте – суть данного учения в том, что только в сельском хозяйстве произведенная продукция превышает ее потребление;
2) теория кругооборота доходов – суть этой теории состоит в разделении общества на 3 класса:
а) производительный класс (земледельцы);
б) класс собственников (государство, духовенство, землевладельцы);
в) бесплодный класс (представители индустрии, торговли, ремесленники).
Все три класса взаимодействуют между собой и используют деньги как средство обращения.
Представители физиократического направления сформулировали либеральную доктрину. Сущность данной доктрины заключается в том, что признае́тся выгодность свободного личного интереса не только для одного человека, но и для в сего общества в целом.