рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НООСФЕРНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

НООСФЕРНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ - раздел Экономика, ЭКОНОМИКА И НООСФЕРА   Для Меня Ноосфера – Не Фик...

 

Для меня ноосфера – не фикция, не создание веры – а эмпирическое обобщение.

Ноосфера, в которой мы живем, – является основным результатом

моего понимания окружающего.

В.И. Вернадский, 1941 г.

Наше дело правое и сейчас стихийно совпадает с наступлением ноосферы

нового состояния области жизни, биосферы – основы исторического процесса,

когда ум человека становится огромной геологической силой.

Из телеграммы В.И. Вернадского И.В. Сталину, 1943 г.

 

Глобальный финансово-экономический кризис государств планеты заставляет пересматривать парадигмы всех уровней и форм управления хозяйством, в широком смысле – природопользованием территории на соответствие естественноисторической (эволюционной) природе Человека разумного (Homo sapiens) в регионах биосферы Земли. Ведь от понимания разумной роли (функции), статуса (миссии) Homo sapiens в биосфере Земли – общего дома жизни поколений человечества, – и произошло понятие ноосфера (с греч. noospfere: noosразум и сфера – шар). Введено оно в научный оборот французским ученым Эдуаром Ле Руа в 1927 году, который слушал лекции В.И. Вернадского в Сорбонне (Париж, 1923 – 1925) и принимал участие в его семинарах. Вернадский безоговорочно принял понятие ноосфера, наполнив его естественнонаучным и эмпирическим содержанием. Обратите внимание на фундаментальные обобщения академика – создателя ноосферной философии о научном единстве народа с территорией государства (1917), основателя учения о живом веществе и биосфере (1927), о глобальной геологической силе человечества и планетном явлении научной мысли (1938), его выводы об эволюции биосферы в ноосферу (1943), которые с каждым годом становятся актуальнее.

Научно-мировоззренческие формулы Вернадского из его Боровского дневника (1941 – 1943)[1], в котором он анализирует причины нашествия фашизма на СССР и по-новому смотрит на планетарную общеобязательность учета в политике государств ноосферной функции институтов научного знания и образования, которые выражают императивы жизнеспособности поколений человечества в его природном Доме. Глубокое изучение трудов Вернадского позволит стратегически упреждающе учитывать угрозы глобализации во всех сферах взаимодействия субъектов общества с природой. Мы выделили обобщения, имеющие для институтов и сфер управления универсальное мировоззренческое, научно-прикладное и стратегическое значение: «Для меня ноосфера – не фикция, не создание веры – а эмпирическое обобщение, 1941», «Ноосфера, в которой мы живем, – является основным результатом моего понимания окружающего», «Демократия – это свобода мысли и свобода веры», «Наше дело правое и сейчас стихийно совпадает с наступлением ноосферы – нового состояния области жизни, биосферы – основы исторического процесса, когда ум человека становится огромной геологической силой». В них выражен этико-ноосферный подход экспертов, специалистов к проблемам глобализации вообще, тем более к функциям, точнее, миссии управления в обществе и обществом.

В условиях глобализации сочетание понятий «Экономика и ноосфера», вынесенное авторами в название научно-методической работы, в научно-концептуальном и прикладном смысле означает использование ноосферного (этико-экологического) подхода к проблемам и функциям управления социально-экономическими процессами, отраслями и предприятиями на территории поселений и в регионах государств планеты. Актуальность использования ноосферного подхода особенно возрастает в связи обострением проблем эколого-демографических проблем в кризисных регионах планеты и депопуляции в Российском государстве. В современном понимании учения о биосфере и эволюции биосферы в ноосферу в миссии институтов научных знаний, образования на первое место выходит этико-экологическое упреждение демографических вызовов поколениям граждан отечеств и человечества в целом, обоснованное Вернадским в «книге» жизни «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», Боровском дневнике, философском труде «Пережитое и передуманное» и других. Но, как и во времена Вернадского, научная мысль оказалась слабой по сравнению с эгоистической этикой политики лидеров классово-формационной модели глобализации. Поэтому футурологические актуальнейшие разработки ученого по планетарным проблемам развития цивилизации недооцениваются политологами, демографами, вообще глобалистами России, которые ориентируются на западные теории и концепции модернизации, пренебрегая опытом даже соседей.

Ученые Китая считают: «нельзя копировать историю и перенимать модели других стран, а надо искать свою модель, соответствующую реалиям и специфике своей страны»[2]. Соединяя конфуцианство, даосизм и марксизм с уникальным советским опытом, в Китае нашли прививку от издержек «болонского процесса», «перезагрузок», «цветных революций», иных «ветрянок» глобального рынка. На основе учения о ноосфере, ноосферного подхода к жизнеустройству государств в России эпохи глобализации формируются императивы ноосферного социализма и устойчивого развития[3], позволяющие упреждать угрозыубывания народа – феномена «окончания человека» (оценка академика РАН В.А. Лекторского[4]). Попыткой упреждения депопуляции был указ Президента «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996), разработка ведущими учеными Российской академии наук основ стратегии устойчивого развития государства[5], ныне преданные забвению.

Ноосферную концепцию глобальной роли, институционально высшей социальной функции, всеобщей гражданской миссии науки В.И. Вернадский формировал на основе глубокого анализа истории развития науки вообще, особой футурологической и гражданской роли знаний в судьбе поколений человечества в природном Доме. К высшим достижениям XIX века он относил «рост науки и развитие научного миропонимания», «могущественные народные движения пролетариата, и социализм – …научное представление о правильном общественном устройстве»[6]. В дневнике 1938 года (26 – 28 мая) записан вывод, актуальнейший для понимания места (функции), роли (статуса) Homo sapiens в биосфере Земли и универсальной миссии (стратегически высшего значения) науки в анализе угроз, вызовов глобализации поколениям человечества: «Наука есть природное явление – активное выражение геологического проявления человечества, превращающего биосферу в ноосферу. Она в обязательной для всех форме выражает реальное соотношение между человеческим живым веществом – совокупностью жизни людей – и окружающей природой, в первую очередь ноосферой. Человек и его совокупность могут быть только мысленно из нее изъяты. Соотношение человек ноосфера неразделимо»[7]. Неотделим Человек и от биосферы Земли – основы эколого-демографической безопасности поколений, устойчивого развития человечества.

Коротко о ноосферном подходе Вернадского к феномену Человека (Homo sapiens) в биосфере природы: «Ноосфера – биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшим сотнями миллионов, может быть миллиарды лет, процессом, создавшим Homo sapiens faber[8], не есть кратковременное и преходящее геологическое явление»[9]. В эпоху глобализации футурологически и стратегически универсальная планетарная функция Homo sapiens faber (Человека разумного умелого) реализуется в единственоосферной природы (начал), ноосферного статуса (роли), ноосферной функции (миссии) поколений Человека разумного институционального (Homo sapiens institutius[10]). Развитие Homo sapiens faber до Homo sapiens institutius возможно только в системе образования, институтах наук и управления граждан, реализующих ноосферный потенциал (высшие духовно-интеллектуальные способности) Homo sapiens faber в биосферно-экологических условиях территории государств Земли, позволяющие упреждающе учитывать угрозы, риски, вызовы глобализации поколениям.

Если наука человечества (совокупные знания поколений Homo sapiens) – природное явление в биосфере Земли, то граждане государств – это субъекты институтов разумных знаний, образования и управления. Они выражаютпотенциальный и реальный ноосферный статус Человека разумного институционального (Homo sapiens institutius), реализуемый в ноосферной миссии науки и образования, которые должны определять цели управления в жизнеустройстве народов отечеств планетарно единого Дома человечества. Первая половина ХХ века стала эпохой превращения науки в глобальную геологическую силу, а опыт СССР – это поиск народной формы эволюции биосферы в ноосферу, инструменты реализации которой академик В.И. Вернадский видел в планетарном сопротивлении угрозам фашизма – звериной этике Uber Mensch(сверхчеловека – нем.). Здесь делается акцент потому, что адепты капиталократической модели глобализации принижают роль народов СССР в победе над фашизмом.

Но в планетарном жизнеустройстве государств сохранился классово-формационный подход к общественно-экономическому развитию, необходимость преодоления которого выражена спросом на ценности социализма и социальной справедливости, отвечающих природе Человека. При классово-формационном понимании роли власти в обществе «Homo sapiens предстает как Homo institutius», «сделавший экономический выбор» (по О.В. Иншакову)[11]. Поэтому глобальный Homo economics institutius навязывает «рыночные», точнее капиталократические, интересы суверенным субъектам планетарного сообщества. В принятых на уровне ООН целях развития тысячелетия (2000 г.) доминируют рыночные стратегии глобализации и модернизации, не учитывающие статус Человека разумного институционального в биосфере и государствах планеты. Их не преодолеть без следования ноосферным критериям.

Организация Объединенных Наций была создана после Второй мировой войны, чтобы уберечь человечество от кровавых глобальных конфликтов за передел жизненного пространства. Но ни в России, ни в институтах ООН не восприняты футурологические и стратегически ключевые выводы академика Вернадского о ноосферной миссии науки, системы образования в повышении безопасности поколений в природном Доме человечества.

Критическое состояние возрастно-половой пирамиды народонаселения, вызвавший в регионах планеты депопуляцию – самый объективный показатель качества, уровня жизни граждан и стратегии реформ в эпоху глобализации. Это критерий следования в обществе умной политике, умной экономике, умному управлению, в совокупности выражающих способность специалистов управления реализовать ноосферную функцию научных знаний и образования на практике. Ноосферно-ориентированная функция научных знаний и образования особенно актуальна в условиях стратегического планирования и управления, выборе форм и методов модернизации в политике, науке и образовании, развития структур производства.

Творческие последователи Вернадского продолжают разработку учения о ноосфере, направлений ноосферологии, ноосферизма, ноосферного образования, ноосферной психологии и педагогики, позволяющие упреждать вызовы глобализации России и человечеству. Назовем имена Моисеева Н.Н., Фролова И.Т., Казначеева В.П., Коптюга В.А., Соколова Б.С. Яншина А.Л., Львова Д.С., Аксенова Г.П., Астафьева Б.А., Баландина Р.К., Буровского А.М., Бобкова В.Н., Василенко В.Н., Галимова Э.М., Гиренка Ф.И., Гирусова Э.В., Гординой Л.С., Григорьева С.И., Данилова-Данильяна В.И., Лукъянчикова Н.Н., Никитенко П.Г., Масловой Н.В., Мочалова И.И., Урсул А.Д. и Т.А., Субетто А.И., Лося В.А., Лосева К.С., Мантатова В.В., Вяч. Вс. Иванова, С.И., Патрушева В.И., Яншиной Ф.Т., Пюрвеева Д.Б., Шваневой И.В.(и др.). Ключевым в ноосферной миссии, ноосферном статусе, ноофункции гражданства в биосфере Земли является соблюдение в обществе принципов биосферосовместимого, экофильного взаимодействия поколений с природой, построенного на высших ценностях социальной справедливости, равной для всех народов планеты. Нарастание угроз глобализации человечеству обострило актуальность интеграции учения о ноосфере в научные дисциплины.Это необходимо для обоснования адекватных вызовам методов решения проблем в новых реальностях. К таким работам можно отнести монографию «Экономика и ноосфера», предлагающую«научно-методологические основы государственного управления социально-экономическим развитием в условиях глобализации». Актуальность темы несомненна, особенно в условиях участившихся «волн» глобального финансово-экономического кризиса человечества, показывающего «беспомощность» структур государственного управления процессами глобализации.

Авторы подробно рассматривают угрозы развитию цивилизации; показывают «биосферную (этико-ноосферную) обусловленность жизни цивилизации; внеэкономические факторы, которым должна быть подчинена культурная и экономическая политика (государственное управление народным хозяйством), если она ноосферна, т.е. — праведно-этична, разумна и ориентирована на устойчивое сохранение биологического вида «Человек разумный». Рассматривается реализация полной функции управления, обеспечивающего бескризисное социально-экономическое развитие. Введено понятие «научно-внедренческий цикл», в котором инновации становятся нормой жизни. Дано представление об экономической безопасности как о качестве жизни государства, обусловленном способностью к массовому осуществлению научно-внедренческих циклов. Высказаны обоснованные рекомендации по организационно-управленческому обеспечению инновационного развития страны на основе государственного регулирования рынка в русле этико-экологического (экофильного, биосферосовместимого, ноосферного) планирования социально-экономического развития».

Углубление исследователей в анализ феномена и проблем глобализации взаимодействия человечества с природой в биосфере Земли (в развитие традиций Вернадского) «заставляет» ученых мировоззренчески, концептуально и логически определиться с использованием научного понятия (идеи) ноосферы (сферы разума), внося свой вклад в развитие учения о ноосфере, формирование фундаментальных и актуальных направлений ноосферологии, ноосферизма, ноосферной футурологии, показывающих ноосферную роль институтов, инструментов и механизмов упреждающего подхода ученых, субъектов государственной власти и управления к методам решения проблем глобализации сфер жизни человечества.

Предлагаемые научно-методологические рекомендации при соответствующей доработке могут стать полезным пособием, раскрывающим ноосферный подход к институтам и функциям государственного управления социально-экономическим развитием в условиях глобализации. Анализ структуры книги, содержания глав показывает: авторы используют аспекты учения о биосфере к анализу социально-биологического и социально-экологического развития общества; пытаются по-своему оригинально «привязать» идеи ноосферы к концепции Достаточно общей теории управления (ДОТУ) эпохи глобализации.

В.Н. Василенко,доктор философских наук, академик Международной академии ноосферы (устойчивого развития), Ноосферной общественной академии наук, профессор кафедры истории и философии Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского госуниверситета.

12 января 2012 г.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЭКОНОМИКА И НООСФЕРА

АНО ВПО СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ... РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ... Кафедра Психологии акмеологии ноосферологии и педагогики...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НООСФЕРНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МОНОГРАФИЯ
    Санкт-Петербург УДК 658(075) ББК 658 (2 Рос) 30-5, 09 ГО 57   Рецензенты: Горбунов

Социально-биологические проблемы современности и обозримой перспективы
  Прежде всего, следует указать на угрозу жизни и развитию общества, которую представляет собой глобальный экологический кризис. Эта угроза нарастает на протяжении всего обозримого ис

Возможности развития культуры и разрешения проблем цивилизационного развития
  Если анализировать полный спектр свидетельств о жизни различных обществ и представителей некоторых специфических субкультур (шаманов, йогов высоких рангов), то представляются возмож

Преображение, а не модернизация страны как безальтернативная необходимость
  Термины «преображение» и «модернизация» многие воспринимают как синонимы. Однако по сути своей это — разные явления, хотя в каких-то исторических обстоятельствах преображение жизни

Научно-методологическое обеспечение политики общественного развития: реальное положение дел
  Главная задача обществоведческого комплекса наук — осуществлять научно-консалтинговое обеспечение политики социально-экономического развития страны и глобальной цивилизации. Однако

Полная функция управления и устойчивость объекта управления в смысле предсказуемости его поведения
  Управление по полной функции (термин ДОТУ) включает в себя: 1) выявление проблем, 2) целеполагание в отношении их разрешения, 3) выработку концепции достижения намеченных целей, 4)

Общество как объект управления: общественные институты
  Рассмотрение общества как объекта управления предполагает выявление порождаемых им в себе самом социальных явлений и свойственных каждому из явлений причинно-следственных взаимосвяз

Образ жизни экотехнологической цивилизации — ландшафтно-усадебная урбанизация
  На наш взгляд термин «ландшафтно-усадебная урбанизация», прямо указывая на обусловленность жизни общества ландшафтами, т.е. на необходимость сохранения и развития природной средой,

Свободная» рыночная саморегуляция: её возможности и потребности общества в регулировании рынка
    Начнём с того, что «свободный» рынок — это культ иллюзии, политическое назначение которого — убрать «посторонних» из сферы управления макроэкономикой, дабы эксплуати

Нравственно-этическая обусловленность социолого-экономических теорий
  Социолого-экономические теории нравственно-этически обусловлены в том смысле, что каждая из них, будучи информационно-алгоритмической системой, ориентирована на достижение целей, су

Финансово-счётный и организационно-технологический подходы к рассмотрению хозяйственной деятельности обществ
  Нравственно-этическая обусловленность социолого-экономических теорий скрыта от непосредственного восприятия многоаспектной и многослойной политической деятельностью обществ и госуда

Балансовые модели как основа реализации организационно-технологического подхода в макроэкономическом управлении
Если смотреть на жизнь с позиций ДОТУ, то любой процесс метрологически состоятельно может быть описан в терминах: 1) вектор целей управления, 2) вектор текущего состояния, 3) их разность — вектор о

Обеспечение метрологической состоятельности балансовых моделей
Метрологическая состоятельность (см. раздел 5) балансовых моделей может быть обеспечена на основе экономических интерпретаций общефизического закона сохранения энергии: «Полезный эффект

Отображение в балансовых моделях финансовых инструментов — средств управления макроуровня
Как уже отмечалось в разделе 9.4 при обсуждении таблицы 1, спектр производства инвестиционных продуктов в составе вектора f и распределения их между отраслями для развития п

Этико-ноосферно обусловленное целеполагание в отношении социально-экономического развития
Жизнь многих государств в наши дни включает в себя и такой аспект, который получил название «демографическая политика», что подразумевает: эпоха «стихийного» (т.е. общественно не контролируемого

Государственное макроэкономическое управление: принципы и основные задачи
Сначала определимся в основных принципах. Прежде всего, наука и общественность должны выработать обязательную для государства на всех уровнях систему критериев рациональност

Политика цен, доходов домашних хозяйств и налогово-дотационный механизм.
Если смотреть с уровня управления народным хозяйством в целом, то управленческая функция цены на продукцию и природные блага при их дефиците — ограничивать доступ к их потреблению платёжеспо

Организация эффективного бесструктурного управления — основа массовой «самореализации» научно-внедренческих циклов
  Однако и реализация в практической политике принципов государственного управления рыночной саморегуляцией в русле адекватного жизненным интересам людей плана социально-экономическог

Научно-методологические основы государственного управления социально-экономическим развитием в условиях глобализации
Ноосферный (этико-экологический) подход     Монография       Изд-во МФИН. 191110, Санкт-Петербург, а/я 49.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги