История возникновения и решения глобальных проблем

 

Человечество совсем недавно перешагнуло порог тысячелетий, перешагнуло этот рубеж, неся за своей спиной груз накопленных проблем, все более и более явственно проявляющих себя. По поводу этой смены эпох, вступления человечества в новый век звучало немало слов о необходимости качественных изменений не только и не столько в области материальной, сколько в области мировосприятия людей, в области, связанной с тем как человек ощущает себя в мире и с тем, по каким принципам он строит свое взаимодействие с окружающей природой, обществом, государством. По каким принципам должно быть построено это государство, какую оптимальную экономическую и социальную систему надлежит выбрать для успешного развития человечества в 21 веке. Такое внимание к вышеозначенным вопросам объясняется достаточно просто - оно могло возникнуть только под грузом серьезнейших проблем, перед которыми сегодня стоит мир. Только серьезнейшие проблемы, требующие безотлагательного решения, могли заставить общественное сознание, зачастую достаточно инертное в вопросах данной тематики, обратить серьезное (и все же порой недостаточное) внимание на глобальные перспективы человечества. Данная работа имеет своей целью краткий обзор глобальных проблем человечества, назревших в 20-м веке, основных причин их возникновения в аспекте общемирового развития, последствий, к которым они привели и перспектив их разрешения в обозримом будущем. За кратким введением в историю данной проблематики последует рассмотрение наиболее острых проблем современности, а затем анализ их истоков и основных причин возникновения. В завершении работы будет обращено внимание на основные подходы к их решению и связанные с этим трудности самого различного характера. Следует отметить, что среди взглядов на глобальные проблемы сегодня можно встретить абсолютно полярные: от пессимистических, пророчествующих неизбежную и довольно скорую гибель современной нам цивилизации до диаметрально противоположных, утверждающих, что вопросы, ставшие сегодня актуальными в мире - лишь признаки кризиса перехода к новой социальной, в какой-то мере и экономической формации, кризиса закономерного и преодолимого без существенных негативных последствий для человечества. Обе эти теории, очевидно, имеют рациональный корень, однако я полагаю, что к истине в данном вопросе можно приблизиться, лишь основываясь на беспристрастном анализе и сочетании всего, что есть рационального и научно обоснованного в различных взглядах на эту проблему, так как лишь в борьбе различных философских взглядов и концепций, порой противоречащих друг другу, в борьбе различных взглядов на мир, на коренные принципы построения современной цивилизации, в единстве противоположностей может родиться концепция построения нового общества, которое будет способно конструктивно подойти к решению накопленных проблем и к предотвращению появления новых. Данная идея и станет основным лейтмотивом этой работы, определяющим характер изложения материала. Отмечу также, что в моем представлении, жизненно важным в изложении данной темы является отход от разного рода стереотипов, сложившихся в связи с данной темой в современном обществе, следует особое внимание обратить на причины актуальных проблем цивилизации, ибо лишь ясно сознавая истоки этих проблем можно вести речь о подходах к их решению, лишь поняв те процессы в обществе, экономике, технике, которые повлекли за собой обострение глобальных противоречий и проблем в современном мире, можно говорить о построении корректных путей их решения. Попытки же подойти к разрешению данных вопросов без такого осознания основных причин проблем, которые сегодня так остро стоят на повестке дня, по моему глубокому убеждению, ведут лишь к усугублению и без того серьезнейших проблем. Нельзя также легковесно подходить к актуальности и насущности вопроса данной работы, ведь в условиях, сложившихся в современном мире, отсутствие должного внимания к этому вопросу может повлечь за собой необратимые последствия, которые, в конечном счете, могут завтра коснуться каждого жителя нашей планеты, в том числе и того, кто сегодня отказывается принимать всерьез предупреждения ученых, занимающихся глобалистикой и футурологией. Однако насколько сейчас актуальна эта проблема, настолько сложно найти верные подходы к ее решению, причина же этой сложности кроется в том, что проблема не исчерпывается одним только техногенным фактором, корни ее кроются в человеческом отношении к миру, в мировоззрении не просто отдельных людей, а в мировоззрении всего современного человечества, в общественном сознании, включая все стандарты, стереотипы, а также убеждения, укоренившиеся в нем. Этот единственно возможный подход еще более осложняется всей неоднородностью и разнообразием взглядов и жизненных концепций, существующих в различных регионах и странах нашей планеты, сложившихся в силу самых различных социальных, культурных, экономических и даже географических различий. Все вышесказанное делает невозможным полное и всеобъемлющее рассмотрение глобальных проблем вне их философского аспекта, так как таковое рассмотрение оказалось бы слишком поверхностным и неполным, описывающим лишь последствия явления и ничего не говорящим о его причинах, о причинах, без ликвидации которых решительно невозможен никакой прогресс в данной области. Именно философское рассмотрение тех проблем, перед необходимостью решения которых сегодня стоит человечество содержит в себе ключ к их успешному разрешению, именно поняв как цивилизация пришла к такому состоянию, можно строить планы выхода из сложившейся ситуации. Так Аурелио Печчеи, основатель Римского клуба, назвал свою книгу, посвященную глобальным проблемам человечества, "Человеческие качества", ибо именно в этих "качествах" он видел их корень, и именно коренная перестройка той части мировоззрения людей, которая наиболее сильно позволила обостриться глобальным проблемам, является, по его мнению, насущнейшей проблемой мирового масштаба. Отметим также, что необходимость такого подхода к рассматриваемой проблеме как раз и составляет наибольшую трудность для ее разрешения, необходимость отказаться от чисто формального подхода к этой проблеме, понять глубинные ее причины в связи с этим поднять тяжелейшие вопросы, касающиеся человека и его взаимодействия с миром во всех аспектах данного вопроса, порой кажется задачей неразрешимой. Однако решить эту проблему все же необходимо, ибо от этого напрямую зависит будущее человечества. Все вышесказанное определит основное направление данной работы. В представляющихся возможными рамках я постараюсь наиболее полно отразить основные аспекты, касающиеся данной проблематики, опираясь на основные тенденции в научных взглядах, сложившихся во второй половине 20-го века касательно глобальных проблем, их основных причин, последствий и возможных путей и подходов к их разрешению.

а) Постановка вопроса о необходимости решения назревающих глобальных проблем

Перестав быть предметом интереса лишь узкого круга специалистов, глобальные проблемы к 60-м годам 20-го века приобретают широкую известность, в это же время впервые появляется большой интерес общественности к данной теме и начинается процесс ее обсуждения в самых широких научных и не только кругах. Причиной такого возросшего интереса к данной теме послужил ряд факторов, среди которых в первую очередь следует выделить следующее: в процессе своего развития связи между различными регионами нашей планеты неизменно укреплялись, в результате чего человечество естественным образом пришло к той ситуации, когда серьезные проблемы, возникающие в некотором регионе земли, неизбежно отражаются на состоянии всей планеты. Такой эффект наблюдается как в экологической, экономической, так и во многих других сферах, в которых интегрированность и множественность связей позволяет рассматривать эти сферы в глобальном, общепланетарном масштабе. Таким образом, появилась категория проблем, решение которых стало насущной проблемой для всего человечества. В связи с этим, в своей речи на встрече ученых в редакции журнала "Вопросы философии" 14 ноября 1972 г. П. Л. Капица говорил: "В нашем столетии решение ряда проблем не может больше ограничиваться масштабами одной страны, их приходится решать в масштабе всей нашей планеты. Такое восприятие планетарного характера отношения человека с природой впервые возникло в связи с появлением атомной бомбы и с угрозой мировой ядерной войны."1 Действительно, не менее важной причиной возросшей актуальности и насущности глобальных проблем стало развитие научно-технического прогресса, последствия которого проявились буквально во всех сферах жизни людей, в том числе несказанно возросшие научные, технические и технологические возможности человека позволили создать ему совершеннейшие орудия убийства, такие как химическое, бактериологическое, и, наконец, ядерное оружие. В данном контексте особенно серьезно встают вопросы о сохранении мира на земле и недопущении различного рода конфликтов, могущих привести к необратимым для человечества последствиям, вопросы геополитического равновесия и стабильности, ведь накопленный военный потенциал человечества позволяет сегодня несколько раз уничтожить все живое на земле, ответственность же за распоряжение этим потенциалом несут правительства и главы государств и очень важно, чтобы они осознавали всю серьезность того груза, который возложен на их плечи. Исследование глобальных проблем требует очень серьезного их рассмотрения в контексте развития цивилизации и осознания того факта, что физический, количественный рост цивилизации имеет свои естественные пределы, обусловленные, в первую очередь, ограниченностью как геометрических размеров нашей планеты, так и ее ресурсов, которые попросту не могут удовлетворить бесконечно увеличивающиеся потребности человечества. Следовательно, существуют определенные рамки, ограничения развития, в соответствии с которыми люди обязаны выстраивать долгосрочную стратегию своей деятельности, пренебрежение же вышеописанными рамками грозит гибелью для всего человечества. Здесь необходимо ясное осознание неограниченности, бесконечности качественного развития и ограниченности количественного роста, пределы которого должны учитываться в любых долгосрочных общемировых проектах и планах развития. Таким образом, основным направлением в разрешении глобальных проблем должно стать определение пределов роста и, соответственно, недопущение исчерпания ресурсов планеты, восстановление которых представляет значительную трудность или вовсе невозможно. Проблемы же сохранения ресурсов совершенно естественно поднимают вопросы об их рациональном использовании и справедливом и оптимальном для всего человечества распределении - так вырастают глобальные социальные, экономические и политические проблемы, решение которых, в свою очередь, является ключом к решению проблем, непосредственно связанных с окружающей средой - экологических и иных.

Учитывая естественную взаимосвязь всех глобальных проблем, в них можно выделить три уровня: первый - это частные экологические, социальные, экономические и т.д. проблемы мира; второй - глобальные проблемы функционирования всей социально-экономической системы планеты, ее пороки и недостатки, служащие истоком проблем "первого уровня", и третий, всеобъемлющий уровень - философские мировоззренческие проблемы человека и общества, ценностные установки общества, служащие основной направляющей силой глобального процесса развития, определяющие его характер и направленность.

Эти глубочайшие проблемы, заключающиеся уже не в материальной области, а в области сознания людей и являются истоком всех остальных. Именно такие вопросы встали перед учеными в начале второй половины 20-го века и продолжают быть не менее, а скорее даже более актуальными сегодня.

б) Римский клуб и проблемы прогнозирования будущего цивилизации

Огромную роль в появлении научных работ, связанных с исследованием глобальных проблем и прогнозированием будущего человечества, сыграла деятельность Римского клуба - международной неправительственной организации, созданной итальянским менеджером Аурелио Печчеи, пригласившим в апреле 1968г. около 30-ти европейских ученых - социологов, экономистов, естественников и т.д. Члены Римского клуба поставили перед собой две основные задачи: во-первых, выявить основные затруднения и проблемы, вставшие перед человечеством, и, во-вторых, способствовать исправлению сложившейся ситуации, воздействуя на общественное сознание. Результатом этих изысканий стали доклады Римскому клубу, в которых видные ученые пытались найти подходы к решению вышеобозначенных проблем. Первой работой под эгидой Римского клуба стало построение математической модели общемирового развития, которая учитывала основные параметры развития такие, как население, капиталовложения, использование не возобновляемых ресурсов, загрязнение окружающей среды и производство продовольствия. Автором этой модели, получившей название "Мир -1", был Джей Форрестор - профессор прикладной математики и кибернетики Массачусетского технологического университета. Исследование данной модели показало, что человечество движется к неминуемой и довольно скорой катастрофе, однако с учетом того, что модель была довольно грубой и не учитывала огромного числа вторичных факторов, влияющих на развитие человечества, решено было продолжить исследования в области глобального моделирования. Так появилась модель "Мир-3", созданная специалистом в области системной динамики Деннисом Медоузом по экономико-математической Форрестора. Результатом стало появление нашумевшего доклада под названием "Пределы роста", представленного 12 марта 1972 г. в Вашингтоне, в Смитсоновском институте. В нем утверждалось, что через 75 лет сырьевые ресурсы планеты будут исчерпаны, что вместе с нехваткой продовольствия приведет к глобальному кризису невиданных масштабов и поставит под вопрос дальнейшее существование человечества. Следует отметить, что построенные математические модели были не раз критикованы с различных позиций. Основным недостатком таких моделей является то, что во-первых, закономерности в процессах, имеющих место в реальности настолько сложны и многообразны, что вряд ли возможно сегодня построить модель, способную дать гарантированно достоверный результат, а во-вторых, не всякие процессы (особенно в общественном сознании) представляется возможным отобразить количественно в такой формализованной модели. Все вышесказанное, однако, не позволяет умалять достоинств доклада Д. Медоуза, все же отразившего основные тенденции в экономическом и социальном развитии человечества. Среди докладов Римскому клубу, представленных в дальнейшем "Человечество на поворотном пункте", 1974 г. (М. Месаровича и Э. Пестеля) - авторы данной работы утверждают, что тенденции развития современного общества несовместимы с биологической сущностью человека, целью которого должна стать перестройка общепринятой системы ценностей, а вместе с ней и всей современной системы отношений в обществе. Они отмечают необходимость формирования "нового человека", который бы заботился о выживании всей цивилизации и направлял на это все свои усилия. Аналогичные проблемы поднимаются в докладах "Цели для человечества" (под рук. Э. Ласло, 1977 г.), "Нет пределов обучению" (рук. Дж. Боткин, М. Эльманджера, М. Малица, 1979 г), "Диалог о благосостоянии и благополучии", 1980 г. (О. Джарини, 1980 г.) и т.д. Так Э. Ласло указывает на необходимость перестройки системы ценностей в современном мире, реформы современных исчерпавших себя способов мышления, что должно содействовать достижению мировой солидарности. Детальный анализ деятельности Римского клуба, перспектив и основных задач его в будущем дал А. Печчеи в своей работе "Человеческие качества". О перспективах и задачах человечества в связи с глобальными проблемами он писал: "Теперь уже совершенно ясно, что принятых мер недостаточно, чтобы распутать чудовищный клубок сложных проблем, в котором прихотливо сплетаются, воздействуя друг на друга в невиданных доселе масштабах, взрыв народонаселения и беспорядок в социальной и экономической областях, неравномерность в распределении доходов и безработица, невежество и предрассудки. И чтобы разрубить этот гордиев узел, необходимы более кардинальные изменения, затрагивающие самые основы человеческой системы."2

в) Глобальные проблемы сегодня и внимание к ним общества и каждого человека в частности.

В актуальном мире, переполненном проблемами, необходимо совершенно ясное понимание сложившихся проблем и последствий глобальных процессов, угрожающих будущности человека. Такое понимание и способность адекватно решать возникающие вопросы, а вернее заранее контролировать предпосылки их возникновения, требует явного сдвига в мышлении человека, появления нового, глобального мышления, недаром многие авторы видят исток всех проблем общества сегодня в их культурном характере, в их неизбежной связи с человеком. Именно проблема человека является определяющей в данной области. "Измениться или исчезнуть" - вот та дилема, перед которой стоит сегодня человечество по мнению А. Печчеи, считавшего, что помимо политических, экономических и т.д. изменений, "сам человек не может более оставаться исключением и тоже должен стать другим"3, без чего, впрочем, вряд ли возможны серьезные сдвиги в вышеозначенных областях. Сегодня же сама социальная и экономическая система угрожает стремлением к униформизации и стандартизации всего и вся - это не только стандартизация в материальной области, это стандартизация взглядов, целей, мышления человека, вовлеченного в массовую культуру, рассчитанную на обывателя, но в свою очередь делающую людей таковыми. Именно против такого стандартизированного и сверхрационализированного общества был направлен, например бунт "новых левых" в 60-е годы, говоривших о необходимости "тотальной революции, охватывающей все сферы жизни человека и, прежде всего, сознание."4. Созвучие с такими взглядами можно найти и у современных антиглобалистов, выступления которых сегодня сопровождают едва ли не каждый крупный международный форум. Говоря о необходимости культурных и мировоззренческих сдвигов нельзя не отметить необходимость культурной преемственности, которая бы не слепо копировала старое, однако, отделяя зерна от плевел, смогла бы взять необходимое из старого опыта и отбросить все устаревшее и тормозящее, привнеся новое. Итак, рассматривая современные проблемы в самых различных сферах жизни, мы вновь и вновь приходим к их социальным и философским корням, вновь убеждаемся, что без глубочайшего анализа этих корней подход к проблеме был бы узким и бесперспективным