рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема №1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Тема №1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ - раздел Экономика, И экономики здравоохранения   1.понятие Мировоззрения, Его Исторические Типы. 2.сп...

 

1.Понятие мировоззрения, его исторические типы.

2.Специфика философского мировоззрения.

3.Основы функции философии

4.Философия и медицина.

 

1.Термин «философия» происходит от двух древнегреческих слов «филео» (phileo) – что означает люблю и «софия»( sophio ) - что означает мудрость. Таким образом, философия буквально переводится на русский язык как любомудрие или любовь к мудрости. Считается, что слово «философ» впервые употребил древнегреческий философ Пифагор ( ~ 580 – 500 годы до н.э.) по отношению к тем людям, которые стремились быть мудрецами. Истолкование же и закрепление этого термина в европейской культуре связано с одним из крупнейших древнегреческих философов Древней Греции Платоном (427 – 347 гг до н.э.)

Философия возникает в VII – VI веках до н.э. в трех точках земного шара – в Древнем Китае, в Древней Индии и в Европе – Древней Греции. Первоначально философия включала в себя всё знания о мире и человеке, которое накопило человечество к тому времени. Это означало, что в то время ещё не существовало отдельных частных наук (физики, математики, биологии, химии и т.п.), а была единственная наука – философия. Поэтому, естественно, что в круг вопросов, интересовавших философов входило всё многообразие проблем, которые затем будут разделены между различными частными науками. Философов интересовало все: и причины приливов и отливов морей, и солнечных и лунных затмений, в поле их внимания были и проблемы строения мира и анатомии человека, причины болезней и правила человеческого мышления и т.д. Другими словами, не было таких проблем, связанных с миром и человеком, которыми бы не занимались философия. Таким образом, она была единственной наукой, возникшей в античном мире и получившей поэтому название «науки наук».

Однако, постепенно, по мере накопления человечеством знания о мире и человеке из этой единой «науки наук» начинают выделяться, отпочковываться, приобретать самостоятельный статус отдельные научные дисциплины – математика, физика, астрономия и т.п. Надо отметить, что этот процесс дифференциации единой науки древних оказался чрезвычайно полезным. Он продолжается и сегодня. Как ни молода, к примеру, кибернетика, но и она уже успела выделить из себя бионику.

Но тогда возникает вопрос: «А, что же сегодня представляет из себя современная философия? Какими проблемами она занимается? Или она подобно Шекспировском Королю Лир раздала своё богатство своим детям, а само осталось ни с чем?»

Философия сегодня это не наука. Философия сегодня это мировоззрение. Но что же такое мировоззрение? Кажется, что ответить на этот вопрос достаточно просто. Из этимологии этого слова вытекает, что это воззрение на мир. Однако слово «мир» достаточно многозначно. В данном случае необходимо понимать, что под миром имеется в виду не отдельные фрагменты окружающей нас действительности, с которыми человек сталкивается каждый день, а вся окружающая человека действительность как некое единое целое. Кроме тогов понятие мировоззрение обязательно входит и представление о человеке в его отношении к миру. Т. е. мировоззрение включает в себя совокупность взглядов, принципов, ценностей, идеалов, определяющих самое общее видение, понимание мира и место человека в нем.

Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Говоря о мировоззрении, следует иметь в виду, что философия не единственная форма мировоззрения. Более того, хронологически философия возникает позже других форм. И для этого, как мы увидим в дальнейшем, были свои объективные причины. Но прежде чем говорить о различных формах мировоззрения, существовавших ранее и существующих сегодня, на основании выше данного определения сформулируем так называемый основной вопрос мировоззрения (ОВМ). Он звучит следующим образом: Это вопрос об отношении человека и мира.

О.В.М.  
Человек Мир

 

Именно этот вопрос определяет в конечном итоге все формы мировоззрения.

1.Хронологически первым таким типом была мифология. Мифы – древние сказания разных народов о делах богов и героев, о жизни людей и животных, о фантастических существах, населявших землю. Миф, как тип мировоззрения, есть попытка ответа на мировоззренческие вопросы о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении тех или иных явлений природы, о месте человека в этом мире. Мир синкретичен, т.е. в нем отсутствует четкое разграничение мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и материального. Это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений.

Может возникнуть вопрос, а почему хронологически миф возник раньше других форм мировоззрения? Почему, предположим, первой не появилась философия? Дело в том, что мифология появилась тогда, когда человеческое мышление в своем развитии не достигло уровня, на котором стало возможным формирование высокого уровня абстракций. Конечно, почти каждое слово (дом, стол, дерево и т.д.) – это уже абстракция, потому что, когда я произношу «дом» я имею в виду не какой-то конкретный дом, а множество самых разных строений, зачастую мало чем похожих друг на друга, но обязательно имеющих общие существенные черты, что их объединяет в один класс «домов». Но это самые простые абстракции, которые можно представить наглядно, в виде определенных образов. Поэтому время возникновения мифологии определило образность изложения мифов. Их легко читать, как художественные произведения. Они легко запоминаются человеком мало образованным, даже детьми дошкольного возраста как сказки и былины.

Однако человеческое мышление оказывается в состоянии создавать более высокие ( а значит менее наглядные) абстракции. И тогда появляется следующий тип мировоззрения – религия .

2. В религиозном мировоззрении освоение мира осуществляется через его удвоение на естественный «земной», воспринимаемый органами чувств, и потусторонний «небесный» сверхъестественный и сверхчувствительный. Специфика религии – в особом характере её «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешний формой проявления веры служит культ – система утвердившихся догматов и ритуалов. Общественно значимые представления, чувства, действия сочетаются в религии с индивидуальной сопричастностью людей её идеям, образам, смыслам с их личным творчеством.

Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам считаются мировыми и имеют большое число приверженцев в разных странах. Религия – социально организованная и организующая вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самым воплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям.

В религиозном мировоззрении уже появляется более высокий уровень абстракций, из которых самой высокой абстракцией является бог. Поэтому читать религиозные книги значительно сложнее, чем мифы.

3. И, наконец, когда развивающееся человеческое мышление достигает такого уровня, когда становится возможным формирование самого высокого типа абстракций, не имеющих наглядного аналога в мире, возникает философское мировоззрение. Категории философии – это абстракции высочайшего уровня, которые, как правило, не возможно представить себе в виде образов. Например, материя, сознание, причина, следствие, необходимость, случайность, возможность, действительность и т.д.

Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Она позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущности предметов и явлений, ориентироваться в потоке основных и противоречивых событий. Философия выступает как особый уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное системно-рациональное мировоззрение. Оно отличается от других форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Философская мысль избрала своим ориентиром не слепую догматическую веру, а свободное критическое, основанное на принципах разума размышления о мире и человеке. Сущность философии в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «человек – мир». В отличие от других наук, которые тоже изучают мир и человека в нем, философия делает своим предметом отношение человека к миру.

Как уже говорилось, категориальный аппарат философии – это самые общие понятия, которые являются предельными. Т.е. они находятся в основаниях любого рода человеческой деятельности. Т.о. всеобщность, предельность – важнейшие и определяющие черты философии.

Специфика философии состоит в её нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости. Такого рода смыслы имеют для людей основополагающее значение. Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений).

Так как именно философское мировоззрение является целью изучения всего нашего курса, то мы еще чуть позже вернемся к нему на этой лекции, а сейчас рассмотрим ещё один очень важный тип мировоззрения – так называемое обыденное мировоззрение или здравый смысл.

Эта форма мировоззрения важна еще и потому, что она или её элементы присущи большинству людей земного шара. Что же это такое обыденное мировоззрение?

4. Это мировоззрение основано на обширном и многообразном повседневном опыте людей. Оно возникает и складывается стихийно как мироощущение, умонастроение широких народных масс. Выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, передаваясь из поколения в поколения, оно включает в себя не только «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, научные, философские, религиозные знания, но и множество всевозможных примет, предрассудков, которые играют определенную роль в повседневной жизни людей.

2.Теперь вновь обратимся к специфике философского мировоззрения.

Поскольку философия, как уже было выявлено, рациональное, теоретическое мышление, категориальным аппаратом которой представляет собой высший уровень абстракций, то вполне естественно, что так называемой основной вопрос мировоззрения преобразуется здесь в основной вопрос философии (ОВФ) и выглядит следующим образом:

 

О.В.Ф.    
Сознание (мышление) Материя (бытие)

 

Как видно из схемы, более наглядное понятие «человек» заменяется здесь более абстрактным понятием «сознание». А сам вопрос формулируется следующим образом: «Что в этом отношении первично, а что вторично – сознание или материя, мышление или бытие?»

Если проанализировать историю философской мысли, то окажется, что философы по-разному решали этот вопрос. Одни говорили, что первичным в этом отношении является сознание, мышление, т.е. духовное начало, другие утверждали прямо противоположное, считая, что первичным выступает материя, бытие, т.е. материальное начало. Так в истории философии произошло деление философов на два больших лагеря: идеалистов, тех, кто за первичное принимали сознание, мышление, дух и материалистов, тех, кто за первичное принимали материю, а сознание считали вторичным.

 

О.В.Ф. (первая сторона) Что первично?    
  Сознание первично Идеализм     Материя первична Материализм  

 

 

Однако следует отметить, что кроме вопроса о первичности и вторичности сознания и материи, основной вопрос философии имеет и второю сторону, а именно: может ли человек в своем сознании верно отразить противостоящий ему мир или он это сделать не может, т.е. мир в принципе не познаваем. И здесь тоже философы разошлись во мнениях. Большинство философов: все материалисты и часть идеалистов на этот вопрос отвечали положительно, утверждая, что человек в состоянии познать мир. Однако часть идеалистов на этот вопрос отвечали отрицательно, считая, что человек, в силу тех или иных причин, не в состоянии познать мир. Дело в том, что сам идеализм оказался неоднородным. Внутри него возникло два направления в зависимости от разного понимания первичного духовного начала познающего материю. С одной стороны, философы признающие первичным некое существующее объективно, независимое от сознания человека духовное начало (древнегреческий философ Платон, немецкий философ Х1Х века Гегель и др.) стали называться объективными идеалистами. Для них мир в принципе оказался познаваем (Хотя обосновывалась эта познаваемость по-разному. Об этом будет сказано в соответствующих лекциях курса).

С другой стороны в 17-18 веках появился так называемый субъективный идеализм (Дж.Беркли, Д.Юм), который отрицает возможность человеком познать мир. Эта точка зрения получила название агностицизм. Приставка «а» – отрицание, «гносиз» – знание. Суть субъективного идеализма выражена в принципе «Мир есть совокупность моих ощущений». Естественно, что из этого принципа вытекает агностицизм, т.к. ощущения у всех людей в определенной степени отличаются друг от друга. «На вкус и цвет товарищей нет»,– гласит русская пословица.

О.В.Ф. (вторая сторона) Познаваем ли мир?
       
 
   

 

Идеализм     Материализм
Субъективный   Мир непознаваем (агностицизм) Объективный   Мир познаваем         Мир познаваем
 

 

 

3.Теперь попробуем ответить на вопрос: «А зачем вообще нужна философия? Почему её изучают во всех вузах России и подавляющем большинстве стран мира?» Для этого рассмотрим основные функции философии.

Важнейшими функциями философии являются следующие:

1.Онтологическая. Онтология – учение о мире. Это функция определяет философию со стороны её интереса к миру. Она требует ответа на вопрос: «Что такое мир как некая цельная система, не зависимая от человека со своими внутренними законами и характеристиками?»

2.Гносеологическая. Гносеология – учение о познании, теория познания. Эта функция позволяет раскрыть сущность познания человеком окружающего его мира. Здесь философия, прежде всего, отвечает на вопрос: «Познаваем ли мир?» и, если познаваем, то как его можно познать? Каковы особенности процесса познания? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина и каковы её критерии? На каких путях человек может её постичь?

3.Идеологическая. Отражает идеалы и интересы той или иной группы людей (классов, слоев), представляющих социальную структуру определенного общества.

4.Аскиологическая. Аксиология – учение о ценностях, об оценке отношения человека к окружающему миру и другим людям. Здесь разрабатываются такие критерии как Добро, Справедливость, Свобода, Правда, Красота.

5.Методологическая. Эта функция выражается в поисках методов, путей познания и преобразовании мира. В соответствии со спецификой философии речь здесь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным значением. По отношению к миру – это поиск путей преобразования мира на основах справедливости, равенства всех людей перед законом, свободы и благополучия каждого человека. По отношению к науке это проявляется в содействии прироста научных знаний в частных науках, координировании методов в процессе научного исследования, объединение в целое различных частей научного знания, добытого различными науками.

6.Антропологическая. Эта функция обращает внимание философов на проблему человека. Она проявляется в поисках ответа на вопросы: «Что такое человек?», «Есть ли смысл жизни у человека, и если есть, то в чем он состоит?» Здесь решаются проблемы жизни и смерти, определяется место человека в мире, его роль как созидательного соучастника мировой эволюции, выявляется его ответственность за результаты своей деятельности.

7.Практическая. Эта функция показывает, что философия не есть чисто умозрительное, оторванное от жизни учение, доступное кругу избранных философов. Философия как мировоззрение оказывает влияние на каждого человека, становясь его внутренним убеждением. А убеждения человека есть основа его поступков, его отношения к миру, к другим людям. О человеке судят по его поступкам. Следовательно, каково мировоззрение конкретного человека, таковы его поступки, а значит таков он сам. Поэтому любое государство заинтересовано в том, чтобы у подрастающего поколения формировалось соответствующее мировоззрение, ибо от этого зависит будущее и этого государства и всего человечества.

Все выше перечисленные функции философии взаимосвязаны и преимущественное проявление каких-либо из них в определенный исторический момент времени означает лишь то, что именно в этот момент общество нуждается в реализации этих функций в большей степени, чем в других.

4.Философия всегда оказывала и продолжает оказывать влияние на развитие медицины. Отец медицины Гиппократ говорил о том, что врач-философ подобен богу. Дело в том, что медицина - явление, тесно связанное с развитием человеческого общества. Её зарождение относится к тому времени, когда инстинкты самосохранения и облегчения страданий, заложенные в человеке природой, были осознаны людьми. И это привело к попыткам волевого воздействия человека на окружающую природу. Постепенно медицина становилась частью общечеловеческой культуры. Она начиналась как оказание практической помощи больному, как накопление практических сведений о растениях, с помощью которых можно лечить болезни. Медицина у первобытного человека имела дело только с отдельными симптомами, она не могла учитывать общую картину заболевания. Приёмы первой помощи и примитивные хирургические вмешательства предшествовали познанию строения и функций человеческого тела. Тем не менее уже на ранних ступенях развития медицины человек пытался дать ответ на вопрос о сущности болезни. Из конкретных жизненных потребностей человека и возникла медицинская практика. Из практики родилась медицинская теория.

Развитие медицинской теории, постепенное осознание истоков и закономерностей болезненных процессов отражало те условия жизни, в которых существовал человек. Представление о причинах и сущности болезней возникли и развивались параллельно с расширением мировоззрения и функционально зависели от него, что, в свою очередь, оказывало непосредственное влияние на лечебные приёмы.

В многочисленных отечественных и зарубежных работах по истории медицины раскрыта глубинная связь медицины (не только теоретической) с мировоззрением человека. И поскольку один из его типов представляет философия, то можно говорить о тесной связи медицины и философии. Современная медицина, тысячами нитей связанная с реальностями современной эпохи, не свободна от мировоззренческих оценок, которые она в силу своей специфики даёт на теоретическом уровне, т.е. на поле философии.

В литературе существует много определений медицины. "Медицина - это наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратило здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье или вернуть его, если оно утрачено" (Ибн-Сина. Канон врачебной науки.). "Самостоятельная область научного знания о социальных условиях воспроизводства здоровья и болезней человека" (В.Д.Жирнов. Проблема предмета медицины.). "Созвездие наук, теорий, эмпирических сообщений, практических приёмов и способов действий, целостных ориентации, мировоззренческих установок и т.д." (В.Ф.Сержантов. Задача построения медицины как комплексная научная проблема).

Можно привести много других определений медицины, но важно другое: среди них не встречается ни одного, где бы медицина рассматривалась либо только как наука, либо только как практическая деятельность. Именно, исходя из этой двойственности медицины, можно рассматривать её связь с философией.

Связь практической медицины с философией проявляется, главным образом, через медицинскую деонтологию. А для теоретической медицины, как и для любой другой научной дисциплины, философия представляет ту методологическую основу, опираясь на которую, она оказывается в состоянии плодотворно развиваться.

Цель изучения философии в вузе состоит прежде всего в повышении общей культуры будущего специалиста. Можно также вести речь о формировании в процессе образования философской культуры личности. Под философской культурой личности понимается овладение определённым кругом философских знаний и умение применять эти знания в повседневной, профессиональной и общественной деятельности.

Это осуществимо через решение ряда задач. Они таковы:

1. Задача расширения сознания. Сужение сознания - это постоянная концентрация внимания исключительно на одном предмете или теме и рассмотрение всех других вопросов только с точки зрения того, какое они имеют значение для данного предмета или темы. Человек не просто "зацикливается" на одном вопросе, но рассматривает всё остальное как подчинённое этому одному. Специфика профессии накладывает существенный отпечаток на духовный облик человека. Суженное сознание позволяет человеку добиваться успехов в своей профессиональной деятельности. Но оно обедняет его внутренний мир, делает его односторонним и искажённым. И если для овладения профессиональными навыками оправдана известная суженность сознания, то для общения, напротив, важна его широта.

2. Задача формирования навыков критического мышления. Ещё Сократ, опираясь на древнее изречение "подвергай всё сомнению", настаивал на критичности как неотъемлемом свойстве всякого самостоятельного размышления. Сомнение в том, что кажется хорошо известным и естественным, может подвигнуть человека к более глубокому изучению данного объекта. Сомнение должно пробудить "полемический разум". Однако на этапе сомнения останавливаться не следует, необходимо двигаться дальше в поисках позитивного решения.

3. Задача формирования самобытной личности. Эта задача прямо связана с особенностями философского знания, в частности с его обращённостью к глубинам души человека и к духовным основам его бытия.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

И экономики здравоохранения

Кафедра социально гуманитарных наук с курсом менеджмента... и экономики здравоохранения...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема №1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ
    ЧАСТЬ 1 ( темы 1-3 ) Санкт-Петербург 2008 г. УКД 1 (075. 8) (06) Селезнев В.Д., Шмерлинг И.Ш. Конспект лекций п

Тематический план чтения лекций и проведения семинарских занятий
    №   Т е м а Количество часов   Лекции   Семинары

Тема №2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  1. Происхождение и своеобразие античной философии. 2. Милетская школа философии и её особенности. Поиск субстанции. 3. Философские взгляды Гераклита. Наивная диале

Тема №3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Предпосылки возникновения философии Средневековья. 2. Апологетика и патристика. Учение Августина Аврелия. 3. Схоластика. Философский синтез Фомы Аквинского. 4. Основны

Святитель Иоанн Златоуст
Каждое из лиц божественной троицы раскрывает одну из сторон единого Бога, выполняет в рамках вероучения определённую функцию. Бог-сын вечно рождается Богом-отцом, они единосущностны. Столь же едино

Контрольный тест по темам 1-3
Обвести кружком номер правильного ответа:   1. Первым назвал новый способ мышления “философия”: а) Гераклит; б) Платон; в) Сократ; г) Пифагор; д) Демокрит.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги