Причины глобальных проблем

а) Непосредственные факторы, приведшие к обострению глобальных проблем в 20-м веке

Что же стало причиной, повлекшей за собой обострение глобальных проблем в 20-м веке? Как человечество подошло к той черте, перед которой следует остановится и задуматься о дальнейших путях развития, потому как старые исчерпали себя? Очевидно, этому способствовали несколько факторов, среди которых, безусловно, непомерно возросшие средства производства и возможности воздействия человека на природу. Такой рост стал возможен, в первую очередь, благодаря научно-технической революции, радикально изменившей технику и технологию производства. Человек, получив в свои руки орудие небывалой силы, применял его не всегда рационально и не всегда заботился о том ущербе, который он наносит окружающей среде. Он не чувствовал, что количественное развитие имеет свои пределы, учет которых неизбежно станет необходимым. Человечество на протяжении всей своей истории развивалось "вширь", осваивая новые просторы, земли, росло население, количество освоенных земель, количество населенных пунктов и стран. Далее, как пишет С. Кара-Мурза, "пришла уверенность, что земные пределы несущественны: надо будет, выйдем в космос, используем термоядерный синтез и т.д."8 Концепция развития человечества строилась на возможности "непрерывной экспансии", которой не будет конца. Однако к концу 20-го века стало ясно, что основные показатели мирового развития начинают подбираться к барьеру, преодоление которого является, по крайней мере, проблематичным. По поводу ограничений, с которыми столкнулось общемировое развитие А.Д. Урсул в своей работе "Некоторые перспективы развития концепции ускорения прогресса" писал: "Наличие в том или ином смысле планетарных (глобальных) ограничений и делает традиционные виды деятельности (их экстенсивное развитие) нерациональными, ведет к углублению противоречий, разрешимых лишь на пути перехода на всесторонне интенсивный и тем самым в наибольшей степени ускоренный путь развития. Это говорит о необходимости смены качества основных видов деятельности, перехода на высший уровень рациональности и гуманизации как внутрисоциальных, так и социоприродных отношений (что и хотел выразить В. И. Вернадский в концепции ноосферы)".9 Новейшие технологии в промышленности, автоматизация и компьютеризация, широкое использование энергии атомного ядра, внедрение самых последних научных достижений в области как промышленного производства, так и в области сельского хозяйства - вот те черты, которые присущи нашему времени. Человечество сегодня уже не мыслит себя вне достижений прогресса, ставших неотъемлемой, необходимой частью жизни каждого представителя современного общества. Так, на данный момент на планете движется около 500 млн. автомобилей, а через 30 лет ученые прогнозируют удвоение этого количества.

Человечество подошло к концу 20-го века совсем в ином обличье, нежели то, в котором оно в него вступило - изменились формы и средства производства, произошли структурные изменения не только в области производства материальных благ, но и во многих других областях и сторонах жизни общества, они затронули всю экономическую, а вместе с ней и социальную систему в целом. Общее развитие техники в наш век затронуло и военную область - созданы идеальные средства и орудия массового убийства, мирового военного потенциала хватило бы на то, чтобы уничтожить весь земной шар несколько раз.

Это еще раз говорит о том, что если мы хотим стабильного будущего для планеты, не раздираемой войнами и прочими религиозными, межнациональными, политическими конфликтами, мы должны перейти к качественно новому этапу развития, на котором станет возможным эффективное решение всех возникающих сегодня проблем.

б) Глобальные проблемы - результат лишь непомерно возросших возможностей человека воздействовать на окружающий мир (природу, самого человека, общества и т.д.) или закономерный результат всего социально-экономического общественного развития ?

Несмотря на кажущуюся простоту тех факторов, которые привели к обострению глобальных проблем, их корни уходят очень глубоко в актуальную действительность, в сами принципы, на которых основывается современная экономика и культура общества, на которых, можно сказать, основана современная цивилизация. Именно в таком контексте рассмотрение причин, повлекших за собой возникновение (или его реальную угрозу) кризисных ситуаций, может быть достаточно полным. Данные проблемы давно переросли рамки каких-либо узкотехнических или экономических областей науки, они приобрели поистине всеобщий характер и для их решения необходим комплексный подход, основанный на философском анализе. Во-первых, стоит остановится на том, что встающие сегодня перед человечеством проблемы нельзя считать неким несущественным "побочным продуктом" развития современной цивилизации, дело в том, что этот так называемый "побочный продукт" явился закономерным и вполне прогнозируемым результатом развития в контексте той социально-экономической формации, которая на сегодняшний день существует. Именно коренные принципы организации капиталистического общества (как в области экономики, так и во всех иных областях, тем или иным образом связанных с жизнедеятельностью людей как составных частей современного общества) содержат в себе отрицательные стороны, явившиеся первоосновами современного состояния общества. Конечно, формы капиталистического общества не оставались неизменными, скажем, с конца 19-го века до наших дней, однако его эволюция не была связана с изменением в сторону улучшения взаимодействия с окружающей средой или улучшения социокультурных процессов в обществе, напротив технологии эксплуатации природных ресурсов становились все более изощренными, а отчужденность человека в обществе, пожалуй, даже увеличивалась, несмотря на декларируемую заботу о человеке и его правах. Одним из основных пороков существующей сегодня экономической системы является то, что современная политэкономия основывается на постулате, утверждающем бесконечность ресурсов, возможность их непрерывной эксплуатации, в объемах, зависящих лишь от потребностей и технических возможностей человека. Из вышеуказанной концепции неограниченности следует их практическая бесплатность, то есть отрицание их ценности, ибо они, как вечный и неиссякаемый источник, не могут быть рассмотрены в качестве предмета, непосредственно относящегося к экономическим отношениям. Таким образом, де-факто сегодня "цены, по которым изымаются ресурсы из недр стран третьего мира, не имеют ничего общего с истинной ценностью этих ресурсов для человечества". К глубокому сожалению, это приводит к бесконтрольному расходованию сырья, цена на которое "определяется затратами на подкуп элиты развивающихся стран, и если эта элита становится слишком жадной, иногда оказывается дешевле применить военную силу или разрешить очередной переворот." 10 Нельзя, однако сводить проблему исчерпания ресурсов лишь к необходимости учета их истинной ценности, хотя это и очень актуально сегодня. Необходимо адекватно определить характер и направленность современного развития человечества и, проведя глубокий его анализ, а также анализ проблем и потребностей человека, определить основные целевые направления нашего развития в будущем. Сегодня мы приходим к выводу, что процессы развития более не могут происходить стихийно в том плане, что требуется четкая формулировка целей, которых необходимо достигнуть человечеству. Среди всего многообразия таких целей одной из первейших должно стать решение назревших глобальных проблем. Посмотрим на стратегические целевые направленности развития современного капиталистического общества. Становится очевидным, что основным мотивом практически всех экономических процессов сегодня является получение максимальной прибыли, максимального количества благ, о последствиях же этого для окружающего мира, для природы и общества вспоминается в последнюю очередь. "Больше произвести и дороже продать, а конечном итоге получить наибольшую прибыль" - вот единственные мотивы, движущие капиталистом в современном мире. Сегодня забота об окружающей среде, о решении социальных проблем и т. д. Имеет место лишь в той степени, в какой это необходимо для поддержания уровня получения высокой прибыли и отсутствия каких-либо угроз для этого. Ради получения максимальной выгоды, например, могут уничтожаться тонны произведенного продовольствия (пшеницы, других натуральных продуктов, полученных в большом количестве, к примеру после обильного урожая) - лишь для того, чтобы удержать цены на рынках. И это в то время, когда огромное число людей на планете голодает. Бессмысленные и абсурдные действия с точки зрения развития всего человечества сегодня объясняются "экономической целесообразностью". В огромных количествах сегодня производятся товары, не являющиеся необходимыми, и, в прямом смысле, навязываемые через рекламу и все иные доступные средства рядовому человеку. Таким образом формируется так называемое "общество потребления", расходующее огромное количество ресурсов абсолютно неоправданно, причем обделяя на сегодняшний момент тех людей, кто действительно нуждается в элементарных необходимых вещах. Формируется "золотой миллиард", в руках которого сосредотачивается огромнейшая доля всех мировых ресурсов, причем уровень потребления у людей в него входящих порой на порядок выше, нежели у представителей человечества, живущих в "Третьем мире". Такая ситуация, вопреки всей своей абсурдности и не соответствию здравому смыслу, представляется современной неолиберальной элитой как единственно возможная, естественная и с рождения свойственная человеку. Сегодня здравомыслящий человек неизбежно приходит к выводу, что рыночная экономика, а особенно в том виде, в котором она существует на данный момент, исчерпала себя. Принципы "свободного рынка", навязываемые сегодня в качестве идеала всему человечеству, изжили себя, показали свою неэффективность, и более того, опасность для дальнейшего развития человечества. Опасность дальнейшего развития в ключе идеалов "свободного рынка" прежде всего заключается в выяснившейся несовместимости его с сохранением того состояния окружающей природной среды, которое необходимо человеку для жизни. Как пишет С. Кара-Мурза, "одним из самых острых проявлений общего кризиса индустриальной цивилизации стало признание природоразрушающего характера созданного этой цивилизацией типа хозяйства - т.н. "рыночной экономики" ".11 Такое признание явилось основным итогом Конференции ООН по окружающей среде и развитию, прошедшей в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Участники этой конференции пришли к выводу, что единственной перспективой, оставляющей надежды на успешное развитие цивилизации в будущем, является переход к "устойчивому развитию", то есть к развитию, которое бы на должном уровне обеспечивало удовлетворение потребностей человека сегодня, одновременно не представляя угрозы для такой же возможности для будущих поколений. Только коренной пересмотр модели развития может помочь в данной ситуации. К сожалению, современное капиталистическое общество, а вернее его верхушка не только не делает никаких шагов навстречу решению возникающих проблем, напротив, ведется направленная работа по дальнейшему распространению и повсеместному внедрению экономической модели, губительной для окружающей среды. Многочисленные экологические "зеленые" движения способствовали лишь соответствующей маскировке существующих тенденций, изменилась лишь внешняя сторона системы, поменялись лишь формулировки и фразеология, суть же экономической системы осталась той же, и вообще на данный момент общественному мнению активно навязывается та точка зрения, что любое покушение на "рыночные" принципы построения экономики является нерациональным, и вообще, чуть ли не крамольным. Таким образом, это еще один аргумент в пользу того, что реформы, происходившие в последнее время в капиталистическом обществе были направлены отнюдь не на улучшение качества жизни человека, не во имя увеличения степени его свободы, они были направлены лишь на укрепление позиций самой капиталистической экономической системы, а также на совершенствование форм эксплуатации труда капиталом, на получение максимальных прибылей при максимальных затратах. Современные тенденции развития показали необоснованность и того мнения, будто бы законы, действующие при "свободном рынке" будут способствовать в случае возникновения такой необходимости самоорганизации и ограничению потребления невозобновимых ресурсов, напротив, ученые свидетельствуют, что если при сохраняющихся сегодня тенденциях роста потребления на определенном этапе мы столкнемся с дефицитом какого-либо жизненно важного ресурса и цена его соответственно серьезно возрастет, то это может привести к кризису небывалых масштабов, к коллапсу всей экономической системы.

в)Причины глобальных проблем и их социокультурный аспект

Необходимо отметить также и социокультурный аспект надвигающихся проблем, ибо их истоки, истоки явлений, причиной которых является только человеческая деятельность, то есть, по сути дела антропогенных влияний на окружающий мир, совершенно логично искать в самом человеке, а точнее в эволюции как сознания каждого человека в частности, так и общественного сознания. Это обусловлено тем фактом, что любая практическая, материальная деятельность человека определяется его принципами, целями, идеалами и, в конце концов, сознанием. Деятельность же человечества в глобальном масштабе неразрывно связана с понятием общественного сознания, ибо результат такой деятельности находится в неразрывной зависимости от норм общественного сознания, которые имеют место быть на соответствующий момент, как, впрочем, невозможно отделять и сознание отдельного конкретно взятого человека от того общества, в котором он находится, и, следовательно, от общественного сознания. Огромную роль в процессе развития общества играет его культурная составляющая. Она является неотъемлемым фактором прогресса в нематериальной, духовной области развития. Одновременно, основные тенденции в культурном развитии и его актуальное состояние можно считать своего рода индикатором, показателем уровня общественного развития, ибо, как видно из истории, подъем в культуре обычно совпадал по времени со значительным продвижением практически во всех областях жизнедеятельности человека, в том числе и в социальном развитии, упадок же или застой в культуре никогда не сопровождался значительным качественным ростом в иных направлениях. Лишь определенный культурный уровень позволял подняться цивилизации на ступеньку вверх. В связи с вышесказанным интересно рассмотреть современное состояние общества в свете возникших общемировых проблем, увидеть их корни в нем. Говоря о культурном аспекте, думаю, в современном мире со всей его полиэтнической, поликультурной и многоукладной системой следует отметить следующую тенденцию - западная, либеральная культура, являющаяся основой жизни в США и в странах Западной Европы (хотя, конечно, нельзя назвать культуры этих регионов полностью идентичными) ведет непрерывную экспансию по всему миру как под видом привнесения "истинной" цивилизации и культуры в якобы "нецивилизованные" страны, так и под флагом мировой экономической интеграции, глобализации, вступления в ВТО и т.д. Даже не говоря о преимуществах и недостатках самой современной западной культуры, можно уже отметить опасность такой тенденции, ибо процесс становления социокультурных норм для различных обществ происходил веками, и, волей-неволей, выбирался некий оптимум, который лучше всего удовлетворял конкретным условиям, в которых находилась данная этнокультурная общность. Разрушения же сложившегося баланса ведет к непредсказуемым последствиям, губительным для общества, ибо происходит не обмен культур, при котором происходит их обогащение и, одновременно, сохранение всего уже накопленного, происходит разрушение одной и насильное навязывание другой культуры, которая абсолютно не адаптирована к местной специфике. Последствия такого вмешательства может пояснить, например, такой исторический пример: в Индии собирали высокие урожаи, возделывая поля деревянной сохой. Возмущенные такой отсталостью колонизаторы заставили внедрить современный английский отвальный плуг, что привело к быстрой эрозии легких лессовых почв, нанеся значительный вред.12 Экспансия одной единственной культуры, разрушая многообразие и многоукладность различных регионов земли, наносит огромный вред. Таким образом следует сказать, что залогом решения многих проблем, касающихся социальной и культурной сред, может стать взаимное сотрудничество, интеграция и сближение самых различных стран, культурных общностей, регионов лишь на основе взаимного уважения и взаимообогащения лучшим с отбрасыванием негативного, устаревшего или неприемлемого в конкретном случае без повальной стандартизации и унификации, что проявляется сегодня. Как писал украинский исследователь А. Н. Гончаренко в работе "Комплексное прогнозирование в системе "общество - окружающая среда", "важнейшей задачей (…) является задача поддержания и развития всего огромного социокультурного богатства и многообразия человечества (…) именно сохранение и умножение социокультурного многообразия - этого бесценного наследия предыдущих поколений - является основой устойчивого развития общества, его успешного приспосабливания к изменениям, подчас катастрофическим, окружающей среды". 13 Каковы же те изменения и процессы в сферах общественного сознания, которые сопутствовали назреванию современных социально - экономических и иных проблем? На протяжении 20-го века новые реалии времени, повсеместное внедрение достижений научно - технического прогресса, политические и экономические изменения внутри стран отразились не только на материальной стороне жизни, напротив, в общественном сознании также происходил целый ряд процессов, не все из которых можно оценить как положительные. Среди таковых, например, процесс распространения так называемой "массовой культуры" - особого рода продуктов культуры (кино, печать и т. д.), рассчитанных на широкого потребителя, зачастую не несущих в себе никакой смысловой нагрузки, а, напротив, играющих на самых низменных инстинктах человека. Такая форма культуры (а вернее было бы сказать - псевдокультуры) сегодня активно навязывается, вытесняя истинную культуру, заменяя ее суррогатом, ничего хорошего не несущим человеку. Тут продолжает работать с давних времен известный принцип - необразованным, оболваненным человеком проще управлять, общество из таких людей неспособно на организованное и активное выражение своей позиции, протеста против нарушений его прав. Говоря о современном западном обществе, следует отметить тенденцию его "атомизации" в том смысле, что все общество воспринимается как набор атомов, лишенных индивидуальных (химических) качеств и находящихся во взаимодействии (механическом), которое лишь и определяет состояние каждого из них. Согласно такой концепции свободен лишь человек - атом, а из суммы движения всех атомов складывается общая тенденция в развитии общества. Такой подход начал формироваться с развитием капиталистических отношений - с ростом роли частного капитала, что все больше и больше увеличивало отчуждение в обществе. Именно такое состояние общества Гоббс именовал "войной против всех", а равенство между людьми трактовал как возможность нанесения равного вреда друг другу. В обществе свободного рынка, где все подчиняется вычислению и измерению в денежном эквиваленте, само понятие свободы становится грандиозным обманом, ибо человек, включаясь в такое общество, неизбежно становится беззащитным перед внедряемыми в его сознание доктринами, а положение его зависит от "соударений" с соседними людьми - атомами. Такая концепция неизбежно приводит к деформации духовных и моральных постулатов, на которых основана жизнь общества, в мире, где все рассчитано и сверхрационально отпадает надобность в тех аспектах духовной культуры, которые не укладываются в рамки расчета. В данном случае наблюдаемый переход от рационального и разумно скептического взгляда в науке к сверхрациональности и скептицизму в отношении культурного и духовного наследия не просто опасен, а, откровенно говоря, губителен. Однако именно такой переход, что очень прискорбно, мы и наблюдаем. Об опасности вытеснения всего иного "вычисляющим" сознанием М. Хайдеггер писал: " ..подкатывающая техническая революция атомного века сможет захватить, околдовать, ослепить и обмануть человека так, что однажды вычисляющее мышление останется единственным действительным и практикуемым способом мышления. Тогда какая же великая опасность надвигается тогда на нас? Равнодушие к размышлению и полная бездумность, полная бездумность, которая может идти рука об руку с величайшим хитроумием вычисляющего планирования и изобретательства. А что же тогда? Тогда человек отречется и отбросит свою глубочайшую сущность, именно то, что он есть размышляющее существо. Итак, дело в том, чтобы спасти эту сущность человека. Итак, дело в том, чтобы поддерживать размышление ". 14 Сохранение положения, существующего на актуальный момент в мире, приводит западного человека к неизбежному и неразрешимому конфликту с нормами христианской морали, к конфликту, в котором отражается вся суть глобальных противоречий, раздирающих сегодня планету. Вот что пишет об этом Сергей Кара-Мурза: "Но, пожалуй, самый глубокий кризис - это кризис идентичности самих "атомов" индустриальной цивилизации. Как бы мы ни избегали об этом говорить, нельзя не видеть, что сохранить привычный стиль жизни и старую траекторию прогресса можно лишь полностью порвав с системой норм христианской морали, на которой и возникла наша цивилизация. Достоевский поставил этот вопрос в легенде о Великом Инквизиторе. Сейчас мы пришли к тому, чего боялся Иван Карамазов. Чтобы сохранить общество потребления, мы должны убить Христа. Человек, имеющий мужество доходить до конечных вопросов, не может не видеть" уже происшедшей трансформации. Средний современный американец, увидев гибнущего ребенка, бросится спасать его с риском для жизни. В этом он христианин. Но миллионы детей в третьем мире погибают от гепатита Б. Сейчас созданы генно-инженерные вакцины стоимостью один доллар прививка. Но корпорации не желают их производить, так как некому платить. И в то же время средний американец в год тратит 267 долларов на алкогольные напитки и не желает тратить меньше." 15 Человек, который в условиях современной экономической системы работает "разумно", на себя, никак не может убежать от этого противоречия, напротив, оно лишь углубляется с разрушением и отрицанием моральных и культурных норм, оставшихся в наследство от прошлых поколений, ибо именно в них заключена львиная доля того потенциала, который мог бы послужить основой решения современных глобальных проблем. Итак, из всего вышесказанного следует, что не последнюю, а, скорее, одну из первейших ролей в возникновении мировых противоречий сыграли процессы в обществе, процессы, определившие культурное и социальное развитие в различных регионах нашей планеты. Именно эти процессы явились коренными, глубинными причинами того положения в мире, которое мы имеем на данный момент.