рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема №2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тема №2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ - раздел Экономика, И экономики здравоохранения   1. Происхождение И Своеобразие Античной Философии. 2...

 

1. Происхождение и своеобразие античной философии.

2. Милетская школа философии и её особенности. Поиск субстанции.

3. Философские взгляды Гераклита. Наивная диалектика Гераклита.

4. Атомизм Демокрита и его значение в истории философии и естествознания.

5. Сократ и его школа. Объективный идеализм Платона.

6. Философские взгляды Аристотеля.

7. Философия эллинистической эпохи. Материализм Эпикура и Лукреция Кара. Греческий и римский стоицизм.

8. Философские идеи в античной медицине. Эмпидокл. Гиппократ и Акслениад об основах врачебного искусства. Медицина Галена.

1. В античной Греции философия формируется в тот период, когда привычный строй и порядок оказываются под угрозой, а прежние традиционно-мифологические представления обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворить новые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и его прилив в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизации новых земель расширялся географический горизонт греков. Гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об условности их собственных социальных и политических установок. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

Социально-экономические изменения, происходившие в VII-VI веках до н.э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и явилась одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Нарождавшаяся философия, с одной стороны, выступила как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой стороны, она пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

Античная философия развивалась на протяжении 12 веков, с VII в. до н.э. до VI в. н.э. Она возникает и существует в "силовом поле", полюсами которого являются, с одной стороны, мифология, а с другой - формирующаяся именно в Древней Греции наука. В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов: I) натуралистический период, где основное внимание уделялось проблемам природы и Космоса (милетцы, пифагорийцы, элеаты); 2) гуманистический период с его вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам (Сократ, софисты); 3) классический период с его грандиозными философскими системами Платона и Аристотеля; 4) период эллинистических школ (стоики, эпикурейцы, скептики), занятых моральным обустройством людей; 5) неоплатонизм, с его универсальным синтезом, доведённым до представления о Едином-Благе.

Наиболее зримо в античной философии выделяются три части: физика, понимаемая в данном случае как философское учение о природе;

этика (философское учение о человеке) и логика (учение о слове, понятии). Характерными чертами античной философии являются следующие:

1. Античная философия синкретична, это означает, что для неё характерна большая слитность, нерасчленённость важнейших проблем, чем для последующих видов философствования.

2. Античная философия космоцентрична: её горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Это означает, что именно античные философы выработали самые универсальные категории.

3. Античная философия многого достигла на понятийном уровне. Однако она почти не знает законов.

4. Этика античности - это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга и ценностей. Античные философы характеризовали человека в основном как наделённого добродетелями и пороками.

5. Обращает на себя внимание поразительное умение античных философов находить ответы на кардинальные вопросы бытия. Античная философия по-настоящему функциональна, она призвана помочь людям в их жизни.

2. Одной из первых философских школ считается милетская (VII-VI вв. до н.э.). Мыслители из города Милета - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен сделали решительные шаги к демифологизации античного мировоззрения. "Из чего всё?" - вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. Сама постановка вопроса по-своему гениальна, ибо она имеет своей предпосылкой убеждение, что всё можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Таким источником Фалес считал воду, Анаксимен - воздух, Анаксимандр - некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон (термин "апейрон" буквально означает беспредельное). Вещи возникают в результате тех превращений, которые происходят с первовеществом, - сгущений, разряжений, испарений. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом, – это есть первооснова всего сущего.

Фалес был первым философом "физиса".

Он полагал первопричиной всего воду. Однако эмпирическая, чувственно-конкретная, вода - это одно из состояний первопричины, выделяемой Фалесом. Его вода соотносилась с божественным началом, она "разумна". Фалес - гилозоист, поскольку считает мир одушевлённым, пронизанным жизнью.

Само первоначало у милетских философов представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие её одушевленные существа.

Предполагают, что Анаксимандр был учеником Фалеса.

 

В отличие от последнего, Анаксимандр отвечает на вопрос, как из первоначала происходят все вещи. Хотя основа едина, но из неё рождаются противоположности. Рождённая противоположность пытается доминировать, расширить свои пределы, стать всем, т.е. Богом. Поскольку же элементы мира вода, земля, воздух, огонь должны находиться в пропорции, гармонии, то некоторого рода необходимость постоянно восстанавливает равновесие. Космогония Анаксимандра связана с учением о выделении противоположностей из апейрона. Из него возникают первые две противоположности: холодное и горячее. Холодное вначале явля­ется жидким, под воздействием горячего, огня, оно образует воздух. Огненная сфера рождает солнце, луну, звёзды. Жидкий элемент, собираясь в земных впадинах, образует моря. Из жидкого элемента под воздействием солнца рождаются первые элементарные живые организмы, из которых развиваются всё более сложные организмы.

Анаксимен, ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух, свойством которого является апейрон. Порождение всего многообразия явлений из воздуха объясняется Анаксименом через динамический механизм его "разряжения" и "уплотнения". Огонь - это разряженный воздух, сгущаясь, воздух последовательно становится ветром, облаком, землей, и при дальнейшем сгущении камнем. Разряжение связано с нагреванием, а сгущение - с охлаждением.

3. Гераклит (ок. 544-480 гг. до н.э.) принадлежал к царско-жреческому роду.

Ещё в древности он был прозван "Тёмным" за туманость и иносказательность выражения своих мыслей и "Плачущим", поскольку, выходя из дома, плакал, жалея людей, дурно живущих и дурно умирающих. Первопричиной, порождающей всё многообразие явлений, Гераклит называет огонь. Вещи не просто составлены из Огня или неких огненных частиц, а образуются его различными состояниями, каждое из которых имеет свою собственную меру.

У Гераклита можно выделить ход мысли, характерный для многих античных философов. Это - разделение космоса на два уровня, пласта бытия: чувственно-конкретный, постижение которого доступно обывателю, и умопостигаемый - доступный мудрецу. Чувственно-конкретный мир множественен, изменчив, преходящ. Он возникает из-за недостатка огня и погибает от его избытка, мирового пожара, через определённый период. Становление этого пласта бытия происходит благодаря непрерывному переходу одной противоположности в другую. Всё в мире состоит из противоположностей, всё происходит через распрю, борь­бу. Вследствие этого всё изменяется, течёт; образно говоря, нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

Гераклит впервые попытался выразить одно из сложнейших понятий всей философии - понятие становления. Когда вещи нет, она ещё не становится, а когда она есть, то уже не становится. Поэтому момент становления невозможно выразить иначе, как сказать: становление - это когда есть и одновременно его нет. Иначе говоря, становление невозможно выразить без противоречия.

Гераклит считает, что миром правит Логос. Логос - это и разумное слово, и повествование, и довод, и исчисление, и учение и т.д. Но Логос можно понять и как "закон" - всеобщую смысловую связь сущего, как принцип порядка и меры. Таким образом, то, что для чувства выступает как огонь, для ума есть Логос.

"Отцом" античной диалектики принято считать Гераклита (из города Элея). Однако Гераклитовская философия противоречий резко критиковалась элеатами, такими как Парменид и его ученик Зенон. Так, Парменид считал тех людей, у кого "быть" и "не быть" считается одним и тем же и не одним и тем же, "двухголовыми".

Особое внимание элеаты уделяли проблеме множественности. По их мнению, вопреки чувственным впечатлениям нельзя помыслить множественность. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма никак не даст нечто конечное, конечную вещь. Если же вещи конечны, то между конечными двумя вещами всегда есть третья вещь. Противоречие: конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей, что невозможно. Невозможна не только множественность, но и движение. Зенон выдвинул ряд парадоксальных положений, которые получили название апории. С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не суть бытие. Первая из апорий - "Дихотомия" доказывает: для того чтобы пройти определённый путь, надо сначала пройти его половину, а чтобы её пройти, надо пройти четверть пути, и далее - одну восьмую пути, и так до бесконечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть в ближайшую к ней. Апория "Ахиллес и черепаха": быстроногий Ахиллес не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползёт ещё немного и так всякий раз до бесконечности. Апория "Стрела": летящая стрела на самом деле покоится. Зенон утверждает, что, если предположить, что стрела летит, т.е. движется в пространстве, то в то же время следует противоположное суждение, что в каждое мгновение полёта она занимает пространство, равное собственной длине, т.е. пребывает в пределах этой части пространства, значит, в нём неподвижна.

Апории Зенона опровергали много раз, указывая просто на факты:

А догнал В, С летит и т.д. Однако такие опровержения не многого стоят. Элеаты ставят вопрос по научному: если есть движение, то его надо осмыслить. Конечно, из непонимания движения и множественности не следует, что их нет вообще. Элеаты показывают роль и значение логических доказательств, необходимости рассмотрения - наряду с миром событий - умопостигаемого уровня реальности, не поддаваясь "обману воображения". Элеаты поставили проблему соотношения единого и множественного, непрерывного и прерывного, движения и покоя.

Гераклита интересует прежде всего изменение и движение, их истоки, причины, которые он усматривает в борьбе противоположностей. Элеаты в первую очередь обеспокоены тем, как понять, как интерпретировать то, что все считают изменением и движением. Согласно размышлениям элеатов, отсутствие непротиворечивого объяснения природы движения ставит под сомнение его реальность. Элеаты показали современникам, что едва ли те понимают содержание движения.

4.Кризис, вызванный апориями Зенона, был очень глубок. Чтобы его преодолеть, требовались новые идеи. Их предложил знаменитый философ Демокрит (род. ок. 470 г. до н.э.). Он принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом. Демокрит далее предположил, что вещество, пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, ибо есть мельчайшие, далее неразделимые их фрагменты - атомы вещества, амеры (атомы пространства), хрономы (атомы времени). То или иное тело состоит из определённого числа атомов, каждый из которых имеет конечный объём, соответст­венно конечный объём имеет и составленное из атомов тело. Стрела летит, ибо, по определению, движение есть преодоление определённого расстояния, состоящего из определённого числа амер, за определённое время, которое в свою очередь состоит из определённого числа своих квантов. Чтобы избавиться от затруднений с пониманием изменения, было предложено, что атомы неизменны, обладают как раз теми же абсолютными качествами, что парменидовское бытие, они неделимы и однородны. Демокрит как бы "свёл" изменение к неизменному, к атомам.

По Демокриту, есть атом и пустота. Атомы различаются формой, расположением, весом. Атомы движутся в различных направлениях. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетания атомов образуют целые миры: в бесконечном пространстве существует бесконечное множество миров. Человек есть собрание атомов. Душа человека составлена из особых атомов. Всё происходит, согласно необходимости, случайность отсутствует.

Демокрит сумел объединить сильные стороны представлений Гераклита и элеатов. Парменидовское бытие он уменьшил до атомов, сохранив тем самым постоянство мира. А все гераклитовские изменения связал с механическим движением атомов, их сочетанием друг с другом.

Атомная гипотеза имела и имеет огромное значение в физике и химии. Но древний атомизм явился результатом размышления не над физическими, а над определёнными философскими трудностями. Выход из ситуации оказался в чём-то гениальным, а в чём-то наивным. Заслуживает внимания сама методика разрешения философских проблем: новые идеи содержат в себе достоинство старых. Другое достижение состоит в обнаружении атомарного, элементарного.

Наивное в этих идеях объясняется неразвитостью воззрений философов. Обнаружив атомарность в мире событий, явлений, они ещё не были в состоянии дать ей теоретическое описание. Очень скоро древний атомизм встретился с трудностями, которые не мог преодолеть. Например, длина гипотенузы треугольника с единичными катетами равна √2. Но √2 не является рациональным числом, т.е. нельзя длину гипотенузы представить числом атомов пространства.

 

 

Философия Демокрита (460-370 гг. до н.э.)

Миропонимание Учение о познании Политические взгляды
Два первоначала мира: атомы и пустота Душа – сочетание самых совершенных (шарообразных) атомов   Демокрит – сторонник античной демократии
Атом – неделимая, мельчайшая частица, весь мир состоит из атомов
Атомы многообразны по форме и величине
Атомы находятся в вечно движении, движутся в пустоте, пространстве Атом невозможно «увидеть» Путем чувственного познания
Тела – сочетания различных атомов
Круговорот атомов: сочетание (возникновение тел) – распад сочетания (исчезновения тел) Учение об «эйдосах» - тонких облачках, исходящих от вещей, воздействующих на органы чувств
Звук, цвет и т. д. атомам не присущи, а существуют условно, «не по природе самих вещей» (идея первичных и вторичных качеств)
Тела не сотворены Богом, а существуют естественным путем. По необходимости Чувств восприятие – основной источник познания, но это «темное» знание о предметах, «светлое» знание – разум: о сущности мира, атомах и пустоте
Отождествление причинности и необходимости. Отрицание случайности как результата незнания

Учитель Демокрита – Левкипп, выдвинувший атомистическую гипотезу. Продолжатели – Эпикур, Лукреций Кар

 

5. Сократ (470-399 гг. до н.э.) хочет понять мир, двигаясь не от событий к событиям, а от общего к событиям.

Он говорит, что ему известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрасна по-своему. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее - это их общая идея, эйдос, или смысл. Общее может быть обнаружено не чувствами, а умом. Тем самым Сократ заложил основы идеализма. Он уверен, во-первых, что общее каким-то образом существует, а во-вторых, что при объяс­нении мира событий надо начинать с общего.

Главным предметом философствования Сократа был человек, основное отличие которого от всего мира - это душа. Душа, в первую очередь, - это разум. Девизом Сократа стало: "Познай самого себя". Сократ разработал метод приобретения знания - диалектику, состоящую из иронии и майевтики (рождения мысли, понятия). Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала даёт негативный результат: "Я знаю, что ничего не знаю". Ирония расчищает душу. Сократ строит понятие, что объединяет изменчивые вещи в один род.

Сократ искал устойчивые нравственные нормы, на которые мог опереться человек для совершенствования своей души. Добродетель - это способ бытийствования, делающий человека тем, чем ему должно быть. Добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Душа бессмертна, тело- могила души, умирает тело - начинает жить душа.

 


 

Философия Сократа

(469-399 гг. до н.э.)

 

 

Философ, мудрец, полемист, педагог
Ф Философия этического реализма

- Любое знание есть добро. - Любое зло, порок – результат незнания. Майевтика – искусство учить истине, используя логические приемы для ее нахождения в споре, а не путем заучивания.

 

Платон (427-347 гг. до н.э.), ученик Сократа, основал в Афинах Академию. Основными проблемами в философии Платона являются: учение об идеях, космология, учение об обществе, этика.

Об идеях Платона. Платон стремится развить сократовские представления. Идея вещи есть смысл вещи, есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи. Соотношение между вещью и идеей Платон рассматривает двояко: как переход от вещи к идее и как переход от идеи к вещи. В рамках соотношения вещь-идея последняя есть предел становления вещи, в рамках идея-вещь идея есть порождающая модель того класса вещей, которому она сопричастна. Идеи существуют и без человека. Идеи объективны. Платон - объективный идеалист. Идеи невещественны. Платон считает, что идеи могут существовать (на небе!) и без сопричастности к ним вещей, порой переселяясь в них, порой покидая их. (За это Платона особенно часто критиковали). Общее существует, и в лице Платона объективный идеализм имеет великую заслугу перед человечеством. У Платона мир идей - иерархически организованная целостность, вершиной и основанием которой является идея Блага. Умопостигаемый мир - истинная причина чувственного мира, в соответствии с ним вечный творец Демиург из любви к Благу создаёт "хору", пространственность. Физический космос, порядок - триумф Ло­госа. В силу этого становится возможным и познание, которое Платон рассматривает как припоминание.

Космология Платона. Платон постулирует существование идей, материи и Бога, который понимается как Демиург. Из смеси идей и материи Демиург создаёт мировую душу и распространяет её по всему пространству. Мировая душа делится на стихии - огонь, воздух, землю. Соответственно гармоническим математическим отношением Бог придал Космосу наиболее совершенную форму - форму сферы. В центре Космоса - Земля. Орбиты планет и звёзд подчиняются гармоническим математическим соотношениям. Бог-демиург творит такие и живые существа. Космос - это одарённое разумом живое существо. Структура мира такова:

божественный разум (демиург), мировая душа и мировое тело. Всё происходящее, временное, равно как само время, есть образ вечного, идей.

Учение Платона об обществе. По Платону, величайшим благом является справедливость. Несправедливость - это зло. Последнее он относит к следующим типам государства: тимократия (власть честолюбцев), олигархии (власть богатых), тирании и демократии, сопровождающейся произволом и анархией. Справедливое государственное устройство Платон "выводит" из трёх частей души: разумной, аффективной и вожделеющей. Одни разумны, мудры, они способны и, следовательно, должны управлять государством. Другие - аффективны, мужественны, им суждено быть стратегами, военачальниками, воинами. Третьи, обладающие по преимуществу вожделеющей душой, сдержанны, им надо быть ремесленниками, земледельцами. Итак, имеется три сословия: правители; стратеги; земледельцы и ремесленники. Далее Платон даёт массу конкретных рецептов, например, чему кого надо учить и как воспитывать, предлагает лишить стражей собственности, установить для них общность жён и детей, вводит различного рода регламентации.

Этика Платона. На вершине сократовских и платоновских идей находится идея блага. Благо проявляется в различных идеях: и в идее красоты, и в идее истины. Платон ставит этическое (т.е. идею блага) выше эстетического (идея красоты) и научно-познавательного (идея истины). Платон отлично сознаёт, что этическое, эстетическое, познавательное, политическое как-то соотносятся друг с другом, одно определяет другое. Сознательный выбор Платона: всё самое лучшее есть проявление идеи блага. Каждую идею он "нагружает" нравственным содержанием.

Философия Платона (428/427 – 347 гг. до н.э.)  

 

 

6. Аристотель является самым универсальным мыслителем античности.

Он родился в г.Стагире в 384 г. до н.э. Аристотель был учеником Платона. Он организовал собственную философскую школу - Ликей. Наиболее значимые произведения Аристотеля - "Органон", "Метафизика", "Физика", "О душе", "Никомахова этика", "Политика", "Экономика", "Риторика". Согласно Аристотелю, философия (первая философия) должна изучать сверхчувственное и вечное сущее, начала и причины. Чувственное, изменчивое сущее изучает физика ("вторая философия"). В целом ряде отношений Аристотель выступает вроде как решительный противник Платона, но по сути он продолжает дело своего учителя.

В учении о познании Аристотель выдвинул тезис: "ничего нет в разуме, чего бы сперва не было бы в чувствах". Этот тезис стал основой сенсуалистического направления в гносеологии. Душа подобна воску, на котором возникают отпечатки вещей. Путь к познанию означает восхождение от единичного к общему, от первичных ощущений и восприятий к логическому обобщению.

Материя и эйдос (форма). Аристотель критикует платоновское учение об идеях. Основные возражения: I) идеи в платоновском понимании бесполезны для понимания вещей; 2) у Платона отсутствует удовлетворительное решение вопроса об отношении мира вещей и мира идей; 3) противоречивы логические отношения идей между собой и с вещами; 4) в обоснованном мире идей Платон не способен указать причину движения и становления вещей чувственного мира. По Аристотелю, каждая вещь соединяет в себе чувственное и сверхчувственное, поскольку она есть сочетание "материи" и "формы". Единичное бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материя - это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью всегда оказывается форма (шаровидность по отношению к медному шару). Форма выражается понятием. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди ещё не делали шар. Когда материя оформлена, то нет материи без формы, равно как формы без материи. Выходит, что эйдос - форма - это и сущность отдельного единичного предмета, и то, что охватывается этим понятием.

Возникновение вещей есть "оформление" материи, в процессе которого участвуют четыре вида причин: материальная, формальная, производящая, и целевая. Так, материальная причина дома - то, из чего он строится, формальная - план дома, производящая - архитектор, целевая - законченное здание.

Существует целая иерархия вещей, от неорганических объектов до растений, живых организмов и человека (эйдосом человека является его душа). В этой иерархической цепи особый интерес представляют крайние звенья. Началом цепи является первая материя, т.е. ещё не оформленная определённым образом. Конечным звеном является эйдос эйдосов. Это перводвигатель и вместе с тем первоум. Ум-перводвигатель - это принцип всего, Космоса в целом, это все материальное в пределе своего становления - как динамического, так и целевого. Концепция ума-перводвигателя явилась логическим заключительным звеном представлений о единстве материи и эйдоса. Ум-перводвигатель Аристотель называет богом.

Логика и методология. Аристотель весьма подробно рассматривает ряд категорий, каждая из которых выступает у него в трояком виде: I) как род бытия; 2) как форма мысли; 3) как высказывание. Категории, которыми умело оперирует Аристотель, следующие: сущность, свойство, отношение, количество и качество, движение (действие), пространство и время.

Три закона формальной логики: I. Закон тождества (А есть А), т.е. понятие должно употребляться в одном и том же значении. 2. Закон исключенного противоречия (А не есть не-А). 3. Закон исключенного третьего (А или не-А истинно, "третьего не дано").

На основе законов логики Аристотель строит учение о силлогизме. Смысл силлогизма состоит в том, что в нём два крайних термина и соединяются посредством третьего М, общего обеим посылкам. В итоге получается определение, называемое выводом. Например:

Все граждане России имеют право на труд (большая посылка)

Иванов - гражданин России (меньшая посылка)

Иванов имеет право на труд (вывод)

Силлогизм нельзя отождествлять с доказательством вообще. Есть доказательства, которые отличаются от силлогизмов.

Общество. Этика. Аристотель, вопреки Платону, считает, что благо должно быть достижимым, а не потусторонним идеалом. Цель человека - стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели - это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие - мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармоничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Этика - практическая философия.

Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается общая польза) и неправильные (польза некоторых).

Правильные Формы: Количество правящих: Неправильная форма:
Монархия Один Тирания
Аристократия Богатое меньшинство Олигархия
Полития Большинство Демократия

 

Аристотель связывает определённое государственное устройство с принципами: принцип аристократии - добродетель, принцип олигархии - богатство, принцип демократии - свобода и нищета, в том числе духовная.

7. Эллинистическая философия складывается в послеклассический период развития философии античности, начиная с III в. до н.э. В ней можно выделить три главных философских течения: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Они являются ничем иным, как субъективной разновидностью соответственно досократовской теории материальных элементов (огня), философии Демокрита и философии Гераклита: теория огня - стоицизм, древний атомизм-эпикуреизм, философия текучести Гераклита - скептицизм.

Эпикур вносит значительные изменения в понимание природы атомов. Существенные характеристики атома - фигура, вес и величина. Движение атомов происходит как падение вниз в бесконечное пространство, под воздействием тяжести атомов. Кроме того, в любой момент времени и в любой точке прост­ранства атомы могут "отклоняться" и сталкиваться с другими атомами. Эта теория произвольного "отклонения" атомов была введена Эпикуром для ограничения демокритова детермизма и обоснования свободы человека в этике. Эпикур утверждает бесконечность миров в пространстве и во времени. Душа человека есть сочетание атомов - особо тонких и рассеянных по всему телу.

По Эпикуру, цель жизни - достижение счастья. А счастье понимается как удовольствие, т.е. "отсутствие телесного страдания" или невозмутимость души. Эпикур различает: I)естественные и необходимые удовольствия; 2)естественные, но не необходимые; 3)не естественные и не необходимые. Только удовольствия первого типа несут наслаждения. Вера в бес­смертие - главная причина страха смерти, да и страха вообще. "Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет".

Лукреций Кар: природа состоит из атомов и пустого пространства; в природе всё происходит без участия богов; религия приносит человеку только вред, вселяя в него страх перед богами и смертью. В основу картины мира Лукреций положил принцип причинности. Также он устанавливает закон сохранения материи, которая бесконечна во времени и пространстве. Лук­реция можно считать родоначальником эволюционизма, он является сторонником борьбы за существование и естественного отбора.

Главные моменты стоической картины мира таковы: I)космос -это огненный организм; 2)человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм; 3)смысл мира и человека - лектон, значимость слова; 4)понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии, бесстрастности; 5)не только отдельный человек, но и люди в целом составляют не­разделимое единство с Космосом; Космос можно и нужно рассматривать и как бога, и как мировое государство.

8. Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, поэт, политический деятель, медик.

 

Изложил свои философские взгляды в поэме "О природе". Он высказывает положение о существовании четырёх материальных начал (субстанций), которые он называет "корнями всех вещей". Это огонь, воздух, вода и земля. Жизнь природы, согласно Эмпедоклу, состоит в соединении и разделении этих вещественных элементов. Эмпедокл выс­казывал интересные мысли об изменении органических форм. В медицине он один из основоположников направления, представители которого полагали, что знать врачебное искусство невозможно тому, кто предварительно не исследовал, что такое человек. По его мнению, медицина не может быть собранием знахарских рецептов, неизвестно на чём основанных или основанных на слепом предании. Большое внимание Эмпедокл уделял вопросам анатомии и физиологии. В основу своих представлений о строении организма, он кладёт учение о четырёх элементах, объясняя различия свойств органических тканей пропорциями, в которых элементы входят в состав этих тканей. Детально разработанная теория ощущений основывалась на принципе "подоб­ное познаётся подобным".

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) - древнегреческий врач, в философии - материалист, эклектически сочетавший учения различных греческих философов.

Он примыкал к натурфилософии, сводя всё существующее к огню, как действующей причине, и к воде, как питательному началу. Основным принципом Гиппократа в его суждениях о человеческом организме, болезнях, о лечении является принцип согласия несогласного. Он придерживал­ся идей неуничтожимости материи, тождества возникновения с объединением элементов, тождества гибели тел с их разъединением. Им проводится идея о влиянии географических условий и климата на особенности организма, свойства характера и даже на общественный строй. Он высказал идею о четырёх жидкостях в человеческом организме (слизь из мозга, кровь из сердца, жёлтая желчь из печени, черная желчь из селезёнки) и выделил четыре основных темперамента - сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Гален (130-200 гг.) - врач и философ. В философии - идеалист, соединивший в своей философии отдельные идеи Платона, стоиков и Аристотеля.

 

 

К "четырём причинам" Аристотеля добавил пятую - инструментальную. Гален считал, что "лучший врач в то же время - философ". Его кумирами были Платон и Гиппократ.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

И экономики здравоохранения

Кафедра социально гуманитарных наук с курсом менеджмента... и экономики здравоохранения...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема №2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ
    ЧАСТЬ 1 ( темы 1-3 ) Санкт-Петербург 2008 г. УКД 1 (075. 8) (06) Селезнев В.Д., Шмерлинг И.Ш. Конспект лекций п

Тематический план чтения лекций и проведения семинарских занятий
    №   Т е м а Количество часов   Лекции   Семинары

Тема №1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
  1.Понятие мировоззрения, его исторические типы. 2.Специфика философского мировоззрения. 3.Основы функции философии 4.Философия и медицина.  

Тема №3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Предпосылки возникновения философии Средневековья. 2. Апологетика и патристика. Учение Августина Аврелия. 3. Схоластика. Философский синтез Фомы Аквинского. 4. Основны

Святитель Иоанн Златоуст
Каждое из лиц божественной троицы раскрывает одну из сторон единого Бога, выполняет в рамках вероучения определённую функцию. Бог-сын вечно рождается Богом-отцом, они единосущностны. Столь же едино

Контрольный тест по темам 1-3
Обвести кружком номер правильного ответа:   1. Первым назвал новый способ мышления “философия”: а) Гераклит; б) Платон; в) Сократ; г) Пифагор; д) Демокрит.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги